Огород на окне
проект по окружающему миру (средняя группа)

Саблина Елена Николаевна

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx61.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Бийска

Экологический проект средней группы

«Огород на окне»

                                        Составитель:

                                                              Саблина Е.Н. воспитатель

Г. Бийск, 2020

Тема проекта: «Экологический проект «Огород на окне».

Тип проекта:познавательно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: 

-по характеру предметной области: познание;

-по составу участников: фронтальный;

-по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта:

 (20.02.2020 – 27.03.2020 г.)

Актуальность проекта:

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

Для родителей:

• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

• Укрепить детско-родительское взаимодействие путём совместных мероприятий;

• Сформировать у детей и родителей интерес к совместной трудовой деятельности;

•Заинтересовать родителей в изготовлении поделок для оформления огорода на окне.

Для детей:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Для воспитателей:

•Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач;

•Реализация на практике новых методик работы с детьми;

Обогащать развивающую среду в ОУ за счёт выращивания мини огорода на подоконнике, атрибутов, фотодневника и т.д.

Формы деятельности:

Фронтальная

• Групповая

• Индивидуальная

Методы и приёмы работы:

•Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты,

проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);

• Словесные методы: беседас рассматриванием картинок,чтение художественной литературы,  проблемные вопросы, рассказы – описание, чтение

литературы, загадки.

•Практическая деятельность в природе (труд в природе, тематические прогулки, изобразительная деятельность с отображением природы).

• Игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность;

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Результативность:

•У детей значительно вырос уровень интереса к исследовательской деятельности в познании растительного мира.

•Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Дети узнали особенности строения растения и много интересного из жизни растений.

• Опытным путем дети научились исследовать условия необходимые для роста культурных растений.

• У детейсформировалось умение вести наблюдения.

• Родителиприняли активное участие в реализации проекта.

• Воспитатель освоил метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта

I.        Подготовительный этап:

 • определение темы;

 • выявить цели и определить задачи;

 • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);

 • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

 • работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;

 • подготовка семян.

 Срок реализации: 20 февраля- 27 марта.

 Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

II.        Основной этап:

Содержание деятельности воспитателя и детей:

 • рассматривание и сравнивание семян помидора, моркови, огурца, перца, гороха, петрушки, укропа, чеснока, фасоли, баклажана, редиса.

 • посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;

 • посев: цветочных семян;

 • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

 • подготовка почвы;

 • отбор хороших семян от плохих;

 • знакомство с моделью трудового процесса;

 • посадка;

•установка на светлое место;

• полив;

• рыхление;

•оформление огорода на окне;

 • установка дежурства по уходу;

•наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

 • знакомство с моделью строения растения;

 • ведение дневника наблюдения;

 • отражение результата в художественно - творческой деятельности;

 • чтение детской литературы про овощи;

 • отгадывание загадок про овощи;

 • дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое»,

«Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.

Работа с родителями

 • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

 • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;

 • памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

 • подборка литературы про овощи с участием родителей.

 

Срок реализации: 27 февраля – 23марта

 Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.

 

III.        Заключительный этап

 Содержание деятельности воспитателя и детей:

 • анализ полученных результатов;

 • оформление таблицы наблюдений (лук);

 • презентация проекта «Огород на окне».

 

 Работа с родителями

 •Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

 

 Срок реализации: 23март – 27 март

 Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Формы итогов реализации проекта:

 Содержание проекта:

20.02.2020.

1. Составление плана работы над проектом.

Цель: Подготовка к реализации проекта «Огород на окне»

2. Беседы с детьми о создании огорода на окне

Цель: Подготовка к реализации проекта «Огород на окне»

21.02.2020.

1. Консультация для родителей: «Огород на окне».

Цель: Информирование родителей с предстоящим проектом  «Огород на окне».

Приложение №1.

2. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Приложение № 2.

22.02.2020.

1. Опыт «Хитрые семена»

Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.

Показать детям, что пророщенные семена укореняются быстрее. Формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Приложение № 3.

23.02.2020.

1. Трудовая деятельность: «Посев семян овощей».

Цель: Овладение детьми первоначальных трудовых навыков по посеву семян овса в грунт. Научить втыкать семена овса в землю на определенную глубину, сохраняя нужное расстояние. Закреплять навыки применения необходимых предметов-орудий для выполнения задания. Вызвать положительные эмоции от трудового процесса.

Приложение №4.

4. Консультация для родителей «О луке детям»

Цель:Привлечь родителей к информации.

Приложение №5.

24.02.2020.

1. Чтение художественной литературы, стихов об овощах, экологии: Ю. Дмитриева  «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», С. Михалков «Овощи»

Цель: Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. Воспитывать любовь к природе и труду.

Приложение № 6.

2. П/и «Огуречик, огуречик…».

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Приложение №7.

27.02.2020.

1. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Цель: Закрепление знаний внешних характеристик овощей и фруктов.

Приложение №8.

28.02.2020.

1. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

Приложение №9.

3. Пальчиковая игра  «Приглашаем в огород».

Приложение №10.

29.02.2020.

1. Посадка лука на зелень.

Цель:Учить детей сажать лук. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, развивать трудовое умение, вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним.

Приложение № 11.

30.02.2020.

1. Беседа «Овощи, фрукты, полезные продукты».

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

Приложение № 12.

2. Чтение художественной литературы, стихов об овощах, экологии: В. Коркина

«Что растет у нас на грядке.

Цель: Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. Воспитывать любовь к природе и труду.

Приложение № 13.

06.03.2020.

1. Опыт «Как растения пьют воду»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Приложение № 14.

2.Долгосрочное наблюдение за всходами семян, ростом всходов томатов, перца, укропа, салата, фиксирование изменений роста.

Цель: формировать умение детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы.

Таблица наблюдений.Приложение № 15.

07.03.2020.

1. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос.

08.03.2020.

1. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»

Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

Приложение № 16.

2. Заучивание: А. Прокофьева «Огород»

Цель: Помочь детям запомнить содержание стихотворения.

12.03.2020.

1.Аппликация «Лук»

Цель: Закрепить представление о луке, его лечебных свойствах. Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его пёрышек. Воспитывать интерес к аппликации.

2. Чтение стихов про лук.

Цель: Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. Воспитывать любовь к природе и труду.

Приложение № 17.

13.03.2020.

1. Опыт: Листочки к солнышку.

Цель: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

14.03.2020.

1. Д/И «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Приложение №18.

15.03.2020.

1. Оформление огорода на подоконнике (дизайн).

Цель: формировать у детей эстетику окружающей среды, стимулировать его творчество, развивать эстетическое восприятие.

18.03.2020.

1.Беседа «Вредители растений».

Цель: Дать знания о том, что растения, как и люди, болеют. Ознакомить с наиболее широко распространенными болезнями и вредителями растений;

а также мерами борьбы.

19.03.2020.

1. Долгосрочное наблюдение за луком фиксирование изменений роста.

Цель: формировать умение детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы.

Приложение № 15.

20.03.2020.

1. Разучивание стихотворения Александра Прокофьева  «Огород»

Цель: Помочь детям запомнить содержание стихотворения.

Приложение № 19.

21.03.2020.

1. Подвижная игра «Овощи - фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Приложение № 20.

22.03.2020.

2.Хороводная игра «Кабачок».

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Приложение № 21.

25.03.2020.

1. Организациямини-выставкивыращенной продукции«Наш урожай».

Цель: Воспитывать чувство радости и удовлетворения результатами своего труда (общего труда).

26.03.2020.

1. Хороводная игра «Огородная хороводная».

Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.

Приложение № 22.

27.03.2020.

1. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Цель: Оформление в форме презентации результатов коллективного труда,

урожая с «Огорода на окне».

Приложение № 1.

Консультация для родителей «Огород на окне»

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха, большое значение имеет и сама близость с природой, которая всегда пробуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов.

Особенно ценят дети свое участие в труде вместе с взрослыми. Родители, имеющие дачные участки или огороды, могли заметить, с каким увлечением их ребенок копает лопаткой землю, помогает сеять семена и, конечно же, с удовольствием поливает грядки из своей лейки.

Работая на участке, в огороде вместе с родителями, ребенок знакомится с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнает последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевает целым рядом практических навыков. Совместная, дружная и результативная работа доставляет ребенку много удовольствия и радости.

Однако не каждая семья имеет дачный участок или огород. Но есть выход: создать огород прямо в квартире, на окне! Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям, и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений. Огород на окне в домашних условиях будет способствовать развитию любознательности и наблюдательности у ребенка, а это поможет ему лучше познать растительную жизнь; расширит представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития; научит радоваться результатам своего труда. Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в посадке и последующем уходе за растениями. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне - это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализуется очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т.п. Главное, выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода, лучше провести с ребенком обучающую беседу и рассказать о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленькому огороднику еще с большим интересом ухаживать за растениями и любоваться огородом на окне.

Практические советы по обустройству огорода на окне.

  1. Помните, что окно, где будет размещен огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.
  2. Размер ящиков для выращивания растений должен соответствовать подоконнику, то есть ящики не должны быть шире или длиннее подоконника (не должны выступать за пределы). Так как станут не безопасными для ребенка, который может зацепить их.
  3. Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детской комнаты. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.
  4. Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые обрезают до нужной высоты. Их можно красиво оформить, например, камнями, рисунками, разнообразными наклейками и т.д. То есть, можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.
  5. Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.
  6. Также нужен хороший и качественный грунт, благодаря которому растения будут давать плоды. Такой грунт не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие овощи будут не переставать радовать детишек круглый год.

Приложение № 2.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.

Ход игры:

- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. «Весёлый магазин»

Весёлый магазин

Открываем магазин,

Продаём продукты.

Покупает Крокодил

Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка!

- Пятачок и пятачок...

Нате гривенничек!

В магазин пришли с работы

Покупатели Еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец:

- Две копейки огурец!

- Дайте нам по огурцу!

- Заплатите продавцу!

- Сосчитаем: Дважды два...

Дважды два—четыре?

- Да!

Очень точно! Молодцы!

Забирайте огурцы!

- Здравствуй, Козлик. Что

- Мне-е-е-е, пожалуйста, вот э-э-э-э

И вот это,

И вот это.

- А монета? Где монета?

- Потерял монету где-то!

Можно мне бесплатно?

- Так и быть!

Ладно.

В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?

Д. – О магазине.

В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?

Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.

В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно

купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?

Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.

В. – Достаю грушу. Что это?

Д. – Это груша. Это фрукт.

В. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?

Д. – А это игрушка. Она должна продаваться в магазине игрушек.

В. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и

становятся в очередь).

В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?

Д. – Яблоко

В. – А какое яблоко – зелёное или красное?

Д. – Зелёное, пожалуйста.

В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.

Д. – Спасибо!

(Игра продолжается).

Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты – овощи любить.

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь

Что из них вкуснее,

Что из низ важнее.

Приложение № 3.

Опыт «Хитрые семена»

Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.

Материал: семена фасоли, кабачков, земля, 2 баночки, салфетка из марли, розетка, палочка.

Рассмотрите с ребенком семена, предложите подумать, в чем сходства и различие между ними. Предложите подумать, какие из семян прорастут быстрее – сухие или заранее замоченные. Одно семя фасоли  и семечко кабачка посадить в землю, а другие завернуть с марлевую салфетку, смочить водой. На следующий день посадите семена в землю и понаблюдайте, какие семена взошли быстрее.

Вывод: заранее замоченные семена взошли быстрее.

Приложение № 4.

Конспект занятия по трудовому воспитанию детей на тему «Посев семян овощей»

Цель:

1. Овладение детьми первоначальных трудовых навыков по посеву семян овса в грунт.

2. Научить втыкать семена овса в землю на определенную глубину, сохраняя нужное расстояние.

3.Формировать представление о значении почвы, воды, света в жизни растений.

4. Закреплять навыки применения необходимых предметов-орудий для выполнения задания.

5. Развивать моторику рук, внимание, зрительно-двигательную координацию.

6. Вызвать положительные эмоции от трудового процесса.

Оборудование: семена овса; контейнер-коробочки с землей на каждого ребенка; лейка с водой; передники; перчатки резиновые; иллюстрация «Кормушка с птицами»; использование фонотеки (пение птиц, мелодия вальса).

Ход:

Педагог приглашает к себе детей. Фоном звучит мелодия вальса.

- Сегодня у нас будет очень интересная и полезная работа. Мы будем сажать овес.  Летом птицы могут найти себе много разной еды и травки, ранней весной этого нет.  Когда вырастет наш овёс мы угостим им птиц, которые прилетают на наш участок.

Педагог показывает емкость с семенами и предлагает их потрогать

- Это семена овса.

- Посмотрите, а еще я приготовила для каждого из вас контейнеры. Что в них насыпано? (земля)

Как вы думаете, для чего? (ответы детей)

- В эту землю мы и будем сажать наши семена. Посмотрите, как я это делаю.(Показ с пояснением). Беру одно семя и втыкаю глубоко в землю, чтобы только кончик был виден. Другое - воткну близко от первого. Рядышком еще одно, и так много семян посею.

Что бы дети брали по одному семечку и сажали их близко друг к другу, повторяю каждый раз «Бери одно семечко  и втыкай близко к тому, которое уже посажено». В процессе труда необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Если посев недостаточно частый, использую палочку «указку», которой обозначаю на поверхности земли место, куда следует еще воткнуть семя.

- Что еще надо сделать, чтобы росла трава?  (полить землю)

Педагог может показать засохшие всходы и объяснить, почему это произошло.

- Эту траву не поливали и она высохла. Всем растения нужна вода. Она растворяет  в земле то, чем будут питаться наши семена. Поливать надо очень аккуратно, по всему контейнеру. Ведь каждое семечко должно «напиться». Лить воду следует по чуть-чуть, по мере того как она впитывается.

Дети под контролем педагога поливают посадки.

- Как вы думаете, куда надо поставить наш контейнер? (ответы детей)

- Правильно, надо поставить на подоконник, ближе к свету. Без солнечного света растения не могут расти.

На каждый контейнер с посадками педагог прикрепляет метку с именем ребенка, который сделал данную посадку.

- Теперь каждый будет следить и ухаживать за своими растениями.

Дети ждут результата сразу и сейчас. Педагог предупреждает:

- Не сразу вырастет травка. Мы каждый день будем  поливать и ждать, когда появятся первые всходы»

Посадки выставляются на подносе на подоконник.

Приложение № 5.

Консультация для родителей«О луке детям»

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура. Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай.

Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой

семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере.

До сих пор венки - плетеницы из лука в ходу.

Род лука имеет в своём активе свыше шестисот видов, распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.

Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, на Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.

Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее, травянистое растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия). Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Приложение № 6.

С.Михалков «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!...

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!...

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!...

И суп овощной оказался не плох!

Приложение № 7.

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры:

на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Приложение № 8.

Загадки про овощи и фрукты

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки.          (Яблоко)

 

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.      (Малина)

 

 Длинноножка хвалится –

 Я ли не красавица,

 А всего то косточка,

 Да красненькая кофточка.   (Вишня)

 

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

 

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон. (Лук)

 

В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена. (Тыква)

 

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек.

Что это? (Горошек)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                (Репка)

 

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.             (Морковь)

 

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.     (Лук)

 

На стебле зелёный крюк,

А на нём висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят.   (Горох)

 

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.                (Свекла)

 

Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)

 

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

 

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.  (Огурцы)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.     (Горох)

 

Сто одежек -

Все без застежек.

(Капуста)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.    (Капуста)

 

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.  (Картошка)

 

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из... (Картошки)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

Наощупь - очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

 

Это вовсе не игрушка -

Ароматная…       (Петрушка)

 

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла)

 

В огороде хоть росла,

Знает ноты соль и фа. (Фасоль)

 

Маленький и горький, луку - брат. (Чеснок)

 

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

Приложение № 9.

 Конспект занятия по лепке«Овощи: огурцы, помидоры».

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Чтение стихотворения:

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сейчас у нас с вами будет занятие лепкой. А, чтобы узнать, что мы будем сегодня

лепить, вам надо отгадать загадки.

Внимательно слушаем первую загадку.

Он круглый да красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней … (Помидора)

(воспитатель показывает иллюстрацию помидора)

Правильно, ребята, это помидор. Теперь слушаем вторую загадку.

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец)

(воспитатель показывает иллюстрацию огурца)

Верно, ребята, это огурец. Молодцы. Сегодня мы с вами будем, лепит овощи: огурец и помидор.

Игра «Собери овощи».

Но сначала немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери овощи». Для этого мы с вами отправимся туда, где растут овощи. Ребята, а скажите, где растут овощи? Верно, на огороде. Берите корзинки и по моей команде пока играет музыка не зевайте, урожай весь собирайте!

(дети бегают и собирают овощи)

(воспитатель останавливает музыку)

Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь садимся на свои места, приступаем к лепке.

2.Объяснение материала.

(воспитатель показывает готовые образцы огурца и помидора)

Ребята, внимательно посмотрите на огурец. Какой он формы? (овальной). Какого цвета? (зеленого).

Теперь посмотрите на помидор? Какой он формы? (круглой) Какого цвета? (красного)

Мы с вами рассмотрели наш огурчик и помидор. Теперь начинайте лепить.

3.Заключительная часть.

Ребята, какие вы все молодцы. Какие у вас красивые овощи!

Ребята, а какие овощи мы лепили?

А где растут огурец и помидор? Какой формы огурец? Какой формы помидор?

Молодцы, наводим порядок на столах.

Приложение № 10.

Пальчиковая игра  «Приглашаем в огород».

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

Приложение № 11.

Конспект трудовой деятельности:«Посадка лука на зелень».

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука,  сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей ставить перед собой цель, закрепить умение подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;

-закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения, уточнить знания детей о характерных признаках лука;

-упражнять детей в правильных приемах посадки луковиц;

-пополнить словарь детей за счет слов, обозначающих признаки луковицы и приёмы посадки (луковица, корешки, донце, углубление, условия, перышки, шелуха, витамины).

Развивающие:

-развивать психические процессы;

-развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;

-развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

-вызвать у детей желание ухаживать за луком, выращенным своими руками;

-воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Словарная работа: корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка, донце, росток, витамины.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, занятия по формированию понятия «растение», рассматривание иллюстраций, раскрашивание книжек-раскрасок, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.

Материал и оборудование: головки лука, пластмассовые тарелочки, поднос, салфетка, карточки с изображением головки репчатого лука, солнца, капли, земли, корня, стрелок зелёного лука, ящик с землёй, вода, лейка, украшения для луковиц, овощи для игры «Угадай по запаху».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Пугала Огородного. Он пишет, что в овощном царстве случилось горе луковое. Королева Простуда напала на овощное царство, заточила весь лук в темницу и теперь в овощном царстве все кашляют, чихают и простужаются. Ведь лук от всех недуг. Недуг – значит болезнь. Получается – лук от всех болезней помогает, микробы убивает.

Помогите спасти лук и вылечить жителей овощного царства.

Ребята, поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Отправляемся в путь. Туда ведут следы: красные и белые. Красные следы – это горячие следы болезни. Наступать на них нельзя. А рядом белые следы – это следы здоровья. По каким следам мы с вами пойдем? Как вы думаете?

Дети: По белым.

Воспитатель: Идем друг за другом, не наступая на красные следы. Трудна дорога в овощное царство, много препятствий может встретиться на пути. А вот и первое препятствие дремучий черный заколдованный лес! Чтобы через него пройти надо его расколдовать (при ответе детей картинки переворачиваются – лес зеленый).

1. Задание

 Игра «Подбери рифму»

В огороде у Антошки

Накопали мы…. (картошки)

Этим летом баба Фёкла

Вырастила чудо -…. (свёклу)

Очень любит мальчик Вовка

Хрумкать сочную … (морковку)

Любит козочка Августа

Есть зелёную…. (капусту)

Поливает дед Егор

В огороде …. (помидор)

Ох, не хочет червячок

Горький пробовать… (лучок)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Идем дальше. Следующее препятствие – глубокая река. Как же ее перейти? Мост разрушен. Необходимо выполнить задание и собрать мост из бревнышек (каждое бревнышко – ответ)

2 Задание        

Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.

Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.

Один помидор — много … помидоров.

Один перец — много...  перцев.

Одна картошка — много … картошки.

Одна капуста — много … капусты

Один лук – много … лука.

Вот мы и переправились.

Ребята, смотрите, здесь три темницы. Давайте понюхаем и по запаху определим, в какой из них спрятан лук.

3 Задание

Игра «Угадай по запаху»

На дверях темницы три замка, только отгадав загадки, мы сможем рассеять злые чары Королевы Простуды и освободить лук. А загадки наши про то, что необходимо луку для роста и развития.

1.Загадка про солнце.

- Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...Солнце

2. Загадка про воду.

- Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без…Воды

3. Загадка про землю

-  Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети – Земля

Открывается последний замок и высыпается лук.

Дети собирают количество луковиц – на каждого ребенка по одной +1 воспитателю, возвращаются на свои места.

Воспитатель: Заплакала Королева Простуда и покинула овощное царство. Ребята, а почему она заплакала? Да, потому что

- Ох уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг. (Е. Жуковская)

 Вот испугалась его Простуда и убежала.

Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.

- Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет-

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Витаминов полон лук!

Посадка лука

Возьмите в руки луковицу. Скажите, какого цвета лук? (Ответы детей) - желтый, коричневый, зеленый

- Какой он формы? (Ответы детей) - круглой

- Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий, гладкий или колючий? (Ответы детей) – лук твердый, гладкий, в светло-коричневой шелухе.

- У лука есть верхушка, вот отсюда растет зеленый лук. (Показ)

Воспитатель: А вот с другой стороны у луковицы – донце. (Показ) Давайте скажем вместе: «Донце». (Дети повторяют) Рассмотрите донце с помощью лупы. Что вы видите?

- Маленькие корешки.

Воспитатель: Лук сажают корешками в землю. Своими корешками  лук будет «пить» воду.

Сопровождаю рассказ схемой.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Расти, расти лучок»

Вы будете луком, а я буду лук сажать в землю, донцем вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети встают) Есть у нас огород – там зеленый лук растет – вот такой вышины-вот такой ширины) Ты лучок выходи и немного попляши.

В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;

Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать

Здесь – пригнулись низко - присесть

Молодцы, ребята. А теперь давайте подойдем к столу, где каждый по очереди посадит свою луковицу в землю.

Показ с объяснением:

1.Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.

2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.

3. Поливаю землю вокруг луковицы.

4. Вытираю руки салфеткой.

Воспитатель: перед тем, как мы начнем работать, нам необходимо вспомнить правила безопасности:

1.Не брать лук и землю в рот.

2.Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

А теперь каждый из вас по очереди сажает лук (вызываю каждого поочередно, контролирую процесс посадки)

Воспитатель: Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? ответы детей.

Давайте поближе к солнышку – на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.

Приходит Пугало огородное. Благодарит детей за помощь в спасении лука. Очень рад «огороду на окне». Просит детей, чтобы разрешили ему остаться на огороде, в качестве охранника и помощника.

Я предлагаю вам украсить свои луковички, приготовила для них украшения (цветочки, бабочки…)

Подведение итога.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы) Для чего мы посадили луковицы?

(Чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье)

Что вы узнали нового? Чем вам понравилось заниматься? Что вы расскажите своим родителям?

Приложение № 12.

Конспект беседы «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Задачи:

1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.

2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.

3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.

4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

Воспитатель:

Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень

любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Приложение № 13.

В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

Приложение № 14.

Тема. «Как растения пьют воду?».

Цель: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
Оборудование: Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.
Ход: 1 часть- подготовительная. Домовой Кузя приносит в группу завянувший цветок с сухой почвой. «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?»
Воспитатель: «Почему завял цветок у Кузи? Как вы догадались? Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет».
Кузя: «Как растение пьёт воду?»

Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)».

Зарисовка наблюдений: «Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду».

2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов. « Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его».
Вывод: «Цветы пьют воду; вода движется по цветку.

Приложение № 15.

Таблица наблюдений за ростом лука

Подготовка грунта к посадке --------   27.04.2020.

Первые всходы (1 перо) ---------------  30.04.2020.

Вторые всходы (2 и более) ------------- 06.06.2020.

Третий всходы (пучок) ------------------ 12.05.2020.

Приложение № 16.

Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол».

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.
Материалы: Кукольный уголок (посуда, плита, стол, овощи, кроватки, куклы)
Ход игры
Воспитатель подводит детей к столу говорит: «Скоро куклы придут с прогулки, надо подумать, чем их накормить. И предлагает детям покормить кукол обедом (поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?» Выслушать предложения детей). Дети по примеру воспитателя берут кастрюльки и «готовят щи».
Воспитатель:
Есть у нас морковка,
Есть у нас капуста,
Мелко лук порежем,
Будет очень вкусно.
(Дети «чистят морковь», «режут капусту, лук».)
Ложкой размешаю,
Соли добавляю,
(Дети помешивают ложкой в кастрюле.)
Будут щи горячи,
С пылу, с жару

Из печи.
(Дети «пробуют щи на вкус».)
Вкусно!
(Воспитатель предлагает детям накрыть на стол так, чтобы у каждой куклы была тарелка, ложка и вилка.
Дети по примеру педагога берут посуду и расставляют ее.)
Расставим посуду:
Тарелки и миски,
Чтоб были у всех:
У Кати и Мишки,
У Оли и Толи,
У Ляли и Гали.
Достанем и ложки,
И вилки с ножами,
И щи разольем
По тарелочкам сами.
(Дети «разливают щи» по тарелкам.)
Воспитатель: Это тарелка, я налью в нее щи. Вот ложка для щей, Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.) Мягкий хлеб? Нарежим хлеб тонкими кусочками.
(Воспитатель предлагает детям позвать кукол, пришедших с прогулки, к обеду). Дети зовут своих кукол по очереди: «Катя, дочка, иди кушать!».(Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки.) Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! (Моют руки.) Затем сажают кукол за стол и кормят обедом.
Воспитатель:
Хвалят ваши дочки щи:
Очень вкусные они.
Вам спасибо скажут детки,
Ведь когда ребенок сыт,
Он всегда отлично спит.
А теперь пора в кровать,
Вашим куклам надо спать.
Дети укладывают кукол в кроватки. Воспитатель включает тихую музыку, дети качают своих кукол.

Приложение № 17.

Стихи про лук.

Е. Жуковская

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Т. Казырина

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Тетушка Ау

Я совсем не собирался

Доводить детей до слёз!

Я хорошим быть старался,

День за днём послушно рос,

Соблюдал диету строго -

Дождевую воду пил

И за лето очень много

Витаминов накопил!

Не боялся я лопаты,

Не страшился червяка,

Был уверен, что ребятам

Пригожусь наверняка,

А теперь услышал вдруг:

- Фу! Опять в тарелке лук!

***

Лук в стаканчике с водой.

Не зови его едой!

Я листочки не стригу,

А жалею, берегу,

Потому что это

Мой кусочек лета!

Л. Шмидт

– Какое горе! – крикнул Лук.

– Я приношу так много мук!

Хозяйка слёзы льёт полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

Альвазор

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к земле.

Приложение №18.

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал.

Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

-Какие не любишь, почему?

-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.

-Какой водой и как нужно поливать овощи?

-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?

-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

Приложение № 19.

Александр Прокофьев  «Огород»

 В огороде много гряд,

 Есть и репа, и салат.

 Тут и свекла, и горох,

 А картофель разве плох?

 Наш зеленый огород

 Нас прокормит целый год.

Приложение №20.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Приложение №21.

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры.

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски).

Приложение №22.

Хороводная игра - «Огородная хороводная»

Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит, «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит, «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай, увози наш урожай!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)

Экологическое воспитание детей. Проект  "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»

Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...

Проект «Катюшин огород» (огород на окне)

Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны.        «Давайте попробуем посадить косточк...

Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»

Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...

Презентация Огород на окне «Веселый огород»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...

Огород на окне "Мышкин огород" 2 младшая группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412426","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412437","attributes":{"alt":"","class"...