Макет "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

С внедрением в систему дошкольного образования ФГОС, начали все чаще появляться инновационные методы и средства решения задач, прописанных в стандарте. Направленные на обеспечение равных возможностей детей независимо от их статуса, на обеспечение безопасности и здоровья, и самое главное, на формирование общей культуры личности детей, задачи Федерального Стандарта должны обеспечивать вариативность и разнообразие как самого содержания программ, так и форм реализации. 

 

Одной из этих форм являются дидактические игры и игрушки. В современных условиях дошкольного образования очень важно, чтобы игры и игрушки не только обучали и воспитывали ребенка, но и были интересными, динамичными и многофункциональными. Большой интерес у детей вызывают игрушки, изображающие собой как природные явления («Лес», «Времена года») и бытовые потребности человека («Квартира», «Город»), так и их совмещение («Огород», «Ферма»). Одной из форм таких игрушек являются макеты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maket_kosmos.doc697.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 59 «Ручеек»

Паспорт игрового макета

«Космос»

Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.

Составил: воспитатель

Алекбаева А.В.

г.Орск, 2020


Дидактический игровой макет «Космос».

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа детского сада).

Цель: речевое развитие детей дошкольного возраста через игровое взаимодействие с макетом «Космос».

Задачи:

  • Обогащать речь детей существительными, относящимися к лексической теме «Космос»: планета, орбита, звезда, небесное тело, метеорит, комета, созвездие; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов: пустынный, безвоздушный, бесшумный, раскаленный и т. п. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному: раскаленная звезда, огненный метеорит.
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с порядковыми числительными (третья планета, пятая планета). Знакомить со способами образования слов из двух и более слов (паровоз, лесоруб, скалолаз).
  • Учить сочинять небольшие сказки, рассказы с заданным персонажем или на заданную тему. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании изображенного на макете. Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

Игры с макетом:

  • Дидактическая игра «Инопланетянин». Цель:  Знакомить со способами образования слов из двух и более слов. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что слово «инопланетянин» произошло от двух других слов «иная планета». Воспитатель предлагает придумать слова, состоящие из двух на основе фраз: по скалам лазаем (скалолаз), сам варит (самовар), тепло возит (тепловоз), лес рубит (лесоруб), дрова сечет (дровосек) и т. д.
  • Дидактическая игра «Отгадай словечко». Цель: закреплять лексику по теме «Космос». Ход игры: Воспитатель дает описание какого-либо объекта, а ребенок называет, что это за объект и находит ему место на макете. Например: это твердое космическое тело, у него есть своя орбита — планета. В дальнейшем игра усложняется, и дети играют без воспитателя.
  • Дидактическая игра «Подбери признак». Цель:  Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Ход игры: воспитатель называет прилагательное, а ребенку необходимо подобрать к этому прилагательному существительное по смыслу и найти это на макете. Например: воспитатель называет: хвостатая, ребенок отвечает: комета; звездное — небо, яркая — звезда.
  • Дидактическая игра «По порядку назови». Цель: Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с порядковыми числительными. Воспитатель напоминает детям стихотворение-считалку про планеты:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел учет:

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восемь — Нептун.

Играющим детям необходимо расположить на макете планеты по порядку, называя их порядковым номером: первая планета — это Меркурий.

  • Дидактическая игра «Приключения Коши». Цель: Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам. Ход игры: Воспитатель берет в руки игрушку-инопланетянина и начинает рассказ: Однажды Коша отправился в приключение. Он полетел на … (ребенок говорит: на Луну, на звезду). Он летел … (ребенок добавляет: быстро, весело, одиноко). В дороге он встретил … (ребенок  придумывает: комету, спутник). По ходу рассказа ребенок берет упоминаемые предметы и крепит на макет. Усложняя игру, воспитатель оставляет за собой только первую фразу: Однажды Коша отправился в приключение.
  • Дидактическая игра «Космические сказки». Цель: Учить сочинять небольшие сказки, рассказы с заданным персонажем или на заданную тему. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза и взять из волшебного мешочка одну из деталей макета и придумать про нее сказку или рассказ: Это планета Марс. Она четвертая по счету от Солнца. Она пустынна и безжизненна. Можно усложнять задание, позволяя ребенку взять новую игрушку из мешочка. Например: Это планета Марс. Она четвертая по счету от Солнца (ребенок берет комету). Однажды она увидела комету. У кометы был очень красивый хвост (ребенок берет еще игрушку, например, инопланетянина Кошу). Комета не хотела подлетать ближе, потому что боялась Кошу. Но Кошу подружился с кометой и познакомил ее с Марсом. И т. п.
  • Дидактическая игра «Местный житель». Цель: продолжать учить придумывать новое слово по образцу. Ход игры: Воспитатель берет фигурку инопланетянина и говорит: Ребята, это Коша. Он с иной планеты — инопланетянин. Скажите,как бы он назывался, если бы жил на Марсе (марсианин), Сатурне (сатурнянин)? И т. п.
  • Дидактическая игра «Созвездие». Цель: знакомить с некоторыми видами созвездий; развивать мелкую моторику рук через игру с макетом. Ход игры: Воспитатель предлагает детям, используя наглядную опору, найти контур определенного созвездия на макете,назвать его и правильно расположить звезды на нем. В дальнейшем с усложнением дети играют по памяти. Созвездия: Весы, Стрела, Овен, Рак, Большая Медведица, Кассиопея, Стрелец, Лира, Орел, Северная Корона, Дельфин.

Процесс изготовления макета: Данный макет изготовлен из мягкого фетра с применением наполнителя; основа его: картон. Детали прошиты, приклеены к картону. Съемные элементы прошиты вручную. Для создания достоверных муляжей использовались цвета фетра приближенные к настоящим.