Проект «Деревья в нашем саду»
проект по окружающему миру

Резанова Татьяна Анатольевна

В ходе проведения мониторинга по экологическому воспитанию было выявлено, что дети плохо знают деревья, растущие на территории детского сада, не умеют различать их по листьям, цветам, плодам и коре. В связи с этим было решено в летний период реализовать проект «Деревья в нашем саду», в результате чего создать в группе  альбом «Деревья нашего сада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_derevya_v_nashem_sadu.doc533.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

                                                                         

                                                                  Разработала и реализовала:  

                                                              Резанова Татьяна Анатольевна

                   2016 год

Актуальность.

Одной из актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование и воспитание. Любая культура, в том числе и экологическая, усваивается не только и не столько через специальное обучение, сколько в постоянном общении с природой, людьми, искусством. Поэтому большую роль в воспитании начал экологической культуры детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях, взаимодействие  детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает. С этой целью была выбрана  работа – проектная деятельность, которая предполагает сотрудничество детей и родителей.

           В ходе проведения мониторинга по экологическому воспитанию было выявлено, что дети плохо знают деревья, растущие на территории детского сада, не умеют различать их по листьям, цветам, плодам и коре. В связи с этим было решено в летний период реализовать проект «Деревья в нашем саду», в результате чего создать в группе  альбом «Деревья нашего сада».

Цель проекта:

формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

Задачи проекта:

Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;

Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;

Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;

Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;

Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;

Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский

Участники проекта:

Воспитатель

Дети группы

Родители

Сроки реализации проекта:

Май – сентябрь 2016 года

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Формирование бережного отношения детей к природе;

Формирование интереса детей к объектам и явлениям природы.

Диагностика по проекту

Ф.И ребенка

Умение различать деревья по листьям, цветам и плодам

Умение различать деревья по коре

Назвать деревья, растущие в ДОУ

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Аксёнов Артём

нс

с

нс

с

нс

с

Барканов Александр

в

в

c

в

в

в

Болотина Полина

с

в

с

в

с

в

Воробьёв Григорий

с

с

нс

с

нс

с

Гунько Владислав

в

в

c

в

c

в

Деева Марина

в

в

с

в

с

в

Дмитриева Евгения

с

в

с

в

с

в

Долмачев Артём

нс

с

нс

с

нс

с

Денисова Виолетта

в

в

c

в

в

в

 Дьякова Ева

с

с

с

в

с

с

 Крупцова Софья

в

в

c

в

в

в

 Крылова Ксения

с

с

с

в

с

в

 Кушаков Артём

нс

с

нс

с

нс

с

 Нелина Валерия

нс

с

нс

с

нс

с

 Лукичёв Артём

нс

с

нс

с

с

в

 Никешин Елисей

с

в

c

в

с

в

 Савкин Даниил

с

в

с

в

с

в

 Худяков Артём

нс

с

нс

с

нс

с

 Шиман Артём

с

в

с

в

с

в

 Ярцева Анна

с

с

нс

с

с

в

Условные обозначения:

нс – Уровень знаний детей ниже среднего;    

с – Средний уровень;

в – Высокий уровень.
Вывод:

На начало диагностики 25% детей не умели различать деревья по листьям, цветам и плодам, 40% - не умели различать деревья по коре, 35 % детей не могли назвать деревья, растущие на территории ДОУ. В ходе  реализации проекта эти показатели значительно улучшились: не осталось детей, имеющих уровень знаний о деревьях ниже среднего, а количество детей с высоким уровнем увеличилось с 15% до 60%

Этапы проекта.

Подготовительный этап

1.        Диагностика знаний и представлений детей о деревьях;

2.        Подбор методической, справочной,  художественной и познавательной литературы;

3.        Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, оборудования;

4.        Обсуждение плана проекта с родителями;

5.        Беседа с детьми о тематике проекта, стремление вызвать у них интерес к проблеме.

Основной этап

1.        Работа с детьми (игры, беседы, чтение произведений, наблюдения в природе, рассматривание сюжетных картинок, НОД);

2.        Взаимодействие с родителями (консультации, беседы, помощь родителей в посадке сосен)

Заключительный этап

1.        Проведение развлечения «В гости к деревьям»;

2.        Изготовление альбома «Деревья нашего сада»;

3.   Диагностика.

Перспективный план работы по проекту.

№ п/п

Мероприятие

Дата  проведения

1.

Наблюдение за цветением яблони и рябины.

 Май 2016 г.

2.

Чтение стихов о деревьях.

 Май 2016 г.

3.

Посадка сосен.

Май 2016 г.

4.

Наблюдение за елью и сосной.

Июнь 2016 г.

5.

Наблюдение и беседа о клёне.

Июнь 2016 г.

6.

Наблюдение за деревьями.

Июнь 2016 г.

7.

Игра «К названному дереву беги».

Июнь 2016 г.

8.

Загадывание загадок о деревьях.

Июнь 2016 г.

9.

Наблюдение за цветением липы.

Июль 2016 г.

10.

Беседа о полезных свойствах липы.

Июль 2016 г.

11.

Наблюдение за плодами деревьев.

Июль 2016 г.

12.

Игра «С какой ветки эти детки».

Июль 2016 г.

13.

Целевая прогулка «Деревья нашего сада»

Июль 2016 г.

14.

Изучение коры деревьев.

 Август 2016 г.

15.

Беседа ««Зачем деревьям кора?»

Август 2016 г.

16.

Игра «Узнай дерево по описанию».

Август 2016 г.

17.

Наблюдение за рябиной.

Август 2016 г.

18.

Беседа «О пользе ягод рябины»

Август 2016 г.

19.

Наблюдение за осенними деревьями

Сентябрь 2016 г.

20.

Игра «С какого дерева упал листик».

Сентябрь 2016 г.

21.

НОД по аппликации «Ковёр из листьев»

Сентябрь 2016 г.

22.

Игра «Сложи листок»

Сентябрь 2016 г.

23.

НОД по рисованию «Ветка рябины».

Сентябрь 2016 г.

24.

Развлечение  «В гости к деревьям».

Сентябрь 2016 г.

25.

Изготовление альбома «Деревья нашего сада».

Сентябрь 2016 г.

Результаты проекта

Во время реализации проекта дети расширили знания о деревьях, познакомились с их строением и значением в жизни людей.

В ходе прогулок дети научились различать деревья по характерным признакам: листьям, цветам, плодам, коре.

Дети узнали, что природный материал (листья, шишки, желуди) можно использовать для поделок, занятий по рисованию и аппликации.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (ёлки)

Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (ёлочки)

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку... (ель)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (сосна)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ... (сосна)

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей -

Кабанов, волков медведей. (сосна)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

 

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой. (клён)

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клён и его плоды)

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет ... (клён)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (липа)

Ароматное цветенье.

И весною день рожденье.

И поет как будто скрипка –

Шелестит так нежно...(липка)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (рябинка)

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (рябина)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (рябинка)

Осенью в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябинка)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

 

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

 

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (береза)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (лиственница)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.  (лиственница)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (каштан)

 

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)

        

Стихи о рябине.

«РЯБИНА» Светлана Шишкина

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод-для души,

Из рябины бусы очень хороши!

А зимой рябинки огонком горят,

Красны, как рубины, на ветвях блестят...

Веточки рябины золотом сияют,

Солнце их листвою весело играет.

Около рябины осмотрюсь кругом.

Вижу я росточек,

Мал, но не цветочек,

Он высоким, стройным вырастет потом...

Просыпаюсь утром, но ещё темно.

Стройная рябина спилена давно.

Этого не знала,

Грустно очень стало.

Маленький росточек, ты расти быстрей!

Солнышко лучами деревце пригрей.

Помню про рябину, помню я всегда,

В памяти моей она ещё жива.

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

 «РЯБИНА» Ирина Токмакова

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Стихи о липе

«ЛИПКА» Платон Воронько

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой.

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом.

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя.

Вырасти меня.

Я тебя листвою

От дождя укрою.

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы.

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий

Не забудь меня!

*** Афанасий Фет

Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал...

«ЛИПА» Ирина Козленко

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал:

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

«ЛИПОВЫЙ ЛИСТОК» Екатерина Серова

Листик липы так хорош —

Он похож на сердце.

Если лист один сорвёшь,

Липа не рассердится.

Засуши, читатель мой,

Маленькое чудо.

Вспомнишь радостно зимой —

Кто он и откуда

Стихи о сосне

«СОСНА» Ираида Мордовина

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

Сосновый бор в ветра скрипит,

Как будто на людей ворчит

За то, что лес не берегут,

Жизнь непутёвую ведут.

На протяжении веков

Путь человека бестолков.

Живём мы с вами одним днём,

Не беспокоясь, что потом.

Меняют место полюса,

Сместилась юга полоса.

На Севере Луна полней,

А на Востоке – всё скромней.

Погода вольностей полна,

Непредсказуема она.

Нам хочется всегда тепла,

Ведь «долька» лета так мала.

Давайте Землю миром всем любить!

Беречь и постараться не губить!

Для новых поколений сохранить!

*** Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растет.

«СОСНА» Тимофей Белозеров

Над жёлтой осыпью обрыва

Склонилась старая сосна,

Корнями голыми пугливо

Поводит по ветру она.

На них, едва заря проглянет

И лося выведет к воде,

Как на руках у старой няни,

Щебечет пеночка

В гнезде.

«СОСНА» Екатерина Серова

Ей трепет листьев незнаком.

Она не шепчется тайком,

Всегда спокойна и ясна

Прямая стройная сосна.

Как будто, долг запомня свой,

Лесной безвестный часовой

Стоит до смены на посту

И охраняет красоту.

Стихи про клён

«КЛЁН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ» Сергей Есенин

Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь склонившись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал не стойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни про метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

«КЛЁН»

Старый клен стоит один,

Весь во мху затшалом.

На опушке у руин,

И скрипит устало.

Вспоминая те года,

Когда ветер буйно.

Шелестел листвой сполна,

На ветвях разгульно.

Дети прятались за ним,

За стволом могучим.

Не был он тогда таким,

Старым и скрипучим.

А когда весенний гром,

Дождь сорвет поспешно.

Все влюбленные под ним,

Целовались нежно.

Старый барин приходил,

И к стволу прижавшись.

Как с родним с ним говорил,

Слезы пряча, вжавшись.

Но минули годы те,

Тайны клен не выдал,

Все стоит один во мгле

Гордый и открытый...

«ОСЕННИЙ КЛЁН»

Клён растопырил ладошки,

Моется тёплым дождем.

Радуясь новой одёжке,

Смотрит, как мимо идём.

Может, не ждал он подарки.

Может, и сам удивлён.

Как неожиданно ярко

Осень раскрасила клён.

Клоунским пёстрым нарядом

Манит приветливо нас:

— Встаньте, пожалуйста, рядом,

Я вам сюрпризы припас.

Розовый,

     жёлтый,

                зеленый —

Все, как один, хороши!..

Кланяясь клоуну-клёну,

Ты их собрать поспеши,

И в тишине, у дорожки,

Встретятся наши ладошки

«БЕРЕЗА» Сергей Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«БЕРЁЗА» Ирина Токмакова

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

«ДУБ» Ирина Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

«ИВА» Ирина Токмакова

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам её спросить?

«ЯБЛОНЬКА» Ирина Токмакова

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

        

Пословицы и поговорки о липе

А орехи-то, оказывается, на липе растут.

Есть свято, с липы снято; по краешкам ремешки, а в середке сито.

На липе сижу, сквозь клены гляжу, а березой трясу.

Пословицы и поговорки о сосне

Сосна кормит, а липа обувает.

Всяка сосна лишь своему бору шумит.

Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Ель не сосна, шумит неспроста.

С бору, да с каждой сосенки.

Сосна там красна, где росла.

Пословицы и поговорки про клён

Клен да ясень - плюнь да наземь.

Без ветра и кленовый лист не шелохнется.

Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Приметы про клён

Если клен «заплакал» - верный признак, что через несколько часов будет дождь.

Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.

Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

Народные приметы, связанные с рябиной.

Рябина зацветает — пора сеять лен.

Рябина цветет рясно — много овса будет.

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Цель:

1. Формирование  представлений детей о ели и о сосне, их строении.

2. Развитие умений детей сравнивать, находить признаки сходства и различия у хвойных деревьев,

3. Уточнение знаний детей о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Вопросы к детям:

Какого цвета ель и сосна?

У деревьев есть листочки!

Как растет хвоя у ели, у сосны?

Чем она отличается?

Как расположены ветки у ели?

Как растут у сосны?

Чем отличаются шишки?

Предложить детям  потрогать ствол сосны и ели, потрогать веточки.  Обратить внимание за запах, на качество коры. Рассказать детям о том, что хвойными деревьями можно не только  любоваться, но использовать, как лекарственное средство. Кроме того ель и сосна очень полезные деревья, так как очищает воздух.

Дидактическая игра: “С какого дерева упала иголочка?

Цель:

Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.

Ход беседы.

Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.

• Ребята, вспомните, что такое урожай.

• В какое время года проходит сбор урожая?

• Какой урожай и откуда собирают люди?

• А с нашей рябины можно собрать урожай?

• Правильно, можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков стали вкусными и сладкими. (Воспитатель дает попробовать заранее помытые ягоды.)

• Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

• Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.

Ягоды рябины очень богаты витаминами. Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай.

Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

Сегодня мы познакомимся поближе с этим удивительным и необычайно красивым деревом. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем самми сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины). А когда вы будете делать рябиновые бусы, я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева.

Легенда о рябине

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

        

        

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет ... (Клён)

Интересные факты о клёне

Клёны - замечательные медоносы, они очень важны для выживания пчёл, особенно весной, их зачастую высаживают возле пасек. С одного гектара посадки Клёна остролистного, пчёлы (при благоприятных погодных условиях) могут собрать за сезон до 200 кг меда. (Для сравнения: с гeктapa цветущей яблони пчелы вырабатывают около 20 кг меда, а с гектара хлопчатника - 100-300 кг. Даже такой медонос как подсолнечник дает ненамного больше - 300—500 кг меда с одного гектара посадки).

Есть виды клёна, которые даже не очень похожи на дерево. Например, Клён татарский (или Acer tataricum) в природе растет в виде крупного кустарника, с черной корой.

Название клена происходит от латинского «acer» - острый (листья с острыми лопастями). На государственном флаге Канады изображен лист сахарного клёна.

Мы привыкли считать клёны листопадными растениями, хотя в тропическом и субтропических поясах растут вечнозелёные виды клёна. Увы, но выращивать их у нас в открытом грунте невозможно.

Приметы про клён

Если клен «заплакал» - верный признак, что через несколько часов будет дождь.

Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.

Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

Легенда про клён

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным деревом. Название у него одно – липа, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья. И все они заслужены липой. Лето удивительно богато запахами. Пахнет цветами и травами. Разогретый воздух настоян на смолистой хвое. Кое-где начали косить, и запах свежескошенной травы, молодого сена разносится далеко вокруг. И вдруг ветер приносит еще один запах. И все другие как бы немного отступают, меркнут перед ним, сильным и самым незабываемым запахом лета. Это зацвели липы.

Рассмотреть цветущую липу. Предложить детям глубоко вдохнуть воздух, чтобы почувствовать аромат цветов липы. Рассмотреть нежные, желтые цветы липы.

«Липа» Ирина Козленко

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал:

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А какой мед получается! Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды. Недаром про липу есть такая загадка:

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок - на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна - ... (Липа)

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет. Многие народы почитали это дерево, украшали им свои храмы, городские улицы и площади. Не удивительно, что о липе находится так много упоминаний в литературных произведений - от античных времен до наших дней.

С самого раннего утра до позднего вечера летает вокруг липы множество насекомых, особенно пчел: это дерево – лучший медонос. И, будто зная, что липовый мед вкусен и полезен, пчелы работают «не покладая рук» – даже иногда ночью трудятся, чтобы собрать побольше ароматного нектара.

В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

Нужна земля, почва, нужен солнечный свет, нужна влага, вода.

Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?

А орешек, упавший в воду? Почему?

Может ли вырасти липа в пустыне? Почему?

Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли малюсенький «хвостик» с двумя листочками, торчащими в разные стороны. Никакого сходства с породившим его деревом. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу.

Липа – дерево дуплистое. Как вы это понимаете? Дерево с дуплом. А ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах? Птицы и звери.

Дикие животные с удовольствием поедают липовые орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Едят лесные жители также листья, кору и почки липы.

Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»

Липы выросли в лесу

И торопятся, растут.

(Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)

Каждая старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Встать на носочки, потянуться, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветви,

(Махи поднятыми руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, назад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Когда же липам отдых будет?

(Вращение туловищем)

Вот уж ветер затихает,

Липа ветви распрямляет.

(Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)

Люди тоже давно уже оценили липу и вовсю пользуются его дарами. О меде мы уже говорили. Листья, почки, цветки липы обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.

С давних времен используют люди древесину липы. Древесина у нее мягкая, податливая, из нее легко делать изделия и инструменты не тупятся. В старину делали из липовой древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла липа на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки: матрешки, липовые медведи и козлики.

В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

А еще в старину люди не могли обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. Знаете ли вы, что такое лапти? В старину лапти – это основная обувь простых людей. Каждый человек умел, если не плести, так хоть ремонтировать лапти.

В старину так бывало:

Дерево людей обувало.

Для того, чтобы получить лыко, нужно ободрать у липы кору. А это губит дерево. И со временем становилось все меньше и меньше лип.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

Давным-давно росли на Руси многочисленные леса из медового дерева липы – липняки. Но люди часто забывают, что они в гостях у природы, и ведут себя неразумно – только берут, ничего не давая взамен. Обдирали лыко и рубили множество лип, а вместо них не высаживали молодые деревца. Вот и не стало липняков – лесов из лип.

Славянская легенда о Липе гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени Липа. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево ЛИПУ, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных.

А помните сказку «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»)? Какая избушка была у зайчика? Лубяная, а это значит из липы. И прав был Зайчик из этой сказки, что оплакивал ее потерю. Липа дерево особое, доброе, домик из нее был теплым и уютным.

Это в сказке, а жизни, говорят, хорошо, если липа растет около дома: это приносит в дом спокойствие и счастье.

        

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему?

Вот какая загадка есть про осенний клен.

Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист.

Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров).

Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти.

Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы.

Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек.

Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен. Как по-вашему, почему семя клена получило название «крылатка». У кленового семени есть два крыла.

Хоть и не птица,

А с крылом родится;

И обычай - птичий:

С ветки сорвется -

По воздуху вьется.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Клён — отличный медонос. Ранней весной летят пчелы на клен за пыльцой и нектаром. Поскольку клёны крайне важны для выживания пчёл, их часто высаживают возле пасек. Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки.

Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.

Люди используют клены с давних времен.

Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, духовые инструменты). Знаменитый мастер Страдивари делал скрипки из древесины клена. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла для лодок.

        

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

                            Стоит в парке деревце,

                            Под ветром легко гнется,

                            А кисти ягод горят,

                            И снегири к ним летят.

                            Кто догадается,

                            Как деревце называется?  ( Рябина)

- Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.

Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.

Как вы его узнали?

Предложить красиво с рябинкой поздороваться.

- Чем это дерево отличается от других?

- Расскажите, какие у нее ягоды?

- Сколько их? Какого цвета, формы, величины?

«Рябина - одно из наиболее любимых деревьев. Недаром ее часто ласково называют «рябинушка». Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Летом ягоды рябины жесткие и невкусные. Их не клюют птицы и не трогают люди.

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

«Рябина» (Ирина Токмакова)

Мы давно знакомы с нашей подружкой- рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябина», «Если бы я был деревом».

При затруднении задать вопросы:

- Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?

- Почему?

- Какое время года ей больше всего нравится?

- О чем шепчут ее веточки (листочки), когда мы выходим на улицу?

- Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему?

        

Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья вокруг участка. Обращает внимание на рябину.

• Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце.  Как оно называется?

• Какого цвета и формы листья у рябины?

• Верно, лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы

• Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?

• Да оно очень красиво.

Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, оранжевые. Воспитатель обращает внимание на нарядное убранство деревьев.

• А изменился ли наряд нашей рябинки?

• Да, листья постепенно покраснели и стали пурпурными.

• А что у нас сейчас под ногами?

• Откуда появился этот ковер?

Это явление называется листопадом. У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время. В природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.

• А что мы видим на рябине кроме листьев?

• Верно. На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки, соблазняя людей и птиц. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.

Золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину.

• Какое чувство вызывает эта картина у вас? (Чувства радости восторга)

Чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

Воспитатель предлагает  набрать красивых листьев для осеннего букета.

        

        

Рябина

Плоды хорошо знакомых всем дикорастущих видов чаще всего имеют терпкий, горьковато-кислый вкус. После заморозков они становятся слаще, теряя терпкость. В зрелых плодах рябины обыкновенной содержится аскорбиновая кислота, витамины Р, К, ка-ротин, спирты (сорбит и идит), сахара (сахароза, фруктоза, сорбоза, глюкоза), свободные аминокислоты (аргинин, тирозин, лизин, гистидин), органические кислоты ( лимонная, яблочная, сорбиновая, янтарная и другие), дубильные, пектиновые и горькие вещества, гликозид парасорбозид, флавоноиды (квер-цитрин, изокверцитрин, рутин), лактон - парасорбиновая кислота, обладаю-щая антибиотическим действием, и другие соединения. Такой набор полез-ных веществ - гарантия исключительной диетической и лекарственной цен-ности плодов рябины, не уступающих по полезным свойствам облепихе и шиповнику. Ее плоды можно употреблять в свежем, сушеном и моченом виде. Это прекрасное сырье для варенья, мармелада, повидла, пастилы, соков, компотов, кваса, сиропа, уксуса, наливок и настоек. Плоды рябины обычно созревают в конце августа - середине сентября. Сроки уборки определяют по вкусу плодов, по их окраске, по вызреванию семян. Свежие плоды могут храниться в холодильнике при температуре 0-2 градуса Цельсия. Для лечебных целей плоды рябины заготавливают в августе-октябре, до на-ступления заморозков. Их рассыпают тонким слоем и сушат в русских печах, хорошо проветриваемых помещениях или под навесами. Засахаренные плоды и варенье - продукты, полезные для лечения и профилактики авитаминоза. При гипертонической болезни назначают сухие плоды и сок свежих ягод. Имеются сведения об антибактериальной активности препаратов из плодов рябины относительно стафилококка, сенной и дизентерийной палочек. Плоды - отличный корм для птиц (один из видов дроздов за пристрастие к рябине даже назван рябинником), белок, зайцев, а также медведей и лосей. Пернатые являются основными разносчиками семян рябины. Вместе с пометом птиц семена попадают в различные уголки леса, где и прорастают.

Клён

Плод – двойная плоская крылатка, с двумя небольшими крыльями. Распадается на два миниатюрных плода, содержащих в себе по одному семени. Семена голые, с крупным зеленым зародышем. Созревают в августе. Могут оставаться на дереве на весь зимний период. Плодоносит дерево обильно и ежегодно. В России плодоношение начинается в сентябре.

Клён ясенелистный

Плод – крылатка, с двумя крыльями по 4 см длиной, в каждом содержится по одному семени. Созревает в августе – сентябре. Остается на дереве до весны.

Липа сердцевидная или европейская

Плоды – округлые, удлиненные, мелкие орехи, с плотной оболочкой, иногда с желобками, длиной 7-10 мм, шириной 6-9 мм. Внутри плода содержится семя. Плодоношение начинается в августе – сентябре. В естественных условиях семена, попадая в почву, хранятся в ней около года и прорастают на следующую весну. Плоды липы собирают, измельчают и используют как кровоостанавливающее средство, при наружных и внутренних кровотечениях.

Ясень

Плод – крылатка длиной 4-5 см, сначала зеленая, затем коричневая, узкая, сверху немного расширена, с небольшой выемкой, собранна по нескольку штук в соцветие - метелку. Семя плоское, широкое, книзу сужается. Созревают в августе. Держатся на дереве в течение всего зимнего периода. Плоды ясеня содержат жирные масла, употребляются в пищу. На Кавказе незрелые плоды готовят с уксусом и солью. После сбора их тщательно измельчают, а затем консервируют. Подают к столу в качестве приправы к мясу или рыбе. Из семян ясеня получают темно-зеленое масло, которое идет на производство краски, искусственного каучука и мыла.

Сосна

Шишки расположены одиночно или по 2-3 штуки на опущенных вниз ножках. Незрелая шишка имеет коническую форму и темно-зеленый цвет. Иногда может присутствовать буроватый оттенок. Созревают сосновые шишки на второй год. Созревшие шишки становятся коричневого или бурого цвета. Длина составляет 3-6 см, ширина 2-3 см.

Ели

Растения голосеменные. Семяпочки не заключены в завязь, развиваются на плодущих (семенных) чешуях, образующих шишки. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3—4 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах — семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8—10 лет.

Туя

Растения однодомные. Шишечки продолговатые или овальные, с двумя — шестью парами чешуй, из которых верхние стерильные. Остальные несут по одной — две (реже три) семяпочки. Семена плоские с двумя узкими крыльями; созревают осенью в первый год.

Такой листок, лети ко мне!

   Дидактическая задача. Находить предметы по сходству.

   Игровое действие. Подбежать к воспитателю по сигналу.

   Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листом в руке.

   Оборудование. Листья, резко отличающиеся по форме.

   Ход игры. Воспитатель поднимает, например лист клена, и говорит: «У кого такой же листок – ко мне бегите!» дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

Найди дерево по описанию

   Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

   Игровое действие. Поиск предмета по описанию.

   Правило. Бежать к указанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

   Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!»

        К названому дереву, беги! 

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

Игровое действие. Бег (с увертыванием) к определенному предмету.

Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры. Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим. При повторении игры название дерева каждый раз меняют.

Загадайте, мы отгадаем

Дидактическая задача. Описать дерево и узнать его по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок.

Правило. Описывать дерево нужно, не называя его.

Ход игры. Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рас­сказывать. Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.

Найди пару!

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровые действия. Поиски похожего предмета.

Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование. Листья 3 4 деревьев в соответ ствии с количеством детей.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

Дидактическая игра "С какой ветки детки".

Дидактическая задача: развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.

Игровое действие: Отгадать, "какие детки у этой ветки /листа/".

Ход игры Задача детей подобрать и правильно назвать дерево /по листу/ и плод (берёза - серёжки; шиповник - ложная костянка; тополь - семена пуховки; клён - семечко крылатка)

В каком лесу растут деревья

Цель: закрепить понятия «лиственные деревья», «хвойные деревья». Помочь запомнить названия хвойных и лиственных деревьев. Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.

Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Игровой материал: картинки с изображением следующих деревьев: сосна, арча, кедр, пихта, лиственница, кипарис, рябина, дуб, каштан, ясень, тополь, ольха. Карточки с условным изображением лиственного и хвойного лесов.

Правила игры: дети выбирают карточку с определенной частью дерева и рассказывают о ее функции, после чего отвечают на вопрос, который находится с обратной стороны. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Вопросы для игры:

1. Что общего у лиственных и хвойных деревьев?

(У всех у них есть корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды)

2. Чем отличаются лиственные и хвойные деревья?

(У хвойных деревьев вместо листьев хвоинки; хвойные деревья морозоустойчивые и не сбрасывают на зиму свои хвоинки)

3. Назовите хвойное дерево, которое на зиму скидывает свои хвоинки? (Лиственница)

4. Чем деревья отличаются от других растений?

(У дерева только один очень твердый стебель - ствол. У кустарника не один, а несколько твердых стеблей. У травянистых растений стебли мягкие, сочные и зеленые. К зиме стебли трав увядают, засыхают. У деревьев и кустарников этого не происходит.)

5. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно спит.)

6. Как называются плоды хвойных деревьев? (Шишки.)

     IMG_20200811_133206           IMG_20200811_133151

 IMG_20200811_133235              IMG_20200811_133140

               IMG_20200811_133131

           IMG_20200811_133122

                                              Изображение 001

                     Изображение 026

  IMG_20200812_094541IMG_20200812_094610 

                                                IMG_20200812_094337   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа "Осеннее дерево в нашем саду" в средней группе

Золотая осень у нас за окном. Мы с детками средней группы наблюдаем за тем как падают листья в нашем саду – желтые, красные, покрывая разноцветным ковром все кругом, какие красивые стали деревья...

Конспект занятия по рисованию Тема: «Деревья в нашем саду» Для старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованиюТема: «Деревья в нашем саду»Для старшего дошкольного возраста...

Деревья в нашем саду

Деревья в нашем саду...

Проектная деятельность во второй младшей группе по теме "Деревья в нашем саду" (краткосрочный проект)

Проект "Деревья в нашем саду".  Актуальность проекта: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небре...

Конспект беседы по экологии «Деревья в нашем саду»

Беседа «Деревья в нашем саду».Цель: знакомить с названиями деревьев и кустарников на участке д/с;Задачи:- продолжать знакомить с названиями деревьев и кустарников на участке д/с....

Беседа «Деревья в нашем саду».

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисч...

Долгосрочный проект по экологии в младшей группе на тему: «Деревья в нашем саду»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям....