Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
проект по окружающему миру

Козырева Елена Николаевна

В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina._attestdoc.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №164 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма

 у детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Содержание.

Введение в проект «С чего начинается Родина?» ...........................................2

Мини-проект «Моя семья»»……………………………….…………..............12

Мини- проект «Хорошо у нас в саду»……………………..…………….........19

Мини-проект «Мой Новосибирск родной»…………………………………...24


Мини-проект «Россия - Родина моя»…………………………………. ……...31


Список литературы ………………..…………………………………………...
  39

Введение

        Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня - одно из важнейших звеньев        системы воспитательной работы. Ответ на вопрос "Что такое патриотизм?" в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Ожегов С.И. определял патриотизм как "...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу". Бакланов Г. писал, что это "...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство".

        В наше время  патриотическое воспитание дошкольников – это  воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа,  это и воспитание уважительного отношения к труженику  и его результатам труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны и должны реализовываться поэтапно от понятий близких, доступных малышу (семья, детский сад, мой дом) к более сложным (район, история родного города, город, достопримечательности, современные профессии, правила проживания в социуме - этикет, правила безопасного поведения в городе).        Воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и детскому саду основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом -  гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Важно сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.

        Формирование личности ребенка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми и интересными открытиями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство любви к своему Отечеству.

        Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

        Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом.        

        Одной из важнейших составляющих патриотического воспитания является приобщение ребёнка к родному слову, формированию у него чувства языка.  При ознакомлении с родным городом активно обогащается словарь детей и формируется связная речь, потому что темы понятны детям, у них имеется достаточный личный опыт. Беседы и рассказы о своей семье и близких интересны и важны для детей, они охотно поддерживают эту тему.

                     

                             Проект «С чего начинается Родина?»

                     Вид проекта: долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта

        Дети, родители, воспитатели групп, специалисты Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №164 открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Автор проекта старший воспитатель Козырева Е.Н.

Актуальность темы

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении играют образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.         Актуальность этого вопроса подчеркивается нормативными документами, регламентирующими работу дошкольных образовательных учреждений. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении утвержденном приказом Минобразования науки России от 27.10.2011года №2562, среди основных задач  указано " воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье." В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, социально-личностное развитие - одно из основных направлений в развитии ребенка. Содержание  основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей:

  • целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • потребности в реализации собственных творческих потребностей;
  • формирование патриотических чувств, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу.

        На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии  у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

        К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно.

        Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, родной улицей, с известными людьми. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

        Применительно к дошкольнику понятие «чувство патриотизма» носит достаточно абстрактный характер. Для детского сада эту задачу следует формулировать иначе: формирование ценностного отношения к родному краю. Ребёнок мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания.

        Эффективная реализация проекта возможна при взаимодействии педагогов, специалистов ДОУ и  родителей воспитанников.

Цель проекта:

        Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Задачи проекта:

        -  Воспитывать у детей чувства привязанности к своему дому, саду, к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

        -  Формировать у детей чувство любви и уважения к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

        - Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

        -  Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.

        - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы реализации проекта:

- Принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: «прошлое» (давно) и «настоящее» (в наши дни).

- Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и  познавательной сферы.

- Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой им. Владимира Даля, Городским центром истории Новосибирской книги, домом культуры им. Октябрьской революции, Областным театром кукол, краеведческим музеем и музеем истории Западно-Сибирской железной дороги.

Гипотеза

        Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

    В ходе реализации проекта дети приобретут знания о семье , детском саде, об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Предполагаемый результат

- Освоение детьми доступных знаний о:

  • домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  •   месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду родителей; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • месте проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;
  • своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов страны и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

-  Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;

- Повышение детской, родительской и педагогической компетентности по представленной проблеме;

- Обогащение предметной развивающей среды дидактическим и методическим материалом по проблеме.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный, включает в себя анкетирование родителей и диагностирование детей по вопросам знания истории города и его достопримечательностей.

II этап – основной, включает в себя:

занятия с детьми;

совместные мероприятия с семьями воспитанников;

совместные мероприятия с детьми разного возраста;

экскурсии по городу;

пополнение развивающей среды;

выставки детских работ и совместного творчества.

III этап  - итоговый, включает в себя:

 защиту проектов;

итоговое анкетирование и диагностирование по проблеме.

Основные направления реализации проекта

1.        Разработать мини-проекты:

«Моя семья»;

«Наш любимый детский сад»;

«Наш родной Новосибирск»;

«Россия — Родина моя».

2.        Разработать и провести цикл занятий:

«Мой дом — моя семья»;

«Хорошо у нас в саду»;

«Улицы родного города»;

«Мой город»;

«Нет в мире краше Родины нашей»;

«Краеведческий калейдоскоп»;

«История Олимпиады»;

Викторину «Зимние виды спорта»;

«Защитники Отечества».

3.        Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:

•        Праздники в детском саду

«День защитника отечества»;

«Мамин день»;

«9 мая — День Победы»;

«Праздники по народному календарю»:

" Крещенские колядки", "Масленица", "Деревенские посиделки", "Ярмарка"...

•        Организация  кружков

вокально-хоровая студия "Звонкий голосок";

кружок русского народного танца "Задоринка".

•        Конкурсы

Чтецов " Весенняя капель","Осень золотая", "Мы богатыри - мы россияне"

Конкурс костюмов "Русские богатыри"

•        Выставки творческих работ (сотворчество детей и родителей)

«С чего начинается Родина»,

«Мы и железная дорога»,

«Осень в город пришла».

•        Деятельность Центра народного творчества детей

Оркестр народных инструментов;

Уголок народных промыслов;

Театр русского костюма.

•        словотворчество

сочинение стихов, ребусов, кроссвордов по теме.

4.        Физкультура и здоровье:

  • дни здоровья;
  • экологические походы в ботанический сад;
  • «Малые Олимпийские игры»;
  • праздники «Веселые старты»;
  • «Мама, папа, я — спортивная семья»;
  • спортивно-патриотические праздники  «Зарница» и «День защитника отечества» :
  • младшая группа – «Будем солдатами», «Бравые солдаты»;
  • средняя группа – «Будем в армии служить», «Наша армия сильна»;
  • старшая группа – «День военно-воздушных шариков», «Школа молодого бойца»; подготовительная - КВН «Один день в армии»,  «Богатырские забавы».

5.        Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  • изготовление атрибутов для игр: «Железнодорожники», «Моряки», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры» и т. д.;
  • изготовление атрибутики государственных символов России, города, области;
  • оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать»,

 «Где работает мой папа и мама».

  • создание газет: «Семейный альбом», «С днем рожденья детский сад», «Этих дней не смолкнет слава».

6.        Работа с родителями:

  • ознакомление детей с семейными реликвиями;
  • анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»;
  • посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи;
  • выставки творческих работ  «Что нам Осень принесла», «Зимние чудеса», «Весна-красна».

7.        Социальное развитие:

  • встречи с почетными гражданами города;
  • экскурсии;
  • посещение выставок;
  • создание тематического уголка в группе;
  • взаимодействие с Городским центром истории Новосибирской книги;
  • посещение библиотеки им. Владимира Даля;
  • поход в Областной театр кукол.

Итоги реализации проекта

1. Разработка системы нравственно-патриотического воспитания с использованием краеведческого материала.

2. Создание методического и практического материала по мини - проектам : «Моя семья »; «Наш любимый детский сад»; «Мой Новосибирск родной», «Россия - Родина моя»

3. Создание культурно – образовательной среды ДОУ, создающей оптимальные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности;

4. Актуализация активной позиции родителей в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мини-проект "Моя семья"

Участники: педагоги, дети, родители младшей группы

Цель:  Создание организационно-педагогических условий формирования у детей  дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.

Задачи:

  • Воспитывать в детях добрые чувства к членам своей семьи;
  • познакомить с понятием "семья";
  • закреплять умения называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье;
  • формировать этические эталоны поведения в семье;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

     Ожидаемые результаты:

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

3. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Этапы

Мероприятия

цели

Содержание

Ответственный

Подготовительный

1.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2.Сбор информации о детях и семьях воспитанников.

3. Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода,

сохранения семейных традиций

с привлечением родителей.

4.Подбор дидактического материала по теме.

1.1. Создание творческой группы

2.1.Анкетирование для родителей:

- «Социальный паспорт семьи»

- «Моя семья»

2.2 Опрос детей  «Что я знаю о семье»

2.3 Листы адаптации

2.4 Сбор фотографий на тему

      «Наша дружная семья»

3.1.Подготовка консультаций для родителей

 и педагогов:

- «Здравствуй, детский сад»;

- «Кризис 3-летнего возраста»

-«Адаптация ребенка к режиму

 детского дошкольного учреждения»

3.2.Памятка для родителей

-Как надо любить ребенка

-Как провожать ребенка из дома

-Как встречать ребенка дома

-Капризы детей

4.1 Создание картотеки сюжетных, дидактических

игр на тему «Семья».

Старший воспитатель Козырева Е.Н.

Воспитатели

Кулешова Н.А.

Хамина С.А.

Музыкальный руководитель

Еремина С.В.

Основной

1.Совместная деятельность педагога с детьми

2.Организация системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи

1.1 Беседы с детьми «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья».

1.2 Занятия из цикла «Моя семья»:

«Моя мама», «О моем любимом папе», «Едем в гости к бабушке».

1.3 Организация сюжетных игр «Дом», «Магазин», «Едем в гости».

1.4 Дидактические игры «Чья мама»

1.5 Утренник «Ты на свете лучше всех - мама».

1.6.Рассматривание и беседы с детьми по фотографиям членов их семей.

1.7 Аппликация «Моя семья», «Платочек для бабушки».

1.8 Изготовление поделок к празднику для мам, пап, бабушек и дедушек.

2.1.Оформление газет  «Моя семья».

2.2  Помощь в оформление группы, игровых уголков «Дом», «Магазин», «Парикмахерская» .

2.3. Организация выставки семейных поделок «Что нам осень принесла».

2.4. Организация выставки поделок детей и родителей «Зимние чудеса».

2.5.Оформление участка совместно с родителями зимними постройками.

2.7. Организация семейного конкурса рисунков «Портрет нашей мамочки»,  «Дом в котором мы живем».

2.8. «Бабушкин сундучок» - цикл бесед о семейных традициях.

2.9. Папина мастерская «Кормушка для птиц».

Итоговый

1.Презентация проекта.

2. Подведение итогов.

  1. Проведение праздника «День семьи».
  2. Оформление альбома «Моя семья».
  3. Повторный опрос детей по теме.
  4.  Анализ полученных результатов.


Реализация содержания проекта.

        Проект «Моя семья » реализовывался с родителями и детьми младшего дошкольного возраста.

        С  первых дней перехода детей в новую группу педагоги  старались сделать родителей активными соучастниками воспитательно-образовательного процесса, для этого через анкеты, опросы  знакомились с семьями воспитанников, с интересами родителей, с их хобби, с достижениями и проблемами ребенка в семье. Анализируя, полученные данные планировали методическую и консультативную работу с родителями.

        Для того, чтобы малыши чувствовали себя спокойнее и увереннее знакомились с группой, воспитателями. В дальнейшем вся наша работа была направлена на тесное привлечение семьи к делам и заботам группы, к потребностям наших детей. Как живет ребенок в детском саду, наши родители узнавали из результатов продуктивной, творческой деятельности ребенка, которыми он занимался в течение дня.

        Хочется отметить, что хорошие результаты в работе с родителями приносит совместное общение - это различные праздники, творческие семейные конкурсы. С каждым новым мероприятием все большее число родителей принимало в них участие.

        Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности – оформление  фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

        Итогом реализации проекта явились оформление альбома «Моя семья» и выставки творческих работ "Семейный альбом". На наш взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

        

 Оценка результатов  

        Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в ходе  мероприятий,  реализуемых в рамках проекта (беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей)  у детей расширились:

1. Знания информации о своей семье.

2. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

5. Родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Мини-проект «Хорошо у нас в саду»

Участники: педагоги, дети и родители средней группы.

Цель: Создание организационно-педагогических условий формирования у детей  дошкольного возраста положительного отношения к детскому саду, чувства уважения к сотрудникам и их труду.

Задачи:

  • Воспитывать в детях  дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить
  • воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада и желание помогать взрослым;
  • развивать коммуникативные способности;
  • закрепить знания названий профессий сотрудников детского сада.
  • формировать доверительные и партнерские отношения с родителями воспитанников.

Ожидаемые результаты

1. Дети получат знания о детском саде, людях, работающих в нем.

2. Узнают о том на какой улице он находится и какие социальные объекты его окружают.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

3. Сформируются партнерские отношения педагогов  с  родителями воспитанников.

Подготовительный этап

1. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2.Подбор методической литературы

3.Выявление уровня  знаний детей по проблеме.

4.Подбор методического  и дидактического материала по теме.

1. Создание творческой группы.

2.Консультация для педагогов по периодическим изданиям.

3.Мониторинг уровня знаний детей о детском саде и людях, которые трудятся в нем.

4.1Составление перспективного плана.

4.2Разработка конспектов занятий.

4.3Подбор и изготовление дидактических игр:

«Угадай профессию», «Узнай по описанию», «Кому это нужно?» «Найди предмет».

Старший воспитатель

Козырева Е.Н.

Воспитатели

Золотайко В.А.

Ларионова Н.В.

Музыкальный руководитель Еремина С.В.

Основной этап

1. Совместная деятельность педагогов с детьми

2.Активизация творчества родителей в процессе совместной жизнедеятельности.

3. Организация системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи.

1.1 Проведение занятия «Знакомимся с группой».

1.2 Создание предметно-развивающей среды:

- оформление игровых уголков «Дом», «Больница», «Парикмахерская» с  активным участием родителей;

- оформление интерьера группы;

- оформление уголка природы с помощью мам «Украсим группу цветами»;

- изготовление игрового материала с детьми.

1.3 Проведение цикла экскурсий по детскому саду:

- «Чтобы были все здоровы»;

- «Кто готовит нам супы?»;

- «История чистых простынок»;

- «Кто участок подметает?»;

- «Хозяюшка группы».

1.4.Трудовые упражнения «Поможем прачке»,

«Намоем овощей для щей», «Мы дежурим».

1.5 Занятие по аппликации «Наш сад», «Новогоднее украшение для группы».

1.6 Рисование «Мои любимые игрушки», «Мое любимое занятие».

1.7 Лепка «Овощи», «Фрукты», «Бублики и сушки», «Пирожки».

1.8 Ручной труд выпечка «Нам на день рождение испекли печенье».

1.8 Систематическое  оформление фото газеты «Один день из жизни группы».

2.1 Организация выставки семейных поделок

 «Что нам осень принесла», «Нет краше группы нашей».

2.2 Организация семейного конкурса «Украсим группу к празднику» на лучшую новогоднюю поделку».

2.3 Акция «Наряды для кукол».

3.1 Организация трудового дела «Горочка для внучки»

3.2 Изготовление кормушек для птиц «Птичкина столовая»

Итоговый

1. Презентация проекта

2. Подведение итогов

1. Выставка газет "Наш любимый детский сад"

2. Развлечение "День рождения группы"

 

Оценка результатов:

В ходе  мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта, - занятий, экскурсий, выставок, совместной деятельности детей и родителей достигнуты следующие результаты:

- обогатились знания детей о детском саде;

- создалось положительное отношение детей друг к другу, воспитателям;

- сформировалось уважительное отношение у детей к труду сотрудников детского сада;

- повысилась активность участия родителей в делах группы.

Следующий этап  работы с детьми по формированию нравственно – патриотического воспитания это мини - проект «Мой город Новосибирск».

Мини-проект «Мой город Новосибирск»

Участники: педагоги, воспитанники,  родители старшей и подготовительной групп.

Цель: Создание организационно-педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес и речевую активность детей в процессе ознакомления с историей родного города;
  • Закрепить знания о Новосибирске, его достопримечательностях, знаменитых земляках;
  • Воспитывать желание участвовать в значимых событиях города и гордость за свою малую родину;
  • Повысить компетентность педагогов и родителей по данной теме.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат краеведческие сведения о родном городе, истории его возникновения.

2. Познакомятся с достопримечательностями Новосибирска, узнают о городских зданиях и учреждениях культуры.

3. Улучшение  детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности с родителями.

Подготовительный этап

1. Разработка этапов проектной деятельности.

2.  Выявление уровня знаний детей по проблеме.

3. Подбор методической, художественной

литературы, дидактического и игрового материала .

4. Создание предметно-развивающей среды .

5. Взаимодействие с социумом.

1. Создание творческой группы.

2.1Мониторинг  уровня знаний детей о ближайшем окружении и родном городе.

3.1Создание видео и фонотеки  о Новосибирске, фотоматериалов с достопримечательностями города.

3.2 Взаимодействие с библиотекой им.В.Даля по подбору художественной литературы и организации

циклов познавательных занятий.

3.3 Разработка памятки для родителей по теме:

 «С чего начинается Родина» (что должен знать дошкольник старшего возраста).

3.4 Создание картотеки дидактических игр: «Собери пазлы» (с видами города Новосибирска, герба города) «Найди на карте», «Узнай по описанию», «Где мы были вам расскажем», «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

4.1 Организация и оформление патриотического уголка.

4.2. Подбор художественной литературы о Новосибирске в книжный уголок.

4.3 Оформление фотоальбомов и подбор иллюстраций.

4.4 Создание видео и аудиотеки по теме.

5.1. Разработка тематического планирования.

5.2Организация взаимодействия с музеями истории железнодорожного транспорта, краеведческим музеем, экскурсионными фирмами.

Старший воспитатель Козырева Е.Н.

Воспитатели

Ивачева А.А.

Новикова Н.С.

Цуленкова Е.Ю.

Толмачева Ж.В.

Учителя-логопеды

Демидова И.Н.

Соловьева Н.В.

Музыкальный руководитель Еремина С.В.

Физинструктор

Симонова Н.С.

Основной этап

1. Совместная деятельность педагогов с детьми

2. Организация системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие творческого потенциала каждой семьи.

1.1 Проведение цикла познавательных занятий :

«Новосибирск - столица Сибири»,

КВН «Мой город - мой Новосибирск», «Краеведческий калейдоскоп» - школа дедушки Краеведушки (совместно с библиотекой им. В. Даля),

«История олимпиады. Новосибирцы - олимпийцы»

1.2 Занятия по изодеятельности:

Рисование «Мой город», «Мой дом»,

«Герб Новосибирска»;

Конструирование «Микрорайон»; «Улица моей мечты».

1.3 Литературная гостиная:  чтение произведений новосибирской поэтессы Жбановой В.В.,  сказок о Новосибирске.

1.4 Слушание и разучивание стихов песен о городе.

1.5 Сочинение стихов о Новосибирске.

1.6.Встречи с известными людьми нашего города:

- детской поэтессой Жбановой В.В.;

- Олимпийской чемпионкой по биатлону А.И.Богалий;

1.7 Экскурсии:

 - Тематические  прогулки в Ботанический сад.

 по Железнодорожному району;

- в библиотеку им. Владимира Даля;

- в городской центр истории Новосибирской книги;

- в краеведческий музей;

- в музей истории Западно-Сибирской железной дороги (знакомство одним из крупнейших градообразующих предприятий, на котором работают родители воспитанников);

- на зернофабрику;

- на керамозавод.

1.8 Посещение новосибирского областного театра кукол.

1.9 Оформление альбома «Хлеб – всему голова!»

1.10 Оформление книги рисунков и стихов о городе.

2.1 Подготовка совместно с детьми к фотовыставке на тему «Я и мой город».

2.2 Посещение с детьми достопримечательностей города.

2.3 Составление рассказов о любимом месте отдыха в городе.

2.4 Составление кроссвордов о городе Новосибирске.

2.5 Участие в оформление сюжетно-ролевых игр «Школа», «Детский сад», «Театр»,  «Цирк»,  «Вокзал»...

2.6 Создание поделок к выставке «С чего начинается Родина».

Итоговый этап

1. Презентация проекта

2. Подведение итогов

Выставка творческих работ  «С чего начинается Родина».

Участие в городском конкурсе детских рисунков «Новогодний привет из Новосибирска»

Реализация проекта

         В ходе реализации проекта  старших дошкольников знакомили с понятиями район и город в целом, его достопримечательностями, историческими местами. Совместно с библиотекой им. В. Даля были организованы цикл познавательных бесед. Дети узнали  исторические сведения, название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Были проведены встречи с уважаемыми людьми города, знакомство с их творчеством и достижениями.

         Во время экскурсий на зернофабрику и керамозавод  дети  знакомились с  трудом взрослых, где каждый ребенок наблюдал, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большинство родителей наших воспитанников трудятся на предприятиях железной дороги, поэтому для воспитания уважения к труду своих родителей были проведены экскурсии в музей истории железнодорожной техники и истории Западно-Сибирской железной дороги.

        Тема ознакомления с родным городом подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

        В процессе совместной с родителями деятельности дети узнали популярные места отдыха горожан, сочинили рассказы и стихи о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, были представлены на выставке творческих работ «С чего начинается Родина».

        Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогли заложить нравственные основы  воспитания патриотических чувств дошкольников, чувства любви и уважения к своему городу, осознания себя его гражданином.

Оценка результатов:

В ходе  мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта, - занятий, экскурсий, выставок, совместной деятельности детей и родителей достигнуты следующие результаты:

- дети получили знания о названии родного города;

- сформировался интерес к истории и достопримечательностям Новосибирска, значимым событиям в жизни города;

- появилось уважительное отношение у детей к известным жителям родного города;

- сформировалось представление о том, что нужно посильно участвовать в благоустройстве своего города;

- повысилась активность участия родителей в совместных мероприятиях с детьми и улучшились детско-родительские отношения.

 Мини-проект «Россия - Родина моя»

Участники: педагоги, воспитанники,  родители старшей и подготовительной групп.

Цель: Создание организационно-педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к родной земле, государственной символике, к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес и речевую активность детей в процессе ознакомления с историей и культурными традициями России.
  • Формировать самосознание ребенка, как гражданина большой страны.
  • Формировать у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.
  • Закреплять знания о России, столице - Москве, символах государства.
  • Воспитывать желание участвовать в значимых событиях страны.
  • Повысить компетентность педагогов и родителей по данной теме.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат знания о географическом положении России, столице и государственных символах.

2. Познакомятся с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, русскими народными песнями и музыкальными инструментами.

3. У детей сформируются основы гражданско-патриотических чувств: гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

4. В процессе совместной деятельности с родителями улучшаться  детско-родительские отношения.

Подготовительный этап

1. Разработка этапов проектной деятельности. Определение источников получения информации по проблеме.

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении метода проекта в педагогической деятельности.

3. Подбор методической, художественной

литературы, дидактического материала по данной теме.

4. Создание предметно-развивающей среды .

1. Создание творческой группы

Анализ современных программ и технологий по патриотическому воспитанию детей.

2.1Консультация для педагогов  «Использование проектной деятельности в воспитании патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста».

2.2 Разработка  плана реализации проекта.

3.1Создание видео презентаций  по теме.

3.2 Взаимодействие с библиотекой им.В.Даля по подбору художественной литературы и организации циклов познавательных занятий.

3.3 Создание картотеки дидактических игр:

 «Найди на карте», «Собери картинку» (с видами Москвы, символикой России ) «Сложи карту», «Мы здесь живем».

4.1 Организация и оформление патриотического уголка.

4.2 Пополнение книжного уголка литературой по теме.

4.3Организация тематических выставок.

4.4 Оформление уголка по изодеятельности предметами народных промыслов и поделками детей.

Старший воспитатель Козырева Е.Н.

Воспитатели

Ивачева А.А.

Новикова Н.С.

Цуленкова Е.Ю.

Толмачева Ж.В.

Учителя-логопеды

Демидова И.Н.

Соловьева Н.В.

Музыкальный руководитель Еремина С.В.

Физинструктор

Симонова Н.С.

Основной этап

1. Совместная деятельность педагогов с детьми

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Создание условий для пробуждения интереса к русским народным традициям .

2 . Расширение представлений родителей о содержании патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, согласовывая цели ДОУ и семьи.

1.1 Проведение цикла познавательных занятий :

 - «Москва - столица России»,

 - Интегрированные занятия:

 «Нет в мире краше Родины нашей»,

 «История олимпиады»,

 «Защитники Отечества»

 (совместно с библиотекой им. В. Даля).

1.2 Знакомство с  символикой России: флаг, герб, гимн России.

1.3 Занятия по изодеятельности:

- Рисование «Столица России - Москва» (Спасская башня, Царь Колокол, Царь Пушка),

«Кукла в национальном костюме»;

- знакомство с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью, Гжелью: «Посуда»; «Игрушки»;

декоративная роспись по дереву «Пасхальное яйцо»;

- Аппликация «Русский сарафан»; «Матрешка»;

1. 4 Чтение художественной литературы: русских народных сказок  пословиц, загадок.

1.5 Заучивание произведений малых фольклорных форм - прибауток «Федул, что губы надул», «Коляда-коляда, ты подай пирога», «Как на масленой неделе».

1.6 Разучивание  народных игр «Гори - гори ясно», «Салки»,  «Ручеёк».

1.7 Слушание и разучивание стихов и песен о России.

1.8 Знакомство с русскими народными инструментами:  балалайкой, дудочкой, баяном.

1.9 Занятия вокально-хоровой студии «Звонкий голосок».

1.10 Занятия танцевального кружка «Задоринка».

1.11 Развлечения «Ярмарка», «Рождественские колядки», «Деревенские посиделки», «Масленица».

1.12 Конкурс костюмов и стихов «Мы - богатыри, мы - россияне ».

1.13 Встречи с известными людьми, (воспитание чувства сопричастности к значимым событиям страны):

- Олимпийской чемпионкой по биатлону А.И.Богалий;

- участие в мероприятиях, посвященных эстафете Олимпийского огня;

- мастер-класс с Богалий А.И.;

- тематические занятия «Зимние Олимпийские игры»;

 «История олимпиады. Новосибирцы - олимпийцы»

 (совместно с библиотекой им. В. Даля),

 «Зимние виды спорта» (совместно с передвижным Новосибирским планетарием);

- занятие по лепке «Биатлонисты»;

- создание макета «Слалом»;

- выставка рисунков «Российские биатлонисты»;

- ручной труд «Олимпийские кольца», «Талисманы олимпиады».

1.14 Экскурсия на Монумент Славы.

1.15  Выставка рисунков «Поклонимся великим тем годам».

1.16 Спортивно-патриотические праздники «Зарница», «День защитника Отечества».

2.1 Разработка памятки для родителей по теме:

 «Маленький гражданин»

2.2. Подготовка совместно с детьми к выставке творческих работ «С чего начинается Родина ».

2.3 Подготовка костюмов к конкурсу «Мы - богатыри, мы - россияне»

2.4 Создание поделок  совместно детьми и родителями «Зимние виды спорта».

2.5 Создание макета «Олимпийские игры».

2.5 Развлечение  «Наши соседи» знакомство с Казахстаном (при участии в проведении родителей).

2.6 Участие в мастер-классе  «Семейный оберег»  на развлечении  «Деревенские посиделки».

Итоговый этап

1. Презентация проекта

2. Подведение итогов

1 Выставка творческих работ  «С чего начинается Родина...».

2 Представление проекта  «С чего начинается Родина...» на выставке Сибирской ярмарки "УчСиб ".


Реализация содержания проекта.

        На познавательных занятиях у детей сформировались нравственные суждения и оценки, развился познавательный интерес, сформировалось чувство уважения к Родине, желание участвовать в значимых событиях страны. Подготовка к Зимним Олимпийским играм нашла отражение в цикле занятий, создании макетов, была проведена встреча с двукратной Олимпийской чемпионкой по биатлону Анной Богалий, на которой дети услышали о спортивных достижениях, увидели медали, почувствовали гордость за наших спортсменов олимпийцев. Проведение спортивно-патриотических праздников  «День защитника Отечества» («День военно-воздушных шариков», «Школа молодого бойца»; КВН «Один день в армии»,  «Богатырские забавы») с активным участием родителей,  вызвало у детей чувство гордости за пап, желание быть похожими на них и стать достойными защитниками своей Родины. Экскурсия на Монумент Славы, участие в выставке рисунков «Поклонимся великим тем годам» вызвало у детей чувство признательности и уважения к ветеранам и воинам - героям.

        Знакомство с народными культурными традициями  помогло раскрыть творческие способности детей. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д). На занятиях вокально-хоровой студии «Звонкий голосок» и танцевального кружка «Задоринка» дети разучили русские народные песни и танцы. На занятиях по изобразительному искусству дети познакомились с предметами быта и игрушками, выполненными в техниках народных художественных промыслов и создали декорации к праздникам «Ярмарка»  и «Деревенские посиделки». Участие в праздниках, выставках и конкурсах способствовало налаживанию у детей коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности, установлению партнерских взаимоотношений педагогов и родителей.         

Оценка результатов:

  • повысился рост познавательной активности детей;
  • расширились знания об истории родного Отечества, его культурных традициях;
  • высокий уровень социализации детей: дети стали активными участниками городского конкурса «Новогодний привет из Новосибирска», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места.

Литература.

1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое псобие.-М.,АРКТИ,2007

2.Богуславская Н.Е., Веселый этикет.  - Екатеринбург: 1998
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика -Синтез, 2008  Евдокимова Е.С., 4.Гризик Т.И.  Познавательное развитие детей. - М: 1997

5.Губанова Н.Ф.  Развитие игровой деятельности - М: Мозаика-Синтез,2009

6.Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья - М.: Мозаика -Синтез, 2008

7.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. - М: Мозаика-Синтез,2010

8.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России - М.: 2008
9.Козлова С.А. Мой мир. - М.: Линка-пресс, 2000

10.Коломийченко Л.В, Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М.: Сфера,  2013

11.Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу - Ярославль: Академия развития, 2006

12.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007
13.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста - М: Просвещение, 1986
14.Петрова В.И., Стульник Т.Д., Этические беседы с детьми - М.: Мозаика -Синтез, 2008  

15.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения  - 2010 -2013 год

16. DVD диск "Новосибирск", - ТГ  Моя Сибирь, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Из опыта работы «Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в ...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....