Проект по окружающему миру "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гурина Алина Александровна

Поистине бесконечно влияние окружающего мира на развитие ребенка. Знакомство с постоянно изменяющимися явлениями природы начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность,привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует у детей формированию эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogord_na_okne.docx702.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по окружающему миру «Огород на подоконнике»

        

 Закончилась зима. Весело шагает  весна-красна. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок.

Организация огорода  на подоконнике  не только безумно весёлое дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:

C:\Users\Краснодар\Desktop\ФОТО\jq70qZpHtys.jpg

  • Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
  • Малыш учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
  • Мини-огород помогает развить наблюдательность, т.к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
  • Малыш выполняет полезное взрослое дело с мамой/воспитателем –сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
  • Происходит развитие речи, т.к. мама/воспитатель рассказывает про новые растения при посадке и всё комментирует, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.

C:\Users\Краснодар\Desktop\ФОТО\6n29NGHNups.jpg

        

Подготовка  мини-огорода:

Чтобы начать огородничать с дошколятами нужно подготовиться:

  • Придумайте вместе с ребенком, каким вы хотите видеть свой огород на окошке: классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего с клумбами и скверами; настоящую ферму... Вариантов множество. Потом следует предложить ребенку воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так ребенок яснее представит общую композицию и детали.
  • Подготовьте подходящую землю и семена.
  • Подберите горшочки для посадки или сохраните несколько молочных пакетов (в них нужно проделать дырочки и найти поддончики). Горшочки можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики, тогда сверху отрастёт зелёная шевелюра;
  • Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ.
  • Не забудьте  про маленькие инструменты и леечку.
  • Приготовьте строительный скотч и маркер для того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички.

Какие растения выбрать для посадки?

Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:

  1. Это должны быть представители флоры, у которых быстро появляются всходы, т.к. ребёнок не будет наблюдать за пустым горшком две недели. 
  2. Растения не должны нести потенциальную опасность для ребёнка – не вызывать аллергию и не быть ядовитыми (например, всеми любимая рассада томатов имеет острый запах и может вызвать сильную аллергическую реакцию; сажать с малышом бархатцы тоже не стоит, т.к. у них ядовитый сок).
  3. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
  4. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5. Примерный перечень растений для посадки: лук-репка, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, горошка.
  5. Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
  6. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
  1.  За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

C:\Users\Краснодар\Desktop\ФОТО\gaSpKEkWJ8I.jpg

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в опредленном регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

C:\Users\Краснодар\Desktop\ФОТО\LodqyhRKyxE.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: «Цветы на подоконнике и на клумбе»

Цель проекта: развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенноемышление....

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Актуальность проблемы:Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познав...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ"

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательс...

ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Проект о том, что жизнь растений зависит от тналичия тепла, света и хорошей почвы. Дети  научиятся отличать здоровое растение от слабого. Проект учит ухаживать, заботится, сочувствовать за растен...

ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательс...