Педагогический проект "Прошлое России"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Зуева Людмила Анатольевна

Педагогический проект "Прошлое России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proshloe_rossii.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Звёздочка»

Проект « Прошлое России»

(Воспитание нравственных качеств личности у детей подготовительной к  школе группы».)

Автор проекта
воспитатель:

                                                                                                          Зуева Людмила Анатольевна

г.о.г. Шахунья

2020г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Прошлое России»

Автор проекта

Зуева Л.А. воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад  «Звёздочка»

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

 

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Все чаще сталкиваемся с незнанием взрослых и не желанием детей знать историю своего Отечества.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.


Цели и задачи проекта


Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
  2. Формировать первичные представления дошкольников об историческом прошлом России;

Развивающие:

  • Формировать культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств.
  • Развивать  психические процессы (воображение, фантазию,  произвольное внимание, наблюдательность, память, восприятие, самостоятельность  мышления,  интеллектуальные качества  личности детей),  умение согласовывать  свои действия с партнёрами.
  • Совершенствовать  словарный запас, навыки связной речи, интонационную сторону речи, темп, выразительность.
  • Развивать  чувство ответственности  и коллективизма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
  2. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Условия реализации проекта

Разработка конспектов занятий, бесед по теме, инсценировки.

Эффективное взаимодействие родителей и педагогов:

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;

- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).

Сроки реализации

4 месяца

Тип проекта

долговременный

Участники проекта

дети подготовительной группы;

 воспитатели группы;

 родители.

Принципы

Систематичность;
Доступность;

Историческая достоверность;
Наглядность;
Последовательность

Образовательные области по ФГОС ДО:

  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие.

Краткая аннотация содержания проекта

Этапы реализации проекта.

I. Планирование проекта:

  1. Анкетирование, беседы.
  2. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы и воспитатели.

2. Планирование мероприятий.

II. Выполнение проекта:

Методы и приемы, используемые в  работе с детьми.
Словесные:
 Чтение сказок, фольклора;
 Беседы по прочитанному.
Практические:
 Игры-драматизации;
 Дидактические – игры;

 Разыгрывание этюдов;
 Элементы инсценирования;
 Театрализованная деятельность;
Наглядные:
 Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
 Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов;
 Оформление выставок;
 Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный и др.

Форма работы  с родителями:

  1. консультации, папки-передвижки, 
  2. родительская газета“Богатыри Всея Руси”,
  3. презентация изучаемой темы,
  4. анкетирование по теме “Золотое руно”,
  5.  виртуальная игра “По страницам былин”,
  6. награждение победителей в игре и в анкетировании.

 III. Заключительный этап:

Театрализованное представление «Сказание о трех богатырях».

Тип проекта 

Информационный, творческий, групповой.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

  • Компьютер, мультипроектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.;
  •  наглядно-методические пособия;
  • методическая литература.
  • Проект не требует финансовых вложений.

Ожидаемые результаты

относительно детей:

-Знакомство с былинами вызвало детей интерес к языку былин, сказаний, песен, вызвало чувство гордости и уважение к русским воинам и желание им подражать. 

- дети имеют  представление о героическом прошлом русского народа,

-  имеют представления о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре;

- сформированы такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;

- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

- проявляют творческие способности детей в разных видах деятельности;

- обладают коммуникативными навыками;

- проявляют эмоциональную отзывчивость.

относительно  педагогов:

 педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;

 собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

относительно  родителей:

 Родители проявляют  интерес к  образовательному процессу,

активно сотрудничают с воспитателями группы.

Список литературы.

  1. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
  2. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
  1. "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
  2. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
  3. "Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
  4. "Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998."Праздники христианской Руси", Э.О. Бондаренко, Калининград, 1993.
  5. "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.

Интернет - ресурсы

 Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

 Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

Реализация плана действий проекта.

Сроки выполнения

Тема

Задачи

Содержание работы с детьми

1месяц

Эпоха Древней Руси.

Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

Формировать у детей первичные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

Развивать  психические процессы.

Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

1. Рассказ  об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

2. Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».

3. Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?».

4. Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».

5. Дидактические игры «Древние славяне», « Чем отличается современный город от старинного?».

6.Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».

7.Конструирование: создание укреплений деревянного города.

8. Игра –инсценировка «Славянская семья».

2  месяц

Былинные богатыри Руси.

Формировать эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого.

Формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ.

Закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память.

Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне.

1. Чтение былинных и сказочных произведений.

2. Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

3. Рисование на тему «На заставе богатырской».

4. Создание альбома «Богатыри Древней Руси».

5.Коллективная аппликация «Древняя крепость».

6. Занятие «Богатырская Русь».

7. Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни»

8. Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.

3 месяц

«Полковод-

цы и герои»

Формировать первичные представления дошкольников об историческом прошлом России;

Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.

1.Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».

2.Беседа «Бородинская битва».

3.Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».

4.Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».

5.Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».

6. Режиссерская игра по мотивам жизни русских полководцев.

7.Досуг совместно с родителями « Наука побеждать» с элементами драматизации.

4  месяц

«Герои Великой отечественной войны»

Формировать культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств.

Совершенствовать  словарный запас, навыки связной речи, интонационную сторону речи, темп, выразительность.

Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Воспитывать уважение к ветеранам.

1. Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

2.Встреча с участником ВОВ.

3.Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат».

4.Просмотр фильма о войне.

5.Экскурсия к памятникам и обелискам.

6.Выстава работ              « Славные победы защитников нашей Родины»

7.Инсценировки «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

8.Проведение досуга «Музыкальная летопись войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Россия - Родина моя!"

На примере ближайшего социального и природного  окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, показать детям значение семьи, детского сада, рассказать о городе, крае, в котор...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке о

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку за...

Педагогический проект "Россия- Родина моя"

Чувство любви к Родине - это патриотизм.Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего ...

Педагогический проект: "Россия народом сильна!"

Путём формирования первичных представлений о России как о многонациональной стране, воспитывать любовь к родной отчизне, развивать и воспитывать уважительное отношение к различным национальностям, рас...

Педагогический проект "Россия - Родина моя"

Педагогический проект "Россия - Родина моя" для 6-7 лет...

Мастер-класс «Барыня - нянька» по мотивам Дымковской игрушки. Описание. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лидер инновационных педагогических кадров России 2022 года»

Дымковская игрушка "Барыня-нянька"русский народный художественный промыселВсероссийский конкурс педагогического мастерства«Лидер инновационных педагогических кадров России 2022 г...