Мастер-класс «Барыня - нянька» по мотивам Дымковской игрушки. Описание. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лидер инновационных педагогических кадров России 2022 года»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Юмашева Антонина Михайловна

 

Дымковская игрушка "Барыня-нянька"

русский народный художественный промысел

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Лидер инновационных педагогических кадров России 2022 года»

 

          Педагог: Юмашева Антонина Михайловна

 

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»

 

Дымковская игрушка – очень известный глиняный художественный помысел России, ему более 400 лет.

Первое упоминание о игрушке-свистульке, на местном празднике – Свистопляске, датируется 1811 годом. Искусство зародилось среди переселенцев гончаров и процветало в Дымковской слободе, что вблизи Вятки, которая впоследствии вошла в состав города Киров. Свое название слобода получила от постоянного дымка из труб от гончарных печей.

Появление гипсовых литых статуэток в начале XX века чуть не положило конец семейному ремеслу игрушечников.

         К 1917 году в слободе Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая и расписывающая игрушку по старинке – А. А. Мезрина (1853 - 1938). И только благодаря ей и пропагандисту дымковского ремесла художнику А. И. Деньшину (1893 - 1948) до наших дней сохранилась первозданность традиций Дымково.

         Фигурки лепили из местной красной глины, смешанной с речным песком. Ее собирали по берегам реки Вятки. Глина сохла быстро, приходилось лепить быстро и точно, затем сушили, обжигали, белили и расписывали. Дымковскую игрушку невозможно спутать с другими – ослепительно белый фон, простой стиль, орнамент пестрый, яркий, нарядный, многочисленные детали. Каждая игрушка уникальна и неповторима.

Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний, отдельные фигурки барышень, кавалеров, животных, птиц.

         Старые мастера закрашивали перышком, а расписывали игрушку деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Этот примитивный инструмент позволял выполнять только самые простые элементы: прямые, волнистые линии, точку, пятно, кольцо, но они содержали в себе важные для славян понятия: волна – вода; перекрещенные линии – сруб дома, колодец; клетка – плодородие; круги с точкой - солнце; золотой ромбик - лучик солнца и небесные знаки.

Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе, для блеска игрушки покрывали яичным белком. Самые часто встречающиеся цвета в «дымке»: желтый, оранжевый, синий, зеленый, малиновый, алый, черный, коричневый.

 

Мастер-класс «Барыня - нянька» 

 для детей дошкольного возраста 6-7 лет, педагогов, родителей и просто творческих людей неравнодушных к русскому народному творчеству.

Материалы и инструменты:

1. Глина самозатвердевающая

2. Контейнер для хранения глины

3. Распылитель с водой для смачивания глины

4. Стека

5. Деревянные палочки

6. Гуашь 12 цветов

7. Кисти круглые, плоская

8. Ушные палочки

9. Мини скалочка

10. Влажная салфетка

11. Схема лепки Дымковской игрушки «Барыня - нянька»

 

Ход выполнения мастер - класса

Рассмотрим схему лепки, чтобы определиться с ходом выполнения работы и расходом примерного количества глины на все детали.

 

Разрезаем стекой пачку глины пополам, одну часть убираем в контейнер, а из другой половины лепим цилиндр – юбочка.

Далее будем работать с глиной из контейнера, отрезать и остаток глины быстро убирать обратно.

Отрезаем 2 см. от глины – лепим туловище и шею.

 

Лепим руки. Из бруска шириной 1 см. раскатываем столбик длинной 10-12 см, разрезаем пополам, но не прямо, а под углом, для более плотного сцепления с плечами. Формируем положение рук. Сглаживаем места крепления, используем влажную салфетку, деревянные палочки, скалочку.

 

Далее дополним фигурку основными деталями, элементами декора. Кокошник – из глины 1х1см. раскатываем диск диаметром 5 см. толщиной 0.5 см. Вырезаем полукруг, примеряем.

Готовим косы. Раскатываем столбики толщиной 0.5 см. длинной 11-12 см. Переплетаем, смачиваем водой и прикладываем впереди и сзади кокошника.

Передник – скатываем столбик длинной 6-7 см. шириной 1.5 см. Формируем форму месяца, начиная от середины делаем с одной стороны защипы. Мочим, приклеиваем передник. Так же делаем воротничок.

Приклеиваем сырой глиной овал – младенец. Приклеиваем кружок - лицо.

 

Пока фигурка не высохла, ещё раз выравниваем поверхность влажной салфеткой и приклеиваем два овала – ладошки барыни.

Оставляем игрушку для просушки, достаточно 6-8 часов.

Фигурка высохла, для этого достаточно 6-8 часов.

Следующий этап – беление.  

Покрываем белой гуашевой краской фигурку два раза с интервалом 30 минут.

 

 Приступаем к раскрашиванию головы барыни цветными гуашевыми красками, красить будем круглыми кисточками № 1 и № 4.

Красной краской покрываем кокошник, коричневой закрашиваем волосы.

 

Лицо начинаем раскрашивать с румянца – щеки. Ставим ватной палочкой две точки оранжевого цвета, между ними рисуем рот - ставим точку меньшего размера красного цвета.

Тонкой кисточкой с краской черного цвета рисуем брови и глаза.

 

Оранжевой краской закрашиваем кофту, желтой - вырез кофточки и одеялко младенца.

 

Приступаем к раскрашиванию юбки.

Широкой плоской кистью наносим вертикальные полосы тёмно-зелёного цвета, предварительно наметив их по принципу деления всей по формы пополам - пополам. Горизонтально рисуем тонкой кистью волнистые линии, образуя клетки. В клетках белого цвета ватной палочкой рисуем кольца желтого цвета. На переднике рисуем кольца розового цвета, дополняем орнамент красными точками. Шею украшаем бусами, закрашиваем вырез кофточки оранжевым цветом.

 

На кокошник добавляем розовые пятна на белом фоне, пеленаем младенца зелеными линиями.

 

Украшаем передник синей волнистой линией, чередой розовых и желтых пятен, кольцо с розовой точкой.

 

На юбке рассыпаем розовый горох по зеленым квадратам, ставим черную точку в центр красных пятен.

На кокошник и на пеленашку приклеиваем золотые ромбики – символ лучика солнца, знак мира и добра, здоровья и процветания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной...

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)

  Конспект НОД по декоративному рисованию   «Нарядная барышня»...

Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Уточка с утятами» (по мотивам дымковской игрушки).

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Уточка с утятами» (по мотивам дымковской игрушки)....

"Нарядные лошадки" лепка по мотивам дымковской игрушки

Приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изд...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Диплом победителя Всероссийского конкурса для образовательных организаций и педагогических работников «Образование. Качество. Успех»

Диплом победителя Всероссийского конкурса для образовательных организаций и педагогических работников «Образование. Качество. Успех»...