Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Гномы» «Народные игрушки».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Цель:

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_narodnye_igrushki.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  общеразвивающего  вида № 31п. Мирской муниципального образования Кавказский район

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Гномы»

                                      «Народные игрушки».

                                                                                    Составил: воспитатель Шилова А.В.

При составлении конспекта использовалась литература:                                                          Краеведение в детском саду В.Н. Матова  Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 год.

Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа     О.А. Соломенникова. Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2018 год.

 Развитие игровой  деятельности  в детском саду Н.Ф.Губанова.  Младшая группа.  Издательство «Мозаика – Синтез». Москва, 2014 г.                                                                                                

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».                                                                                                                            

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа.

 Задачи:

Познакомить детей с русскими народными игрушками; приобщить детей к национально-культурным традициям.                            

Развивать память, внимание, речь, цветовое восприятие, целостное зрительное восприятие окружающего мира; расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.                                                                                                                                      Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству,  бережное отношение к игрушкам.

Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.          

Материал: Иллюстрации к стихам А. Барто, картинки народных игрушек; игрушки: Петрушка, Семеновская матрёшка, сундучок, платочки.

Предварительная работа: рассматривание матрёшки, игры с ней, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание песенок.

Словарная работа: народные игрушки, свистулька, петрушка, матрешка, расписная, добродушная, деревянная.

Ход ООД.

Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки? (Да). 

Воспитатель: А что вы с ними делаете? (Играем). 

У меня на столе стоит сундучок, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что может там быть? Хотите  в него заглянуть? (Да).

  (Воспитатель открывает сундучок, вынимает картинки).

Воспитатель: Я знаю, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи. (Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки». Дети читают стихи):

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Воспитатель: Молодцы  ребята! Вот, какие разные игрушки бывают. И наша  кубанская земля, тоже славилась своими мастерами. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о  ее назначении, но и о красоте. С особой любовью изготавливались игрушки. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стучалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом картинок).

Воспитатель: Вот какие интересные куклы шили из тряпочек. Стоит чуть поколдовать и получается чудо!  У меня тоже сегодня есть такая кукла. (Вынимает из сундучка Петрушку, надевает игрушку – Петрушку на руку, и вот игрушка ожила).

Петрушка:  Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я весёлая игрушка, а зовут меня …                       (Дети отвечают «Петрушка»).

Петрушка: Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? (Ответы детей).

Петрушка: А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Хотите со мной поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.                                                             Игра с Петрушкой «У меня пропали ручки»

 У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

Воспитатель: Спасибо тебе Петрушка! Веселая игра, нам с ребятами очень понравилась. (Снимает с руки игрушку, кладет в сундук, вынимает матрешку).

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь еще одна игрушка есть.

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла  игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

                                 принесите им сапожки  и пойдут плясать их ножки.                                  

Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (Матрешка).

Воспитатель: А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? (Ответы детей).                                       Воспитатель: Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.                                                                                                                                                       Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке

смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней

поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими

красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.  Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная, народная 

игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.  Посмотрите, какая она красивая, веселая и очень добродушная.                              (Показывает детям матрешку со всех сторон).                                                                                                                                              

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Посмотрите, сколько здесь еще матрёшек, они все разного размера, расписные красавицы. (Открывает матрешку).                                                                                                                Воспитатель: Давайте вместе посчитаем матрешек: раз, два, три, четыре, пять. Целая семья. Все матрешки очень дружные. В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:                    

Игра «Матрешкин хоровод с платочками»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Рефлексия.

Воспитатель: С какими интересными, народными игрушками мы с вами познакомились? Какие игрушки вам больше всего запомнились? (Ответы детей).

Воспитатель: Как называется куколка  с секретом? Какая она? (Матрешка, она нарядная, расписная, красивая).

Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все запомнили.

(После занятия, можно желающим детям, предложить игру «Расставь матрешек по росту»).