Конспект НОД "Чудеса осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД "Чудеса осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема.  «Чудеса осени»  

Образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Закрепить знание цифр. Дать представление о воздухе , как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха  и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.   

 Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе.  

    Оборудование.  Магнитофон, СD или аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Осеняя песня» из альбома «Времена года» , вазочка с рябиной, корзина с шишками, каштанами, ваза с букетом из осенних листьев.  Мультимедио, костюм Осени, корзинка с угощениями. Камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, -на каждого ребёнка. Банка с водой . Панно «Берегите воздух»( улицы города с домами без деревьев).  

   Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальных занятиях. Разучивание стихотворений об осени: «Осень» И. Тихонова.  Чтение сказки К. Ушинского «Сбор листьев», рассказа «Моя берёза. Осенью». Беседа о воздухе.

 

                                          Ход занятия

Воспитатель приглашает детей пройти в

зал, встать полукругом и начать занятие со слов стихотворения «Радость» Мориса Кареля:

                     Радость пробежала по дорожке,

               Радость распахнула все окошки.

             Радуется клён, что он силен,

        Радугу на ветках держит он.

        Рады зайцы, что спугнули волка,

        Новым шишкам радуется ёлка.

        Разбудите, дети, всех людей,

        Радость запрягает лошадей,

        Надевайте лучшие одёжки,

        Радость распахнула все окошки.

-  как вы думаете, ребята, для чего я прочла сейчас это стихотворение? (чтобы у всех нас было весёлое, радостное настроение, чтобы мы улыбались…)

 Воспитатель прячется за ширму и переодевается в костюм Осени.   

Тихо звучит «Осенняя песня» П.Чайковского.  

Ребёнок  читает стихотворение:

   Листья с дерева в лесу осыпаются.

   Дождик уныло по крышам стучит.

   Светлое небо с землёю прощается.

   Хмурая осень в окошко глядит.(Воспитатель убирает ширму на доске пейзаж осени, на ковре разбросаны листья, на столике осенний натюрморт)

Воспитатель: -  а вот и я! Здравствуйте, мои друзья!  Как вы думаете, о каком времени года идёт речь в стихотворении? А я  в кого превратилась? ( в Осень.)

-Давайте, не много поговорим обо мне

 - Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

   - Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

   - Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

   - Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя) 

  Игра с мячом «Что делает?»

Воспитатель предлагает выйти на поляну-ковёр и встать на свободный листочек.

_-Предлагаю вам вспомнить, а что бывает осенью? Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет…)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают…)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают..)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают..)

- Туман. (Покрывает, оседает, густеет..)

- Деревья. (Качаются, желтеют…)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. ( Переодеваются, мокнут, собирают…).

-Воздух (Бодрит, остывает, наполняет…).  

-Отгадайте загадку:

Такой большой, что занимаю мир,

Такой маленький, что в любую щель влезаю (Воздух)

Правильно, а почему вы так решили? (Воздух везде: на земле и под землёй, в воде и высоко в небе, он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство). Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает? Вы готовы, Уважаемые Учёные ? Тогда пройдём в мою волшебную лабораторию и приступим к исследованиям. У вас на одежде прикреплены круги разного цвета, садитесь за тот стол, где вы увидите круг такого же цвета.(Дети садятся застолы)

-Напомню правила поведения в лаборатории: нельзя шуметь, действовать только согласно указаниям, осторожно обращаться с приборами и  предметами, чтобы не навредить себе и своему товарищу.

1.Опыт с камнем.

-Возьмите в руки камушек и сожмите его в руке. Какой он на ощупь?(твёрдый, жёсткий, крепкий); камень-это твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать?(Ответы детей). А можно ли взять в руку воздух и сжать его, попробуйте?   (Нет нельзя).

Вывод: Воздух-не твёрдое тело.  

2.Опыт с водой.

-Возьмите стакан с водой, на котором написана цифра 1. Посмотрите, понюхайте, попробуйте какая она?(Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать? (Бежит, течёт, журчит, струится). Что же такое вода? (Вода-это жидкость) Назовите другие жидкости(Сок, молоко, компот).

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он не твёрдое тело. Воздух не течёт его нельзя пить. Значит, он не жидкость.

Вывод. Воздух-это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, безвкусный. Вот наше открытие.

-Воздух не видим, как нам его обнаружить?

3.Опыт с пакетом.

- Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет стал выпуклым. Почему?

Вывод: он наполнен воздухом, но мы его невидим.

4.Опыт с воздухом.

-Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что вы чувствуете? (ветерок, воздух движется)

Вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Физминутка.

(Дети имитируют движение воздуха)

Ветер клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон и два-наклон,

Зашумел листвою клён.

-Воздух есть везде. Проверим это.

5.Опыт с резиновой грушей.

-Возьмём резиновую грушу сожмём её в руке. Что вы услышали? (Свист, воздух выходит из груши).

-Закроем пальцем отверстие груши и попытаемся сжать её. Она сжимается или нет? Что же этому мешает. (Ответы детей)

Вывод: воздух находится в груше, мешает ей сжать.

6.Опытс мелом.

- Возьмите стакан с водой, на котором написана цифра 2. Бросаем в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?(Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

Вывод: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (Что воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).

-А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить наши исследования и выяснить- какими свойствами обладает воздух. Занимает ли воздух место?

7.Опыт со стаканом и водой.

Опустим пустой стакан, на котором цифра 3 в чашку с водой. (Вода в стакан не поступает) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).

Вывод: Воздух занимает место.

-Уважаемые учёные, теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом

 7.Опыт с соломинкой и водой.

-Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха). Да это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

-Положите руки на грудную клетку. Вдохните, при вдохе она поднимается, а при выдохе опускается.(Сжимается). Что происходит с лёгкими при дыхании? (Ответы детей)

Вывод: при вдохе лёгкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются, выдыхая воздух.

-А мы можем не дышать? (Нет)

Вывод: без дыхания нет жизни.

-Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей). Мы должны заботится о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше деревьев, цветов). Давайте посадим деревья.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев.

 Итог занятия. Поощрение детей. (Создание эмоционального фона)

Руки наши, ветки наши.                                Медленно поднимают рук, через  

Вверх поднимем и помашем.                                стороны вверх, помахивают.

Мы все, как дерево одно        Обнимают соседей

И очень крепкое оно!!!        Крепко прижимают!

-За то, что вы так хорошо поработали, я дарю вам корзину яблок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....