Проект "Огород круглый год" для детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чупрова Инна Андреевна

 Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

        

       

Подготовила и реализовала: Чупрова Инна Андреевна,

воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок.

г. Тында 2018г.

Введение.

       Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

      Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно:

  1. посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки;
  2. знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями;
  3.  подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.
  4. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений.
  5. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
  6. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  7. Оформление выставки фото-коллажей «От семени к ростку».
  8. Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

   Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

      Огород на окне в каждой группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.

Паспорт проекта

Название «Огород круглый год»

Руководитель проекта: Чупрова Инна Андреевна, воспитатель 1кв. к.

МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды Амурской обл.

Участники проекта: воспитатель, родители воспитанников  и дети среднего дошкольного возраста группы № 9 «Капитошки» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды Амурской обл.

Тип проекта: познавательный – исследовательский.

Вид проекта: творчески - игровой.

Срок реализации проекта: с февраля по июнь 2018г.

Проблема: - Как вырастить урожай овощей и зелени  на подоконнике группы детского сада? – Зачем их выращивать?

Какие растения выбрать для посадки?

Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия: в средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

6 овощей, которые можно вырастить на подоконнике:

Огурцы: Маринда F1, Онежский F1, Маша F1, Конни F1, Легенда F1, Клавдия F1, Татьяна F1, Серёжа F1. Грибовчанка, Дебют, Зозуля, Регтайм, Вавилон, Апрельский, Полет, Ухажер, Атлет, Королёк, НИИОХ-412, Кукарача.

Помидоры: Балконное чудо, Комнатный сюрприз, Балконный красный F1, Аляска, Бетта, Жемчужина красная, Жемчужина жёлтая, Бонсай, Японский комнатный, Новость Канады; карликовые: Минибел, Бонсай микро F1, Пиноккио, Флорида петит, Лиза F1, Зеленушка F1. Ампельные сорта, в подвесных кашпо — Черри, Жёлтая груша, Перуанский домашний, Ильди.

Перец сладкий (болгарский): Патио-Иво, Калифорнийское чудо, Юпитер F1, Ода, Ласточка, Болгарский-79, подарок Молдовы, Новогошары, Винни-Пух.

Фасоль: спаржевая фасоль Фатима, кустовая фасоль Триумф сахарный 764, Маска и Зеленостручковый 517; из вьющейся фасоли Золотая шейка, либо Виолетта.

Морковь: мини-морковь сорта Пармекс, Софи, Внучка, Амстердамская, Раунд бэби.

Зелень: зеленый лук, кресс салат, листовой салат, петрушка, шнитт-лук.

Цели проекта:

  • создание условий для исследовательской деятельности;
  • формирование у детей осознанного отношения к огороду;
  • расширение знаний о садово-огородном инвентаре, информации об овощах;
  • организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи:

  • сформировать систему элементарных научных экологических знаний, норм правильного поведения в огороде;
  • развивать познавательный интерес к разным видам овощей, потребность в общении с природой;
  • воспитывать бережное, эмоционально-положительное отношение к растениям;
  • прививать трудовые природоведческие навыки;
  • учить фиксировать результаты исследований.

Основные формы реализации проекта:

  • система развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры;
  • тематические беседы, наблюдения;
  • ООД;
  • тематическое чтение художественной литературы; художественно-музыкальные этюды.

Материально-техническое оборудование:

  • научно-популярная и художественная литература ;
  • иллюстрации овощей;
  • слайды;
  • коллекции плодов овощей (муляжи);
  • гербарии;
  • коллекция семян огородных растений;
  • оборудование экологических функциональных зон групповой комнаты;
  • мини-огород на окне;
  • «природоведческие» книги;
  • «паспорт» растений.

Предполагаемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, интереса к огородным растениям;
  • повышение уровня мотивации к занятиям;
  • формирование экологических знаний и умений;
  • развитие у детей наблюдательности, гуманного, бережного отношения к растениям.

Ход проекта.

1 этап. Подготовительный.

Деятельность педагога:

  • определение проблемы, постановка целей и задач;
  • определение методов работы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
  • оформление информационной копилки по данной тематике;
  • составление перспективного плана по экологическому воспитанию в свободной деятельности.

Совместная деятельность с детьми:

  • ввести детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию.

 Совместная деятельность с родителями воспитанников:

-введение родителей в проблемную ситуацию;

-определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап. Основной.

Перспективный план работы над проектом

«Огород круглый год»

Раздел

 программы

 

Месяц

 

                   Формы, методы и приемы работы

Познавательная

деятельность

Февраль

  1. Занятие «Путешествие внутрь грядки»
  • устройство стеклянной грядки;
  • беседа по теме «Такие разные корни и ростки»;
  • рассматривание иллюстраций с изображением огородных растений;

- рассматривание макетов овощей;

- чтение художественной литературы об огороде;

- работа с природоведческой книгой;

- сбор семян и плодов.

Март

  1. Занятие « Познакомься - огурец»

- беседа с детьми по теме « Незрелый вкусный овощ»;

- рассматривание иллюстраций;

- работа в экологической комнате;

- отгадывание загадок;

- знакомство с условиями выращивания огурца.

Апрель

  1. Занятие « В гостях у синьора Помидора»

- рассматривание иллюстраций, картинок, слайдов;

- беседа по теме « Сначала цветок, потом - плод»;

- работа в экологической комнате;

- рассматривание макетов овоща;

- отгадывание загадок;

- знакомство с условиями выращивания помидора.

Май

  1. Занятие « Как  угодить перцу»

- беседа по теме « Капризный родственник синьора Помидора»;

- рассказ об особенностях ухода за перцем;

- познакомить с разными видами перца (отличие по форме, цвету и размеру).

Июнь

  1. Занятие «Огород детского сада»

- беседа о весенних работах, знакомство с профессиями: агроном, фермер.

-совместная высадка саженцев на огороде детского сада.

-уход за саженцами.

Примерный перечень трудовых поручений в течение реализации проекта:

Задание №1

                    «Полив растений». 

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

«Опрыскивание растений водой из пульверизатора». 

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №3

«3еленый десант на огороде» (прополка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, прополка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №4

«Рыхление почвы».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность.

Задание №5

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №6

«Пересадка рассады».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №7

«Посадка лука». 

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №8

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать  и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№9

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №10

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Примерная таблица наблюдений за ростом и развитием растений

 (рисунки или фото)

НАЗВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Морковь

http://refdt.ru/tw_files2/urls_5/37/d-36288/7z-docs/1_html_2cd5cffa.png

1

Когда посадили

2

Первые всходы

3

Первые настоящие листья

4

Ростки на 5 день после всходов

5

Ростки на 10 день после всходов

6

Начало цветения

7

Массовое цветение

8

Заметный спад цветения

9

Окончание цветения

10

Созревание плодов

11

Сбор плодов

12

Примечание

Дополнительные игры, чтения, мероприятия с детьми

 в течение реализации проекта.

Создание картотеки дидактических игр «Огородная игротека», подбор литературы по теме «Слова, что растут в огороде», алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом» - «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке».

Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения», «Где что зреет», «Собери урожай», «Кто быстрее соберет», «Что сажают в огороде», «Раньше – позже», «Что сначала, что потом» «Опиши, а я отгадаю» (на классификацию), «Вершки и корешки», «Золушка», «Соберём урожай», «Овощи и фрукты», «Угадай, что в руке», «Угадай по описанию», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Что лишнее», «Орудия труда».

Чтение художественной литературы:

загадки, пословицы и поговорки, чистоговорки по теме.

потешки «Травка – муравка», «Огуречик, огуречик» и др.

русская народная сказка «Репка»

украинская сказка «Мужик и медведь»

белорусская сказка «Пых»

Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»

Ю. Тувим «Овощи»

А.Барто «Морковный сок»

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Б. Житков «Что я видел».

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»)

Е.И.Тихеева «В огороде

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

М. Исаковский «Вишня»

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»

Ф. Рахимгулова: «Дикий лук»

С.В.Михалкова «Овощи»

В.Коркин «Что растет на нашей грядке»

Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша»

Лина Орлова «Три картофельки»

экологические сказки.

Беседы с детьми: Беседы о разнообразии растительного мира. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). Составление описательных рассказов об овощах.

«Что такое огород и что на нём растёт?», «Как выращивают овощи на огороде?», «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты», «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?».

Подвижные игры:

 «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки», «Урожай», «Овощи в корзину», «Догони».

Пальчиковая гимнастика:

 «Овощи», «Росточки», «Мы капусту солим», «На подоконнике цветок» и пр.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары природы», «Кафе «Витаминка».

Продуктивная деятельность дошкольников: «Мой огород на окне, каким он будет», Заполнение и ведение дневников наблюдений.

Работа детей с книжками-раскрасками, рисование «Овощи», изготовление и украшение тары для посадки, лепка «Овощи», рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии», аппликация «Цветы в подарок маме».

Теневой театр: «Репка», Игра – драматизация по стихотворению Ю.Тувима, импровизация «В огородном царстве-государстве».

Развлечение: «Овощи, фрукты с нашей грядки».

Примерный перечень опытов с луком в течение реализации проекта:

Опыт№1

Посадка лука.

Золотистый и фиолетовый лук посадим в одинаковые поддоны с землёй и поместим их на окно, где много света. Обязательно польём.

Две большие луковицы поместим в банки с водой и также поместим на окно. Зарисуем посадку в календаре. Какой же из них даст первые ростки?

Опыт№2

Прошла неделя.

В поддонах с золотистым и фиолетовым луком никаких изменений не произошло, а вот лук в банках с водой дал небольшие корешки. Но зеленых проростков ещё нет.

Опыт№3

Еще через неделю.

Золотистый лук пока не дал перьев, а вот фиолетовый порадовал редкими ростками. Большие луковицы выпустили в воду огромное количество корней, но зелёных перьев ещё нет. Делаем вывод: что даже при наличии одинаковых условий для роста (свет, вода, тепло, лук прорастает не одновременно.

Опыт№4

Прошёл месяц со дня посадки.

Мы наблюдаем активный рост фиолетового и золотистого лука, перья имеют зелёный насыщенный цвет и они почти сравнялись в росте, а вот луковицы, стоящие в воде при наличии такой корневой системы в росте зелени немного отстают. Делаем вывод: что для роста нужны все три компонента, отсутствие хотя бы одного из них замедляет рост.

Опыт№5

Определение вкусовых качеств.

Вот наш лучок и готов к употреблению в пищу.

Какой же из них самый вкусный, самый питательный и витаминный? После употребления в пищу приходим к выводу: не смотря на цвет, величину, сорт – лук одинаков как по своим вкусовым качествам, так и по витаминным. Особенно в зимний период, когда организм нуждается в витаминах. Ешьте лук и не болейте!

Опыт № 6

Земля.

Беседа: «Узнаем какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Опыт № 7

Вода.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток поливают, другой нет).

Опыт № 8

Солнце.

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Опыт № 9

Человек.

Беседа: «Человек и растение»

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

3 этап. Заключительный.

-Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

-Обобщение результатов работы;

-Презентация в форме ООД « Маленькие огородники».

Методическая литература

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
  3. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  6. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  7. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
  8. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
  9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
  10. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
  11. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
  12. Сигимова М.Н. Познание мира растений.
  13. Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
  14. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
  15. Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
  16. «Дошкольное образование» №16, 2001.
  17. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  18. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  19. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
  20. И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
  21. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  22. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  23. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  24. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  25. Клочкова Валерия «Витаминный огород зимой на подоконнике»