Проект "Юные метеорологи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Калинина Кристина

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы с использованием оборудования метеоплощадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteorologi.docx171.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта: Калинина К.В., воспитатель

Тема проекта: «Юные метеорологи»

Вид проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.

Время проведения проекта: 1.09.2020-31.08.2021г

Проблема:  поверхностные знания о природных явлениях, влиянии погоды на жизнь человека и животного мира.

Цель проекта: Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.

Задачи проекта.

Задачи:

    -Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;

 Формировать представление о значении погоды в жизни 

   

    человека,

-Познакомить детей с приборами  помощниками: компасом,

      термометром,барометром, снегомером, дождемером, гигрометром, 

    флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами;

- Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.

Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы

Объект исследования: окружающая природа в целом и еѐ сезонные изменения. 

Предмет исследования: сезонные изменения в живой и неживой природе

доступные изучению дошкольников их измерение и фиксация.

Работа над проектом строилась на следующих принципах

 принцип индивидуализации  раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

 принцип проблемности  активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

 принцип доступности  учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

  •              принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности,        создание благоприятных условий для ее развития.

Предполагаемый результат:  Дети должны получить элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога;  Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой;  Сформировать у детей простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды;  Расширить знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках. Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»

Практическая значимость проекта:

 Для воспитанников процесс наблюдения за явлениями погоды должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;

 Полученные знания юных метеорологов, помогут превратить занятия в новую интересную ролевую игру, познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

 У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);  Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

В основе проекта «Юные метеорологи» лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей

 принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития. 

 принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями.  принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материала в определѐнном порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы.  принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.  принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

* использование речи как средства общения и передачи информации;

* обогащение активного словаря;

* развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой

Познавательное развитие

* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; * формирование познавательных действий; * развитие воображения и творческой активности; * формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира * формирование представлений о малой родине, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках..

Физическое развитие:

* приобретение опыта в двигательной деятельности детей: * развитие таких физических качеств, как ловкость, координация и др; * овладение подвижными играми с правилами; * становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; * становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Перспективный план реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки

1 этап.

Подготовительно- проектировочный

1. Составление перспективного и календарного планирования

2. Подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала

3. Подбор оборудования для метеонаблюдений и материалов для изготовления метеоприборов детьми

На усмотрение педагога

2 этап.

Собственно- исследовательский, практический

1. В соответствии с определенным временем года реализация перспективного планирования посредством: ООД, бесед с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно- публицистической литературы.

2. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии

Календарный год (может быть 1 или 2 года в зависимости от интереса участников


3 этап.

Обобщающе- результативный

1. Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи»

2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций.

3. Энциклопедия «Природа и погода»

4. Создание картотеки опытов и экспериментов

В зависимости от начала реализации проекта (важно  попрошествии всех 4 времен года)

Формы работы в проекте:

Беседы с детьми:

 Беседы эвристические;

 Беседа с использованием видео-презентации;

 Беседа с использованием дидактического материала(иллюстраций, игр, макетов и др.);

 Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».

Образовательная деятельность:

 Лаборатории «Наши первые открытия»;

 Игры наметеоплощадке;

 Занятие в творческой художественной лаборатории.

 «Эко-бук»

Образовательная деятельность в  режимных моментах:

 Чтение художественной литературы;

 Викторины, конкурсы загадок и др.;

 Дидактические игры;

 Подвижные игры;

 Народные игры;

 Лего-технология

 Экскурсия-путешествие по экологической тропе на территории детского сада;

 Мастерские детского творчества;

 Самостоятельная исследовательская деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

 Выставки работ детско-родительского творчества;

 Творческие мастерские;

 Беседы и консультации.

Содержание работы:

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Наш детский сад ориентируется на активное приобретение воспитанниками навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МБДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.


Метеоплощадка: термометр, барометр, гигрометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, снегомер, компас, солнечные часы, метеобудка, скворечник, кормушки. Цветник, стенд магнитно-меловой, осадкомер, линейка для измерения снежного покрова, ограждение разноцветным заборчиком.

Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски, мини-библиотека(вДОУ).

Лаборатории «Наши первые открытия»: термометры (водные, комнатные), колбы разные, фильтры, воронки, мерные емкости, красители пищевые, водорастворимые вещества, лейки, пульверизаторы, компасы, лупы, мини-огород, семена и др.

Творческая лаборатория:ножницы, клей, краски, бумага, карандаши, нитки, бросовый материал (коробки, стаканы, ленты, пакеты и др.)

Перспективный план образовательной работы над проектом

«Юные метеорологи»

в соответствии с календарной сменой времен года.

1 природный сезон изучения «ОСЕНЬ»

Тематика мероприятия

Содержание работы

Форма проведения

1

Что такое погода?Устройства для метеонаблюд- йМетеоЗонд и МетеоСпутник

Познакомить детей с современными способами метеонаблюдений –метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура, измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на  заданной высоте в воздухе

2. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на

Беседа с использованием презентации

2

Явления в природе осенью:

1. Облачность

2. Туман.

3. Иней.

4. Листопад.

1. Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями-дождими, снегопадами и др.

2. Объясняем такое загадочное явление природы, как туман

3. Знакомим слушателей с причинами, по

которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней.

4. Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев.

Беседа с использованием презентации

 Чтение худ.лит- ры,

 Занятия на метеоплощадке

3

Гигрометр- прибор для измерения влажности воздуха

Познакомить с прибором для измерения влажности воздуха Рассмотреть, что собой представляет гигрометр, познакомить со способом определения влажности воздуха Рассказать где человек использует этот прибор

Беседа с использованием презентации,

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Занятие на метеоплощадке

4

«Золотая осень» Народные приметы

Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать осеннюю погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

5

«Животные - барометры» Звери- метеорологи

Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду

1. Рассказать о диких зверях и их способностях предсказывать погоду.

Беседа

 Занятие в творческой лаборатории

 Чтение худ.лит- ры

6

«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1.Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду 2.Рассказать о растении  Вьюнок и его способностях предсказывать погоду

Беседа

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Чтение худ.лит- ры

7

Погода и человек

Рассказать о том: Как человек использует информацию о погодных явлениях? Какие правила поведения диктует погода?

 Беседа с использованием презентации

2  природный сезон изучения «ЗИМА»

8

Календари

Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении

Беседа с использованием презентации

9

Явления в природе зимой:

1. Снег.

2. Морозные узоры.

3. Ледостав

4. Северное сияние

2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.

3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.

4. Зимой реки и озѐра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.

5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать

 Беседа с использованием презентации

 Чтение худ.лит-ры,

 Занятия в лаборатории «Первые открытия»

10

Снегомер

Познакомить с прибором для измерения уровня снега, Проанализировать  какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке

Практическое использование прибора

11

Явления в природе зимой:

1. Снег.

2. Морозные узоры.

3. Ледостав

4. Северное сияние

2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.

3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.

4. Зимой реки и озѐра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.

5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать

 Беседа с использованием презентации

 Чтение худ.лит-ры,

 Занятия в лаборатории «Первые открытия»

12

Человек- барометр

Рассказать о том, как человеческий организм способен предсказывать погоду.

 Беседа с использованием презентации

13

«Зимушка- зима» Народные приметы

Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать зимнюю непогоду

 Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

14

«Животные - барометры» Домашние- метеорологи

Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду

1.Рассказать о кошках и собаках и их способностях предсказывать погоду.

2. Подвести итоги и уточнить представления детей о поведении разных животных и их способностях предсказывать погоду.

 Беседа

 Занятие в творческой лаборатории

 Чтение худ.лит-ры

 Викторины, конкурсы

15

«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду

1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду

2. Рассказать о растении  Вьюнок и его способностях предсказывать погоду

 Беседа

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Чтение худ.лит- ры

16

«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Комнатные растения»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду

1. Рассказать о комнатных растениях и их способностях предсказывать погоду

2. Подвести итоги и уточнить представления детей о растениях и их способностях предсказывать погоду.

3. Рассказать, как человек должен помочь растениям пережить зиму

 Беседа

 Занятия в лаборатории «Первые открытия»

 Чтение худ.лит-ры

 Викторины, конкурсы

17

Погода и человек

Рассказать о том:  Как человек воспринимал и изображал погодные явления в искусстве? Какие правила поведения диктует погода по отношению к живым объектам природы?

 Беседа с использованием презентации

3 природный сезон изучения «ВЕСНА»

18.

Что такое погода?

Уточнить какие бывают виды погодных явлений.

Рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года?

 Беседа, загадки,

 Дидактическая игра «Назови погодное явление»

19

Явления в природе весной:

1. Оттепель.

2. Ветер.

3. Облака.

4. Дождь.

1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает

2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.

3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга.

4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков.

 Беседа с использованием презентации

 Чтение худ.лит- ры,

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

20

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом. Обучать детей работе с компасом.

 Путешествие по экологической тропе на территории детского сада

21

Откуда дует ветер?

Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления ветра (флюгеры) Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления ветра.

 Беседа с использованием презентации,

 Занятие в творческой лаборатории

 Занятие на метеоплощадке

22

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометрах, познакомить с уличным и комнатным термометрами и их различиями, а так же с водным и почвенным термометром

 Беседа с использованием презентации

 Занятие на метеоплощадке

23

«Весна красна» Народные приметы

Знакомить с приметами весны, которые могут предсказать погоду

 Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

24

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

 Беседа с использованием презентации

 Занятие на метеоплощадке

25

«Животные - барометры» «Пернатые предсказатели

Знакомить с приметами, связанными с птицами, которые могут предсказать погоду Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду

 Беседа

 Занятие в творческой лаборатории

 Чтение худ.лит-


ры

26

«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Одуванчик»

Знакомить с приметами, связанными с деревьями, которые могут предсказать погоду Рассказать о растении  одуванчик и его способностях предсказывать погоду

 Беседа

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Чтение худ.лит- ры

4 природный сезон изучения «ЛЕТО»

Тематика мероприятия

Содержание работы

Форма проведения

27

Кто дает прогноз погоды жителям Якутии?

Познакомить детей с работой метеостанции. Рассказать какие существуют приборы для измерения и наблюдения погоды. Кто такие метеорологи или синоптики, и зачем знать прогноз погоды?

 Беседа с использованием презентации

28.

Явления в природе летом:

1. Гроза

2. Град

3. Роса

4. Радуга

1. Рассматриваем, что собой представляет гроза и чем она сопровождается. Объясняем, что такое гром и молнии.

2. Рассказываем о причинах, по которым в тѐплую погоду на землю падают замѐрзшие капли воды.

3. Нужно объяснить, почему в результате разности температур растений и окружающего их воздуха, на листьях и траве начинает конденсироваться влага.

4. Радуга - это необычайно красивое погодное явление, которое очень легко объяснить с помощью физики.

 Беседа с использованием презентации

 Чтение худ.лит- ры,

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

29

«Дождемер»- водомер

Познакомить с прибором для измерения количества осадков Рассмотреть, что собой представляет дождемер, познакомить со способом определения количества выпавших осадков (дождя)

 Беседа с использованием презентации,

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Занятие на метеоплощадке

30

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с приборами и приспособлениями для силы ветра Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра.

 Беседа с использованием презентации,

 Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

 Занятие на метеоплощадке

31

«Лето красное» Народные приметы

Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать летнюю погоду

 Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и


«Лунного календаря»

32

«Живые барометры» Насекомые предсказатели

Знакомить с приметами, связанными с насекомыми, которые могут предсказать погоду

1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду.

2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду.

 Беседа

 Занятие в творческой лаборатории

 Чтение худ.лит- ры

33.

Погода и человек. Для чего нужны солнечные часы?

Рассказать о том: Как погодные явления влияют на человека? Может ли человек повлиять на погодные явления? Познакомить с солнечными часами, учить работе с ним.

 Беседа с использованием презентации

 Занятие на метеоплощадке

Литература:

1. О., для дошкольников; Москва Издат. «Сфера» 2013 г.

2. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.

3. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.

4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.

6. Ромодин В., РомодинаМ. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет;Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.

7. Рыбаков Б.В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.

8. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD-диск;Москва, Издат», 2009 г.

9. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2011 г.

10. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD- диск;Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.  Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2008 г.

12. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.

13. http://www.maam.ru

14. http://сезоны-года.рф

15. http://refoteka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всемирный день метеоролога"

С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

НОД "Знакомство с профессией метеоролог"

                                            КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО...