методические материалы для родителей "Что я могу сделать, чтобы речь моего ребёнка стала лучше?"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Арефьева Зоя Анатольевна

Что может сделать мама, чтобы свести к минимуму возможные речевые проблемы? Оказывается, не так уж и мало. Те приёмы, о которых я хочу сейчас рассказать, не требуют специальной подготовки и не отнимут у вас много свободного времени.

Звуки речи образуются на выдохе. Между тем часто маленькие дети имеют слабый и короткий речевой выдох, поэтому их речь недостаточно громкая или сбивчивая. Работа над продолжительным речевым выдохом принесёт много положительных эмоций вам и малышу.

Чтобы возник звук, губы и язык должны принять определённое положение, создав преграду на пути воздушной струи. Ещё не все звуки доступны малышу, но тренировать мышцы щек, губ и языка уже можно. Так же, как знание обычной азбуки даёт возможность складывать из букв слова, владение азбукой артикуляционной поможет сложить артикуляцию трудного звука. Веселее играть с язычком перед зеркалом, используя для этого весёлые стишки и образы. Вероятнее всего, маленький ребёнок даже не поймёт, что выполняет упражнения (если, конечно, вы не поторопитесь его просветить). Для него это будет просто гримасничанье, новый вид игры. Эта игра будет неоценимым вкладом в становлении чистой речи ребёнка. Благодаря ей, он со временем сможет сам научиться произносить трудные звуки. Ну а если большинство заданий окажется трудновыполнимым, вы сможете вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

Научными исследованиями доказана связь артикуляционной моторики с мелкой моторикой. «Речь находится на кончиках пальцев» - эта фраза стала почти крылатой. Значит, надо развивать тонкие движения пальцев рук. 

И, конечно же – говорить с ребёнком! Использовать каждую минуту, проведённую рядом с малышом, чтобы расширить его словарный запас, не отмахиваться от его вопросов. Вот я режу морковку, отрезаю хвостик, нарезаю лук, вырезаю серединку у яблока… Идёт вода из крана… А что ещё может идти? Да, дядя…, и киска, и мультик идет, и часы, а как тебе идёт новый наряд!... Русский язык богат и только от вас зависит, сможете ли вы это богатство передать своему ребёнку.

Что же может сделать обычная мама для того, чтобы избежать проблем в речевом развитии ребёнка? Оказывается, многое… Надо только захотеть…

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Весёлый язычок» развитие артикуляционной моторики Разработка учителя-логопеда МБДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Что это такое? Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки .

Слайд 3

Зачем это нужно? Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики. Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика исключительно полезна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тех, которые говорят как будто «полный рот каши набили»

Слайд 4

Почему нарушено? С проблемами развития артикуляционной моторики сталкивается около 20 % людей на земле. В младенчестве все дети, так или иначе, имеют недостаточно развитый речевой аппарат, и, как следствие, в возрасте до 4-5 лет не могут полноценно произносить все звуки. Однако с возрастом большинство детей приспосабливает свой речевой аппарат к правильному произношению, а какая-то часть детей сталкивается на этом этапе с определенными проблемами. В большинстве случаев с этими проблемами помогает справиться артикуляционная гимнастика. Но если при выполнении упражнений возникают значительные трудности, возможно потребуется консультация врача. Наиболее вероятны следующие причины: дефекты ротовой полости - неправильный прикус, нестандартная форма языка, короткая подъязычная уздечка. В таких случаях требуется консультация стоматолога-ортодонта; - недостаточная иннервация различных мышц языка. В таком случае нужна помощь невролога

Слайд 5

Правила выполнения упражнений 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 мин. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 сек. (удержание арт.позы в одном положении). 4 . При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону. 5. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно. Второе и третье даются для повторения и закрепления. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Слайд 6

«Артикуляционная азбука» «Артикуляционная гимнастика для девочек» «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Комплексы артикуляционной гимнастики представлены в презентациях:

Слайд 7

Успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Артикуляционная гимнастика для девочек» по Волошиной И.А.

Слайд 2

Двери настежь распахни, Сказка ждет нас впереди. Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 сек, медленно закрыть рот.

Слайд 3

Фея улыбается, Сказка начинается. Растянуть губы в улыбке, показать все зубки

Слайд 4

Трубачи, вовсю трубите! Всех на бал вы созовите! Вытянуть губы вперед в виде трубы.

Слайд 5

Из большущей тыквы этой Будет Золушке карета! Надуть щечки, удерживать воздух в течение 3-5 сек.

Слайд 6

Посмотрите — царь Кощей! Исхудал совсем злодей. Втянуть щечки между зубами в полость рта, губы сомкнуты. Удерживать щечки внутри рта в течение 3-5 сек .

Слайд 7

Наш ковер-самолет Отправляется в полет. Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 — 5 сек.

Слайд 8

Смотрит Настенька в окно. Крутит нить веретено. Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3 — 5 секунд.

Слайд 9

Принцесса под дождем гуляла, Замерзла очень и устала. Рот открыт. Поднять язычок к верхним альвеолам. Постучать язычком по нёбу: «д-д-д-». Упражнение выполнять на выдохе. Подбородок неподвижен.

Слайд 10

Облизала губки Маша — Очень ей по нраву каша! Рот открыть, улыбнуться. Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Подбородок неподвижен

Слайд 11

Принцессе было не до сна — Мешала ей горошина. Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами.

Слайд 12

Золушка полы метет, Песню звонкую поет. Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо-влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.

Слайд 13

Помоет Золушка стекло: Вверху, внизу протрет его. Рот раскрыть, улыбнуться. Проводить кончиком языка из стороны в сторону сначала по внутренней поверхности верхних зубов, затем – нижних. Выполнять 5-10 секунд

Слайд 14

Потолок потом протрет И немного отдохнет. Рот раскрыть. Проводить кончиком язычка вперед-назад по нёбу. Выполнять движения 5—7 раз

Слайд 15

Гуси-лебеди летят, Крылья в воздухе шумят. Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднимать широкий язычок на верхнюю губу, опускать на нижнюю. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

Слайд 16

Карета по мосту летит, В ней Золушка на бал спешит. Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3—5 секунд.

Слайд 17

Конь бежит, земля дрожит, Принц к невесте в дом спешит. Рот открыть. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался

Слайд 18

У ворот дракон лежит — Путь к принцессе сторожит. Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр-бр».

Слайд 19

Крыльями дракон захлопал, Конь копытами затопал. Рот открыть. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося «па-па-па». Следить, чтобы язычок лежал на нижней губе

Слайд 20

В замок принц скорей вбегает Дверь дубовую толкает. Рот открыть, улыбнуться. Упереться кончиком язычка в верхние зубы, ритмично их толкать 5 - 7 раз

Слайд 21

Мамочка дала в дорожку Красной Шапочке лукошко. Открыть рот. Высунуть язычок в виде лукошка, корзиночки. Удерживать язычок в течение 3—5 секунд .

Слайд 22

Рак русалочку смешит — Он клешнями шевелит. Рот открыть. Широким язычком быстро проводить вперед-назад по верхней губе. Произносить: «бл-бл-бл-бл».

Слайд 23

Волосы у Златовласки Гребешком расчешем красным. Улыбнуться, сквозь стиснутые зубы просовывать напряженный язык. Повторять движение 5 — 7 раз.

Слайд 24

На гармошке шут играет, Он принцессу развлекает. Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу, чтобы натянулась уздечка. Ритмично закрывать и открывать рот, не отрывая язычок от нёба. .

Слайд 25

Вьюга, ветер завывают — К Каю Герду не пускают! Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик язычка поставить на верхние зубки с внутренней стороны, гудеть горлышком: «ы-ы-ы». Выполнять 3 — 5 секунд

Слайд 26

Зонт раскрыт над головами — Мэри Поппинс снова с нами. Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Удерживать 5 —10 секунд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Артикуляционная гимнастика для мальчиков» по Волошиной И.А.

Слайд 2

Гараж двери открывает И машина выезжает. Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 сек, медленно закрыть рот.

Слайд 3

Улыбается машинка – у неё помыта спинка. Растянуть губы в улыбке, показать все зубки

Слайд 4

У машины есть труба — очень длинная она! Вытянуть губы вперед в виде трубы.

Слайд 5

Это сытая машина. Баки, полные бензина. Надуть щечки, удерживать воздух в течение 3-5 сек.

Слайд 6

Посмотрите-ка: машина Похудела без бензина. Втянуть щечки между зубами в полость рта, губы сомкнуты. Удерживать щечки внутри рта в теч-е 3-5 сек .

Слайд 7

Вот широкая дорога, Здесь машин проедет много. Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 — 5 сек.

Слайд 8

Это — узкая дорожка, Здесь машин совсем немножко. Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3 — 5 секунд.

Слайд 9

Мотор как сердце у машинки: Стучит — поедем без заминки. Рот открыт. Поднять язычок к верхним альвеолам. Постучать язычком по нёбу: «д-д-д-». Упражнение выполнять на выдохе. Подбородок неподвижен.

Слайд 10

Все колеса закрутились. По дорожке покатились. Рот открыть, улыбнуться. Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Подбородок неподвижен

Слайд 11

Каменистый путь не прост. Не жалей-ка ты колес! Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами.

Слайд 12

Начал дождь в стекло стучать. Время дворники включать. Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо-влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.

Слайд 13

В горку только поднялись — И скорее мчимся вниз. Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднимать широкий язычок на верхнюю губу, опускать на нижнюю.

Слайд 14

Мостик выгнулся дугой — Проезжаем над рекой. Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать 3 — 5 сек.

Слайд 15

Пусть машинка отдохнет. Нас лошадка подвезет! Рот открыть, щелкать язычком, присасывая его к верхнему нёбу.. Подбородок неподвижен

Слайд 16

Экскаватор так хорош — У него огромный ковш! Открыть рот. Высунуть язычок и приподнять его края, чтобы он стал похож на ковш. Удерживать 3— 5 секунд.

Слайд 17

На дороге грязь, как каша. Не буксуй, машинка наша! Рот открыть. Широким язычком быстро проводить вперед-назад по верхней губе. Произносить «бл-бл-бл-бл».

Слайд 18

На пути опять преграда, — Подтолкнуть машинку надо. Рот открыть, улыбнуться. Упереться кончиком язычка в верхние зубы, ритмично их толкать 5 — 7 раз.

Слайд 19

Не заводится мотор. Почини его, шофер! Рот открыть. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося «па-па-па». Следить, чтобы язычок лежал на нижней губе

Слайд 20

Нужно нам капот открыть И машину починить. Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Удерживать 5 —10 секунд.

Слайд 21

Поработаем насосом — Подкачаем все колеса! Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу, чтобы хорошо натянулась уздечка. Ритмично закрывать и открывать рот, не отрывая язычок от нёба.

Слайд 22

Щетки тут взялись за дело, И машинка заблестела. Рот открыть, улыбнуться. Кончиком язычка проводить влево-вправо по внутренней стороне верхних, а затем нижних зубов. Выполнять движение 5-20 раз.

Слайд 23

Кисточкой машину красим - Будет всех она прекрасней. Рот раскрыть. Провести кончиком язычка вперед-назад по нёбу. Выполнить движение 5 — 7 раз

Слайд 24

По пути заедем в порт. Погуди нам, пароход. Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик язычка поставить на верхние зубки с внутренней стороны, гудеть горлышком: «ы-ы-ы». Выполнять 3 — 5 секунд.

Слайд 25

Радостно мотор шумит — К дому путь теперь лежит! Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр-бр».

Слайд 26

Закрывается гараж. Путь теперь окончен наш. Рот открыт. Язычок спокойно лежит внутри полости рта. Меделенно закрыть рот


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Послушный ветерок» развитие речевого дыхания Разработка учителя-логопеда МБДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Зачем это нужно? Особенности речи, её плавность и громкость, очень сильно зависят от речевого дыхания. Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. Однако при нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться. Звуки речи образуются на выдохе. Источником их образования является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 3

Что это такое? Речевое дыхание отличается от физиологического - того, как мы дышим обычно. При обычном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Вдох в речи короче, интенсивнее, глубже, чем в обычном дыхании и делается через рот. Количество вдохов при речевом дыхании 7-10, а при обычном 14-20.

Слайд 4

Как может быть нарушено? Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз Понаблюдайте за ребенком, если у малыша обнаружится один или больше ниже перечисленных признаков, значит речевое дыхание нарушено. Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы; Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди фразы или слова; Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи; Ребенок говорит «в нос». Обнаружить носовое произношение можно так: зажмите пальцами нос ребенка и попросите произносить какое-нибудь слово (в предложенных словах не должно быть звуков М, Н, Б). Если у ребенка носовое произношение, то пальцами вы ощутите толчки воздуха в ноздрях ребенка, на слух носовое произношение так же станет заметнее; Ребенок произносит звук Р горлом.

Слайд 5

Как правильно? (параметры правильного ротового выдоха) выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха"; выдох происходит плавно, а не толчками; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как выходит воздух); выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых вдохов. Для того, чтобы говорить красиво и четко, нужно произносить часть фразы или целую фразу на одном выдохе. Паузы при речевом дыхании делаются при выдохе и не должны быть слишком короткими и продолжительными, иначе речь станет несвязной и отрывистой.

Слайд 6

Почему нарушено? Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей… Что делать? Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка. Правило простое: у дошкольников длительность выдоха в секундах соответствует количеству полных лет. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Слайд 7

Меры предосторожности При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. ВНИМАНИЕ! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение : не делайте более 3–5 упражнений подряд.

Слайд 8

Правила выполнения упражнений Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди

Слайд 9

Упражнения и игры Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Слайд 10

Лети, бабочка! - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. (подуть на бабочек) - Смотри, полетели! Как живые! - Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. К каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Слайд 11

Ветерок Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки ). Подготовьте метёлочки – прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! - Вот так! - А теперь ты подуй!

Слайд 12

Осенние листья Оборудование: осенние кленовые листья, ваза. Соберите вместе с ребенком букет осенних листьев и поставьте их в вазу. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. - Вот желтый листок, а вот красный. - Помнишь, как листья шуршали на ветках? - Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья

Слайд 13

Листопад Оборудование: вырезанные из двухсторонней цветной бумаги разноцветные листочки - Представь, что сейчас осень. - Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. - Подул ветер - разбросал все листья по земле! - Давай сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с ребёнком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха.

Слайд 14

Снег идёт! Оборудование: кусочки ваты. Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает про зиму. - Представь, что сейчас зима. - На улице снежок падает. - Давай подуем на снежинки!

Слайд 15

Одуванчик Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Предложите ребёнку найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем покажите, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. - Давай подуем на одуванчики! - Дуй один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. - Смотри, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Слайд 16

Вертушка Оборудование: игрушка-вертушка. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. - Вот как завертелась! - Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Слайд 17

Песня ветра Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче

Слайд 18

Катись, карандаш! Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Слайд 19

Футбол Оборудование: легкий пластмассовый шарик. Ход игры: Прочертите на столе линию. Кубиками (или с помощью коробочек) обозначьте ворота. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.

Слайд 20

Воздушный шарик Оборудование: обычный воздушный шар Ход игры: Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу. На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Слайд 21

Плыви, кораблик! Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. - Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. - А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Слайд 22

Уточки Оборудование: резиновая уточка с утятами; другие игрушки, плавающие в воде. Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой - Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. - Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

Слайд 23

Буря в стакане воды Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, пластмассовый корпус шариковой ручки. Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды . Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Слайд 24

Расти, пена! Оборудование: стакан с водой, трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! – Теперь ты попробуй подуть.

Слайд 25

День рождения Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка. Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой. - У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

Слайд 26

Перышко, лети! Оборудование: птичье перышко. Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх

Слайд 27

Мыльные пузыри Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги. Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата.

Слайд 28

Милиционер Оборудование: свистки. Ход игры: - Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. - Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! - Милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток! Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Если же игра на каком-то инструменте не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

Слайд 29

Надуй игрушку! Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары. Ход игры: Предложите надуть резиновые надувные игрушки. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Посмотри, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... - Давай надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Слайд 30

Бумажный флажок Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см). Ход игры: Покажите ребёнку, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску держать большим и указательным пальцами) Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!

Слайд 31

Успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разговорчивые пальчики» развитие мелкой моторики Разработка учителя-логопеда МБДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Что это такое? Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. Моторика – совокупность двигательных реакций.

Слайд 3

Зачем это нужно? Созревание зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти в основном заканчивается к 6-7 годам. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи. Ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Это даёт основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь

Слайд 4

Как правильно? От рождения до 1,5 лет ребёнок учится брать небольшие легкие предметы, рисовать мелком каракули, стаскивать с себя носки или шапку, используя захват-клешни (большой палец отдельно от всех остальных) От 1,5 лет движения становятся более точными, ребёнок уже может обособлять остальные пальцы, появляются щипковые и щепотковые захваты (тремя пальцами). Совершенствуется связь между полушариями мозга, поэтому дети начинают учиться рисовать не каракули, а линии и круги, учатся резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. Ближе к 3 годам мелкая моторика вступает уже в прямую связь с развитием речи. Ребёнок учится работать с мелкими предметами (поймать бусинку, переложить зёрна из миски в миску, правильно захватить карандаш и т.п.) К 4 годам настает черед обучения видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. Дети умеют ловко поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, могут держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии. Формируется захват пинцетом - ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.

Слайд 5

Почему нарушено? У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить. В современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Слайд 6

Правила выполнения упражнений Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Занятия должны быть только совместными со взрослым, так как необходимо точное выполнение движений, в противном случае результат не будет достигнут. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3х лет это около пяти минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого. Ребенку всегда необходимо предлагать словесную инструкцию. Нельзя заменить ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкции, а так же проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу

Слайд 7

Упражнения и игры Цель: развитие мелкой моторики

Слайд 8

«Бассейн для пальчиков» Любая ёмкость, наполовину засыпанная сухим песком, крупами, горохом, превращается в «пальчиковый бассейн». Искать спрятанные в таком бассейне мелкие игрушки интересно и полезно для пальчиков

Слайд 9

«Золушка» Перебрать фасоль и горох, рис и гречку, выбрать из миски с горохом разноцветные бусины – каждый раз задание может быть разным, но всегда увлекательным!

Слайд 10

Макароны, разрезанные трубочки от сока, бусины, бисер можно сортировать по цвету, размеру или форме, а потом нанизывать на проволоку, шнурок, верёвочку – в зависимости от возраста и способностей вашего малыша «Бусы для мамы»

Слайд 11

Это модное, но весьма не дешёвое увлечение можно организовать на собственной кухне – рассыпать по подносу песок (манную, пшеничную крупы) и рисовать пальчиком (лучше поочерёдно каждым) различные линии, фигуры, буквы. «Рисование песком» Тем, кто постарше, можно попробовать рисовать, высыпая песок тоненькой струйкой из кулачка. И песок и манку можно раскрасить с помощью обычного цветного мела.

Слайд 12

«Щипки и прищепки» Обычные геометрические фигуры, вырезанные из картона, превращаются в солнышко, травку, ёжика…. А ещё прищепки могут осторожно «покусать» малыша за кончики пальцев - отличный массаж, стимулирующий кровообращение

Слайд 13

«Массаж» В качестве вспомогательного массажёра можно использовать теннисный шарик, грецкий орех, сосновую шишку, обычный шестигранный карандаш или даже круглую щётку для волос. Приучите ребёнка к самомассажу – растирать, разминать ладошки и каждый пальчик в отдельности нужно каждый день.

Слайд 14

«Гимнастика для пальчиков» Ловкие пальчики могут изобразить шагающего человечка, скачущего зайку, летящую птицу – и много чего ещё. Упражнения можно сопровождать забавными стихами, можно разыграть настоящий мини-спектакль, а можно дождаться темноты и поиграть в театр теней.

Слайд 15

«Шнуровки» Продаются в любом магазине игрушек – на любой вкус и кошелёк. Однако их с лёгкостью можно изготовить и самостоятельно, не только с помощью сверла, но и с помощью дырокола или шила

Слайд 16

«Изобразительное творчество и конструирование» Любые занятия рисованием, вырезанием, аппликацией, конструированием, бисероплетением, макраме и т.п. оказывает положительное воздействие на формирование моторного навыка. Найдите то занятие, которое увлечёт именно вашего ребёнка, доставит ему радость творчества. И, конечно, с уважением относитесь к результатам труда ребёнка. Впрочем, это уже тема для совсем другого разговора…

Слайд 17

Успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Раз – словечко, два - словечко» развитие лексико-грамматического строя Разработка учителя-логопеда МБДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Что это такое? Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Активный словарный запас - это те слова, которые хорошо знакомы человеку и часто им употребляются. Пассивный словарный запас - это все остальные слова, которые человек знает, однако либо совсем не употребляет, либо употребляет достаточно редко. Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении; основной закон языка.

Слайд 3

Как правильно? К 1 году при нормальном речевом развитии активный словарь ребенка должен достигнуть 10-15 слов («ко-ко», «би-би», мама, папа и др.). К концу 2-го года — 300 слов, при этом в речи крохи должны появиться предложения. К 3 годам словарь увеличивается примерно в три раза и достигает 1000 слов, ребенок строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. К 4 годам речевые возможности ребенка возрастают. Дошкольник имеет достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, использует сложные, в том числе сложоподчиненные предложения. .

Слайд 4

Зачем это нужно? Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Без знания грамматики все слова были бы мертвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя! Своевременное развитие лексико-грамматического строя — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

Слайд 5

Почему нарушено? Частые и устойчивые грамматические ошибки, затруднения в овладении грамматическим строем языка, сопровождаемое и другими недостатками в развитии речи ребёнка определяется как общее недоразвитие речи. Его причиной могут служить различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Возникновение общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребёнком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря.

Слайд 6

Что делать? Разграничить игры и упражнения на формирование лексического запаса и развитие грамматических функций сложно. На самом деле, пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, уточнению их значения, но и за счёт постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных и словоизменительных умений и навыков. Образно говоря, ребёнок получает инструмент для наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможность упражнений для тренировки грамматического строя. Играть в речевые игры!

Слайд 7

Правила выполнения упражнений Необходимо помнить, что все ниже перечисленные задания должны стать не занятиями, а играми для вашего ребёнка, в которые вы будете играть вместе, азартно, с увлечением. Только так можно пробудить интерес малыша к родному языку, живому русскому слову, сформировать чувство языка. Играйте! По дороге в сад или на дачу, в очереди в поликлинику или во время приготовления ужина. Общайтесь со своим ребёнком, и пусть вам это доставляет только положительные эмоции.

Слайд 8

Упражнения и игры Цель: развитие лексико-грамматического строя

Слайд 9

Расширение и активизация словарного запаса. Обогащение словарного запаса происходит путём активизации пассивного словаря, введения новых слов, преимущественно качественных и относительных прилагательных, формирования обобщающих понятий и насыщения их конкретной лексикой .

Слайд 10

«Раз словечко, два словечко…» Участники игры поочерёдно называют слова, обозначающие предметы, находящиеся в поле зрения игроков ( шкаф, пол, окно, занавеска, люстра, кошка ….) Постепенно можно усложнять игру, предлагая называть предметы, начинающиеся на определённый звук, и исключая зрительную опору (т.е. называем любые предметы, а не только те, что находятся в поле зрения, например на звук К – конфета, кактус, костюм, календарь …) Ещё вариант – называть только живые или наоборот, неживые предметы

Слайд 11

«Я знаю 5 имён…» Конечно, число может быть любым – чем старше ребёнок и чем выше уровень его речевого развития, тем большее количество слов на определённую лексическую тему нужно назвать. Обобщающие слова (темы) могут быть разные: от банальных овощей – фруктов - мебели до названий цветов, профессий, явлений природы, пород собак, марок машин или имён фей-Винкс. Темы нужно предлагать по очереди, обязательно включать те, которые интересуют ребёнка. Очень помогает в таких играх кубик с точками – его нужно бросать, чтобы узнать количество слов, которые нужно вспомнить. Элемент случайности добавляет азарта. Точно так же можно раскручивать волчок – он укажет на нужную цифру или поможет выбрать тему. Вместо мячика можно использовать воздушный шар, машинку (катать друг другу), можно загибать пальчики, рисовать и зачёркивать кружочки, выдавать конфетки-драже за каждое слово – всё, что заинтересует малыша и поможет сделать игру действительно игрой, а не скучным занятием. Известная с детства игра с мячом направлена на закрепление и конкретизацию обобщающих понятий.

Слайд 12

«Загадки» Серьёзной проблемой для детей является незнание названий частей предметов. Помогут загадки, которые ребёнок сначала будет отгадывать, потом повторять их для папы или бабушки, а затем и составлять сам. Например: ножки и сиденье – табурет; ножки, спинка и сиденье – стул; ножки, сиденье, спинка и подлокотники – кресло или диван. В этой же игре можно поговорить и о многозначности слов в русском языке. Спинка есть у стула, дивана, а ещё у тебя, и у кошки тоже…

Слайд 13

«Что делает?» Перейдём к глаголам – словам, обозначающим действия. Здесь полезен приём подбирания действий к определённому слову. Например, кто больше скажет, что делает солнышко? ( светит, греет, печёт, сияет, сверкает, восходит, заходит, прячется, появляется, слепит, ласкает… ) Если при этом на каждое названное слово вы будете дорисовывать солнышку лучик – малыш увидит результат собственных усилий. Глаголы в русском языке тоже многозначны, поэтому не забываем поиграть в игру с обратным принципом – к слову-действию подбираются слова-предметы. Идёт – человек, цапля, дождь, время, платье к лицу….

Слайд 14

«Какой? Какая? Какое?» Со словами-признаками играем точно так же, подбирая слова-определения к предмету и визуализируя результат. Листья (какие?) – зелёные, красные, жёлтые, разноцветные, осенние, опадающие, сухие, вянущие, маленькие … Не забываем про многозначность и переносное значение. Что может быть чистым? - огурец, пол, воздух, вода, совесть, правда… Полезным будет попробовать привязать признаки к органам чувств. Что нам могут сказать о предметах наши ручки? (твёрдый - мягкий, гладкий - шершавый, лёгкий - тяжёлый, холодный - тёплый, пушистый - колючий, большой - маленький….) А наш язычок? (вкусный, горький – сладкий – кислый - солёный) Ушки? Глазки?

Слайд 15

«Скажи наоборот» Подбор слов-антонимов доступен ребёнку уже в возрасте 3-х лет. Чем старше ребёнок, тем сложнее слова надо предлагать ему для игры, не ограничиваясь банальными большой - маленький . Обязательно используйте для тренировки глаголы ( ушёл – пришёл/вернулся, нашёл – потерял… ), наречия ( горячо – холодно, легко – трудно, прекрасно – ужасно… ), прилагательные ( здоровый – больной, ленивый - трудолюбивый… ), существительные ( правда – ложь, польза – вред, пол - потолок… )

Слайд 16

«Скажи по-другому» В отличие от антонимов, подбор синонимов доставляет детям гораздо больше затруднений. Поэтому учить этому надо целенаправленно. Настроение у тебя хорошее, а как ещё можно сказать? – прекрасное, чудесное, замечател ьное, превосходное, великолепное…

Слайд 17

Совершенствование грамматического строя. Существуют две основные грамматические функции – словоизменения и словообразования. Словоизменение – это изменение слов в роде, числе и падеже .

Слайд 18

«Один – много» Давай, ты будешь волшебником: я стану называть тебе один предмет, а ты превращай его во много таких же предметов . Далее можно просто обмениваться словами, а можно (что гораздо интереснее для ребёнка) кидать друг другу мяч или шарик, катать машинку, передавать волшебную палочку… Каждый раз во время игры называйте новые слова за исключением случаев, когда нужно отработать трудные варианты – их лучше проговаривать многократно, до безошибочного употребления. Можно называть слова, касающиеся определённой лексической темы. Периодически меняйтесь с ребёнком ролями, специально допуская ошибки в своих ответах. Пусть малыш почувствует себя Знайкой, а заодно поучится контролировать речь окружающих.

Слайд 19

«Посчитай» Ты будешь Великим Математиком. Всё, что я скажу или покажу, ты будешь считать. Вот так: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей!» Считать достаточно до 5 и следить при этом за правильностью употребления окончаний. Остальные правила такие же, как в упражнении выше – разнообразие, лексическая тема, смена ролей и контроль ошибок.

Слайд 20

«Дружные слова» Послушай слово «ЗЕЛЁНАЯ». Давай найдём этому слову друзей. Про что можно сказать «зелёная»? (шапка, лягушка, книга, лужайка, ягода...) А про что мы скажем «зелёный»? (дом, дуб, карандаш, лес….) А теперь – про что говорят «зелёное»? (яблоко, полотенце, поле…) Называйте слова по очереди, чётко проговаривайте вслух неправильные варианты, чтобы была слышна ошибка. Так, в игре, мы знакомимся с понятием рода. Если упражнение вызывает серьёзные затруднения, поиграйте сначала со словами МОЙ, МОЯ, МОЁ или ОДИН,ОДНА, ОДНО, а затем вернитесь к разнообразным прилагательным, обозначающим цвет, форму или ещё какое-нибудь качество предметов.

Слайд 21

Совершенствование грамматического строя. Существуют две основные грамматические функции – словоизменения и словообразования. Словообразование – это образование новых слов с помощью различных приставок и суффиксов, слияния слов.

Слайд 22

«Большой – маленький» Представь себе, что мы попали в жилище гнома. Всё, что его окружает, гораздо меньше, чем у нас. У нас стол, а у него столик . Далее предлагайте назвать ласковым словом всё, что попадается на глаза, не исключая части предметов. Можно использовать мячик (перебрасывать друг другу) или палочку (прикасаться к предметам, чтобы они уменьшились). Меняться ролями и подстраивать ловушки из неправильных ответов тоже полезно. Точно так же можно проводить это упражнение на материале какой-нибудь лексической темы.

Слайд 23

«Детёныши» У мам животных и птиц потерялись детёныши. А они не могут позвать их, потому что забыли, как их зовут. Только ты можешь им помочь .

Слайд 24

«Из чего же, из чего же» Как правило, дети легко справляются с этим заданием на образование относительных прилагательных, пока им предлагаются слова, ежедневно употребляемые в реальной жизни ( яблочный сок, деревянный стол ), но стоит лишь немного отклонится от повседневной жизни, начинаются ошибки… Будешь поваром. Какой салат приготовишь из капусты? А из моркови?... Будешь портным. Какое платье сошьёшь из шёлка? А из бархата?..... Будешь мастером. Какой стол получится из пластмассы? А из металла?...

Слайд 25

«Чей? Чья? Чьё?» Ещё труднее даётся детям овладение навыком образования притяжательных прилагательных - лисья шуба, петушиный гребень, поросячий хвостик... Не так-то просто с этими словами справится ребёнку-дошкольнику. Снова позовём на помощь сказку. Прочитайте сказки (или даже посмотрите мультфильмы) Сутеева «Это что за птица?», «Хвосты». Пусть ребёнок сам попробует нарисовать несуществующих (заколдованных) животных и птиц, а потом вы вместе их расколдуете, правильно назвав все части тела.

Слайд 26

«Словесная арифметика» Попробуйте сложить два слова: Мясо рубит – мясорубка, бензин возит - бензовоз, сам летает – самолёт…

Слайд 27

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что я могу сделать, чтобы уменьшить свой экологический след

Данная работа представлена в форме эссе и посвящена одной из глобальных экологических проблем - загрязнению окружающей среды. Работа описывает возможные шаги на пути решения данной проблемы....

Опросник для родителей "Есть ли в речи моего ребёнка улучшения?"

Позволяет выявить, есть ли в речи ребёнка улучшения. Материал для мониторинга и коррекции индивидуальных логопедических маршртов воспитанников"...

Статья "ЧТОБЫ РЕБЁНОК СТАЛ ЧИТАЙКОЙ"

Секреты воспитания интереса к чтению...

Чтобы ребёнок стал читайкой

Как воспитать у ребёнка интерес к чтению? Что надо для того, чтобы ребёнок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех роди...

Методические материалы для педагогов и родителей "LEGO и речь"

Методические материалы будут полезны для педагогов и родителей...

Что можно сделать, чтобы мусора в природе стало меньше?

Что можно сделать, чтобы мусора в природе стло меньше?...

"Чтобы ребёнок стал Читайкой"

Для того чтобы ребенок стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле имен...