Экологический проект "Первоцветы Брянского края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство с первоцветими на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_pervotsvety.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

Экологический проект.

«Первоцветы»

                                                                                                                                 

                                                                                 Подготовил воспитатель:

                                                                                 Маракушева Л.В.

   Цели проекта: создание условий для ознакомления дошкольников с первоцветами нашего края, воспитание бережного отношения к ним.

   Задачи проекта:

   1.формировать представления о первоцветах, их значимости в жизни человека;

   2. развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей;                

   3. формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.

   Участники проекта: дети дошкольной группы, родители и воспитатели.

  Ожидаемый результат:

  1. осознанно правильное отношение детей к раннецветущим растениям родного края;

  2. сформированные знания о красоте и пользе первоцветов.

 

Способы оценки: наблюдения, беседы, чтение познавательной литературы,

анализ продуктов творчества детей.

     Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, на долго остаются в памяти, создают прочную основу для  дальнейшего  ее познания. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является  вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам  помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов. Что такое экологический проект? Прежде всего, это решение задач поставленных педагогами в процессе практической и исследовательской деятельности, он способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает оздоровительное влияние. Проект разрабатывается на основе интегрированного подхода. Нами был проведен проект цветочные часы.

1 этап (осень-зима).

- рисунки цветов

- просмотр иллюстраций и картинок о первоцветах

- прослушивание музыки П.И.Чайковского «Подснежники»

- заучивание стихотворения Т.Белозеровой.

                                     Плакала снегурочка,

                                     Зиму провожала.

                                     Шла за ней и плакала

                                     Всем в лесу чужая.

                                     Там где шла и плакала,

                                     Трогая березы,

                                     Выросли подснежники –

                                     Снегурочкины слезы.

- оригами «цветок»

- аппликации

- лепка из пластилина

- чтение сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

2 этап (весна)

- провести экскурсию в лес к местам, где растут подснежники

- заучить стихотворение С.Я.Маршака «Апрель», «Мамин день» Г.Виеру

- дидактическая игра «Угадай цветок по описанию»

- изготовление поздравительных открыток с изображением первоцветов для мам и бабушек

- целевая прогулка

- эксперимент: выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу

- посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе

Рассказ воспитателя о подснежнике, о ландыше.

3 этап (лето)

- экскурсия в лес к месту, где весной цвели первоцветы. Сравнить и отметить отличия, произошедшие за это время.

- дидактическая игра «Угадай по запаху»

- дидактическая игра «Кто первый заметит изменения»

Самостоятельная работа «Экологическая тревога»

- рисунки летних цветов-первоцветов.

 

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

                                                                       Подготовила: Л.В.Маракушева

Цели: познакомить детей с настоящими подснежниками, с местами их обитания, развивать любознательность;

-воспитание бережного отношения к подснежникам  и ко всем весенним первоцветам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с весенними первоцветами, заучивание стихотворений, чтение сказок, рисование.

       

Ход экскурсии.

Прибытие в лес.

Во время наблюдения объяснить детям, что название цветка произошло от слов « гала»- молоко и «актус»- цветок. Древняя легенда рассказывает:  «Когда  Адам  и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев, их Ева повеселела, у нее появилась надежда. Поэтому подснежник и стал символом надежды». По другой легенде, «Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Снег тоже хотел  принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним. Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день».

                                           Голубенький, чистый

                                           Подснежник-цветок!

                                           А подле сквозистый

                                           Последний снежок.

Провести игру «Что где растет» - рассмотреть с детьми,  какие еще растения появились на поляне рядом с подснежниками, рассмотреть изменения, происходящие вокруг в природе.

Провести беседу – рассуждение «Почему подснежники спешат?».

Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и  в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.

                                       

                                       На поля дохнуло ветром весенним,  

                                       Ивы распустились за прудом.

                                       У тропинки маленький подснежник,

                                       Загорелся, синим огоньком.

                                       Закачался, слабенький и гибкий,  

                                       Удивленно, радуясь всему.

                                       И в ответ, с приветливой улыбкой,

                                       Солнце улыбается к нему.

(Выучить это стихотворение в свободное от занятий время).

 

Повторить правила поведения в лесу. Напомнить детям о еще одном важном правиле в лесу: - нельзя рвать  цветы. Подснежники не стоят в воде – они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!»

 

Возвращение с экскурсии.

             

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

                                                               Подготовила: Л.В.Маракушева.

Занятие по развитию речи для детей 4 -6 лет.

Тема. Заучивание наизусть: Г. Виеру. «Мамин день». Дидактическое упражнение  «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цели: всем детям помочь запомнить и выразительно читать стихотворение;

- старших дошкольников упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;

- воспитывать доброе и заботливое отношение к своим близким людям.

Ход занятия.

Воспитатель выставляет на фланелеграф рисунки с изображением подснежников.

1 часть.

Ребята, что за цветы изображены на рисунках?

Прошу вслушаться в слово  подснежник

   Почему назвали так эти цветы?

(Они появляются из-под снега, растут под снегом.)

Подснежники – первые весенние цветы, это лучший подарок к Международному женскому дню. Один мальчик принес подснежник маме и доставил ей этим большую радость. Поэт Григоре Виеру написал об этом стихотворение «Мамин день».

Послушайте его.

 Разучивание стихотворения провести в такой последовательности: дети все вместе и по одному декламируют первые строчки, стараясь интонацией передать удивление и радость (Я его нашел!)

Далее прошу двух-трех детей прочесть четверостишие целиком.

Затем помогаю воспитанникам осмыслить и запомнить вторую строфу. Для этого использую вопросно-ответную форму (И тебя с цветком так нежно мама обняла?», «Раскрылся твой подснежник от ее тепла?).

Диалог повторить с разными детьми.

Читаю стихотворение целиком. Вызываю детей для самостоятельной  декламации.

Советую детям прочесть это стихотворение мамам на праздник, но прежде сделать рисунок подснежника.

2 часть.

Занимаются дети пяти-шести лет.

«Подснежник. Какой он? – маленький, нежный, хрупкий, ранний и др.

-А снег, какой? (Белый, холодный, рассыпчатый.)

Следить, чтобы дети четко произносили слова и не искажали окончания.  

А про, что можно спросить: она какая? Они какие?

Подведение итогов занятия.

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

        

                                                               Подготовила: Л.В.Маракушева.

       

 Тема. Чтение детям: С. Я. Маршак.  «Двенадцать  месяцев»

 Цели: познакомить детей с новым произведением С. Маршака;

            - учить внимательно, слушать большое по объему произведение;

            - давать оценку поступкам героев;

            - воспитывать интерес к художественной литературе.

   

Ход занятия.

     

Организационный момент.

Чтение сказки детям.

«Двенадцать месяцев» - большая сказка. Дети с удовольствием слушают ее, но устают. Поэтому младшие воспитанники присутствуют на занятии по желанию.

Беседа по содержанию не проводится

Познакомив детей со сказкой, воспитатель затем читает три-четыре отрывка по их выбору.

В свободное  от занятий время предложить детям нарисовать картинку  про подснежники, поощрять детскую фантазию, желание придумать рисунок самостоятельно.

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

                                                                             Подготовила: Л.В.Маракушева

Тема: «Ландыши»

Рассказ воспитателя об удивительном цветке.

Завершает хоровод первоцветов ландыш. Ландыш - одно из самых чудесных растений нашего края. Во многих странах раньше отмечали Праздник ландыша. Тогда каждом доме ставили букетик нежных серебристых цветов- символ верности, любви и нежности.

   Растет ландыш в тенистых уголках леса, в долинах рек.

Цветет в мае, июне. Осенью на месте цветков повиснут круглые ярко-красные ягоды с семенами внутри. Есть ягоды нельзя! Они ядовиты. Ядовит и сок этого растения.

   Ландыш-цветок с сильным «характером».

         

                      Ландыш

 

     Чернеет лес, теплом разбуженный,

     весенней сыростью объят.

     А уж на ниточках жемчужины

     от ветра каждого дрожат.

     Бутонов круглые бубенчики

     еще закрыты и плотны,

    Но солнце раскрывает венчики

    у колокольчиков весны.

    Природой бережно спеленутый,

    завернутый в зеленый лист,

    растет цветок в глуши нетронутой,

    прохладен, хрупок и душист.

                                 С. Маршак.

Иногда думается, что выросли и зацвели ранней весной ландыши специально, чтобы украсить леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.

      Если я сорву цветок,

      Если ты сорвешь цветок,

     Если все: и я, и ты,

     Если мы сорвем цветы-

     Опустеют все поляны

     И не будет красоты.

Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!

Печально обернулась для первоцветов любовь человека к цветам: многие из них стали редкими Они занесены в красную книгу.

      О какой опасности предупреждает красный цвет?

      Что он обозначает?

Дидактическая игра: «Угадай по запаху».

Возвращение с прогулки.

Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

     

        

                                                                            Подготовила: Л.В.Маракушева.

              Занятие по развитию речи для детей четырех-шести лет.

Тема: Пересказ Л.Воронкова «Андрейка».

Цели: помочь детям 4-6 лет понять рассказ;

- запомнить его содержание, учить пересказывать текст, передавая его отношение к героям и их поступкам;

- совершенствовать навыки работы при аппликации;

- воспитывать нравственные качества, заботливое отношение к птицам.

Материал: книжка «Андрейка» Л.Воронковой, наборы для аппликации.

       Магнитофонная запись с голосами.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о весне, отгадывание загадок, наблюдения природы, разучивание песни «Не дразните собак».

 

Ход занятия.

1часть. Организационный момент.

Дети сидят полукругом. Чтение рассказа «Андрейка».

    В большом городе, среди больших домов в маленькой песочнице играл Андрейка. Ракету из песка строил.

А рядом двое мальчишек дразнили голубей. Привязали к ниткам-невидимкам кусочки хлеба и птиц зазывали: « Гули, гули, гули…»

Птицы слетаются, тянутся к хлебу, а он уплывает куда-то из-под самого клюва. Голуби понять ничего не могут. Ищут, ищут хлеб. А мальчишки, задрав к верху носы, довольные хохочут.

Увидел все это Андрейка – и к мальчишкам.

- Не смейте дразнить голубей, они маленькие, а вы большие!

- Что? – спросил один мальчишка.

- Отойди, - сверкнул глазами другой. И опять за свое.

 Андрейкины брови нахмурились, сами собой кулачки сжались. А мальчишки поразевали рты от неожиданности и сказать ничего не могут. Да и что говорить, сказать-то им в общем нечего.

   Обращаю внимание детей на начало рассказа : « В большом городе, среди больших домов в маленькой песочнице…»

   Вопрос детям:

- Как думаете, сколько Андрейке лет?

- Почему про этого маленького человечка рассказ написали?

- Как ребята голубей обманывали и дразнили? Это были школьники?

- Почему большие ребята не побили Андрейку, хотя он и был в песочнице один?

Повторно читаю рассказ с установкой на пересказ.

Заслушиваем  пересказ детей (2-3 ребенка).

«Жизнь дана на добрые дела», - говорю детям.

- Подходит ли эта пословица к рассказу про Андрейку?

Уточнить, какое доброе дело совершил маленький человечек ( не допустил жестокости по отношению к птицам).

2 часть.   Ребята, а вы птиц знаете?

Загадки о птицах:

  1. Черный жилет,

Красный берет.

Нос – как топор,

Хвост как упор.      (Дятел)

  1. Черный, проворный.

По полю ходит,

Кричит : «Крак!»

Всем червякам враг.    (Грач)

  1. Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…   ( Синица)

      4) В синем небе голосок,

           Будто крохотный звонок.     ( жаворонок)

  1. Длинноносый, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в нем лягушек, бестолковых попрыгушек.   ( Журавль)

  1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.   ( Сорока)

      7)  Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

            Крикунья хрипловатая – известная персона. Это - …  (ворона)

      8)  Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

            В теплый край не улетаю, здесь, под крышей обитаю.

            Чик – чирик, не робей – я бывалый…   (воробей)

3 часть.   Подвижная игра «Летает – не летает»

  Задание детям:

- Ребята, какое сейчас время года? (правильно весна)

Давайте выполним аппликацию и посмотрим какие птицы к нам прилетели весной.

Руководство ходом выполнения задания. Дети размещают аппликации с учетом кто где живет.

Подведение итогов занятия. Песня «Не дразните собак» (магнитофон + дети).

У нас в России подснежниками называют любые ранневесенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, перелеска и …. Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Англичане называют подснежник  снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он – снегосверлитель, у чехов – снежинка, у немцев – снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его задира.

Эти растения так любят весну, что бывает,  слабого дыхания её достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем.

Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске

Скоро всей земелюшке

Быть в цветах, быть в венке.

Завершает хоровод ландыш. Ландыш – одно из самых чудесных растений нашего края. Во многих странах отмечали Праздник ландыша. Тогда в каждом доме ставили букетик нежных серебристых цветов – символ верности, любви и нежности.

Растет ландыш в тенистых уголках леса, в долинах рек.

Цветет в мае, июне. Осенью на месте цветков повиснут круглые, ярко красные ягоды с семенами внутри. Есть ягоды нельзя!

Они ядовиты. Ядовит и сок этого растения.

Ландыш – цветок с сильным характером. Он не жалует многих соседей по вазе. Попробуйте, например, поставить в эту вазу кисть сирени, и вы заметите, как быстро поблекнет её красота.

Единственное, пожалуй, исключение ландыш делает для

незабудки – с этой голубоглазой красавицей он хорошо уживается.

…Природой бережно спеленутый,

завернутый в зеленый лист,

растет цветок в глуши нетронутой,

прохладен, хрупок и душист.

                                          С.Маршак.

МОУ – Малощербиничская СОШ дошкольная группа.

                                                      Подготовила Л.В.Маракушева.

Цели: развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;

- обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне;

- уметь располагать сюжет на  всем листе бумаги;

- воспитание любви к родному краю.

Материал: акварельные краски, кисточки, альбомные листы, репродукции картин И.Левитана «Март», И.Грабаря «Февральская лазурь».

Предварительная работа: наблюдение природы, чтение стихотворений о весне.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Беседа о ранней весне, её признаках.

Загадка о весне:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает

Когда это бывает?  (Весной)

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины И.Левитана «Март» (обращает внимание детей на голубое небо, подтаявший снег, чуть желтоватые стволы деревьев) в сравнении с произведением И.Грабаря «Февральская лазурь» (показывая синие тени от деревьев, так как ярко светит солнце).

Чтение стихотворения С.Я.Маршака.

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше

Зачирикал воробей

Веселей на крыше

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

А еще весенний лес украсят первые цветы.

Какие цветы вырастут первыми на проталинах в лесу? (подснежники).

Правильно – подснежники.

После этого предлагаю детям подумать, какой сюжет они хотят нарисовать.

Выслушиваю ответы детей.

Затем все дети приступают к рисованию.

Руководство ходом выполнения задания.

Напоминаю, что рисунок нужно расположить на всем листе бумаги, не забыть и о первых весенних цветах.

По окончанию работы каждый может рассказать о своем рисунке.

Итог занятия.

Выставка детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.

"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал  выпавшего из гнезда птенца , не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство ...

Лекарственные растения Брянского края (на участке детского сада).

Краткое описание, лечебные свойства, стихи, легенды и загадки о некоторых лекарственных растениях Брянской области....

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с Брянским краем

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание....

Путешествие по брянскому краю. Конспект непосредственно образовательной деятельности

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной город, свою Родину, свой народ. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.Задачи:образовательные: -Уточнить  знания детей ...

Экологическая викторина «Мой край – Югра» (для детей 5-7 лет)

Деятельность направлена на решение задач направленных на формирование у дошкольников представлений о родном крае....

"Поэты Брянского края, Брянщины родной."

Федор Иванович ТютчевАлексей Константинович ТолстойИлья Андреевич ШвецНиколай Матвеевич Грибачев...

План мероприятий экологического марафона «Тамбовский край – территория экологической культуры»

Экологический марафон "Тамбовский край - территория экологической культуры" проводится в целях создания условий для формирования экологической культуры, гражданской ответственности обучающих...