МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"
проект по окружающему миру (средняя группа)

           Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление. В этом году я с воспитанниками своей группы участвовала в городском конкурсе методических разработок музейно-образовательных проектов «Урок в музее». В рамках этого проекта мы с воспитанниками посетили музей истории Екатеринбурга и провели там занятие. Ребятам в музее очень понравилось. Посетив музей, ребята узнали, что в городе существует много разных музеев: краеведческий, изобразительных искусств, архитектуры, камнерезного искусства и много-много других музеев. И мы с ребятами и их родителями решили создать в группе свой мини-музей. При этом было важно то, что воспитанники чувствуют свою причастность к созданию музея, они активно участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома соответствующие экспонаты. Как известно в настоящем музее экспонаты нельзя трогать руками, а в нашем музее не только можно трогать, но и нужно.  Если детям разрешить потрогать, рассмотреть вблизи, поиграть музейным экспонатом, то он будет чувствовать себя причастными к происходящему и начинает интересоваться что это за экспонат, из чего и как он сделан, зачем он нужен. Соответственно воспитанник легче усвоит материал.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

 детский сад № 516 Верх – Исетского района г. Екатеринбурга.

Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка»

(познавательно-исследовательский проект)

Исполнитель:

Мирзоян Жанат Мирзоянкызы

Воспитатель

 

Екатеринбург, 2020

Оглавление

                                                                                                         

                                                                                                   стр.

Введение……………………………………………………………….………..3-5

1. Основная часть

1.1. Виды нетрадиционных техник изобразительного искусства.............6-7

1.2. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной

технике в старшей группе на июнь-июль 2020 года. …...………………..8

2. Заключение…………………………………………………………………..9

3. Приложения………………………………………………………………….10-11

4. Список литературы …………………………………………………………12

Введение

                                                                                        Я люблю свою лошадку,

                                                                                                Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

                                                                                        И верхом поеду в гости.

(Агния  Барто)

           Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление. В этом году я с воспитанниками своей группы участвовала в городском конкурсе методических разработок музейно-образовательных проектов «Урок в музее». В рамках этого проекта мы с воспитанниками посетили музей истории Екатеринбурга и провели там занятие. Ребятам в музее очень понравилось. Посетив музей, ребята узнали, что в городе существует много разных музеев: краеведческий, изобразительных искусств, архитектуры, камнерезного искусства и много-много других музеев. И мы с ребятами и их родителями решили создать в группе свой мини-музей. При этом было важно то, что воспитанники чувствуют свою причастность к созданию музея, они активно участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома соответствующие экспонаты. Как известно в настоящем музее экспонаты нельзя трогать руками, а в нашем музее не только можно трогать, но и нужно.  Если детям разрешить потрогать, рассмотреть вблизи, поиграть музейным экспонатом, то он будет чувствовать себя причастными к происходящему и начинает интересоваться что это за экспонат, из чего и как он сделан, зачем он нужен. Соответственно воспитанник легче усвоит материал.  

             Мы с воспитанниками решили, что тематикой нашего мини-музея будет игрушечная лошадка (Приложение 1). Не зря эпиграфом к своему проекту я взяла стихотворение Агнии Барто «Лошадка», так как, на мой взгляд, нет на свете ребёнка, который бы не любил лошадей.

Цель проекта: Формировать у воспитанников познавательного интереса к музеям посредством создания в группе мини-музея «Моя лошадка»; содействовать гармоничному развитию воспитанников; формировать у воспитанников чувство любви к музейному делу.

Задачи:

-Совершенствовать организацию развивающей предметно-пространственной среды  детского сада,  создать  мини-музей;

-обобщать знания воспитанников о музеях в целом и музее игрушек в частности,                            о музейных работниках;

-развивать у воспитанников познавательный интерес к музеям, музейному делу;

-воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к труду музейных работников;

-активизировать словарный запас воспитанников: музей, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, архивариус, реставратор;

-создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей;

-привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности, развить интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта;

-обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта по созданию мини-музея «Моя любимая лошадка»

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы реализации проекта:

-Метод обследования, наглядности;

-Словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

-Практический (познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии);

-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-Мотивационный (убеждение, поощрение).

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль – март 2020 года).

Участники проекта: Дети, педагоги, родители (законные представители).

Возраст детей: дети старшей группы.

Особенности проекта: Краткосрочный, практически - ориентированный, познавательно - творческий проект.

Принципы, лежащие в основе проекта:

-иинтеграции: мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности;

-научности: представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

-дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о музее, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

-интегративности: сотрудничество с семьёй, сочетание разных видов детской деятельности;

-наглядности: при подборе экспонатов, учитывается, прежде всего, образовательная функция. Экспонаты мини-музея должны содержать большой наглядный и практический материал.

-природосообразности: мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности воспитанников разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;

-интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт;

-мобильности: экспонаты мини-музея должны быть составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, демонстрироваться в других группах или в других ДОУ);

-доступности: все экспонаты должны быть доступными для посетителей;

-гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);

Используемые в проекте виды деятельности: Продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.

Дополнительные стимулы:

-Игра является основным видом деятельности детей.

-Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие.

-Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

-Музыкальное сопровождение.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

-проектирование содержания проекта, мотивация на основе сформированного интереса детей к музеям;

-изучение и создание информационной базы, подбор материала по теме проекта;

II этап – основной.

-совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей

-включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам

-активизация взаимодействия родителей с детьми по использованию знании о музее в процессе воспитания.

III этап – заключительный.

-подведение итогов деятельности в рамках проекта;

-создание мини-музея «Моя лошадка» в рамках проекта.

Ожидаемые результаты;

-создание мини-музея в группе;

-формирование у воспитанников знаний о музее, музейной деятельности, игрушке и лошади;

-повышение познавательной активности воспитанников, развитие у них креативности через создание творческих работ.

-повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах о музее, музейной деятельности, игрушке и лошади, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

-овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.

 

Практическая значимость проекта:

-обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

-ммоделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

-оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «познавательное развитие».

1. Основная часть.

1.1. История создания музеев.

                Слово Музей, в переводе с греческого, означает - Дом Муз. Это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Первый музей был основан в Александрии в 290 году до н. э. В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства.  В Средние века произведения искусства представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Пале де Люксембург были два дня в неделю разрешены для показа публике. Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году.  Во Франций Лувр, который был открыт в 1793 году, стал первым большим публичным музеем.

1.2. Типы музеев.

                 Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять всё многообразие музейного мира на определенные типы.

Исторические музеи - охватывают знания об истории, её актуальности для настоящего и будущего. Одни охватывают отдельный исторический период, другие — историю в целом. В таких музеях представлены множество артефактов, включая документы, произведения искусства, археологические объекты. Нередко объектом такого музея становится дом-музей. Бывают также военно-исторические музеи.

Археологический музей - специализируется на выставке археологических артефактов.

Детские музеи - ориентируются на детей и подростков по принципу музейной педагогики. Большинство детских музеев посвящены определённым темам и предлагают различные экскурсии по возрастным группам. В обычных музеях открываются особые детские комнаты, носящие характер детских музеев.

Научные музеи - музеи, посвящённые демонстрации научных открытий, достижений, экспериментов и популяризации науки.

Профессиональной направленности - морские музеи, музеи медицины, полиции.

Специализированные музеи - посвящены различным темам: музей игрушки, музей карандаша, музей автомобиля и другие. Музыкальные музеи могут отмечать жизнь и творчество композиторов или музыкантов.

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения.

Виртуальные музеи - обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей.

1.3. Музейные профессии и музейная терминология.

                   Работа в музеях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности. Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

Смотритель музея - встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.

Экскурсовод – работник, который встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.

Архивариус - учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках.

Эксперт – оценщик - оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранители – принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы - это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

                  Кроме того в музейной терминологии есть слова:

Экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями;

Экскурсант - участник экскурсии, который приходит на выставку в музей, слушает экскурсовода, задаёт вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делится впечатлениями от увиденного.

Экспозиция - выставление на показ предметов искусства.  

Экспонат - предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке.                 В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, артефакты, образцы продуктов природных процессов, модели технических изделий, иллюстрации исторических событий.

1.4. Музей игрушки.

 Музей игрушки - это художественный музей, призванный собирать, хранить, экспонировать и изучать игрушку не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства, в котором сплетаются древние национальные традиции и самые современные художественные тенденции. В России музей игрушки есть в четырёх городах: В Сергиевом Посаде, Санкт Петербурге, в Новосибирске и Музей советской игрушки в Токсове Ленинградской области. Если последние три музея являются негосударственными частными музеями, то Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама, является самым старым государственным музеем игрушки в России. Музей был основан в 1918 году и располагался в г. Москве. Основатель музея искусствовед, музейный деятель, коллекционер Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910-х.

Представительное собрание предметов детского быта позволило музею участвовать на многих выставках. Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Сергиев Посад (с 1930 по 1991 год — Загорск).

В настоящее время в Музее игрушки открыты экспозиции: Русская народная игрушка, Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, Советская промышленная игрушка. В коллекции детского портрета музея игрушки находятся малоизвестные произведения русских и западноевропейских мастеров XVII—XXI вв.

1.2. Перспективный план работы по созданию мини-музея «Моя любимая лошадка» в средней группе на февраль-март 2020 года.

Дата

Мероприятие

Ответственные

Февраль.

Подбор и изучение литературы по музейной педагогике.

Воспитатель

Разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций. Определение перспективы его создания и разработка алгоритма по его созданию. Выбор темы, определение места размещения, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов.  

Воспитатель,

воспитанники, родители.

Оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов. Открытие выставки.

Воспитатель, воспитанники, родители.

Март.

Диагностика знаний детей о музее (устно). Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании. Творческие работы детей (ИЗО, аппликации, лепка)

Воспитатель,

воспитанники.

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности. Консультации для педагогов по созданию                мини - музеев в ДОУ.

Воспитатель

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. Информация для родителей на тему  «Роль мини - музея в развитии познавательной активности детей».

Воспитатель

Образовательная деятельность в музее группы  (экскурсии, беседы).

Воспитатели других групп.

2. Заключение.

                  Создание мини-музея в группе позволило сделать слово «музей» привычным                     и привлекательным для воспитанников. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность                   с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

 

3. Приложения.

C:\Users\Амин\Desktop\ЖАНКА\АМБДОУ 516\1. МИРЗОЯН КОНКУРС УРОК В МУЗЕЕ\МАТЕИАЛЫ ПО КОНКУРСУ УРОК В МУЗЕЕ\ФОТОФОТОФОТОФОТО\20200212_095232.jpgПриложение 1.                                                        

4. Список литературы.

1. Музейная педагогика. Из опыта методической работы./ Под ред. Морозовой

А.Н., Мельниковой О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 416с.

2. Годунова Л.Н. Научно – методическая работа в музее. Методическое пособие. –

М.: ГЦМСИР, 2004. – 36с.

3. Знакомьтесь музей./ Методическая разработка цикла занятий для младших

школьников. – М.: Государственный политехнический музей, 1994.- 48с

4. Музейная коммуникация. Материалы научно – практической конференции. /

Составители: Балакирев А.С., Годунова Л.Н. – М.: ГЦМСИР, 2002. – 295с.
5. Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.

6. Музейное дело России. / Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. –

М.: Издательство «ВК», 2003. – 614с.

7. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» -

2./ Министерство культуры РФ. Акад. переподготовки работников искусства,

культуры и туризма; Рос. ин – т культурологии. – М., 2003. – 456с

8. Три урока в старой школе./ Методическая разработка цикла занятий для

младших школьников. – М.: Государственный политехнический музей, 1994.-

56с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект: создание мини-музея во второй младшей группе

Опыт создания мини-музея во второй младшей группе. Конспект экскурсии в мини-музей "Петя-петушок" для детей младшего дошкольного возраста....

Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе описывается реализация педагогического проекта "Белая березка"....

Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...