Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе Тема: «Почему цветы называют первоцветами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Вашему вниманию представлен конспект занятия по познавательному развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»
Конспект занятия
по познавательному развитию детей
в подготовительной группе
Тема: «Почему цветы называют первоцветами»
Составитель:
Кюблер И.В.
Барнаул, 2020
Цель: уточнить и расширить представление о первых весенних цветах (первоцветах); научить определять их по внешнему виду и описанию.
Задачи:
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы», заучивание стихотворений.
Развитие и обогащение активного словаря: первоцветы, подснежник, крокус, мать - и мачеха, одуванчик, медуница, ветреница, прострел, сон-трава.
Демонстрационный материал: аудиозапись П.И. Чайковского «Вальс цветов», «Времена года»; слайды с изображением первоцветов.
Раздаточный материал: белая бумага, карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисунков.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
- Прослушивание альбома Чайковского «Времена года» и «Вальс цветов».
- Знакомство с Красной книгой.
- Подбор информации для слайдовой презентации.
- Подготовка слайдовой презентации.
- Заучивание стихотворения Е.Серовой «Подснежник».
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- Картотека стихотворений о первоцветах.
- Фотоальбом с изображением раннецветущих растений.
- Презентация «Первые цветы».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть:
(Звучит музыка П.И Чайковского «Времена года». Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне С.Я. Маршака).
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Набухают соком почки, скоро снег растает весь.
И зелёные листочки молодой украсят лес.
- Ребята, о каком времени года идёт речь в стихотворении?
- Правильно, о весне! Молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы.
- Как называются цветы, которые зацветают первыми?
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И не просто о цветах, а первоцветах.
Основная часть:
(Дети садятся на стульчики. Рассказ воспитателя о раннецветущих растениях (первоцветах), об их особенностях и лечебных свойствах сопровождается демонстрацией слайдов и в некоторых моментах музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов»).
Включить презентацию «Первоцветы» (у автора).
– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говорится?
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Подснежник – растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.
(Дети рассматривают слайды с изображением подснежника на лесной поляне)
(Далее открывается слайд с изображением крокуса).
Крокус - цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега. Цветки крокуса появляются почти из-под снега. Стебель крокуса сильно укорочен. Листья у крокусов узкие, зеленые. Цветки у крокусов направлены вверх, с лепестками. Распустившиеся цветки напоминают тюльпан. Цветы желтые, белые, бледно – голубые, сиреневые.
(Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения).
Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка Мать – и мачеха (открывается слайд с изображением мать – и мачехи). Это маленькое, солнечное, жёлтое растение, оно полезное, лекарственное, его отвар помогает лечить кашель.
(Слайд с изображением одуванчика)
Золотой и молодой за неделю стал седой,
Спрячу – ка в карманчик бывший……. (одуванчик).
Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.
Физминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Руки разводим в разные стороны)
-Ещё загадка:
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(Медуница)
( Открывается слайд с изображением медуницы).
Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
(Следующий слайд – ветреница).
Ветреница - это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.
Ветер по земле гуляет
Ветреница засыпает.
Тонкий, нежный стебелек
Клонит легкий ветерок.
Чисто-желтые цветы,
Далеко видны в дали.
Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.
(Следующий слайд - сон-трава или прострел).
-У этого цветка есть два названия: сон-трава и прострел.
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова
- Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д.
(показ слайдов с изображением весенних цветов).
- Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
-Ребята, в Красную книгу занесены такие виды первоцветов, как Подснежник белый, Ландыш, Фиалка Морица, Ирис сибирский.
А почему эта книга называется Красной? Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности. Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»
Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их? (ответы детей)
-Хочу вам рассказать о правилах, которые мы должны соблюдать вместе с вами:
(Следующий слайд)
Помни правила:
-Не рви цветы в лесу, на лугу.
-Пусть красивые растения остаются в природе.
- Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
- Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Заключительная часть
- Молодцы! Вот мы и узнали много нового о весенних цветах.
- Что вам понравилось больше всего?
- Где вы были успешными сегодня?
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше запомнился и понравился. Давайте нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям.
(Дети по желанию выбирают изобразительный материал (карандаши, восковые мелки, фломастеры. В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Профессии.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, соз...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека»
сание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитател...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»
Цель:познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;развивать познавательную активность;воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Я - человек»
Дать понятие, что человек - живое существо. Он чувствует, видит. Растет и с ростом изменяется его внешность. Закрепить понятие «Линия жизни», знания о профессиях...
Конспект НОД по Познавательному развитию для подготовительной группы. Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Задачи: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Закрепить знания детей о среде обитания животных. Расширить представления детей о животном мире, показать...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Моя семья»
Конспект занятия по позновательному развитию с использованием ИКТ...