Конспект НОД с использованием квест-технологии "Путешествие по реке времени"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Конспект  интегрированного занятия  "Путешествие по реке времени" с использованием квест-технологии для детей старших групп дошкольного возраста в игровой форме познакомит с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_po_reke_vremeni.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

№ 23 «Кораблик» г. Волжск , республика Марий Эл

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием квест-технологии

«Путешествие по реке времени»

(старшая группа)

                                          Подготовила:

воспитатель высшей категории

Вишнякова Ольга Витальевна

Цель: формирование у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. 

Задачи:

  • активизировать словарь детей по теме «Первобытные люди»;

  • продолжать знакомить детей с элементарными сведениями об образе жизни древнего человека;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать целостное восприятие;

  • воспитывать познавательный интерес к условиям жизни и быта первобытных людей.

Материал и оборудование:

  • карта

  • презентация: первобытные люди, древне животные, оружие, виды жилья, наскальные рисунки;

  • разрезные картинки «Собери шалаш»;

  • звуковое сопровождение (звуки воды, голоса животных, барабанов и т.д.);

  • маленькие набивные мячи;

  • вертикальная цель (кольцо или мишень);

  • сухая трава, мох и веточки;

  • два камня и деревянная палочка;

  • игра на дыхание «Раздуй огонь»;

  • фигурки домашних животных: собаки, коровы, свиньи, лошади, кошки;

  • листы бумаги с чёрным и белым фоном;

  • мелки, угольные карандаши;

  • карточки «Танцующие человечки»;

  • амулеты.

Ход занятия.

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по реке. Но не по простой реке, а по реке времени. А поможет нам  в этом путешествии карта. Мы будем передвигаться по направлению стрелок от одного пункта к другому.

Итак, куда же показывает первая стрелка? Отправляемся! (дети идут по направлению стрелки)  Куда же мы с вами попали? (Звуки джунглей)

Принесла нас река времени в далёкое-далёкое прошлое, когда появились первые люди. Они  «были первыми», поэтому их назвали первобытными.

Посмотрите, как они выглядели.

(вывешиваются иллюстрации с изображением первобытных людей)

Чем внешне отличается древний человек от нас с вами? (ответы детей)

Но не только внешне отличаются первобытные люди от нас. У первобытных людей не было транспорта, крепких кирпичных домов, магазинов, аптек и т.д. Их окружала только дикая природа. Для того, чтобы найти убежище, человек научился обустраивать себе жильё. Кто-то жил в пещерах, кто-то в шалашах, кто-то в хижинах из шкур, веток и другого материала.

(слайды с изображением жилья разного вида)

Ребята, посмотрите, несколько человек отстали от своего племени и никак не могут найти себе жильё. Давайте мы им поможем и построим шалаши.

(Разрезные картинки «Шалаш» на каждого ребенка)

Какие уютные и тёплые шалаши у вас получились! А самыми первыми собрали шалаши (......). Они объявляются  самыми быстрыми строителями.

А сейчас двигаемся по следующей стрелке.

Посмотрите, теперь у отставших от племени людей есть жильё, которое укроет их не только от ветра, дождя, снега, холода, но и от более опасной угрозы – диких животных, которые нападали на людей. Посмотрите, какие это животные.

(слайды с изображением древних животных)

  • Это пещерный лев. Чем он отличается ото льва, которого вы видели в зоопарке? (ответы детей). Послушайте рычание пещерного льва. (Запись с  рычанием льва)
  • А это саблезубый тигр. Как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей) Послушайте, как грозно рычал саблезубый тигр. (Запись с рычанием саблезубого тигра)
  • Посмотрите, как выглядел ещё один враг первобытных людей – пещерный медведь? Чем он отличается от современных медведей? (ответы детей) Послушай рёв пещерного медведя. (Запись с рёвом пещерного медведя)    

Для того, чтобы защищаться от  этих  опасных животных люди начали делать оружие. У них не было металла, стали, поэтому  оружие было сделано из дерева или камня.  (Слайды с изображением древнего оружия: стрел, копий, топоров, ножей, разнообразных по форме и размеру наконечников и т.д.)  

При помощи этого оружия люди не только защищались от диких зверей, но и охотились. Как вы думаете, на кого они охотились? (ответы детей) Правильно, чаще всего – на мамонтов. А те, кто носили гордое имя «охотник», были очень сильными, смелыми, ловкими, быстрыми и меткими. Давайте и мы с вами потренируемся в метании. А для этого перейдем по стрелке к месту соревнований.

(метание набивных мячей в вертикальную цель)

Все молодцы, старались. А самыми меткими были (....). Они объявляются самыми меткими стрелками!

Продолжаем наше  путешествие! Идем по направлению следующей стрелки.

Охотники приносили добычу домой, и делили её на всех членов племени. Сначала они ели сырое мясо, но постепенно научились добывать огонь и готовить пищу на костре. Посмотрите, как  они добывали огонь. (Показ с использованием веточек, сухой травы, кремней, круглой палочки)

Чтобы добыть огонь, они набирали сухую траву, мелкие веточки и стучали кремнем о кремень, чтобы выскочила огненная искра. Хотите попробовать? Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться. (Дети пробуют стучать) Потрогайте камни, они стали тёплыми. Теперь понюхайте камни. Чувствуете запах. Это запах серы. Именно из-за неё появляется искра.

А в тех местностях, где не было камней, люди  пользовались палочками из специального дерева. Они точно так же накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней. Палочка нагревалась, трава загоралась. (Дети пробуют)

Да, нелегко добыть огонь – нужно долго тренироваться. А для того, чтобы огонь сильнее разгорался, его нужно было раздуть. Сейчас каждый из вас попробует раздуть большой жаркий костёр.

(Дыхательное упражнение «Костёр», воспитатель следит за правильностью выполнения дыхательного упражнения)

Какие костры вы разожгли! Молодцы! А быстрее всех разожгли (.....), они объявляются хранителям огня!

Продолжим наше путешествие? Двигаемся по направлению следующей стрелки.

Однажды древние люди начали  подкармливать и приручать диких животных. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, каких животных приручили первобытные люди. (Загадки про корову, собаку, свинью, лошадь, кошку, выставляются фигурки этих животных). А какую пользу приносили эти животные?  (ответы детей)

Молодцы, всё верно рассказали. А больше всех про животных отвечали (.....), они объявляются знатоками домашних животных!

Следующая стрелка приведет нас к очередному пункту путешествия

(дети идут по стрелке,  садятся за столы)

Какая интересная и насыщенная жизнь была у первобытных людей. Они не умели писать, у них не было бумаги, карандашей, фломастеров, но всё, что с ними происходило, они рисовали в пещерах, на скалах.

Эти рисунки так и называются – наскальные. (слайды с наскальными рисунками) 

Как вы думаете, что изображено на этих рисунках? Правильно, чаще всего в рисунках изображались сражения, охота, животные, люди и т.д. Обратите внимание, как изображались люди и животные в древних рисунках. Давайте мы с вами создадим свои наскальные рисунки при помощи угля и мела. (Дети рисуют)

Замечательные получились рисунки! Ребята, как вы думаете, чьи рисунки самые интересные? (Ответы детей) Они объявляются лучшими художниками!

Ребята, посмотрите, а у меня тоже есть рисунки (пляшущие человечки). Как вы думаете, что делают люди на этих рисунках? (ответы детей)

Попробуйте повторить движения, изображённые  на картинках. (Воспитатель показывает карточки с движениями, дети изображают)

А сейчас отправляемся по нашей карте к последнему пункту путешествия.

И в завершении нашего путешествия я предлагаю исполнить танец, используя танцевальные движения с картинок или придумывая свои движения, под звуки самых древних музыкальных инструментов – барабанов.

(Звучит этническая барабанная музыка, дети танцуют)

Какой красивый, зажигательный танец! А больше всех старались (.....). Они объявляются лучшими танцорами!

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. Река времени вернёт нас обратно. Закройте глаза и послушайте шум реки.

(звуки воды)

Мы с вами снова в группе. Понравилось вам путешествие в далёкое прошлое? А что понравилось больше всего? (Ответы детей)

Ребята, посмотрите, река времени принесла нам подарки – амулеты, которые в древние времена носили самые достойные люди. Глядя на эти амулеты, вы будете вспоминать это путешествие.

Давайте вспомним, кто был объявлен самым быстрым строителем? (хранителем огня, знатоком животных и т.д.)

(вручить детям амулеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Истоия новогодней игрушки" по технологии "Река времени"

конструкт занятия по технологии «Река времени» организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «История новогодней игрушки»В...

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени»....

Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта». Цель: продолжать формировать у детей старше...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"

Мастер-класс "Знакомство с историей игры"  повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит  с технологией «Путешествие по «реке времени»...

Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста

Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...

Конструкт организации ОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «История танца».Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Задачи: ­ обучающие: – познакомить детей с историей ...