Рабочая программа по дополнительному образованию по экологии «Хочу всё знать!»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Мартыновская  Татьяна Николаевна

Кружок «Хочу всё знать!» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

         Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» ул.50 лет СССР 13

Кулундинского района Алтайского края

 

 

ПРИНЯТА                                                            УТВЕРЖДЕНО:

на заседании педагогического совета                Заведующий МБДОУ:

Протокол № ___                                                  

 от «___» ____________ 2020 г.                           Приказ № ___

                                                                                от «___» __________ 2020 г.                                                                                        

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

экологического  кружка  «Хочу всё знать!»

для детей дошкольного возраста

от 6  до 7 лет

 

 

 

 

  Руководитель кружка: 

воспитатель группы

Мартыновская Т.Н.

 

 

 

 

 

с. Кулунда 2020

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

       Кружок «Хочу всё знать!» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

         Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

            В основу содержания кружка легли парциальные программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»,которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

           Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

        Работа кружка «Хочу всё знать!» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

          Методы, используемые для реализации работы кружка:

        Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

·         Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

·         Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов.

·         Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

·         Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

·         Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

·         Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

·         Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

·         Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

·         Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

                           Расписание работы:

        Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год.  Количество детей посещающих кружок  -  12 человек.  Возраст детей: от 6  до 7  лет. Длительность занятий 25минут.

                            Наш девиз:

«У природы есть друзья:

 Это мы -

 И ты, и Я!»

 

 

           ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

            Сентябрь

1. Планета Земля в опасности!

2. Путешествие колоска.

3. Посещение кафе «Дары осени».

4. Как растения готовятся к зиме.

              Октябрь

1. Для чего растению нужны семена.

2. Животные нашего края. Жизнь животных осенью.

3. Насекомые и их подготовка к зиме.

4. Путешествие в осенний лес.

            Ноябрь

1. Клуб знатоков леса.

2. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день.

3. Лес как экологическая система.

4. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.

              Декабрь

1. Как живут наши пернатые друзья зимой.

2. Как животные приспособились к зиме.

3. День рождения Бабы – Яги (экологическое развлечение).

4. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов».

                Январь

1. Через добрые дела можно стать экологом.

2. Где находится пятый океан?

3. Водоемы в беде.

4. Как сберечь природу.

             Февраль

1. Красная книга.

2. Лекарственные растения.

3. Если хочешь быть здоров.

4. Посадка лука и наблюдение за ним.

               Март

1. Как поссорились март и февраль.

2. Кому нужна вода.

3. Путешествие капельки.

4. Беседа «Что такое огонь?».

              Апрель

1. Солнце, Земля и другие планеты.

2. Земля – живая планета.

3. Путешествие на Луну.

4. Комнатные растения – спутники нашей жизни.

            Май

1. Почему Земля кормит.

2. Загадки природы.

3. Строим экологический город.

4. Знатоки природы (викторина).

Перспективный план работы кружка

2020 – 2021 учебный год

Сроки

 

Тема

 

Цель занятия

Используемый материал

План занятия

Источ

ник

Сентябрь

1 неделя

1. Планета Земля в опасности!

Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей.

1. Вводная беседа.

2. Игра - моделирование «Планета Земля».

3. Игра «Покажи на глобусе».

4. Беседа «Как помочь нашей
планете?».

5. Итог занятия.

№ 3,

с. 11-16

2 неделя

2. Путешествие колоска.

Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.

Колосья зерновых культур (рожь, пшеница), модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев, уборка хлебных культур раньше и сейчас), игровые персонажи (мышата Круть и Верть), системный оператор, модель «Машина времени».

1. Беседа.

2. Чтение отрывков стихотворений, рассматривание иллюстраций.

3. Итог занятия.

№ 1,

с. 317-320

3 неделя

3. Посещение кафе «Дары осени».

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах  фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат).

Блюда из овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов.

1. Вводная беседа.

2. Осмотр выставки.

3. Игры. Конкурсы.

4. Итог.

№ 1,

 с. 321-322

4 неделя

4. Как растения готовятся к зиме.

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Модели «Способы распространения семян», «Сезонные изменения окраски листьев».

1. Сюрпризный момент.

2. Экскурсия в парк.

Чтение отрывка стихотворения И. Бунина «Листопад».

3. Практическая работа (собирание листьев).

4. Конкурс на необыкновенно раскрашенный лист.

5. Практическая работа (собирание семян и плодов).

6. Итог.

№ 1,

с. 323-329

Октябрь

1 неделя

5. Для чего растению нужны семена.

Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность.

Модели «Правила поведения в лесу», «Строение семян», «Потребности растений: почва, тепло, свет, влага», «Способы распространения семян». Картинки с изображением разнообразных растений (знакомые детям травы, кусты, деревья).

1. Вводная беседа.

2. Рассказ детей по модели «Правила поведения в лесу».

3. Физкультминутка.

4. Беседа о строении семени и их значении для растения, способах распространения семян.

5. Итог. 

№ 1,

с. 337-341

2 неделя

6. Животные нашего края. Жизнь животных осенью.

Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных.

Картинки, изображающие животных.

1. Чтение стихотворения А. Пришельца «наш край».

2. Рассказ о животных нашего края, как они готовятся к зиме.

3. Итог.

№ 2,

 с. 27-31

3 неделя

7. Насекомые и их подготовка к зиме.

Актуализировать имеющиеся у детей представления о насекомых; дополнить знания об их отличительных признаках.

Картинки, изображающие  насекомых.

1. Отгадывание загадок.

2. Беседа о насекомых.

3. Дидактическая игра «Узнай животных по описанию».

4. Итог.

№ 2,

с. 32-36

4 неделя

8. Путешествие в осенний лес.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Системный оператор, иллюстрации, дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, два симметричных пятна, фишки.

1. Отгадывание загадки.

2. Беседа.

3. Логическая задача «Книжка про осень».

4. Игра «Идем в лес».

5. Игра «Чей силуэт?»

6. Отгадывание загадок.

7. Итог.

№ 1,

с. 334-337

Ноябрь

1 неделя

9. Клуб знатоков леса.

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно – следственные связи. Развивать доказательную, связную речь детей.

 

Модели «Существенные признаки птиц, зверей, насекомых». Вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами; посылка – коробочка.

1. Вводная беседа.

2. Игра в знатоков.

3. Физкультминутка.

4. Игра «Цепочка слов».

5. Отгадывание загадок.

6. Итог.

№ 1.

с. 347-350

2 неделя

10. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день.

Актуализировать и дополнить представления дошкольников о птицах как о представителях животного мира; выяснить роль птиц в природе.

Картинки, изображающие птиц.

1. Отгадывание загадок о птицах.

2. Беседа о птицах.

3 Игра «синицы».

4. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

5. Итог.

№ 2,

с. 45-50

3 неделя

11. Лес как экологическая система.

Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».

Картины «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. Пятиэтажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); мелкого кустарника (черничник, брусничник); травы, грибы, лишайники. Животные – звери медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

1. Чтение рассказа О. Дмитриева «Что такое лес».

2. Беседа, игра.

3. Игра «Лесорубы».

4. Изобразительная деятельность.

5. Итог.

№ 1,

с. 370-375

4 неделя

12. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.

Уточнить представления детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы . Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает  некоторых из них от бед. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Карточки с изображением животных. растений, птиц. Насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для дидактической игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», фланелеграфы, пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода). картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».

1. Беседа.

2. Дидактическая игра «Кто что принес».

3. Игры.

4. Беседа.

5. Рассматривание картин.

6. Исполнение песни «Про Всех На Свете».

7. Итог.

№ 1,

с. 375-379

№ 3,

с. 92-93

Декабрь

1 неделя

13. Как живут наши пернатые друзья зимой.

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

1. Беседа.

2. Игры.

3.Физкульт-

минутка.

4. Рассказ.

5. Итог.

№ 1,

с. 354-359

2 неделя

14. Как животные приспособились к зиме.

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Модели «Приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища».

1. Вводная беседа.

2. Игра – кубик «Чей хвост?».

3. Беседа.

4. Игра «Кто живет в родном лесу».

5. Игра «Превратись».

6. Итог.

№ 1,

с. 379-383

3 неделя

15. День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение)

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; показать отношение к природе наших предков; обучать правилам поведения в лесу.

 

Избушка Бабы – Яги, всякий «мусор», «кочки».

По сценарию

 

4 неделя

16. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов».

Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведении. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу.

Плакат о природе. Листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25-30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: «Акция «Зеленая елочка – живая иголочка». Проводит группа «Гномики»(в углу рисунок старичка – Лесовичка).

1. Вводная беседа.

2.Рассматривание плаката.

3.Изобрази-

тельная деятельность.

4. Итог.

№ 3,

с. 62-63

Январь

1 неделя

17. Через добрые дела можно стать экологом.

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панорама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги.

1. Вводная беседа о добрых и злых поступках.

2. Работа с моделью «Сухое дерево».

3. Итог занятия.

№ 3,

с. 55-57

2 неделя

18. Где находится пятый океан?

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к

экспериментальной работе.

Карточки с изображением ветра, бури, источниками загрязнения воздуха, воздушный шарик, стаканы, губки, земля, вода, парашютик.

1. Встреча с воздушным шариком.

2. Опыты «Свойства воздуха».

3. Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля».

4. Беседа «Источники загрязнения воздуха.
Мероприятия по его охране».

5. Беседа «Сила ветра. Его влияние на живые организмы».

 

3 неделя

19. Водоемы в беде.

Дать детям представление о водоемах, их разных состояниях, их обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет водоемы.

Глобус,

репродукции

картин, предметы

морского, речного

происхождения,

картины с

изображением

морских, речных

животных,

принадлежности

для рисования.

1. Беседа с детьми о водоемах, их обитателях.

2. Осмотр выставки.

3. Беседа о загрязнении водоемов. Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты».

4. Рисование иллюстраций к рассказам.

№ 3.

 с. 151-153

4 неделя

20. Как сберечь природу.

 

Обобщить известные детям правила поведения в природе, воспитывать экологическую культуру.

Памятка «Как сберечь природу».

1. Чтение стихотворения

З.Александровой «Белая черемуха».

2. Обсуждение ситуаций.

3. Чтение памятки «Как сберечь природу».

4. Итог.

№ 2,

с. 132-136

Февраль

1 неделя

21. Красная книга.

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Развивать воображение в изобразительной деятельности.

Рассказ «Морские коровы и Красная книга»; картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; картинки с изображенными растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

1. Чтение рассказа «Морские коровы  и Красная книга», обсуждение.

2. Рассказ о Красной книге, о растениях и животных занесенных в нее.

3. Изобразительная деятельность.

4. Итог.

№ 3,

с. 123-124

№ 2,

с. 93-7

2 неделя

22. Лекарственные растения.

Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к представителям растительного мира.

Картинки  изображением ландыша, зверобоя, лопуха, полыни, крапивы, мяты, подорожника.

1. Отгадывание загадки.

2. Рассказ о лекарственных растениях, рассматривание картинок.

3. Чаепитие с лечебными травами.

4. Итог.

№ 2,

с. 68-73

3 неделя

23. Если хочешь быть здоров.

Закрепить представления детей о приспособленности человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. Познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании.

Модели приготовления человека к зиме, причин возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, использования средств народной медицины при простудных заболеваниях, правил поведения при заболевании; цветик – семицветик.

1. Вводная беседа.

2. Беседа о здоровье.

3. Физкультминутка.

4. Разучивание комплекса упражнений по профилактике ангины.

5. Беседа «Чем вас лечит мама до прихода врача?».

6. Итог.

№ 1,

с. 383-387

4 неделя

24. Посадка лука и наблюдение за ним.

Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки.

1. Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?»

2. Посадка лука (при разных условиях).

3. Рисование банок с луковицами.

4. Наблюдение за луком и выявление изменений на протяжении
нескольких недель.

 

Март

1 неделя

25. Как поссорились март и февраль.

Продолжить формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям.

Костюмы марта и февраля (посохи, веночки), модели на слова «капельник», «протальник», «зимобор», модель ручейков. Декорации: подснежники, ручей, ветки с почками. Для февраля – белые шарфики, которыми он «заморозил» все живое. Для ручейка – льдины разной формы и размера. Для игры «А на что похоже?» - нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы. Пособие «Модель увеличения светового дня». Для игры «Кто был у ручья» - коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?».

1.Отгадывание загадки.

2.Инсценировка встречи Марта и Февраля.

3. Рассказ по картинкам.

4. Игра «Что зимой, а что весной?».

5.Физкульт-минутка.

6. Рассказ.

7.Дидактические игры «Чей след?», «Кто у кого родился?».

8.Итог.

№ 1,

с. 387 - 394

2 неделя

26. Кому нужна вода.

Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде.

Глобус; картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; предметные раздаточные картинки с изображением сюжетов использования воды человеком.

1. Беседа о воде.

2.Рассматрива

ние картинок , где изображено , как используется вода.

3. Чтение рассказа «Что такое кислый дождь».

4. Итог.

№ 3,

с. 144-147

3 неделя

27. Путешествие капельки.

Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); спиртовка; штатив; колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы, цветные карандаши. Модель «Правила бережного отношения к воде».

1. Беседа.

2. Игра.

3.Физкульт-минутка.

4. Отгадывание загадки.

5. Опыт.

6. Чтение стихов про дождь.

7. Итог.

№ 1,

с. 341-345

4 неделя

28. Беседа «Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.

Любимый игровой персонаж (клоун Клепа). 2 свечки, камин, спички, иллюстрации к игре «Раньше  теперь», модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца.

1. Рассказ.

2. Этюды «Пламя костра», «свеча».

3. Беседа.

4. Итог.

№ 1,

с. 362-368

Апрель

1 неделя

29. Солнце, Земля и другие планеты.

Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Объяснить детям, почему происходит смена дня и ночи.

Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус и лампа для его освещения, две пластилиновые человеческие фигурки, шапочки с изображением Солнца и планет, мел, веревка, игрушечные бинокли.

1. Рассказ воспитателя о Солнечной системы с демонстрацией карты.

2. Игра «Солнце и планеты».

3. Рассказ «Почему происходит смена дня и ночи». Моделирование.

4. Итог.

№ 3,

с. 67-70

 

№ 2,

с. 98-101

2 неделя

30. Земля – живая планета.

Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Воспитывать экологическую культуру.

Карта Солнечной системы; глобус; картинки с изображением Севера, пустыни, моря; шапочки или значки с изображением разных животных, которые населяют эти пространства Земли; пропеллер; 2 - 3 шапочки для детей – марсиан или 2 куклы, одетые как пришельцы с других планет; ткани или ватман белого, желтого, голубого, зеленого цветов для обозначения пространств Севера, океана, леса, пустыни.

1. Беседа о Солнечной системе.

2. Рассказ о планете Земля.

3. Игра «Марсиане на Земле».

4. Итог.

№ 3,

с. 79-84

 

№ 2,

с. 105-108

3 неделя

31. Путешест-вие на Луну.

Познакомить с особенностями движения Луны вокруг Земли. Воспитывать экологическую культуру.

Карта Солнечной системы; картинка, изображающая Луну.

1. Рассказ о Луне.

2. Чтение сербской народной сказки «Почему у месяца нет платья».

3. Рассказ о покорении Луны астронавтами.

4. Итог.

№ 2,

с. 109-115

4 неделя

32. Комнатные растения – спутники нашей жизни.

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями. Любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать. Обобщать с помощью наглядно – практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи.

Комнатные растения. Посадочный материал, горшочки с землей. Палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков. Покровное стекло для ящика. Клеенки. Фартуки. Конверт с письмом. Карточки – модели. Игровой персонаж – божья коровка.

1. Беседа.

2.Практичес-кая часть: пересадка растений.

3. Итог.

№ 1,

с. 395-400

Май

1 неделя

33. Почему земля кормит.

Ознакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Халатики, переднички, кукла Незнайка или Сеня, свечки, стекло, разные виды почв, банка, вода, модели, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости.

1. Вводная беседа.

2. Опыты.

3.Практичес-кая работа: посев семян овса в разные почвы.

4. Итог.

№ 1,

с. 414-416

2 неделя

34. Загадки природы.

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – то живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Географическая карта России (со знаками «СОС!»), набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, инструменты, посуда, аптечка и т.д. – предметы могут быть настоящие или нарисованные), картина «Лес после пожара», картина «Вытоптанный луг», модель «Загрязненная река», оборудование для «очистки» реки. Мини – панорама «Пустыня», куклы (дети Саша и Маша), напоминающие знаки. Семена деревьев, трав.

1. Вводная беседа.

2. Остановка «Плач леса». Дидактическая игра «Кто вернется в лес?».

3. Остановка «Загрязненная река». Опыт «Очищаем воду».

4. Остановка «Луг». Практическая работа «Сажаем семена трав».

5. Остановка «Пустыня». Беседа.

6. Итог.

№ 1,

с. 400-406

3 неделя

35. Строим экологический город.

Уточнить природоведческие знания о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Кукла – инопланетянин, панно  предметные картинки к нему, модели, «фотографии» с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев («грустное, засохшее»), бумажные листочки и цветы; пособие «Напоминающие знаки».

1. Беседа.

2. Моделирование экологического города.

3. Итог.

№ 1,

с. 424-427

4

неделя 

36. Знатоки природы (викторина).

Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру.

Красная книга, иллюстрации «Времена года», предметные картинки с изображениями животных, птиц, растений.

1. Вводная беседа.

2. Конкурс «Назови одним словом».

3. «Знаешь ли ты грибы?»

4. Загадки-задачи.

5. «Художники».

6. «Кто быстрее?»

7. Итог занятия.

 

 

                                     Список литературы:

1. Воронкевич О. А.  Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста  — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

3. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

6. Горькова  Л. Г. ,  Кочергина  А.. В., Обухова  Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.

7. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"

Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...

Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе

Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду....