Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  ДС №37 «Дружная семейка»

Конспект занятия в старшей группе

«Международный день коренных народов Севера»

Воспитатель:

Миргалимова А.Н

г .Нижневартовск 2020

Задачи:

- формировать интерес и уважение к профессии оленевода, рыбака, охотника;

- сформировать представление о том, что труд- необходимое условие для достижения какого- либо результата;

- учить устанавливать элементарные связи и зависимости между элементами трудового процесса (инструмент- действие, действие- результат);

- закреплять навыки работы с моделями;

- закреплять в речи навыки практического употребления глаголов;

- развивать познавательный интерес.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Родной край»«Кто где живет»«Профессии».

Беседа«Богатство родного края»«Природа края»

Словарь: нарты- сани, сидение которых покрыто шкурой оленей;

долбленка- лодка из цельного ствола лиственницы;

кисы- высокие меховые сапоги;

кенчики- чулки, сшитые мехом внутрь;

малица- шуба мехом внутрь с капюшоном.

Материал: игрушка – олененок, иллюстрации, модели, магнитофон, удочка, сеть, рыбки, мяч.

Ход.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Югре, где познакомимся ближе с местным населением, узнаем об их образе жизни и о занятиях коренного населения.

- Посмотрите на фотографии (на фотографиях изображены жители Севера).

- Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет? (на Севере очень холодно, поэтому хлеб здесь выращивать нельзя, а овощи растут в теплицах)

- Могут ли разводить коров, овец, свиней?

Основное занятие жителей Севера- оленеводство, рыболовство, охота.

И сейчас мы с вами отправимся в путешествие.

А показывать дорогу нам будет олененок Авка (игрушка – олененок)

Очень Авку я люблю,

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук его кормлю,

Он ведь только из пеленок,

Этот Авка- олененок.

(И. Истомин)

Отправимся мы с вами на нартах, запряженных оленями. (звучит музыка, дети становятся парами, изображая езду на оленьих упряжках).

Музыка заканчивается, дети садятся на стульчики.

Перед детьми на столе разложены предметы необходимые для рыбалки: удочка, сеть для ловли рыбы, рыбки ; на доске висит иллюстрация с изображением ханты, готовящихся к рыбалке.

- Ребята, посмотрите что у меня лежит на столе. (удочка, сеть, рыбки)

- Для чего нужны эти предметы (для того, чтобы ловить рыбу)

Правильно. Люди живущие в нашем крае занимаются ловлей рыбы.

А теперь посмотрите на иллюстрацию, которая висит на доске.

- Кто изображен на иллюстрации? (рыбаки)

- Что они делают? (готовят лодку к рыбалке)

Правильно. Только лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы.

- Зачем люди ловят рыбу? (для использования в пищу)

А еще местное население рыбу коптит, вялит, сушит для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму.

С профессией рыбака мы с вами познакомились. Теперь мы продолжим наше путешествие, но уже на лыжах. (дети имитируют движения лыжников и приходят в зимний лес, где на снегу следы разных зверей)

Мы пришли в лес. Посмотрите как много здесь разных следов!

На снегу, как в книге,

Я читал следы.

Посмотри внимательно-

Все поймешь и ты!

(Андрей Тарханов)

Посмотрите внимательно и определите по следам животных. (следы зайца, волка, белки, лисы)

Да вы настоящие охотники! Потому что следы зверей знают только настоящие охотники.

Местное население хорошие не только рыбаки, но и охотники. Потому что в наших лесах очень много разных зверей.

- Для чего люди охотятся на зверей? (ответы детей)

Правильно. Люди охотятся для того, чтобы была пища.Из меха зверей шьют одежду: кисы, кенчики, малицу. А медвежий и барсучий жир ханты используют как лекарство.

Настоящий охотник охотится для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а не ради удовольствия.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в хантыйскую игру «Куропатки и охотник». Посмотрите, какая замечательная полянка среди леса. На этой заснеженной полянке мы с вами и поиграем. (Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!»игра продолжается: куропатки опять летают.) Игра проводится два раза.

-А ведь мы с вами совсем забыли про нашего олененка Авку, а он почему – то загрустил. Наверно он скучает по своим родителям! Давайте проводим Авку на стойбище к оленям и познакомимся с вами еще с одной профессией ханты и манси- оленевод. (под музыку дети изображая оленей скачут по лесу к стойбищу).

-Посмотрите как Авка обрадовался, когда увидел своих братьев и сестер!

-А вы знаете какую пользу приносят олени? (мясо оленей местное население употребляют в пищу, из меха оленей шьют одежду, обувь.)

Правильно. А еще на Севере олени помогают перевозить местных жителей, так как олени очень выносливые.

-А чем занимаются оленеводы? (разводят и пасут оленей.)

Оленеводы не только пасут и разводят оленей, но и оберегают стада от нападения волков. Не легкое это дело – уберечь от волков тысячи оленей…

А теперь, ребята, садитесь на нарты и мы с вами отправимся в детский сад. (дети «садятся» на нарты и возвращаются в детский сад).

Присаживайтесь на стульчики.

Вот и подходит наше путешествие к концу. Для того чтобы закрепить наше занятие, я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери глагол».(педагог называет слово, дети подбирают к этому слову глаголы)

Охотник – охотится

Нефтяник – добывает нефть

Оленевод – пасет и разводит оленей

Рыбак – рыбачит, ловит рыбу. Человеку любой профессии нужно потрудиться, чтобы сделать что- то. Без труда, говорят, не вытащишь и рыбку из пруда.

Сегодня на занятии мы с вами вспомнили о профессиях оленевода, рыбака и охотника, вспомнили о значимости этих профессий.

Сейчас я покажу вам модели, а вы определите, где на этих моделях охотник, рыболов, оленевод. А я посмотрю кто из вас самый внимательный и наблюдательный.