Конспект занятия для детей подготовительной группы «В гостях у Семафорика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ануфриева Светлана Николаевна

Занятие целью которого является богащение знаний детей о разнообразии профессий железнодорожного транспорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект занятия

для детей подготовительной группы

«В гостях у Семафорика»

Разработала: воспитатель

 Ануфриева Светлана Николаевна

Кемерово 2020

Цель: обогащение знаний детей о разнообразии профессий железнодорожного транспорта.

Задачи:

  • уточнить и расширить представления детей о железнодорожных профессиях (машинист, проводник, диспетчер, осмотрщик вагонов, монтер пути, билетный кассир);
  • развивать интерес к железнодорожным профессиям;
  • воспитывать у детей уважение к людям трудящимся на железной дороге.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о железной дороге, разгадывание загадок о железнодорожных профессиях, беседы о железнодорожных профессиях и их значениях, рассматривание альбома «Железная дорога: все про всех».

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, костюм Семафорика, презентация «В гостях у Семафорика», фонограмма музыкальной игры «Паровозик»

Ход занятия

Дети сидят полукругом лицом к экрану.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

На железной дороге стоят семафоры.
Следят за порядком на нашей дороге.
Поднятое к мачте крыло под углом -
Для вас путь свободен. На главный идем.
А если к земле параллельно лежит -
Подождите немного. Сейчас путь закрыт.
Как птица поднял семафор два крыла:
- На путь боковой просим вам, господа.
Бывает сердитым наш семафор.
Сигналит он дисками: - Занят, не стой.
А если зеленый мигает тебе,
Лети без оглядки, на главной уже.

Воспитатель: Про что это стихотворение? (ответы детей) Правильно, про семафор. Сегодня к нам гости пришел Семафорик.

Входит Семафорик.

Семафорик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Семафорик. Я хочу пригласить вас в путешествие в страну железных дорог. Мы с вами узнаем очень много о железной дороге и профессиях связанных с ней. Вы согласны?

Дети: Да.

Семафорик: Тогда  в путь! Но сначала нам нужно приобрести
документ пассажира, дающий ему право на проезд по железной дороге. Что это?(
билет).
- Где мы их можем приобрести? (
на вокзале). «Вокзал –
это здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания
пассажиров, место, откуда для пассажира начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь». (1 слайд)

А приобретем билеты мы в  билетной кассе, и продаст их нам билетный кассир. (2 слайд). С основания железной дороги появилась профессия - билетный кассир. Билетный кассир оформляет и продает билеты, посадочные талоны, квитанции по оплате багажа и различных услуг. Работа кассира ответственна. Она требует внимания, сосредоточенности, хорошего знания компьютера и чуткого отношения к пассажирам. 

Первые железнодорожные билеты появились вместе с открытием Царскосельской железной дороги в 1837 году и представляли собой латунные пластинки. (Слайд 3) В первые годы работы Царскосельской железной дороги пассажир мог купить в кассе металлические жетоны, в народе их называли «жестянки», которые были рассчитаны на многоразовое использование. Такие железнодорожные билеты были выполнены из латуни и имели прямоугольную форму с закругленными углами. На «жестянках» было выбито: номер вагона, место, время отправления и название станции назначения. При выходе из вагона они сдавались поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. Так «жетоны» поступали снова в продажу.

Затем были введены одноразовые бумажные проездные билеты разных цветов: белые — для вагонов 1-го класса, розовые — для вагонов 2-го класса и зеленые — для 3-го. На каждом билете цифровым кодом обозначалась станция назначения. (Слайд 3)

В настоящее время форма билета усовершенствовалась. В билете указаны номер вагона, место, время отправления поезда, дата. (Слайд 3)

Теперь отправляемся на перрон (Слайд 4). Что же здесь увидим? Отгадайте загадку:

Лежат на шпалах
Не как попало,
А ровно по линейке.
Бегут железной змейкой!
 (Рельсы.) (Слайд5)

- Правильно рельсы. По рельсам ходят поезда. Так же здесь вы можете увидеть специальный железнодорожный светофор, который правильно называется - Семафор. (Слайд 6)

Посмотрите, ребята, на соседнем пути железной дороги что-то делают люди, как вы думаете, что они делают и кто это? (Слайд 7)

Чтоб поезда неслись без остановок,
Чтоб машинист спокоен был в пути.
Пешком по шпалам в зной и непогоду
Он должен с молотком пройти.

Это монтёры пути – одна из самых массовых профессий на железной дороге. Мы видим этих людей из окон вагонов, проезжая станции и разъезды, на мостах и в тоннелях. Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей. Они ремонтируют путь. Бригада монтёров пути участвует в укладке рельсошпальной решётки, в стыковке рельсов, в их закреплении. При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель. Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.

Я вагоны осмотрю,
Все «больные» подлечу,
По колесикам вагонным
Молоточком постучу.
Если надо, то и гайки
Инструментом закручу.
Мчитесь дальше, поезда
Вы в большие города. (Слайд 8)

Когда поезд прибывает на станцию, осмотрщики с обеих сторон начинают осматривать вагоны. Молотком они простукивают буксы и колесные пары. Чтобы все было в порядке. Осмотрщик вагонов – очень ответственная профессия, поскольку процедура осмотра вагона - последняя инстанция проверки состава перед его отправлением. В людях этой профессии ценится скорость работы. Осмотрщик вагонов производит техническую диагностику и обслуживание вагонов. Проверяет детали вагона на исправность, анализируя звук, издаваемый деталью, от удара инструмента. При нахождении неполадки, производит ремонт/замену детали или вагона целиком.

Осмотрщики сильные, выносливые, закаленные люди. У  них должны быть хорошая память, острое зрение, идеальный слух. Они работают в любое время года, в жару и стужу. Без сигнала осмотрщика, что все хорошо, поезд дальше не поедет.

Ну, вот подошел наш с вами поезд. Кто это встречает нас у вагона (Проводник). Правильно ребята  - Проводник. (Слайд 9)

Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути.

Он – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречает он нас на перроне
И с нами поедет в вагоне.

Рабочее место проводника – весь вагон. Проводник обслуживает пассажиров в пути следования поезда и обеспечивает их безопасность. Содержит внутренне оборудование вагона и съёмный инвентарь в исправном состоянии. Размещает пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами. Обеспечивает безотказную работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха. Наблюдает за работой электрооборудования, проверяет ручной тормоз. Обеспечивает пассажиров постельными принадлежностями и чаем. Заправляет и убирает постели в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров спальных вагонов. Оповещает пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них. Оказывает при необходимости первую доврачебную медицинскую помощь пассажирам. Осуществляет влажную и сухую уборку вагонов. Навешивает на вагон порядковые номера и маршрутные доски. 

Музыкальная игра «Паровозик»

А теперь занимаем места в вагоне согласно купленным билетам. Под музыку участники идут друг за другом, изображая вагоны паровозика и проговаривая слова песенки. По сигналу останавливаются. На остановках выполняют движения по тексту

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Хлопотушкино (хлопки)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Попрыгайкино (прыжки)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Танцевалкино (танцевальные движения)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Кричалкино (можно что-то прокричать)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

- Молодцы, хорошо прокатились. Возвращаемся на свои места.

Ребята, а кто же ведет наш с вами поезд? (Машинист) Правильно – машинист. (Слайд 10).

Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.


Он везет людей в вагоне,
За вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.


Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой 12-ти колесный
Самый скорый тепловоз.

Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит рядом с ним. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь. В пути следования машинисту доверены сотни жизней пассажиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомотива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут - они легко преодолевают состояние дрёмы посредством своих профессиональных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования.

Есть еще одна профессия на железной дороге. Для нее нужно уметь
четко проговаривать все слова. Ведь его командам подчиняются все
железнодорожники, связанные с движением поездов. Как вы думаете, кто это?
(Диспетчер). (Слайд 11) Правильно –
диспетчер.

Пропускает поезда.
Знает всё – кому, куда?
Поезд примет и отправит
Зря на месте не оставит.
Через станцию пропустит
Все запомнит, не упустит.
Табло-экран со схемами пути,
Тут сотни лампочек, светящихся дорожек,
Найти для поезда свободные пути

Со стула не сходя, диспетчер может.

На кнопку лишь нажмет – зажегся семафор,
На расстоянье стрелки перевел –
Свободен путь, состав умчался прочь…

Диспетчер - играет важную роль в управлении поездами, его командам подчиняются все железнодорожники, связанные с движением поездов. Диспетчер не водит поезда. Он ведет график движения поездов, организует
движение, направляет его. Он – регулировщик движения поезд.

Ну, вот наш с вами поезд и прибыл на конечную станцию. (Слайд13) Наше путешествие закончилось.

Железную дорогу
Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролёр,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!

Мне пришло время прощаться с вами. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии свой любимый мультфильм «Паровозик из Ромашкино». Посмотрите его попозже. До свидания, ребята!

Семафорик уходит.

Воспитатель: Ребята,  вам понравилось наше путешествие? О каких профессиях вы узнали сегодня?  Какими качествами должны обладать люди, работающие на железной дороге?  А из вас кто- нибудь захотел в будущем стать железнодорожником?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект занятия для детей подготовительной группы «В гостях у Семафорика » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» Разработала : воспитатель Ануфриева Светлана Николаевна Кемерово 2020

Слайд 2

Вокзал

Слайд 3

Билетный кассир

Слайд 5

перрон

Слайд 6

Лежат на шпалах Не как попало, А ровно по линейке. Бегут железной змейкой!

Слайд 8

Монтеры пути

Слайд 9

Осмотрщик вагона

Слайд 10

Проводник

Слайд 11

МАшинист

Слайд 12

диспетчер

Слайд 13

Конечная станция

Слайд 14

Источники: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_rzd_stihi_deti.htm http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_rzd_zagadki.htm https://tov-tob.livejournal.com/101449.html?thread=4770633 https://kedu.ru/press-center/profgid/professiya-monter-puti-puteets-nezamenimyy-rabotnik-zheleznoy-dorogi/ http://sotsprof01.ru/63-osmotrschiki-vagonov-v-surgute-sohranili-tarifnuyu-stavku.html https://kedu.ru/press-center/profgid/kto-takoy-osmotrshchik-remontnik-vagonov/ https://postupi.online/professiya/kassir-biletnyj/ http://educonsulting.ru/proforientaciya/professii/mashinist-elektropoezda https://www.biletik.aero/handbook/pomoshch/kak-sekonomit/chto-mozhno-poprosit-v-poezde-u-provodnika-besplatno/ https://enjoy-job.ru/professions/provodnik-vagona/ http://licey-36.ru/proforient/12-professiya-zheleznodorozhnik https://fishki.net/2913772-zheleznodorozhnyj-svetofor-ili-semafor.html https://o-kemerovo.ru/ https://pushkin.ru/blog/city-life/shag-v-proshloe-kogda-v-rossii-poyavilis-pervie-jeleznodorojnie-bileti http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-s-pedagogami/news10465.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «В гостях у сказки».

Занятие предназначено для использования воспитателями ДОУ в подготовительной группе.Интегрируемые области: познание(ФЦКМ), коммуникация....

конспект логопедического интегрированного итогового занятия для детей подготовительной группы "В гости к Лесовичку"

Конспект и презентация итогового логопедического занятия для  детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «В гости к временам года»

Цель: Уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи, с использованием дидактических игр....

Конспект занятий для детей подготовительной группы по ФЭМП «В гости к обезьянке Анфиске»

Дети находят в группе Сундук. В нем находится письмо:«Здравствуйте, друзья! Меня зовут обезьянка Анфиса. Я вырастила необычное растение и хочу вам его показать. Очень жду в гости...

Конспект занятия для детей подготовительной группы "В гостях у ёжика-учителя"

Цель занятия:всестороння подготовка детей к школе. Занятие проходит в игровой форме...