Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

пилюгина ольга евгеньевна

"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал  выпавшего из гнезда птенца , не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного , чувство поэзии, а может быть, и простая человечность. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pilyugina.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.

    Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Приоритетным в моей работе  является «Экологическое воспитание детей младшего возраста».

Знакомство с природой родного края начинается с младшего возраста.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, я поставила перед собой следующие задачи:

- последовательно, в определенной системе формировать у детей знания о природе родного края, трудовые навыки, разнообразные умения;

- использовать природоведческое содержание НОД для усвоения речевых умений ( усвоение словаря, грамматическая правильность речи);

- воспитывать  эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту.

В своей работе я  использую формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны:

 наглядные : наблюдения, рассматривание картин,

 практические : игра, труд, опыты,

словесный метод: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы.

       Во время ежедневных прогулок наблюдаем сезонные изменения в природе:

Осенью  становиться холоднее, листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края. В это время собирают урожай овощей и фруктов. Учимся  по внешнему виду, вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать их.

Зимой проводим целевые прогулки по участку детского сада. Расширяем представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Организовываем  наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливаем  их . Замечаем красоту зимней природы : деревья в снежном уборе, снег накрыл землю.

Весной продолжаем знакомить с характерными особенностями весенней природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки).

Показываем детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Летом расширяем представления детей о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т.п.) В это время созревают многие фрукты, овощи, ягоды.

На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки), чем отличаются от кустарников. Наблюдаем за растениями. Сравниваем листья с разных деревьев (рябина, клен, яблоня). Учимся запоминать названия деревьев растущих на территории нашего детского сада (рябина, тополь, клен). Наблюдаем за животными. Часто можно увидеть щенков, котят, дети с удовольствием наблюдают за ними.

Наблюдение сопровождаю художественным словом, читаю стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.

         Во время прогулок обращаем внимание детей на красоту природы , приятный запах, свежесть воздуха.  Я рассказываю детям, что деревья посадили люди, которые много поработали, Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь. Знакомимся о правилах поведения в природе.

НОД провожу после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления и уточнения знаний.

        Мы знакомим малышей с растениями и животными родного края, знакомимся с домашними животными и их детенышами, их поведением и питанием, с птицами. Расширяем представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).

              Учимся отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа.), фрукты (яблоко, груша, персик. ), ягоды (малина, смородина.)

       Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы.

С первых дней пребывания в детском саду  привлекаем детей к рассматриванию растений в уголке природы, животных на картинках, иллюстрациях. Знакомимся с комнатными растениями (фикус, герань), узнаем, что  для роста нужны земля, вода, воздух, формируем умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить— оно может засохнуть и т.п.).

Постепенно приучаем малышей к совместным действиям по уходу за растениями.

С целью вовлечения родителей в образовательный процесс я применяю разнообразные формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «О чем говорят растения», «Удивительное рядом», «Не дерево, а аптека», «Мордовские пословицы о природе», родительские собрания «Экологическое воспитание в семье». Совместно с родителями созданы все условия для гармоничного развития детей.

Рекомендую родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.

Таким образом, система работы по ознакомлению дошкольников с природно-экологическим своеобразием родного края позволяет решать задачи экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

НОД по ознакомлению с родным краем с детьми младшей группы.

     Тема: Мой родной город       Цель: обобщение  знаний детей о родном  городе.       Задачи:...

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг

Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...

ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»

Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...