КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Назмутдинова Эльвера Данисовна

Содержание работы по направлению ознакомление с родным
краем детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.

Направление: познавательно-речевое.

Новизна: особенностью программы является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Республики Башкортостан и Янаульского района.

Актуальность:    нет родительского счастья светлее хорошей

воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чье молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину - землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_po_napravleniyu_oznakomlenie_s_rodnym.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по направлению ознакомление с родным
краем детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.

Направление: познавательно-речевое.

Новизна: особенностью программы является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Республики Башкортостан и Янаульского района.

Актуальность:        нет родительского счастья светлее хорошей

воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чье молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину - землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи патриотического воспитания, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности; любви к Родине, краю, городу; бережного отношения к их историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям народа. Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретет самостоятельно. Наиболее успешно этого можно достичь с помощью программ.

В основе программы лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации программы необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации программы, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Содержание образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества.

Обобщая опыт работы по проблемам нравственно-патриотического воспитания, и ориентируясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг», (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от5 октября 2010 г. № 795 (с изменениями на 7 октября 2013 г.)), на республиканскую программу «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010гг разработана образовательная программа по ознакомлению детей с родным краем.

Программа направлена на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание было расширено за счет включения задач по краеведению, которые конкретизированы в региональной программе- руководстве по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Башкортостанец» автора Р.Л.Агишевой, кандидата педагогических наук, профессора.

Нет сомнения, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у старшего дошкольника могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. И в первую очередь - позитивное отношение к своей малой родине.

Беседуя с детьми во время занятий и в повседневной жизни, а также с родителями, можно сделать вывод, что в семьях недостаточно уделяется внимания патриотическому воспитанию. Прежде всего, дети, а в большинстве случаев и родители, недостаточно знакомы с историей своих «корней», интересным прошлым своих родных. Нельзя сказать, что это им безразлично, но в суете жизненных забот прошлое уходит на второй план, забывается. Дети, посещающие ДОУ, большую часть времени находятся с воспитателями. Ребенок активно общается, познает окружающий мир. Поэтому ведущая роль в формировании патриотических чувств, принадлежит детскому саду, как первой ступени образования.

Задачи программы:

  1. Формировать общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане.
  2. Формировать в растущем человеке начало духовности, необходимое для развития внутреннего мира личности.
  3. Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, к друзьям, к обществу в целом.
  4. Формировать основы гражданственности, к уважению к правам человека.

Отличительные особенности: содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству башкирского народа и народов ближайшего окружения.

Возраст: старшая и подготовительная группы.

Сроки реализации: два года.

Формы:        занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии,

наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.

  1. В какой республике мы живем?
  2. Почему оно так называется? Знаешь ли ты легенду о башкирах?
  3. Какие народы живут в Башкортостане?
  4. Какие государственные символы РБ ты знаешь?
  5. Какие цвета на флаге Башкортостана?
  6. Какой город является столицей Башкортостана?
  7. Назови достопримечательности г.Уфы. Чем они тебе нравятся?
  8. Как называется наш район?
  9. Символика района.
  10. Что нарисовано на флаге, гербе района? Где их можно увидеть?
  11. Какие реки протекают через наш район?
  12. Назови достопримечательности нашего города.
  13. В Уфе живут уфимцы, а в Янауле?
  14. Назови летнее жилище древних башкир. Чем они были удобны?
  15. Как раньше люди украшали свои дома? Сейчас?
  16. Чем раньше занимались башкиры-мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда? Сейчас? Что помогает им в работе? Строителю, земледельцу?
  17. Сейчас чем занимаются народы Янаульского района?
  18. Каких известных людей района знаешь?
  19. Самая крупная река в районе?
  20. Какие лечебные травы растут в районе?
  21. Какие деревья растут в лесах района? Кустарники?
  22. Какие улицы названы в честь известных людей района, героев?
  23. На какой улице находится памятник героям войны?
  24. Какие слова-приветствия ты знаешь?
  25. Какие народные праздники ты знаешь?
  26. Какие башкирские сказки ты знаешь? Русские?
  27. Какие национальные блюда ты знаешь?
  28. Назови элементы мужской (женской) башкирской, русской, удмуртской, марийской, татарской национальной одежды.
  29. Назови башкирские (русские, удмуртские, татарские) имена, фамилии.
  30. Какие башкирские (русские, удмуртские, татарские) узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.
  31. Каких художников, скульпторов, иллюстраторов детских книг ты знаешь?
  32. Назови известных писателей, поэтов Янаульского района, их произведения.
  33. Нарисуй свое родословное древо.
  34. Нарисуй схему своей группы.
  35. Чем богат наш район?
  36. Какие животные обитают в лесах района?
  37. Как называется наш детский сад?
  38. На какой улице находится детский сад?
  39. В честь кого названа улица?
  40. Ты на какой улице живешь?
  41. Какие игры ты знаешь (башкирские, татарские, удмуртские)?
  42. Расскажи стихотворение.
  43. Какие пословицы, загадки, скороговорки ты знаешь? Кто их придумал?

Предполагаемый результат

Старший дошкольник к концу года:

  • имеет представление о том, что родившийся человек является членом семьи, янаульцем, гражданином своей республики, страны и имеет право на фамилию, имя, отчество, а также документ, удостоверяющий личность;
  • как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми сверстниками;
  • знает свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефон; имя, отчество родителей и других членов семьи; может рассказать о месте работы (учебы), о пользе их труда для семьи и общества, ориентируется в городе, где живет;
  • информирован о родственниках, с помощью взрослых умеет составлять свою родословную - шежере;
  • имеет представление о своей национальности;
  • испытывает добрые чувства к своему детскому саду, знает его номер, историю о том, почему детский сад носит данное название;
  • запомнил название улицы, на которой находится детский сад «Гвоздичка»; ориентируется в здании детского сада и на ближайшей к нему местности, ориентируется по картам, схемам, проходит простые маршруты в помещениях детского сада, по его территории, микрорайону, где расположен детский сад;
  • имеет сформированное представление о малой родине - месте, где родился и живет с родителями (город Янаул), как о части родного края (Республики Башкортостан), большой Родины - России, планеты Земля;
  • имеет развитый интерес к месту, где родился, знает историю своего города, его символы;
  • имеет развитый познавательный интерес к родному городу, его росту и благоустройству (строятся дома, появляются новые улицы, высаживаются цветы, деревья, поддерживается чистота и порядок);
  • знает, что в Янаульском районе много деревень, может показать на карте района г. Янаул, на карте республики свой район и столицу Уфу;
  • различает понятия село – город - район - республика - страна - планета;
  • имеет представление о достопримечательностях города, района;
  • имеет развитый интерес к событиям, значимым для семьи, детского сада, города, республики, страны;
  • знает как одним словом называют жителей города (горожане, янаульцы);
  • имеет представление о языках, культуре народов, живущих в Янаульскомском районе, о народных играх;
  • способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;
  • умеет отличать характерные особенности культуры, искусства, традиций разных народов;
  • имеет представление о людях, прославивших Янаульский район;
  • имеет представление о том, что воздух, лес, река, озеро, земля, родники - это всеобщее богатство и охранять его - обязанность всех людей;
  • знаком с природными богатствами (лес, нефть), природными достопримечательностями района ;
  • знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях;
  • имеет интерес к родному языку и языкам народов района (удмуртский, русский, марийский, башкирский, татарский), желание их изучать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...