Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Заблоцкая Нина Геннадьевна

Программное содержание

Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;

Расширять и закреплять знания свойств песка, камней;

Воспитывать любовь к природе, чувства коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_chem_govoryat_kamni.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с природой

        в подготовительной группе

           «О чём говорят камни»

Программное содержание

Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;

Расширять и закреплять знания свойств песка, камней;

Воспитывать любовь к природе, чувства коллективизма.

Материал: Гора самоцветов; камни: галька, керамзит, уголь, мел; песок; тарелки, лупы, листы бумаги, аквариум с чистой водой, монеты, пластилин, коробка - посылка с рюкзаком внутри, компасом и прозрачными ёмкостями для сбора камней; ёмкость с песком возле горы самоцветов.

Ход занятия:

В -ль: Нам, ребята, принесли посылку. Давайте посмотрим, может быть посылка не для нас?

(Читают адрес на посылке, выясняют от кого она - от хозяйки горы Самоцветов.  Открывают, достают письмо):

«Здравствуйте, юные геологи! Пишет вам хозяйка горы Самоцветов.»

В-ль: Ребята, почему хозяйка горы обращается к нам, как к юным геологам? Кто такие - геологи?

Геологи - это люди, которые занимаются поиском полезных ископаемых: нефти, газа, угля, разных природных камней. Почему она нас назвала геологами? Давайте почитаем письмо дальше.

« Я хочу пригласить вас в гости и показать всё своё богатство. Но на пути вас подстерегают препятствия: болото, поваленные деревья. Овраги и реки. Чтобы вы не сбились с пути, я посылаю вам свой компас. Он поможет вам найти гору Самоцветов. Следуйте строго на запад, никуда не сворачивая. Если вы - хорошие геологи, то не заблудитесь и найдёте у подножия моей горы интересные камни. Это будет мой подарок вам. Счастливого пути!»

В -ль: Ну что, ребята, давайте достанем компас и отправимся в путь. Вы согласны? В посылке ещё лежит и рюкзак. Для чего он нам нужен? Для того, чтобы в него слаживать всё то интересное, красивое, что мы найдём на своём пути.

(дети с воспитателем определяют по компасу нужный маршрут и под музыку путешественников отправляются в путь.

По узкой извилистой дорожке проходят приставным шагом; пробираясь через болото, перепрыгивают с кочки на кочку; пролезают под поваленными деревьями [дугами]; проходят по мостику через реку]

В -ль: Посмотрите, ребята, куда мы пришли?

Дети: К горе самоцветов.

В - ль: Да, вот мы её и нашли. Давайте подойдём к ней поближе и посмотрим, что лежит у её подножия.

Дети: Камни.

В - ль: Найдите такой - же камень, какой нашла я. Как он называется, кто знает?

Дети: Галька.

В -ль: Правильно. Возьмите каждый по одному такому камню и положите вот в эту коробочку. В ней будет лежать галька.

(дети выполняют задание воспитателя,  ложа камни в прозрачную коробку с крышкой )

В -ль: А теперь найдите вот такой камень. Он называется - керамзит. Как он называется?

(дети повторяют название камня)

Его мы положим в другую коробку.

А что же это такое?

Дети: Уголь.

В - ль: Правильно. Его мы тоже возьмём с собой.

(кладут в третью коробку)

Что здесь можно ещё найти, ребята?

Дети: Вот белый камень.

В - ль: Кто знает, как он называется?

Дети: Мел.

(дети отдают и его воспитателю)

В - ль: Где мы с вами нашли все эти камни? Как называется основание горы?

Дети: Подножие горы.

В -ль: А пока вы искали камни, я успела ещё набрать и песка. Мы его тоже возьмём с собой. Ну, теперь можно возвращаться в группу. Давайте, когда вернёмся, рассмотрим наши находки?

Дети: Хорошо.

(возвращаются в группу по другому пути спокойным шагом. Воспитатель выкладывает на стол гальку. Дети занимаются стоя.)

В -ль: Ребята, возьмите каждый по одному камню. Как он называется, кто помнит?

Дети: Галька.

В -ль: У кого самый большой камень? А у кого самый маленький? У кого самый тёмный? А у кого самый светлый? Скажите, почему у них нет острых углов?

Дети: Их обтачивает вода.

В -ль: Да, этот камень можно встретить на берегу реки, моря. Его углы обточила вода. Давайте сожмём камень в руке. Что можно про него сказать? Какой он?

Дети: Твёрдый, холодный.

В - ль: Я приготовила вот тут монеты и предлагаю вам поцарапать по камню. Что получится?

(дети царапают по поверхности камня)

Его можно процарапать, сделать монетой на нём рисунок. А если ей сильно надавить на него, вмятина будет?

Дети: Нет.

В - ль: Почему?

Дети: Он твёрдый.

В -ль: Да, ребята. Как вы думаете, почему иногда про человека говорят, что он твёрдый, как камень?

(ответы детей)

Такой человек не боится трудностей, неприятностей, всё преодолевает. А сейчас попробуйте камень сжать в руке, согреть его, помять. Получается?

Дети: нет.

В - ль: А теперь тоже самое сделаем с пластилином. Что с ним происходит?

Дети: Становится мягким.

В - ль: Какой вывод можно сделать?

Дети: Даже при нагревании камень не становится мягким.

В -ль: А плавать он умеет? Что произойдёт с ним, если его погрузить в воду?

Дети: Утонет

(дети проводят опыт с водой и камнями)

В -ль: слышен всплеск воды, видны круги на воде, камни опустились на дно. Они настолько тяжёлые, что тонут. Какие они теперь стали? Дети: ярче, больше.

В -ль: Как вы думаете, есть камни, которые умеют плавать?

Дети: Нет.

В - ль: А я утверждаю, что есть.

(раздаёт детям керамзит)

Как называется этот камень?

Дети: Керамзит.

В -ль: Какой он по весу?

Дети: Лёгкий.

В - ль: Если мы его отпустим в воду, он утонет или нет?

Дети: Не знаем.

(проводят опыт)

В -ль: Тяжёлый камень утонул, а керамзит лёгкий - в нём много воздуха, он умеет плавать, даже покрылся пузырьками.

А теперь давайте пройдём за столы и рассмотрим оставшиеся находки.

(садятся за столы. Перед каждым тарелка, на которой лежат мел и уголь)

Что у вас в тарелках?

Дети: Мел и уголь.

В -ль: Чем они отличаются?

Дети: Цветом.

В - ль: А знаете как они появились в природе? Давно - давно, когда ещё не было на свете даже наших мам и пап, жили животные. Они со временем вымерли, а их кости под воздействием природных факторов превратились в мел. А уголь образовался из растений. Старые деревья, падая от старости в болото, так закаменели, что превратились в каменный уголь.

Давайте продолжим наши исследования. Сейчас наши руки будут весами. Возьмите в одну руку уголь, а в другую мел. Что тяжелее?

Дети: Уголь.

В -ль: А какие они на ощупь?

Дети: Твёрдые.

В - ль: Давайте попробуем их сломать. Получается? Какой камень легче ломается?

Дети: Мел.

В -ль: Почему?

Дети: Уголь твёрдый, мел - хрупкий.

В -ль: Где, ребята, можно встретить мел?

Дети: В магазине, в детском саду. Мы им рисуем.

В - ль: А уголь умеет рисовать? Давайте попробуем.

(отодвигают тарелки вглубь стола и берут листы бумаги. Рисуют углём.)

В - ль: Чем легче рисовать?

Дети: Мелом - он мягче.

В -ль: А какую находку мы с вами ещё не разглядели?

Дети: Песок.

В -ль: Отодвигайте листы бумаги, берите каждый свою тарелку.

(уголь и мел с них уже должен быть убран. Воспитатель каждому насыпает немного песка.)

Обратите внимание, как он сыпется. Что про него можно сказать? Дети: Он сыпучий.

В - ль: Возьмите лупы и рассмотрите из чего он состоит.

Дети: Из песчинок.

В -ль: А что это в нём блестит? Это кристаллы. Посмотрите на кусочки разбитых камней. Вот тут, где скол камня, что блестит?

Это те самые кристаллы, что мы видели в пескеКамни разрушаются со временем и эти кристаллики можно увидеть и в песке.

А теперь давайте встанем, задвинем стулья. Подойдите ко мне. Понравилось вам наше путешествие? Куда мы путешествовали?

Дети: К горе самоцветов.

В - ль: Что мы там нашли?

Дети: Камни.

В - ль: Что рассматривали лупой?

Дети: Песок. Искали в нём кристаллы.

В -ль: Какой камень вам больше всего понравился и чем?

Сегодня мы были с вами юными геологами, потом учёными, так как проводили опыты, исследования. Вы довольны собой? И я вами очень довольна. А теперь давайте уберём всё со столов и напишем письмо хозяйке горы Самоцветов. Поблагодарим её за такой чудесный подарок - природные камни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Говорим красиво»

Материал адресован учителям - логопедам, воспитателям детских садов....

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Простые и ценные камни в природе»

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная группа «Вода и его свойства »

 Основные задачи поставленные  перед занятиемпоказать важное свойство воды — давать жизнь живому.показать свойство окрашенной воды окрашивать поставленные в них белые цветы в со...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и Жерновцы».

Сказки – удивительное и уникальное явление во всей  русской культуре, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить ребенку к соб...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Учить узнавать название сказки по короткому отрывку, отгадывать загадки....

Эмоции на занятиях по ознакомление с искусством .подготовительная группа

Формирование умения узнавать и передавать эмоции художественными средствами; закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях отображения....