Игра-викторина для детей подготовительной группы на тему: «Моя малая Родина»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Милентенкова Галина Николаевна

Игра-викторина для детей подготовительной группы на тему:

 «Моя малая Родина»

1. Образовательная область: познавательное развитие.

2. Тип деятельности: тематическая, творческое.

3. Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ

4. Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая, работа малыми подгруппами, индивидуальная).

5. Форма обучения: игра - викторина, беседа.

6. Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

7.Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностях, промышленных объектах и памятниках.

• Расширить знания детей об истории Дергачевского района.

• Обогащать представления детей о разнообразии природного мира.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края, к её истории и значимости в жизни человека, людям, проживающим в Дергачевском районе.

• Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство привязанности, любви к своей малой Родине, любовь к природе родного края;

- воспитывать нравственно - патриотические, гражданские чувства, чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.

8. Словарная работа: активизировать самостоятельные рассуждения, поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины.

9. Обогащение словаря детей: государственные символы, предприятия, Алтата, многонациональная, летописец.

10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

11. Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка рисунков, образцы зерновых культур, словесные (вопросы викторины, краткая беседа, чтение стихов, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

12. Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, видеофильм «Птица Дергач». Презентация викторины «Знатоки родного края», выставка рисунков «Дергачи настоящие и будущие», карта Дергачёвского района; медали и грамота для награждения команд; костюм летописца, эмблемы для команд «Колосок» и «Дергач».

13. Средства обучения для детей: емкости с зерновыми культурами; картинки животных, птиц, рыб, растений; оборудование для творчества (разрезные картинки для моделирования герба, флага)

14. Предшествующая работа: Реализация долгосрочного проекта «Родной свой край – люби и знай».

Экскурсия в детскую библиотеку, Краеведческий музей, к памятнику Воинам погибшим в годы ВОВ, к стене памяти Дергачевцам; к Храму Михаила Архангела; к Доске почета, на элеватор.

Организация самостоятельной деятельности в уголке «Нравственно – патриотическое воспитание» (книги, энциклопедии, альбомы).

Знакомство с национальными костюмами (русский, татарский, казахский, чувашский)

Прослушивание песен, заучивание стихов о Дергачах, о Родине.

Просмотр презентаций о природе Дергачевского района, о достопримечательностях, предприятиях, знакомство с «Красной книгой» Дергачевского района. 

Подготовка рисунков к выставке «Дергачи настоящие и будущие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_malaya_rodina.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» р.п.Дергачи Саратовской области

Дистанционный педагогический конкурс

 «Методическая копилка – 2020»

Методическая разработка педагога:

Игра-викторина для детей подготовительной группы на тему:

«Моя малая Родина»

Милентенкова Галина Николаевна

Игра-викторина для детей подготовительной группы на тему:

 «Моя малая Родина»

1. Образовательная область: познавательное развитие.

2. Тип деятельности: тематическая, творческое.

3. Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ

4. Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая, работа малыми подгруппами, индивидуальная).

5. Форма обучения: игра - викторина, беседа.

6. Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

7.Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностях, промышленных объектах и памятниках.

• Расширить знания детей об истории Дергачевского района.

• Обогащать представления детей о разнообразии природного мира.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края, к её истории и значимости в жизни человека, людям, проживающим в Дергачевском районе.

• Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство привязанности, любви к своей малой Родине, любовь к природе родного края;

- воспитывать нравственно - патриотические, гражданские чувства, чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.

8. Словарная работа: активизировать самостоятельные рассуждения, поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины.

9. Обогащение словаря детей: государственные символы, предприятия, Алтата, многонациональная, летописец.

10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

11. Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка рисунков, образцы зерновых культур, словесные (вопросы викторины, краткая беседа, чтение стихов, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

12. Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, видеофильм «Птица Дергач». Презентация викторины «Знатоки родного края», выставка рисунков «Дергачи настоящие и будущие», карта Дергачёвского района; медали и грамота для награждения команд; костюм летописца, эмблемы для команд «Колосок» и «Дергач».

13. Средства обучения для детей: емкости с зерновыми культурами; картинки животных, птиц, рыб, растений; оборудование для творчества (разрезные картинки для моделирования герба, флага)

14. Предшествующая работа: Реализация долгосрочного проекта «Родной свой край – люби и знай».

Экскурсия в детскую библиотеку, Краеведческий музей, к памятнику Воинам погибшим в годы ВОВ, к стене памяти Дергачевцам; к Храму Михаила Архангела; к Доске почета, на элеватор.

Организация самостоятельной деятельности в уголке «Нравственно – патриотическое воспитание» (книги, энциклопедии, альбомы).

Знакомство с национальными костюмами (русский, татарский, казахский, чувашский)

Прослушивание песен, заучивание стихов о Дергачах, о Родине.

Просмотр презентаций о природе Дергачевского района, о достопримечательностях, предприятиях, знакомство с «Красной книгой» Дергачевского района. 

Подготовка рисунков к выставке «Дергачи настоящие и будущие».

Ход викторины

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на викторину«Знатоки родного края»  В игре участвуют две команды, команда «Дергач» и команда «Колосок». Оценивать игру будет жюри, наши гости.

Воспитатель: Много стран на планете Земля, каждая страна имеет свои историю, традиции и символы. Как у человека, так и у страны, есть свое имя.

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду начинать предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Президент РФ –…. Путин В. В.

Областной город - ….Саратов

Самая известная река России…. Волга.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы узнать тему нашей игры, нам надо отгадать кроссворд.

 «Отгадай кроссворд»

Д

Е

Р

Г

А

Ч

И

Д О М

Э Л Е В А Т О Р

К А Р А С Ь

П И Р О Г А М И

А Л Т А Т А

Д Е Р Г А Ч

Р О Д И Н А

1.«Где дом, тут и хозяин». О чем говорится в этой пословице? (О доме).

2. Самое высокое здание в нашем поселке? (Элеватор).

3. Какая рыба водится в нашей реке? (Карась).

4. «Не красна изба углами, красна …» (Пирогами).

5. «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Как называется река, протекающая в нашей местности? (Алтата).

6. Какая птица является символом нашего поселка? (Дергач)

7. «Шар большой, на нем страна

Поселок в нем, а в нем дома

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля,

Это (Родина) моя!

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашей игре?

Дети: О малой родине - о Дергачах.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем красивую песню написанную Ольгой Резниченко «Дергачи».

Звучит песня «Дергачи», на слайде картинка р.п.Дергачи.

Воспитатель: А как мы можем еще сказать о Дергачах?

Дети: Наша малая Родина.

Воспитатель:

«Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.

Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.

Малая родина или большая, - все это Родина только одна.

В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она».

Воспитатель: Наша игра посвящена нашей малой Родине.

Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Дергач»

Без особого усилья

Мы расправим наши крылья

Ну, Дергач! Быстрей на взлет!

И тогда нам повезет!

Команда «Колосок»

В команде колосок

Деток звонкий голосок

Смех, игра, веселье

Чудо настроенье.

Задание №1. «Государственные Символы»

Воспитатель: У каждого города, района есть свой отличительный знак. Что это? (государственные символы) Как они называются?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: И у Дергачевского района есть государственные символы. Сейчас поиграем в игру «Собери картинку», каждая команда соберёт картинку с символом Дергачей и расскажет о нем.

(На столах приготовлены разрезные картинки с изображением герба и флага Дергачевского района).

Команда «Дергач»: У нас получился герб. Герб - красного цвета. Красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника, силы. На Гербе Дергачевского района изображена птица дергач. Птица - символ полёта. В верхнем углу герба изображены три стерлядки – это символ Саратовской области.

Команда «Колосок»: У нас получился флаг. Флаг голубого и красного цвета.Основной фигурой на флаге является изображение птицы - дергач. Голубой цвет -символ чести, благородства, духовности.

Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем игру-викторину.

 Задание № 2. «Литературный»

- Сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда должна рассказать стихи о своей малой Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Команда «Колосок»:

1 реб. Есть, возможно, уголок красивее,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России,

Ближе к сердцу Дергачевская земля.

2реб. Степь моя, степь моя – Родина малая!-

Сотни я раз повторю.

Степь моя, степь моя – лучшая самая!

Вот как тебя я люблю!

Команда «Дергач»:

1 реб. Есть много в мире уголков отличных-

Природа там отлична и щедра.

Но край любимый все- таки привычней,

Да и не ищут от добра- добра.

2 реб. Знаю, что где-то

На нашей планете

Есть и другие края,

Только милее мне всех на свете

Край, где родился я.

Задание № 3. «Найди на карте»

На слайде карта Саратовской области

Воспитатель: Это карта Саратовской области. Кто хочет найти и показать  на карте Саратовской области территорию Дергачевского района.

Воспитатель: Команда «Дергач» Каким цветом окрашена зона Дергачевского района? Какая это зона?

Команда «Дергач»: Дергачевский район окрашен желто – коричневым цветом. Это степная зона. В нашей местности много глины и песка.

Воспитатель: Команда «Колосок» какие реки протекают в Дергачевском районе?

Команда «Колосок»: Река Алтата, Камышлейка, Черненькая.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Мы шагаем друг за другом

Полем и зеленым лугом.

Светит солнышко над нами-

Вверх мы руки поднимаем.

Ветер стих - листва молчит,

Опускаем руки вниз.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Дальше будем мы шагать,

Мир природы изучать!

Задание № 4 «Оживи карту»

Воспитатель: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир. Давайте заселим карту Дергачевского района растительным и животным миром.

Команда «Дергач» выберет животных и птиц, а команда «Колосок»- растения и рыб.

Дети по одному прикрепляют картинки на карту Дергачевского района.

К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими, они занесены в Красную Книгу. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники.

Команда «Дергач» назовет сейчас птиц Дергачевского района, занесенных в красную книгу. (Птица Дрофа, серый гусь, лебеди – шипуны, серые журавли).

Команда «Колосок»: назовет растения Дергачевского района, занесенные в красную книгу. (Дерево сосна, цветы тюльпаны, кувшинки, гусиный лук).

Воспитатель: В Дергачевском районе заповедников нет, но есть особо охраняемая территория в поселке Восточный.

Вспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали. В дальнейшем мы будем дополнять ее другим материалом, чтобы лучше узнать свой родной край, любить и беречь его природу.

Задание № 5 «Экскурсоводы»

Воспитатель: Ребята, кто скажет, сколько лет поселку Дергачи?

Дети: 90 лет

Воспитатель: История Дергачей очень интересная. А помочь рассказать о ней я попросила Летописца. Давайте пригласим его на нашу игру-викторину.

Входит Летописец.

Летописец: Здравствуйте ребята, я получил от вас приглашение и с удовольствием поведаю вам об истории Дергачей. Знаете ли вы, откуда произошло название нашего поселка Дергачи? (ответы детей)

Через поселок протекает река Алтата, она непроточная, имела заросли тростника, в которой обитали дикие лошади, козы, степной зверь, плавающая птица, среди которых большое количество птицы Дергач. Эта птица, с раннего утра дающая о себе знать своей крикливостью, осталась в памяти жителей, она и дала название селу Дергачи. Послушайте крик птицы Дергач.(видеозапись)

А знаете ли вы, почему река Алтата так названа? (ответы детей)

Существуют воспоминания, передаваемые из поколения в поколение. В записях сохранились имена первых поселенцев, приехавших со своими семьями, в их честь было названо село Алтата – «Алты – ата», что в переводе с татарского означает шесть отцов. В поселке жили купцы – это богатые люди. В Дергачах купцы строили хлебные амбары, склады лавки. Ежегодно в Дергачах проходили три ярмарки: летняя, осенняя, зимняя. На ярмарку съезжались продавцы и покупатели из соседних районов, можно было приобрести сельхозмашины, посуду, лес, мебель, рыбу, сахар, мед, ткани. Из Казахстана пригоняли целые стада верблюдов, лошадей, коров, овец, которые располагались по берегам рек Алтата и Камышлейка. В Дергачах работали развлекательные аттракционы: качели, карусели, выступления силачей. Приезжали профессиональные театры и зверинец. Еще в Дергачах была земская лечебница, почтовая телеграфная контора, земская станция, первый аптекарский магазин. Село считалось богатым.

Летописец: А вы знаете, какими природными ресурсами богата земля Дергачевская?

Отвечают обе команды: Месторождения газа, нефти, глины, мела, песка.

Воспитатель: Уважаемый Летописец, вам понравились ответы детей? Ребята, давайте предложим гостю остаться и послушать, каким стал Дергачевский район в настоящее время. Ребята, какие места в родных Дергачах вам знакомы, дороги и памятны?

Команде «Дергач» нужно назвать предприятия Дергачевского района.

(Здание Администрации (Кто является главой районной администрации?); птицефабрика, элеватор, пожарная часть, библиотека, школы, детские сады, полиция и др.)

Команде «Колосок» нужно назвать достопримечательности Дергачевского района.

(храм Михаила Архангела, мечеть, площадь М. Горького, старые дома купцов, памятник Воинам – дергачевцам, погибшим в годы ВОВ, в локальных воинах,  доска – почёта, фонтан, парк и др.).

Задание № 6 «Чем богата наша земля» 

Воспитатель: Дергачи славятся бескрайними полями, на которых выращивают различные зерновые культуры.

У вас на столах стоят емкости с зерновыми культурами, нужно отделить и назвать какие именно (пшеница, ячмень, горох, просо)

Команды «Дергач» и «Колосок» выполняют задание.

Уважаемое жюри, оцените правильность ответов.

Летописец: Издавна в Дергачевском районе дружно проживали люди разных национальностей: русские, татары, немцы, казаки, украинцы, чуваши, поляки.

Воспитатель: И в наше время Дергачевская земля славится добрыми, гостеприимными людьми. В нашем районе проживают люди многих национальностей, а каких, вы знаете? Назовите.

Дети: Русские, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, курды, чеченцы, чуваши, украинцы, белорусы.

Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм. Мы с вами знакомились с костюмами разных народов. (Обращает внимание на самобытность, красоту, орнамент и другие отличительные особенности каждого костюма)

 Команда «Дергач» покажет казахский и татарский национальный костюм.

Команда «Колосок» покажет русский народный костюм и азербайджанский национальный костюм.

Воспитатель: Молодцы!

Летописец: Ребята, я рад, что вы очень любите свой родной поселок, свой детский сад. А мне пора, до свидания.

Итог: Ребята, вам понравилась игра-викторина? Что нового вы узнали о своей малой Родине? Кто сегодня был в гостях?

(Ответы детей)

Воспитатель: Уважаемое жюри, я предлагаю подвести итоги нашей игры - викторины и огласить результаты и вручить диплом победителя игры – викторины.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю гостей на выставку рисунков «Настоящее и будущее Дергачей».