Огурец-молодец!
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кучумова Анастасия Игоревна

Огурец-молодец!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogurets_prezentatsiya_dlya_nachalnoy_shkoly_.pptx2.34 МБ
Файл proekt_ogurets-molodets.docx399.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересные факты об огурцах

Слайд 2

Огурец обыкновенный Огуре́ц , или Огуре́цобыкнове́нный , или Огуре́цпосевно́й (лат. Cucumis sativus ) — однолетнее травянистое растение семейства Тыквенные ( Cucurbitaceae ), вид рода Огурец ( Cucumis ) 1. Биологическое описание

Слайд 3

Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе « Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz », 1885 Слева направо: цветок, завязь, незрелый и созревший плод Стебель стелющийся, шершавый, заканчивает усиками, которыми он может зацепиться за опору, при этом стебель может вытянуться на 1—2 м. Листья сердцевидные, пятилопастные . Плод — многосемянный , сочный, изумрудно-зелёный, пузырчатый. Строение плода характерно для семейства тыквенных и в ботанической литературе определяется как тыквина. С точки зрения ботаники плод огурца — ложная ягода. Он может иметь различную форму и размер в зависимости от сорта. В кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам. Геном огурца посевного насчитывает 350 миллионов пар оснований ДНК. Пять из семи хромосом огурцов возникли из десяти хромосом общих предков с дыней [1] .

Слайд 4

2. История Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида — тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. Упомянут в Библии как овощ Египта. Эта культура была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам, и в эпоху Карла Великого была распространена уже по Средней Европе. В Россию огурец попал в XV веке, каким путём — неизвестно. Ныне культура огурца распространена повсеместно и имеет множество разновидностей и сортов. Плоды диких огурцов мелкие и несъедобные из-за содержания горьких веществ — кукурбитацинов . 3. Химический состав В его плодах 95-98 % воды и ничтожно малое количество белков, жиров и углеводов. Оставшиеся 3 % включают каротин, витамины PP, C и B, а также макро- и микроэлементы. В том числе огурец содержит много калия.

Слайд 5

. Диетические свойства Вода в огурцах близка по своему составу к дистиллированной. Огурцы богаты сложными органическими веществами, которые играют важную роль в обмене веществ. Эти вещества способствуют усвоению других продуктов питания и улучшают пищеварение. Они возбуждают аппетит. Свежий огурец эффективно повышает кислотность желудочного сока, поэтому противопоказан страдающим гастритом с повышенной кислотностью и язвенной болезнью. Содержащийся в огурцах калий улучшает работу сердца и почек. По содержанию солей огурец уступает только черной редьке. Эти соли нейтрализуют кислотные соединения, которые содержатся во многих пищевых продуктах и нарушают обменные процессы, приводят к преждевременному старению, к отложению кристаллических соединений (камней) в печени и почках. Огурцы так же, как редьку, за способность нейтрализовать кислые соединения называют санитаром нашего организма. Но этим не исчерпывается ценность огурцов. Огурцы — источник таких соединений йода, которые легко и безболезненно усваиваются организмом человека. Исследованиями установлено, что люди, систематически употребляющие свежие огурцы, меньше подвержены заболеваниям щитовидной железы и сосудистой системы. К тому же в огурцах, как и в других овощах, много клетчатки. Клетчатка не усваивается организмом человека, но она регулирует работу кишечника и выводит из организма излишки холестерина. Избыток холестерина способствует развитию склероза, болезней печени, почек и других органов.

Слайд 6

5. Использование в медицине и косметике О целебных свойствах огурцов существуют упоминания в русских лечебниках — травниках, а также в старинном лечебнике XVII века « Прохладныйветроград ». Отвар из огурцов народные врачеватели рекомендовали пить вместо воды, а мякоть свежих огурцов применяли как эффективное мочегонное, желчегонное и слабительное средство. Настой и отвар осенних листьев (ботвы) в народной медицине рекомендовали принимать при кровотечениях различного происхождения. Наружно их употребляют при ожогах, а также в качестве косметического средства при угрях, сыпи и некоторых кожных заболеваниях. Свежие огурцы входят в состав косметических масок для лица, которые отбеливают кожу и делают её более эластичной. Жирную кожу косметологи рекомендуют протирать спиртовой огуречной настойкой. Солёные и маринованные огурцы не обладают лечебными свойствами. Их не рекомендуется употреблять людям, страдающим заболеваниями почек, печени, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонией, атеросклерозом, а также в период беременности

Слайд 7

6.1. Выращивание в открытом грунте Огурцы выращиваются практически на каждом огороде. Обыкновенно сеют огурцы на участке огорода, бывшем под капустою, то есть на второй год после удобрения, так как огурец любит землю питательную.но не слишком жирную. Свежий навоз или золото придают огурцу горьковатый вкус и вызывают пятнистость, поэтому, если нужно удобрить землю, то навоз кладут обыкновенно с осени. Участок, назначенный под огурцы, пашут или копают на штык, после чего делают гряды до аршина шириною, на низких местах довольно высокие. Время севки — не раньше мая, так как огурец очень боится морозов. Грядной посев производится сухим или проращенным семенем или, наконец, рассадой; последний способ дает возможность получить ранние огурцы. В наших степях, на бахчах, обыкновенно сеют сухими семенами, к северу же, в местностях более влажных, удобнее сеять проращенные семена. При разведении рассадой семена высевают в плошках или в особых горшочках и, дав им развиться до 3-го листа, в теплый день пересаживают в грунт, с расстоянием друг от друга вершка на 3 — 4. Когда начинает показываться на грядных огурцах 3 лист, то советуют сделать прищипку (только не муромских огурцов). Следствием такой операции являются два-четыре боковых побега, дающие впоследствии основание плодоносным ветвям. Появляющиеся время от времени в основании этих плетей цветы и завязи нужно ощипывать. Время от времени полезно разрыхлять почву около корней растения и покрывать землю мелким навозом или соломенной сечкой. Такая покрышка предохраняет почву от высыхания и вместе с тем служить удобным ложем для плодов, предохраняя их от соприкосновения с сырой землей, на которой огурцы грязнятся, иногда загнивают или покрываются пятнами. Поливы в начале посадки довольно частые, после выкидывания 3-го листа производится не более 2 — 3 раз в неделю, и обязательно по вечерам

Слайд 8

6.2. Выращивание в парниках Парниковый или тепличный огурец очень нежен, сочен, в нем больше мякоти, меньше семян, пригоден больше для салатов и вообще для употребления в свежем виде, но малопрочен в лёжке (не все сорта); по причине излишней водянистости, не заготовляется впрок. При парниковой культуре огурцу нужна температура от 18 до 20° Р. Земля берется дерновая, при ранней выгонке более легкая, чем летом. Семена высеваются обыкновенно уже проращенные в сыром песке, опилках и т. п. Когда растение укоренится и выкинет 3 — 4 листа начинается систематическое прищипывание конечных почек, чтобы заложить 4 — 8 основные плодоносные ветки или плети, которые могли бы быть равномерно распределены по поверхности земли в парнике. После прищипывания поливают 2 — 3 раза в неделю. В период цветения, если стоит теплая погода, парники открывают, чтобы движением воздуха, переносящего пыльцу, достигнуть опыления; в противном случае производят его искусственным образом. Для этого цветневая пыль переносится на рыльце рисовальной кисточкой или собирают мужские цветки и, оторвав у них лепестки, кладут пыльники на рыльца, где они остаются до наступления опыления. Парниковая культура дает ранние огурцы, сбываемые в столицы и большие города по высокой цене: разведение их в большом количестве может дать очень хороший доход, но только в очень больших населенных пунктах. Обыкновенно огурцы собираются в полуспелом состоянии, но для получения семян оставляют их на грядах до полного созревания, пока их плети не завянут и не засохнут, а самые плоды из зеленых не сделаются оранжево — желтыми. Созревшие семенные экземпляры раскладывают на солнце или в теплом месте, где они делаются мягкими. Затем их разрезают, выдавливают семена в посуду и промывают последние в нескольких водах. Лучше всего просушивать сначала на солнце, а затем на русской печи, после чего, ссыпав в мешки, хранить в сухом прохладном месте. Способность к прорастанию сохраняется у огуречных семян до 10 лет, но лучшими считаются 3 — 5 летние.

Слайд 9

8. Сорта8.1. Сорта Существует множество сортов и гибридов огурцов, отличающихся по форме, размерам, окраске и другим биологическим особенностям. Выделяются раннеспелые сорта, среди них лучшими считаются муромские огурцы, пригодные для гряд и парников, очень плодовитые; поспевают раньше других, зато довольно скоро прекращают своё плодоносие (от всходов до первого сбора плодов проходит 32—44 дня). Среднеспелые сорта зреют 45—50 дней. Наиболее известный из них « Нежинский ». Позднеспелые сорта созревают более 50 дней, например, «Победитель».

Слайд 10

9. Интересные факты В городе Шклове, на родине Александра Лукашенко, в 2007 году открыт памятник огурцу. В городе Луховицы (Московская обл.) установлен памятник «Огурцу-кормильцу» В городе Нежине, кстати, также установлен памятник нежинскому огурчику. в Иране огурец считается фруктом и подаётся на стол вместе со сладостями. 27 июля отмечается Международный День Огурца, именно в этот день впервые в Суздале был организован праздник Огурца Самый большой огурец вырастил у себя на огороде житель Израиля. Израильский фермер удивил своих соседей, вырастив на огороде огурец длиной в 118 сантиметров . ИдзакЯдзапаны , вырастивший огурец, уверяет, что он не гнался за рекордом, а просто наблюдал за своим огурцом, который рос не по дням , а по часам. И только когда овощ начал чуть-чуть портиться, Идзак сорвал его. О дальнейшей судьбе этого огромного огурца, к сожалению, ничего не известно. Возможно, он порезал его всалатыугостив ими всех своих друзей и знакомых. Хотя, вероятно, вкус этого создания природы совсем не такой потрясающий, как его размер. Ведь известно, что чем меньше размер огурца, тем более нежный, сладкий и приятный у него вкус.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Березка»

Долгосрочный проект

В старшей группе №14 «Рябинка»

Проект "Огурец - молодец"

(11 февраля-25 мая)

Подготовила и провела

Кучумова А.И.

2020 год


Содержательная часть инновационного проекта.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 4 месяцев. В проекте используются методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте представлено перспективное планирование по теме.

Актуальность проблемы:

Дети дошкольного возраста еще недостаточно имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.

Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашем регионе, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт - это вырастить самому. 

 Цель проекта: формирование представлений об овощной огуречной культуре.

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей развития овощной огуречной культуры.

2. Расширить и систематизировать знания детей о данной овощной культуре.

3. Научить детей ухаживать за огуречной культурой.

4. Научить наблюдать за изменениями в развитии и роста огуречных растений.

5. Углубить знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Научить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.

Методы:

Беседы:

- «Что такое «Огород на окне»,

- «Растения – это жизнь»,

- «Семена»,

- «Рассматривание книг, иллюстраций о растениях»,

 Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Посев огурца»,

- «Наблюдение за прорастанием семени огурца»

- «Рост и развитие растений»,

- «Земля, какая она?»,

-«Вода и росток»,

-«Солнце и растения»,

-«Рисование»,

 -Наблюдения «Растут ли наши растения?»

- Наблюдение  « За формированием цветка и плода»

- Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Наблюдения

- Наблюдение за прорастанием семян огурцов.

Часть семян положим на несколько дней в намоченную водой марлю. Часть посеем сухими. Наличие влаги и её отсутствие покажут, что семена во влажной среде дадут ростки на 3-4 день. А сухие только через 6-7 дней, при условии, что почва будет влажной.

- Наблюдение за проросшими ростками.

Посадим по 4-5 зерен в каждый стакан. Через неделю-две после того, как ростки в стаканах проклюнутся, проводится пикировка. Слабые удаляются – в каждом стаканчике должен остаться один или два ростка.

- Наблюдение за ростом огурцов и условиями, необходимыми для полноценного развития.

Огурцы – влаголюбивая культура. Но поливать их следует очень осторожно. Поливаем из лейки теплой водой (25-30) 1 раз в 1-2 дня, рыхлим землю грабельками после полива. Один раз в неделю измеряем линейкой ростки. На ростках появились цветы, а через некоторое время долгожданные плоды.

Ведение дневника наблюдения с фиксированием результатов

Ожидаемые результаты

Сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;

овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощной культуры (огурец);

при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;

отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, взвесить, посмотреть в лупу, погладить.

в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?»;

устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;

передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

Описание форм внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций.

Результаты внедрения инновационного проекта «Огурец-молодец » найдут своё отражение в следующих мероприятиях:

- открытые мероприятия (НОД, мастер-классы и др.);

- выступления на педсовете по данной теме;

- демонстрация опыта - организация тематической выставки, оформление стенда, фотовыставки.

 Описание возможных рисков и мер по их устранению.

Возможным риском может стать недостаточный  уровень теоритических и практических знаний воспитателей и родителей, недостаточное количество дидактического и методического материала.

Меры по устранению возможных рисков заключаются в организации методического и практического сопровождения проекта (изучение специализированной литературы, консультации специалистов).

Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта.

Проект реализуется с ноября 2017 года по апрель 2018 года.

На данное время окончен подготовительный этап:

- подобрали литературу

- рассмотрели семена

- разгадывали загадки

- читали стихи

- рассмотрели иллюстраций об огурцах

- купили семена, землю, специальные лотки, горшки для посева семян в специализированном магазине.

Проведен опрос детей старшей группы о знаниях, об огуречной культуре мы получили следующие результаты:

- не знают, как выглядят семена огурца - 88%

- не видели, как растут огурцы - 77%

- не знают технологию выращивания огуречной культуры -77%

- не знают, как цветет огурец - 88%

- не знают, как правильно снять огурец с куста  - 88%

Второй этап практический:

Реализуется с декабря 2017 года. Будут проводиться мероприятия перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, экскурсия в специализированный магазин, творческая деятельность, и др.).

Третий этап заключительный:

Май 2020 года - выставка детских работ, создание фотоальбома, презентация проекта.

 Обзор литературы:

1. В.Р. Довженко, А.В.Довженко «Секреты целебных растений»/ Твое здоровье, 1990 г.

2. Слатов И.В. «Зеленая аптека»/ИЗ Слатов  Южно-Сахалинск, 1991 г.

3. Ганичкина О.А. «Огурцы»/ АО «Молодая гвардия», 1992 г.                        

4. П. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:

Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

популярные статьи из Интернета


Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: 
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание. 
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки душистые, 
Персики пушистые, 
Груши золотистые, 
Осень принесла. 
В. Волина

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидорыогурцы
Зреют дружно - молодцы!
И
 картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".


Буду делать я салат…

Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцыпорей, шпинат,
Помидоры и редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.

 

Овощная считалка

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

***

Стала тыква нас просить:

Жарко!Дайте нам попит!

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей столовой

На полянке- пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет

И капуста,и картошка,

Горка свежего горошка.

И петрушечки немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По морковочки одной.

Ведь морковка с грядки

Слаще шоколадки!

***

В огороде много гряд 
Есть и 
репа, и салат.

Тут и свекла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблоки,и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо,осень!» скажем.

У. Рашид

Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят. 
Рядом здесь растёт и
 слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат, 
Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимонапельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин


***

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть морковиогурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка 
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

А. Максаков

***

Что растет на нашей грядке

Огурцыгорошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — .... и т.д.

Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку»

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)


«Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком растении говорит (овоще, фрукте). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, тяжелый – арбуз и т. д.

«Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План: 1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

«Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Фрукты, овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход: Варенье из яблок – яблочное, а из клубники, земляники, клюквы, абрикоса, персика и т. д.

Сок из винограда – виноградный, а из томатов, брусники и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, грибов и т. д.

«Чудесный мешочек"

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Один - много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

«Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка).

F:\фото сад\IMG_20200414_084209.jpgF:\фото сад\IMG_20200225_075519.jpg

F:\фото сад\IMG_20200320_134950.jpgF:\фото сад\IMG_20200211_154523.jpg


Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: 
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание. 
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки душистые, 
Персики пушистые, 
Груши золотистые, 
Осень принесла. 
В. Волина

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидорыогурцы
Зреют дружно - молодцы!
И
 картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".


Буду делать я салат…

Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцыпорей, шпинат,
Помидоры и редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.

 

Овощная считалка

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

***

Стала тыква нас просить:

Жарко!Дайте нам попит!

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей столовой

На полянке- пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет

И капуста,и картошка,

Горка свежего горошка.

И петрушечки немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По морковочки одной.

Ведь морковка с грядки

Слаще шоколадки!

***

В огороде много гряд 
Есть и 
репа, и салат.

Тут и свекла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблоки,и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо,осень!» скажем.

У. Рашид

Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят. 
Рядом здесь растёт и
 слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат, 
Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимонапельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин


***

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть морковиогурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка 
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

А. Максаков

***

Что растет на нашей грядке

Огурцыгорошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — .... и т.д.

Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку»

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)


«Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком растении говорит (овоще, фрукте). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, тяжелый – арбуз и т. д.

«Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План: 1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

«Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Фрукты, овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход: Варенье из яблок – яблочное, а из клубники, земляники, клюквы, абрикоса, персика и т. д.

Сок из винограда – виноградный, а из томатов, брусники и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, грибов и т. д.

«Чудесный мешочек"

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Один - много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

«Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Огурец - молодец" - конспект занятия.

Показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур....

Познавательно-исследовательский проект "Огурец - молодец"

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию огурца разными способами....