Конспект НОД "Древние люди".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сапельникова Светлана Александровна

Развивать представление детей о древнем человеке, факторах влияющих на развитие человека, способах существования древнего человека .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_sredney_gruppe.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конспект НОД   «Дары осени».

                                      (средняя группа)

Программное содержание (задачи):

- обобщать представления об овощах, фрукта, грибах и семенах;

- формировать умение объединять плоды в классификационные группы;

- овладевать действием замещения;

- активизировать словарь за счёт обобщающих слов;

- развивать воображение, образное восприятие;

- обогащать музыкальные впечатления.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

Материал:

- демонстрационный: плоды растений (яблоко, груша, виноград, слива, семена: берёзы, клёна, липы, шишки сосны и ели);

- круговая диаграмма смены времён года «Круглый год».

- раздаточный: карточки с условным обозначением признаков осени, осенний сектор;

- аудиозапись музыкального произведения А.Вивальди «Осень».

Предварительная работа: на прогулке собрать семена клёна, липы, берёзы, шишки сосны и рассмотреть их.

 

Ход

непосредственно образовательной деятельности:

Под музыку А.Вивальди «Осень» в гости к детям приходит Осень со своими подарками:

- Здравствуйте ребята! Узнали вы меня?

Зовут меня все – Осень Золотая!

Я шла к вам по полям и по лесам

В багрец и золото, деревья одевая

Птиц, провожая к тёплым берегам.

- Не с пустыми руками я к вам пришла, вот, сколько подарков принесла (показывает 2 корзины: 1 – овощи и фрукты, 2 – грибы и семена).

- Посмотрите, все плоды перемешались. Что делать?

- Вы поможете мне их разложить?

- Тогда каждый возьмёт из корзинки по одному плоду. (Проносит корзинку).

- Каждый подойдет по очереди и положит свой плод на поднос и назовёт его. На жёлтый поднос мы будем собирать фрукты, на зелёный поднос – овощи!

(Задание выполняют все дети).

- Ребята, напомните мне, что мы положили на жёлтый поднос? Как назвать, одним словом?

(Фрукты).

- А где растут фрукты?

(На дереве).

- Правильно, на дереве в саду!

- Что можно приготовить из фруктов?

- Да, из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье, пирог с начинкой, засушить на зиму – сухофрукты!

- Что положили на зелёный поднос, напомните мне? Как назовете одним словом?

(Овощи).

- А овощи где растут?

- Правильно на грядке в огороде!

- Как мы используем в пищу овощи? (Из овощей можно выжимать сок, варить суп и т.д.)

- Смотрю на вас и вижу, какие вы весёлые, здоровые. Я скажу вам ребята, что для здоровья очень полезно есть сырые фрукты и овощи!

- Может, кто-то знает почему?

- Верно! В них много витаминов, которые нужны всем: и детям и взрослым!

Осень берёт вторую корзинку.

- Это ещё не все подарки. Прежде чем показать, что я приготовила ещё, попрошу отгадать загадку:

- Под сосною у тропинки

Кто стоит, среди травы?

Ножка есть – но нет ботинка,

Шляпка есть – нет головы.

- Догадались что это?

- Правильно гриб!

- Какие слова в загадке помогли вам узнать, что это гриб?

(Ножка и шляпка).

- Значит, из загадки мы с вами узнали, что гриб состоит из ножки и шляпки.

- А где можно найти грибы?

(В лесу).

- Да, я принесла их из леса!

- А самый красивый, вот этот!

(Показывает мухомор).

- Наверное, из него будет очень вкусный суп!

- Правильно! Его есть нельзя!

- Почему?

(Ядовитый, несъедобный).

- А какие ещё ядовитые грибы вы знаете?

(Поганки, ложные опята).

- Верно!

- А съедобные грибы как можно использовать в пищу?

- Верно! Из грибов можно сварить суп, поджарить их или засолить в банку!

- Посмотрите, что ещё лежит в моей корзинке?

- Я выкладываю по одному, а вы называете что это?

- Вы всё правильно называете, а, одним словом как назвать?

(Семена).

- Верно, это семена – плоды растений!

- Если посадить каштан в землю, что вырастит?

(Дерево каштан).

- А если посадить жёлудь?

- Да, из жёлудя вырастит большой и крепкий дуб!

- Плод клёна называется крылатка. Догадайтесь, почему?

- А если у него есть крылышки, значит, оно может что делать?

- Правильно – летать! Ветер подхватывает семена и разносит их, а там где они упадут в землю, вырастит новое растение!

- И так, как, одним словом называются плоды деревьев?

- Давайте запомним – СЕМЕНА!

- Ребята, у каждого растения есть свой плод, и созревают эти плоды, в какое время года?

- Правильно, осенью!

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в саду!

Руки качнулись – кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу!

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят!

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложились назад!

- Подойдите и сядьте за столы.

- А теперь превращу-ка я вас в волшебников, которые «говорят» знаками! А поможет нам в неё играть волшебный круг – «Круглый год».

- Кто запомнил, каким цветом обозначена осень? Почему?

- Посмотрите на знаки, которые лежать на подносах.

- Подумайте, каким знакам можно обозначить фрукты?

- Все согласны? Возьмите этот знак и положите его на жёлтый цвет осени.

- Какой знак положили?

- Верно – фрукты!

- Каким знаком можно обозначить овощи? И его положите на жёлтый цвет.

- Как же обозначим грибы? Положите его тоже на жёлтый цвет.

- Как вы думаете, что обозначает значок, который остался? Может, кто-то запомнил, как называется этот плод?

- Да, это крылатка!

- Это новые знаки, они обозначают - дары осени!

- Давайте вспомним знаки, которые уже знаем.

- Правильно назвали, молодцы!

(День короче ночи, дождь, лужи, листопад, пожелтевшая трава, пасмурно – мало солнечного света).

- Я очень рада, что у вас все получается, что вы много знаете! Но мне пора уходить! Так не хочется уходить с пустыми корзинками! Положите в них всё, что вы узнали нового и интересного!

(Высказывания детей «кладутся»  в корзинку).

- До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Древние люди».

                                (подготовительная группа)

Программное содержание (задачи):

- продолжать развивать представление детей о древнем человеке, факторах влияющих на развитие человека, способах существования древнего человека;

- обогащать словарный запас;

- развивать словесно – логическое мышление, память, внимание, воображение;

- прививать интерес к историческому прошлому.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация, «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность».

Материал:

- декорации пещеры древнего человека;

- аудиозапись из цикла «Звуки природы» - «Журчание ручья».

Предварительная работа: в свободной деятельности посмотреть видеофильм «Эволюция. Древний человек».

Ход

непосредственно образовательной деятельности:

- Недавно мы с вами смотрели видеофильм о древних людях. Может быть, кто-то запомнил, как их называли?

(Рамапитеки – питались растительностью, гоминиды – всеядные, одну из их групп называли – австралопитеки, гомо хабилисы – «умелые люди»).

- А хотите продолжить наше путешествие в древние времена и узнать, как дальше развивались древние люди? Хорошо если бы у нас был предмет из прошлого, он бы помог нам переместиться. Посмотрите вокруг, может быть, найдёте что-нибудь не обычное?

(Скребок).

- Эта частичка древности, точно поможет нам переместиться. Теперь мы готовы и можем отправляться в мир прошлого. Закройте глаза и представьте, что, перемещаясь во времени, мы попадаем в Африканскую саванну.

- Откройте глаза, посмотрите что это?

(Пещера).

- Чем являлась пещера для древних людей?

(Жилищем).

- Пока в этой пещере никого нет, у нас есть возможность рассмотреть все по внимательнее что внутри? Как вы думаете, древние люди жили поодиночке или группами? Почему?

(Рассуждение детей).

- Ребята прислушайтесь, какие звуки вы слышите?

(Журчание ручья, реки).

- Почему древние люди решили поселиться у реки?

(Рассуждения детей).

Что необычное вы заметили ещё в пещере?

(Шкура зверя).

- Как вы думаете, древние люди могли использовать шкуру убитого зверя? Как?

(Одежда, подстилка для сидения, сна).

- Зачем им понадобилась одежда?

(Что бы утеплить своё тело).

- Погода в этот период времени не всегда была ясной и тёплой, по этому древние люди проявили находчивость и утеплили не только своё тело, но и жилище.

Дети подходят к очагу.

- Зачем обложили очаг камнями?

(Рассуждения детей).

- Вспомните, где брали огонь сначала?

(Рассуждения детей).

- Позже древние люди научились добывать огонь сами. Кто-нибудь знает как? Как могли поддерживать огонь? Для чего очаг разместили в пещере?

(Тепло, приготовление пищи).

- Что служило пищей древнему человеку?

(Плоды, насекомые, рыба, звери).

- Как добывали их? Кто ходил на охоту? Как охотились охотники?

(Рассуждения детей).

- Да, люди научились изготавливать первые орудия (рассмотреть образцы). Как вы думаете, для чего служило каждое из них?

- Какие способы охоты могли придумать древние люди?

(Окунали в яд, ямы – ловушки).

- Как все остальные люди селения относились к охотникам, почему?

(Рассуждения детей).

Физминутка.

Имитируем движения древнего человека.

- Древние люди не умели много из того, что умеем мы: есть ложкой и вилкой, читать, считать, но они отлично видели, слышали, различали запахи, выслеживали зверя по следам, так как это им помогала выжить!

- Скажите, а рисовать они умели?

- Посмотрите это же наскальный рисунок. Кто на нём изображён?

- Почему древние люди их изображали?

- Правильно, удачная охота помогала выжить древним людям, рисунки они рисовали на удачу. Давайте нарисуем и мы животных, тем самым, желая древним людям удачной охоты, ведь добыча помогает им выжить. Помните у нас не много времени, племя может вернуться в пещеру.

(Дети выполнят задание).

- Я слышу, какие то звуки, нам пора возвращаться в детский сад!

(Ритуал перемещения в детский сад).

- Мы так и не увидели древних людей, но можем рассмотреть их в книгах, рисунках. Рассмотрите иллюстрацию и скажите:

- Что к этому времени научились делать древние люди?

(Рассуждение детей).

- Молодцы! Путешествие не прошло даром!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Конспект: «Труд людей весной»

Цель: закрепление пройденного материалаЗадачи:Расширять и активизировать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме;Закреплять представления детей о труде людей весной.Формировать у...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечес...

Конспект "Великие люди России"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект занятия «Люди как растения?»

Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям...