Проект «Космос»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Митюрина Элеонора Викторовна

Проект направлен на формирование у старших дошкольников целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx315.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 муниципального образования

Усть-Лабинский район

         

Проект

«КОСМОС»

для детей подготовительной группы

C:\Users\111\Desktop\1241410589_2085_juicedrop_570381571f831.jpg

                                                       Подготовила: воспитатель

                                                   Митюрина Элеонора Викторовна

2020 г

Проект «Космос»

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и

пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

Паспорт проекта

Автор: Митюрина Элеонора Викторовна, воспитатель МБДОУ № 10 

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный, 3 недели

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной  группы, родители

Актуальность проекта:

      Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы  всегда увлекают и захватывают  внимание людей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Цель проекта: Формирование  у детей целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной.

 Задачи проекта:

 Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о космосе, Вселенной, Солнечной системе, планетах, космических полётах;
  •  расширить представления детей о фактах и событиях, исследовании космоса, первом космонавте Юрии Гагарине и других известнейших покорителях космического пространства;
  •  познакомить с российским праздником – День космонавтики;

  • обогатить словарный запас детей понятиями: космос, Вселенная,  Солнечная система, звезда, планета, комета, космодром, космонавт,  летательный аппарат, ракета, иллюминатор.

Развивающие:

  • Развивать память, логическое мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы;

  • способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них;

     •    развивать умение и желание выражать свои впечатления от знакомства        

          с космосом в творчестве.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну, планету, героев освоения космоса;

  • воспитывать желание учиться и узнавать новое;

     Предполагаемые результаты: Реализация проекта позволит сформировать у детей представления о космосе, планетах, летательных аппаратах, космонавтах, воспитать у них патриотические чувства. Данный проект активизирует  творческую активность детей и родителей, поможет установить партнерские отношения  родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Этапы реализации проекта:

     1 этап – подготовительный

- Изучение учебно-методической литературы по теме проекта.

- Индивидуальные беседы с детьми и родителями с целью создания    интереса и привлечения к участию в проекте.

- Подбор материалов и оборудования для занятий, бесед,  разнообразных игр и других видов деятельности;

- Подбор сказок, стихов, загадок, пословиц, песен, раскрасок, открыток, плакатов, настольно-печатных игр о космосе, ракетах, звёздах, музыкального сопровождения.

- Подготовить презентации о космосе, Солнечной системе, космонавтах.


- Изготовление лэпбука «Космос», макета «Космодром», игровой атрибутики.

 - Разработка консультации для работы с родителями  « Как рассказать детям о космосе», папки-передвижки «Удивительный космос», буклета «Путешествие в космос», рекомендации на тему «День космонавтики».

- Разработка сценария развлечения, посвящённого Дню космонавтики «Смело в космос полетим».

     2 этап – основной

- Рассматривание открыток, иллюстраций в книгах с изображением космоса, планет Солнечной системы, карты звёздного неба,  модели Солнечной системы, космонавтов и космической техники.

- Просмотр мультфильмов: "Тайна третей планеты", "Звёздные собаки: Белка и Стрелка", «Незнайка на Луне». 


- Чтение художественной литературы: 

Т.А. Шарыгина «Детям о космосе», С. А. Есенин «Звезды», Г. Бойко «Мы собираемся в полет», Л. Вышеславский  «108 минут», «День космонавтики», И. Левченко «Улыбка Гагарина», А. Хайт «Ты ухватишься за звёзды», Ю. Синицын «Космос», «Созвездия»,  Л.Обухова «Вижу Землю»,  Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине».

- Заучивание загадок,  пословиц и поговорок о космосе.

 - Слушание тематических песен:  Группа «Барбарики» песня «Разукрасим все планеты», Н. Луконина, сл. Л. Чадовой  «Разноцветная планета», В. Мигуля, А. Поперечного «Трава  у дома», А. Пахмутова, Н. Добронравов «Знаете, каким он парнем был», О. Фельцман,  В. Войнович «Гимн космонавтов»,  Д. Тухманов, сл. Добронравова «Притяженье Земли»,  В. Мурадели,  сл. Е. Долматовского «И на Марсе будут яблони цвести», В. Витлин, П. Коганова «Улетаем на Луну»,

В. Войнович, А Фельдцман «14 минут до старта».

- Беседы с использованием презентаций:

1. Беседа «Полёт в космос».
Цель: расширить представление детей о космосе, космических героях.
2. Беседа «Голубая планета Земля – наш дом родной».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

- Проведение образовательной деятельности:

1. Познавательное развитие
     Тема: «Хочу быть космонавтом».
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

2.Познавательное развитие

     Тема: «Этот загадочный мир – космос».

Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.


3. Развитие речи
     Тема: Нагибин Ю.М.  «Рассказы о Гагарине» .
Цель: познакомить  с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.


4.ХЭР: Конструирование
     Тема: «Космонавты у ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.


5. ХЭР:  Рисование
Тема: «Космическая фантазия». Техника цветной граттаж.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж.


6. ХЭР: Аппликация
     Тема: «Полет на Луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.


7.ХЭР: Лепка
     Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

8. Познавательное развитие: ФЭМП

       Тема: «С математикой в космический полет».

Цель: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

8. Физическое развитие:

       Тема: «Космическое путешествие».

Цель: Развивать интерес детей к спортивно-массовым мероприятиям, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности. Формировать морально-волевые качества (целеустремленность, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов).

- Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры: «Космодром». «Путешествие в космос», «Конструкторы ракет»;  «Космонавты».

 - Конструктивные игры: «Космодром», «Космический корабль».

- Дидактические игры: ««Правильно расставь планеты»,  «Найди пару», «Подбери пришельцу ракету», «Мое созвездие», «Найди тень», «Найди лишнее», «Планеты Солнечной системы», «Космос», «Собери созвездие».

- Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Ракетодром», «Солнце - чемпион».

- Эстафета «Космический полет».

- Речевые игры: «Что лишнее?», « Исправь ошибки», « Объясни словечко»,  «Какое слово самое длинное?», «Скажи наоборот», «Измени по образцу»,  «Что не так?», «Собери предложение», «Подбери парное слово», « Продолжи предложение», «Что общего и чем отличаются друг от друга?», «Запомни цепочку слов», «Доскажи словечко», «Измени по образцу», «Хитрые вопросы», «Назови ласково».

- Коммуникативная игра «Звёздочки».

- Пальчиковая гимнастика: «Мы космический отряд», «Космонавты», «Комета», «Будем в космосе летать».

- Физкультминутки «Полет на Марс», «Созвездия», «Отправляемся в полет», «Космос», «Зарядка для космонавтов».

- Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик"

- Настольно-печатные  игры: Пазлы «Космические аппараты», «Космос», «Неизвестные планеты»; «Путешествие в космос», «Проведи космонавта к ракете»; «Помоги ракете добраться до Земли», «Космос» и др.

- Опытническая деятельность: «Метеориты и метеоритные кратеры»

- Индивидуальная и групповая работа: развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе); выкладывание картинок из счетных палочек; рассматривание иллюстраций по теме.

       3этап – заключительный

1.Выставка поделок, посвящённая  космосу (совместная работа детей и родителей).
2. Выставка рисунков «Волшебный космос».

3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе».

 4. Музыкально-спортивный праздник «Смело в космос полетим».

       Результаты:

Создание у детей целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной;

Систематизация знаний о Солнечной системе, планетах;

Обобщение представлений о системе «Земля – Луна»;

Закрепление знаний о личности первого космонавта Юрия Гагарина; знакомство с другими известными советскими космонавтами и их достижениями в космических полётах;

Сформированное умение и желание выражать свои впечатления от знакомства с космосом в творчестве;

Приобретение родителями новых знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

                               

Список использованной литературы:

 

  1. Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми  // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
  3. Носов Н. «Незнайка на Луне». — М.: РОСМЭН, 1996г.
  4. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
  5. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. —  М.: ТЦ Сфера, 2011г.
  6. Л.Н. Прохорова   Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 — 64 с.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  8. Интернет – ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание практической деятельности по реализации      проекта

Знакомство со стихотворениями

Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда

Комета

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

- Откуда явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:- Это лёд!

А хвост её - пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

Римма Алдонина

Космонавт

Он – пример для всех ребят

Его зовут героем.

Гордо носит космонавт

Звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Показаться и врачу –

Здесь экзамен строгий.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки.

Барокамера, бассейн,

Где мы невесомы…

Это космонавтам всем

Хорошо знакомо.

Вот кабину карусель

Кружит круг за кругом.

Не снаряд, а просто зверь

Эта центрифуга.

Очень много предстоит

Испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит,

Их пройти обязан.

Он профессии любой

Должен знать секреты –

Ведь на высоте такой

Не спросить совета.

Летчик, доктор, астроном,

Инженер, фотограф,

И садовник он притом,

А еще картограф.

Точно он изобразит

Горы, реки, сопки.

Рыбакам определит,

Где плывут селедки.

И пожара очаги

Сверху он укажет –

Для спасения тайги

Это очень важно.

Радуемся мы весне,

Летом – за грибами…

Космонавт же в вышине

Кружится над нами.

Мы привет ему пошлем,

Пусть его согреет:

«На Земле тебя все ждем –

Прилетай скорее!»

А.Г.Новак

Космонавт

Когда последний закруглен виток.

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо, всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Л. Татьяничева

 Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали —
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,
Гагарин – первый космонавт Земли!

И. Левченко

  108 минут

 

   В скафандре, по-рабочему, как был,

   У Волги на виду, ему знакомой,

   На вспаханную землю он ступил

   И зашагал, растаптывая комья.

   На перелеске, пашни посмотрел.

   Земля! И вид её не изменился.

   Сегодня в космос он с неё взлетел,

   Сегодня ж на неё и возвратился.

   Всё так же низко облака бегут,

   Всё так же небо сосны стерегут,

   Всё тот же день,

   Часов всё та же мера…

   Прошло лишь сто,

   Сто с небольшим минут.

   А на Земле уже иная эра,

   Которую космической зовут!...

Л. Вышеславского

Звёзды

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

С.Есенин

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Этот загадочный мир – космос»

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Развивать пространственное  воображение, мелкую и общую моторику.
Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны.
Воздушный шарик.
Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур.
Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.
Рисунки созвездий.
Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить лелательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Юрия Гагарина).

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями.

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.

Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

А таперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету.

Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»

На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:
Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за другом.
Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг.
Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую желтую планету.
Команда космического корабля «Молния» высадилась на две маленькие синие планеты.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.

Только наша планета Земля
Во всем пригодна для жилья.
Ведь Земля — планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помоши: нужно помочь им найти свои космические корабли.

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

- Взгляните на лист и ответьте мне, дети:
Кто на какой летает ракете?

На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Материал к занятию «День космонавтики»

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

Ребята, астрономы — ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия.
Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его?

Домик
Птица
Зонтик
Цветок

Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей). Звезды и луну.
Луна — это спутник нашей планеты Земля.

Только солнце спать ложится,
Луне на месте не сидится.
Ночью по небу гуляет,
Тускло землю освещает.

 Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

 «Солнце»
(Две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами)

 «Ракета»
(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)

«Луноход»
(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")

Рисование губкой «Луна»

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

А мы живем с вами на планете... Земля.

За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!

Конспект беседы «Полёт в космос»

Цель: расширить представление детей о космосе, космических героях.

 Задачи:

  1. Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю.А. Гагарине.
  2. Развивать интерес к космонавтике.
  3. Формировать здоровый образ жизни.
  4. Воспитывать любовь к профессии «космонавт».
  5.  Формировать чувство гордости за подвиг Ю.А. Гагарина.

 

Материал и оборудование: картины с изображением космоса, ноутбук, презентация «Первый космонавт - Гагарин».

Предварительная работа:  Беседа о космосе, рассматривание картин с изображением планет.

Ход:

Сюжет-завязка Воспитатель рассказывает ребятам о космосе, о первом космонавте Юрии Гагарине. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации.

Развитие сюжета

      Ребята, с глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. И на чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Аладдин на ковре-самолете, баба Яга в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди. Прошли годы, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, позже на самолетах и вертолетах. Но люди мечтали и о космическом пространстве. 

           Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Выбирали собак не породистых, а дворняжек – ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышленые.

          В 1960г 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа, почти целый день. Космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз и благополучно вернулся на Землю.

          Наконец все было подготовлено для полета в космос человека. Самый первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос (показ портрета Ю.А. Гагарина).

          На этом космическом корабле Юрий Гагарин совершил полёт в космос (слайд). Из космического пространства он увидел нашу планету – Земля, она была круглая и показалась ему очень маленькой (слайд). Он совершил подвиг т.к. первый из людей полетел в космос.

      Ю. Гагарину.

В космической ракете

 С названием «Восток»

 Он первый на планете

 Подняться к звёздам смог.

 Поёт об этом песни

 Весенняя капель.

 Навеки будут вместе

 Гагарин и апрель!

      Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

 А как же он улетел в космос? Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. 

Воспитатель: Давайте на простом примере показывает, как летит ракета в космос. Надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.  А потом разжимает  пальцы, и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с презентацией.

Ребята посмотрите, костюм, в котором находится Ю.А. Гагарин, называется скафандр (слайд).  А в космос он летит на ракете (слайд). А как вы думаете, называется человек, который летит в космос? (ответы детей).

 Правильно, космонавт. А каким должен быть человек, полетевший в космос? (сильным, смелым, здоровым).

 Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым? (Ответы детей.)

 Давайте, посмотрим, чем питается космонавт (слайд). 

 Почему вся еда находится в тюбиках? (Ответы детей.) Чтобы еда не портилась, не пролилась.

Физкультминутка:

 «Мы летим в ракете

 Посмотреть на луну

 Мы здоровые дети

 В нашем детском саду.

 Вот закончился полёт,

 «Отдыхает» звездолёт».

(На носочках бег по кругу, руки вдоль туловища отведены назад.  Затем руки - вперед, вверх, в стороны, вниз.  Дети отдыхают на ковре).

      А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов и даже женщины. Первой женщиной – космонавткой стала Терешкова Валентина Владимировна (слайд). А  спустя 4 года Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос (слайд).  Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве. Второй женщиной – космонавткой стала Савицкая Светлана Евгеньевна, она первая из женщин вышла в открытый космос (слайд). 

 Наверно, многие из вас уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают  роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические  машины, опутанные проводами. Сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть,  на крышах домов огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника, и передают их в аппарат и в телевизор.

Физкультминутки 

«Полет на Марс»


Долетели мы до Марса, (потянуться)
Примарсились, отдохнём! (присесть)
Физзарядочку начнём. (из приседания сделать прыжок вверх на двух ногах)
Ой, нас что – то укачало! (наклоны головы вправо, влево)
Закачало, понесло: (покружиться)
То направо, то налево (наклоны вправо, влево)
То назад, а то вперёд! (наклоны вперед, назад)
Закружило, завертело (покружиться)
И на место принесло! (встать прямо)

«Созвездия»


Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами).
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

«Отправляемся в полет»


5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим. (На каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой)
Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым. (Бег по кругу)
Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели. (Бег врассыпную)
В невесомости летим, в иллюминаторы глядим. (Руки над бровями)
Только дружных звездолет, может взять с собой в полет! (Встать в круг)

«Космос»


Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли, (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны. (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (Ходьба на месте)

«Зарядка для космонавтов»


Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра,
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)

Дидактические игры

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу пазлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу пазлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.   

 «Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

«Подбери пришельцу ракету»

Цельпродолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

«Мое созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры. Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают созвездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

«Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки  и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель раздает детям  карточки с картинками. Предлагает детям рассмотреть их.  Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

3 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соединить тень с нужной картинкой.

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить вам такое испытание .У меня есть несколько  наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ».

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

 2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

«Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечной Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры. Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал,  и делает еще один ход.  Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

«Космос»

Цель: учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры:

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 вариант. Дети придумывают свои космические объекты.  

«Собери созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры. Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

                                                Сюжетно-ролевые игры

 «Космонавты» 
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«Путешествие в космос»
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.


                                          Пальчиковые гимнастики

 «Мы космический отряд»

Мы космический отряд, (Пальцы одной руки сжаты в кулак. Разжимать и сжимать пальцы).
Очень дружных пять ребят. (Разгибать по очереди пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого. Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой).
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5-ый женщина, а не мужчина - Терешкова Валентина! (Соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки).
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.

«Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят, (показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете. (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит, (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит. (изображаем иллюминатор)

«Комета»
В космосе сквозь толщу лет, (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)
Хвост его - полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки - хвост)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук)

«Будем в космосе летать»
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)
До свидания, друзья!

                              Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик"

    Ребята, наше солнышко такое яркое, оно пустило к нам солнечного зайчика. Видите его? Проследите глазами, как он прыгает, бегает по Цветочной планете. Вперед, назад, вперед, назад. Еще раз и еще. Молодцы! Зайчик нас куда-то зовет. Давайте посмотрим.

Пословицы и поговорки


В космосе ничего не пропадает.
Не хватай звёзд с неба, а добывай на земле хлеба.
Если очень захотеть можно в космос полететь.
Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём.
Не всё греет, что светит: луна светла, да без тепла.
Кому месяц светит, тому и звёзды улыбаются.
Нет на Меркурии лета и осени, нет ни зимы, ни весны.
Многих радует, когда метеоритом падаешь.

                                              Подвижные  игры

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

 «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Загадки с ответами

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

 

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

 

Ночью посмотри в оконце –

В небе высоко зажигаемся,

Как солнца, очень далеко. (Звезды)

 

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

 

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

 

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара. (Венера)

 

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

 

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

 

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

 

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

 

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

 

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

 

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

 

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

 

Есть окошко в корабле -

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор) 

Коммуникативная игра "Звездочки"

Звезды прыгают, резвятся,
Звезды любят поиграть.
Звезды быстро улетают,
Ты попробуй их поймать.
Звездочка, лети!
Скорее лови!

(Дети встают в пары, договариваясь кто из них будет «звездочкой». Под слова прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево. На последние слова «звездочка» убегает, другой – догоняет. При повторении игры, «звездочкой» становится второй ребенок.)

Опыт « Метеориты и метеоритные кратеры» 

-Представьте, что это поверхность Луны (мука), а песок-это поверхность нашей Земли, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. ----Почему это произошло?(ответы детей.)

-Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

-Зависит ли образование кратера от вида поверхности? (ответы детей.)

-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?

-Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? (Ответы детей.)

- На что похожа поверхность с мукой? (камни ударялись о дно поддона точно так же, как метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.)

- Что же такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное углубление на месте падения метеорита.)

Речевые игры

«Что лишнее?»

Земля, Марс, планета, Юпитер.

Корабль, ракета, станция, звезда.

«Исправь ошибки»

На небе появился первая звезда.

Искусственный спутник облетел Землю.

В космосе есть необитаемая планеты.

Звездочет наблюдал звезды на телескопе.

«Объясни словечко»

Луноход, звездочет, космодром.

«Какое слово самое длинное?»

Земля, луна, отсек, планета.

Комета, созвездие, ракета, Луна.

Невесомость, космос, корабль, Земля.

«Скажи наоборот»

Взлетать – приземляться, ярко –...,  прилететь –..., далеко –..., высоко –..., темно –...

«Измени по образцу»

Звезда – много звезд. Спутник –...Корабль –...Космонавт –...Ракета –...

«Что не так?»

Земля – спутник Луны. В космос летают на вертолете. Скафандр – это зимняя одежда.

«Измени по образцу»

Лететь – улететь – улетели. Падать –...Бежать –...

«Собери предложение»

Астроном, звездами, за, наблюдает.

 Луна, спутник, это, Земли.

Космонавт, открытый, в, вышел, космос.

«Подбери парное слово»

Самолет – летчик, ракета – ... (космонавт).

Вверх – взлет, вниз – ... (посадка).

Самолет – аэродром, космический корабль – ... (космодром).

«Продолжи предложение»

В космосе много планет...

В Солнечной системе есть планеты: Земля, Луна,...

«Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Земля и Марс. Космонавт и летчик. Космический корабль и самолет.

«Запомни цепочку слов»

Прочитайте ребенку цепочку слов. Обратите его внимание, что слова связаны по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить последовательность слов. При необходимости объясните связь между словами.

Земля, космодром, космонавт, скафандр, ракета, взлет, изучать, открытие.

«Доскажи словечко»

 Ты меня увидишь в небе,

 Я хвостата, не хвастлива.

 Не планета, не ракета,

А зовут меня... (комета)

«Измени по образцу»

Солнце – солнечный.  Космос –... Спутник –... Земля –... Звезда –... Луна –... Орбита –...

«Хитрые вопросы»

Чего больше – космических кораблей или кораблей?

 Что тяжелее – космонавт в скафандре или скафандр?

Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?

«Назови ласково»

Звезда – звездочка. Солнце –... . Корабль –... .

Сценарий музыкально-спортивного праздника

«Смело в космос полетим»

Цель: Расширить знания детей о космосе. Ознакомить детей с историей о первом полете в космос.

Задачи: Развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений с помощью подвижных игр.

Оборудование: 2мяча, 2 стойки, обручи, 2 ведра, кубики по количеству детей, 2 воздушных шара, кегли, дуги.

Действующие лица: Ведущий, дети, инопланетянка.

                                                                Ход праздника

Дети под музыку проходят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы наверное, уже, знаете, что каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. А хотите знать, почему именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день? Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавший в космосе? Ответы детей.

Ведущий: А вот, об этом, мы сейчас с вами узнаем.

1 ребенок:

Летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил!

2 ребенок:

Теперь мы гордимся, что знаем

Кем же был Юрий Гагарин!

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам!

Ведущий: Спасибо! Первым в мире человеком, совершившим полет в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле « Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год  День космонавтики.

Звучит музыка. В зал прилетает инопланетянка.

Инопланетянка: О! Сколько народу собралось! Вы меня, наверное, ждете?

Ведущий: А кто вы такая?

Инопланетянка: Я? Я прилетела из другой планеты. И когда я пролетала над землей на своем космическом корабле, я увидела всех вас и думала, что вы меня ждете.

Ведущий: Ребята, а вы догадались, кто к нам пожаловал? ( Ответы детей)

Ведущий: Уважаемая инопланетянка, вообще-то мы не вас ждали.

Инопланетянка: А зачем вы тогда здесь собрались?

Ведущий: У нас праздник. И не только у нас, сегодня Всемирный День космонавтики. Знаешь, что это за праздник такой?

Инопланетянка: Ну конечно знаю, я ведь тоже на луну летала. И что, вы все мечтаете в космосе побывать?

Ведущий: Конечно, все мальчики и девочки мечтают хотя бы раз увидеть, что же там, за пределами нашей планеты. Правда, ребята?

Инопланетянка: Ха! Ладно, еще мальчишки, но чтобы девчонки в космос летали. Не смешите меня…. Они же девчонки! Я слышала, что на планете земля, все девчонки слабые и к тому же бояки.

Ведущий: А вот зря смеетесь, вы, конечно, не знаете, что среди космонавтов есть и женщины. Первый в мире полет в космос из женщин осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по  19 июня 1963 года на космическом корабле « Восток-6».

Инопланетянка: Вот это да! Оказывается ваши девчонки не такие уж и слабые.

Ведущий: Да, наши девочки смелые и ловкие. И я предлагаю сегодня проверить и мальчишек и девчонок на силу, ловкость и быстроту, поиграть в игры, а заодно и посоревноваться.

Инопланетянка: Здорово! А можно я тоже буду вместе с вами соревноваться.

Ведущий: Ну, конечно можно. Только скажи, как тебя величать?

Инопланетянка:  меня зовут  Масяня.

Ведущий: Для начала нам нужно подготовиться- провести разминку.

По сигналу инструктора по ф.к. дети строятся в 3 колонны.

Под. Муз « Эй лежебоки» проводится разминка.

Ведущий: Вот мы провели разминку, а сейчас поиграем в эстафеты.

(Инструктор по ф.к. проводит эстафеты.)

« Передай другому»

Две команды (по 6 чел. в каждой). По сигналу под музыку дети над головой передают мяч назад, начиная с первого участника. Последний участник с мячом бежит вперед колонны и также передает мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник не вернется на свое место.

«Ракета» В эстафете участвуют другие дети. Две команды ( по 6 чел. в каждой) Участники « садятся» в ракету (надевают на себя обруч) и бегут, оббегают впереди стоящую стойку, возвращаются к своей команде и передают эстафету и обруч следующему участнику.

« Разгрузи летающий шар»

Две команды (по 4 чел. в каждой) 2 ведра, с 4- мя кубиками в каждом. Первый участник берет в руку воздушный шарик в другую ведерко с кубиками по сигналу бежит до стойки, где лежит обруч.  Добежав до обруча выкладывает один кубик в обруч, т.е. облегчает ведро. Вернувшись к команде, он передает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Итак, до последнего участника.

Эстафета « Преодолей  препятствие» Две команды (по 5 чел. в каждой) По сигналу первые бегут до дуги подлезают под дугой, затем прыгают из обруча в обруч оббегают стойку и возвращаются, передав эстафету следующему участнику. И так далее. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Ведущий: Вот видишь, Масяня, какие у нас ребята ловкие!

Инопланетянка: Да, они молодцы, подготовка у них  хорошая, прямо как у будущих космонавтов.

Ведущий: Знаешь, Масяня, чтобы в космос полететь, нужно очень долго готовиться. Ты знаешь, что должен уметь будущий космонавт?

Инопланетянка: Не знаю, а что?

Ведущий: Он должен быть не только ловким, сильным и смелым, но и сообразительным.

Инопланетянка: Ага, а я сейчас проверю, какие вы все сообразительные. У меня тут загадки есть.

Игра-викторина « Угадай-ка»

1.Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце)

2.Естественный спутник земли. (Луна)

3.Человек, который летает в космос. (Космонавт)

4. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

5.Как называется  животное и созвездие? (медведица)

6.Почему на  планете земля есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

Кто был первый космонавтом, полетевший в космос? ( Юрий Гагарин)

7.Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?

( «Восток»)

8.Какой праздник ваша страна празднует каждый год 12 апреля? ( День космонавтики)

Инопланетянка: Да, заниматься  физкультурой и отгадывать загадки вы умеете. Но ведь для здоровья нужно и кушать хорошо. Вот я ем по утрам космическую кашу, пью космическое молоко.

Ведущий: Да, Масяня, в этом ты права, чтобы быть сильным и здоровым нужно еще  хорошо и правильно питаться. А ты знаешь, что едят настоящие космонавты?

Инопланетянка: Ха! Да все едят, и каши, и супы, и овощи, и фрукты. Борщ, компот.

Ведущий: Хорошо, я спрошу по-другому, как едят космонавты в открытом космосе? Ставят тарелки, чай наливают.

Инопланетянка: Да вы что! Как они могут с тарелок кушать, они же в космосе! Там нет тарелок там только звезды.

Ведущий: А я хотела уже обрадоваться, что ты хоть это знаешь. Эх, ты. В открытом космосе из тарелок действительно не едят, но не потому, что их там нет. Ребята, а может кто-нибудь знает, как едят космонавты в открытом космосе? Ответы детей.

Ведущий: Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает  в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть,  все становится легким , как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. И все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку.

Инопланетянка: Вот здорово! Я даже не знала об этом.

Ведущий: Ну что ж,  молодцы ребята, теперь мы с вами знаем гораздо больше о космосе и о том, что на небе есть тысячи звезд.

А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Планет  много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. Ребята, расскажите, а сколько планет в солнечной системе?

Дети читают стихи:

1 ребенок: По порядку все планеты

                    Назовет любой из нас.

2 ребенок: Раз Меркурий,

                    Два - Венера

                    Три - Земля

                    Четыре - Марс.

3 ребенок: Пять - Юпитер

                    Шесть – Сатурн

                    Семь – Уран

                    За ним - Нептун

4 ребенок: Он восьмым идет по счету.

                     А за ним уже, потом,

                     И девятая планета

                     Под названием Плутон.

Инопланетянка: Это так оказывается интересно, все знать! А больше всего мне понравилось, как вы двигаетесь под музыку!

Ведущий: А давай вместе с нами и запоминай движения.

Исполняется танец.

Инопланетянка: Как здорово! Как хорошо с вами! Но мне уже пора возвращаться, я полечу и похвастаюсь моим друзьям своими знаниями о планете земля. Спасибо, и до свиданья!

Звучит музыка. Инопланетянка садится на космический корабль и улетает.

 Ведущий: Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересного и нового о космосе и космонавтах. Вам понравился наш праздник? А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос.

Дети встают и под  веселую музыку выходят из зала.

Рекомендации для родителей на тему «День космонавтики»

     Уважаемые родители, расскажите ребенку о празднике 12 апреля – День космонавтики,  объясните, почему он так назван.

– Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации, фотографии с изображением космонавтов и космоса.

– Познакомьте ребенка с планетами солнечной системы, картой звёздного неба.

–Расскажите ребенку о роли России в освоении космического пространства, первом космонавте Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

– Познакомьте ребенка с космическими профессиями (конструктор, космонавт, технолог, врач, строитель и т.д.)

Консультация для родителей

«Как рассказать детям о космосе»

        Уважаемые родители!  Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции. 
     При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно. 
    К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства. 
      История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов. 
      С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. 
Тема космоса всегда актуальна. 
     Во второй половине хх века человечество ступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским союзом, первый космонавт мира – гражданин бывшего СССР. 
     Сегодня имя Гагарина Юрия Алексеевича знает вся планета. Он навсегда вошел в историю человечества как символ героизма и отваги. 
В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. 
       Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо. 
      Современные родители, сами испытывая  интерес к космосу, пытаются часто безрезультатно, пробудить интерес к Вселенной в своих детях, используя при этом ресурсы современных технологий, в основном Интернет. Ведь как занимательно увидеть на яркой картинке вблизи Юпитер, следы действующих вулканов на его спутниках, кольца Сатурна.  Родителям непонятно, почему их дети не разделяют родительского восторга. Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. 
     Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? 
Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям знакомить детей с достопримечательностями своего города и края; посещать с ними музеи, выставки, памятники; рассказывать им о труде людей, о своей работе. 
    Для обогащения и расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо», портреты космонавтов, «Ощущение невесомости», глобус, аудиозаписи.  Вместе с детьми предлагаю прочитать и рассмотреть иллюстрации к книгам А. Леонова: «Я выхожу в открытый космос», «Ю. А. Гагарин». 

Материал для буклета «Путешествие в космос»

Некоторые интересные факты о космосе:
1.Каждый год в нашей Галактике появляется на свет около сорока новых звезд. Сколько же их появляется во всей Вселенной – сложно даже представить себе ответ на этот вопрос.
2.В космосе царит тишина, так как там нет среды для распространения звука. Так что тем, кто любит помолчать, космос наверняка пришелся бы по нраву.
3.Впервые человек взглянул на космос через телескоп около четырех столетий назад. Это был, конечно же, Галилео Галилей.
4.Удивительно, но в космосе все знакомые нам цветы будут пахнуть абсолютно по-другому. А все потому, что запах цветка зависит от множества самых разных факторов окружающей среды.
5.Интересный факт о космосе и планетах – солнце больше земли приблизительно в сто десять раз. Оно больше даже, чем Юпитер, который, как известно, является гигантом нашей Солнечной системы. Но при этом, если сравнивать Солнце с другими звездами во Вселенной, то оно окажется невероятно крохотным. Например, звезда Большой пес больше Солнца в полторы тысячи раз.
6.Первый человек в космосе – Юрий Гагарин. 
7.Первая женщина в космосе – Валентина Терешкова.
8.Человек никогда не сможет достигнуть края Вселенной, так как в космосе присутствует искривление пространства, из-за которого человек, двигаясь постоянно в прямом направлении, в итоге вернется в исходную точку. Этот феномен ученые до конца пока что объяснить не в состоянии.
9.На Землю каждый день падает приблизительно десять тонн космической пыли.
10.Во Вселенной существует более чем сто миллиардов галактик, так что есть огромная вероятность того, что все же в границах этой Вселенной люди не одиноки.

Стихотворение
Планеты Солнечной системы.
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.

Загадки


1. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
2. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
3. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
4. Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (Звезды)
5. Осколок от планеты,
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит)

Пальчиковая гимнастика 

 «Будем в космосе летать». 
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак). Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого
1 – комета. 
2 – планета. 
3 – луноход. 
4 – звездолет. 
5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь) 
До свидания, друзья! 

Словесная игра 

«Подбери словечко»
Человек, который считает звезды – звездочет,
космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
момент, когда звезды «падают» - звездопад,
небо, на котором много звезд – звездное,
небо, на котором нет звезд – беззвездное,
бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

Семейка слов

Образуем  слова одной    семейки  к  слову «звезда».

• Как  можно  ласково  назвать Звезду? (звездочка)

• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

• Как  в  сказках называют волшебника, который  предсказывает будущее по звездам?

(звездочет)

«Найди лишнее слово»

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

Физминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли, (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны. (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (Ходьба на месте)

Пословицы и поговорки


В космосе ничего не пропадает. 
Не хватай звёзд с неба, а добывай на земле хлеба. 
Если очень захотеть можно в космос полететь. 
Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём. 
Не всё греет, что светит: луна светла, да без тепла. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы", Проект "Космос"

Так как к современным образовательным технологиям, относится проектная деятельностиь, поэтому она широко применяется в нашем детском саду....

Итоговое развлечение «Если очень захотеть, можно в космос улететь» Проект «Космос»

Цели: закрепить элементарные представления детей о космосе и Солнечной системе. Познакомить с основными понятиями по теме: космонавтика,  космос, вселенная, галактика, солнечная система, планеты ...

Детский исследовательский проект "Хоровод знаков Зодиака" в рамках проекта "Космос"

Группа детей из четырех человек подготовительной группы под руководством взрослых выясняют, что такое Зодиак и знаки Зодиака....

конспект ООД с детьми подготовительной к школе группы на тему"Космос" к проекту "Космос"

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему "Космос" с использованием ИКТ и интерактивной технологии MIMIO.  Занятие проводится в подготовительной к школе группе с детьми малой подгруппы для инд...

Исследовательский проект "Космос" и презентация проекта

Проект был создан для детей подготовительной группы....

Отчет по проекту "Космос", посвященного 60-летней годовщине первого полета человека в космос

Цель проекта:Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующим базис нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине чувства ответствен...

Итоговое мероприятие образовательного проекта «Космос» КВН «Знатоки космоса» в подготовительной группе №1

Обобщение знаний детей о космосе,космонавтах,планетах. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»...