Конспект образовательная деятельность в старшей группе "Страницы книжной истории"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Московская Людмила Геннадьевна

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  В ходе познавательной и экспериментальной деятельности дети узнают историю книги, знакомятся с разными материалами . Занятие носит игровой характер, организовано в виде путешествия, что делает его увлекательным для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_knizhnoy_istorii.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №6

Образовательная деятельность в старшей группе

"Страницы книжной истории"

        Воспитатель Московская Л.Г

        МБДОУ "Детский сад№4 Родничок"

images (8)

п.Акбулак

2014г

Приложение№6. Конспект образовательная деятельность в старшей группе "Страницы книжной истории"

         Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  В ходе познавательной и экспериментальной деятельности дети узнают историю книги, знакомятся с разными материалами . Занятие носит игровой характер, организовано в виде путешествия, что делает его увлекательным для дошкольников.

Доминирующая образовательная область Познавательное развитие

Вид деятельности детей двигательная , коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная, художественная, продуктивная, чтение художественной литературы

Методы и приемы реализации содержания занятия эксперементирование, наблюдение, демонстрация видео материала с использованием ИКТ, рассказ, беседа, чтение художественной литературы, игровой метод.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги, используя компьютерные технологии.

Задачи: Познакомить с первым письменным материалом: камнем, глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книгами . представления детей о мире.

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Содействовать активизации свойств  диалогической речи, обогащение словаря.

Учить работать самостоятельно и в команде.

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем разных видов творческой деятельности в ходе образовательного  процесса . Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения: групповой дискуссии ,мозгового штурма Погрузить детей в колорит разных стран: Египта, Китая, Руси посредством музыки, видеоматериалами и оформления помещения. Поддерживать физическую активность детей в процессе образовательной деятельности.

Воспитывать ценностное отношение к труду 

Планируемые результаты: -расширение и обогащение знаний детей по теме “Книги” ;

- развитие навыков речевого общения, развитие памяти, внимания;

-воспитание ценностного отношения к труду.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Ход занятия

Дети сидят за столами, рассматривают книги, среди них книга  " Незнайка в солнечном городе"

Воспитатель: как много книг у вас, какие они интересные. Вы любите книги? А какие книги вам нравятся? Ребята, а все книги одинаковые?

Чем они отличаются?( Размером, формой, цветом, в них разные иллюстрации)

-Ребята, вы ещё не умеете читать, а как вы узнаете о чем эта книга? ( По картинкам)

(Показывает книгу "Незнайка в Солнечном городе") Кто ребята знает , что это за  книга?

А как вы догадались? Правильно, эта книга называется "Незнайка в Солнечном городе"А написал ее писатель Николай Носов.

(Стук в дверь) - Ребята вы кого-то ждете? Посмотрю кто там. ( вносит Незнайку  куклу)

-ребята посмотрите, кто к нам пришел, это же Незнайка! Незнайка, мы только- что с ребятами разговаривали о тебе.

Незнайка: А я знал, что вы будете про меня говорить, ведь это я принес вам эту книгу! Я хотел что бы вы меня поздравили, ведь моей книге исполнилось 75 лет!

Воспитатель: Незнайка мы тебя поздравляем! Мы рады что уже 75 лет дети читают о тебе, переживают за тебя и радуются твоим успехам.

Незнайка: Да, мою книгу написали так давно, что она самая древняя.

Вос-ль: Незнайка, ты ошибаешься, книги создали сотни  лет назад

Незнайка: Интересно, как выглядела первая книга?

Воспитатель: Ребята , а вы не знаете? А вы хотите узнать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие прошлое книги.

Незнайка: Ой ребята , я не могу с вами отправится в прошлое, у меня очень много дел, но вы мне обязательно расскажите, о том, что узнали.

Интересно на чем можно отправиться в прошлое? А вы ребят не знаете?

Воспит: А я предлагаю отправиться на машине времени, чтобы узнать как появились первые книги

(Дети встают в круг, звучит космическая музыка,  Слайд №1

на проекторе появляются горы, пещеры)    Слай №2

Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита.

Как вы думаете, какое отношение камень имеет к книге

Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, о своих приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу. И они придумали буквы, правда первые буквы больше были похожи на рисунки. А рисовали они на камнях, в пещерах. Слайд №3

Если первые буквы были так необычны. То как же выглядела первая книга? А была она КАМЕННОЙ.

(показ слайдов №4)

-Да, хорошо они придумали, но удобно ли писать на камнях? А почему? ( Потому, что он тяжелый , твердый, шершавый, скользкий, неровный) дети исследуют камни

- Итак, люди стали искать более удобный материал, а какой мы узнаем если отправимся в следующую страну (Показ слайдов №5)№6

 Наш с вами сказочный маршрут пролегает через удивительную страну Древняя Месопотамия, потому что именно здесь появилась первая ГЛИНЯНАЯ книга.№7

Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Давайте и мы попробуем написать на глиняной дощечке (Дети выполняют задание)

Давайте сравним глину и камень( Глина легче чем камень, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу)

 Отправляемся в следующую страну.(слайд№8)

Это Древний Египет - страна пирамид. Здесь появились книги из ПАПИРУСА.№9

Папирус – речной тростник с высоким, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. ( слайд №10)

На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка.(слайд№11)

- Отправляемся дальше(.Слай№12) Следующая страна в которую мы отправляемся будет Китай, ведь эта страна Родина многих открытий. ( показ слайдов,13) сопровождается рассказом о стране.

История книги в Китае очень интересная , сначала они писали на шелке,(слайд 14 ), это очень нежная , гладкая материя, потом ее нарезали на кусочки и сшивали, получались, вот такие первые книги ( показ слайдов№15) Китайцы всегда заботились о своем здоровье и выполняли  гимнастику. Давайте мы тоже попробуем выполнить несколько упражнений. ( Выполняют упражнения под китайскую музыку)

 Я открою вам секрет, что Китайцы очень изобретательный народ, и следующее, что они придумали, была бумага, но мы о ней поговорим в другой стране. Отправляемся дальше на машине времени.(слайд№16)

)Отгадайте ребята, что это за страна?(слайд№17)

Мы переместились с вами в древнюю Русь, Русь всегда славилась своими деревянными городами, могучими богатырями, своим ремеслом, и конечно, своими веселыми праздниками. Наши предки , которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Слайд№18)

 Кто знает, что такое береста? Это березовая кора.(Показ бересты) Писать на ней было удобно, но для книг она не годилась. Потому, что она была хрупкая и ломкая. А потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы, их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались когда появилась первая печатная книга, а как же это произошло?(слай№19)

 Оказывается буквы вырезались из дерева, на них наносили краску и прижимали к листам бумаги.(слайд№20)

 Предлагаю вам стать книгопечатниками. Проходите (Дети за столами)

Мне кажется , у нас появилась небольшая проблема. Печатного станка у нас нет и в типографию мы не сможем отправиться. А можем ли мы сами придумать способ печатать? Как это сделать (находят способ соединить палочку и букву пластилином. Печатаем буквы на отдельных листочках.

-когда краска высохнет мы можем тоже сделать из наших листочков книгу в подарок для Незнайки. Ну, а сейчас нам пора отправляться настоящее, в наш детский сад. ( Садятся в машину времени)вот мы с вами и вернулись в детский сад, Послушайте, а ведь Незнайка так и думает, что его книга самая древняя. Я предлагаю вам рассказать ему, что мы узнали, только как мы это сделаем, ведь Незнайка далеко? ( Предложения детей) Ребята , а как в современном мире мы можем передавать информацию? А , я предлагаю воспользоваться  видеокамерой    послать Незнайке видео письмо ( Игра "Что сначала, что потом)

Итог Ребята,  вам понравилось наше путешествие. Мне тоже.  Мне хотелось бы оставить на память о нашей встрече книжную страничку. Если вам понравилось, вы узнали для себя что-то новое, интересное, оставьте след от вашего пальчика на глиняной пластинке. (Дети отпечатывают след своих пальчиков, ладошек на большой пластине)

 

        Московская Людмила Геннадьевна воспитатель МБДОУ"Детский сад №4 "Родничок"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познание".Тема"История подводной лодки С-56".

Работа направлена на расширение представлений детей о родном городе  и его достопримечательностях.Воапитание чувства гордости за своих земляков....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Цель: Уточнить представления детей об истории возникновения г. Подольска;             Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой Роди...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Организация хозяйственно-бытового труда «Книжная мастерская».

Обучались на занятиях простейшим умениям и навыкам: нарезание бумаги заданного размера, аккуратной работе с клеем и ножницами;В результате поручений овладевали навыками поддержания порядка в книжном у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: История русского платка.

В данное время появилась необходимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через истоки русского народа, через народные традиции и быт. Знакомство с историей появления русского...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: История колокола.

Данный конспект НОД помогает приобщить дошкольников к культурному историческому прошлому русского народа, развивать любознательность....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ручному труду «Книжная больница»

Вид: трудовая, речевая, игровая образовательная деятельность.Форма обучения: подгруппа 5 человек.Возраст детей:  5 - 6 лет.Программное содержание:Цель: Приобщение  детей к доступной  тр...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»

Данный конспект, поможет воспитателю дать детям знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной  и печатной книги. Познакомить с первыми письменным...