Проект "Юные метеорологи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы с использованием оборудования метеоплощадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: Калинина К.В., воспитатель
Тема проекта: «Юные метеорологи»
Вид проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.
Время проведения проекта: 1.09.2020-31.08.2021г
Проблема: поверхностные знания о природных явлениях, влиянии погоды на жизнь человека и животного мира.
Цель проекта: Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.
Задачи проекта.
Задачи:
-Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;
Формировать представление о значении погоды в жизни
человека,
-Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом,
термометром,барометром, снегомером, дождемером, гигрометром,
флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами;
- Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы
Объект исследования: окружающая природа в целом и еѐ сезонные изменения.
Предмет исследования: сезонные изменения в живой и неживой природе
доступные изучению дошкольников их измерение и фиксация.
Работа над проектом строилась на следующих принципах
принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
- принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Предполагаемый результат: Дети должны получить элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога; Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой; Сформировать у детей простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды; Расширить знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках. Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Практическая значимость проекта:
Для воспитанников процесс наблюдения за явлениями погоды должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;
Полученные знания юных метеорологов, помогут превратить занятия в новую интересную ролевую игру, познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать); Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
В основе проекта «Юные метеорологи» лежат следующие принципы:
- принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей
принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями. принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материала в определѐнном порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы. принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
* использование речи как средства общения и передачи информации;
* обогащение активного словаря;
* развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой
Познавательное развитие
* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; * формирование познавательных действий; * развитие воображения и творческой активности; * формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира * формирование представлений о малой родине, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках..
Физическое развитие:
* приобретение опыта в двигательной деятельности детей: * развитие таких физических качеств, как ловкость, координация и др; * овладение подвижными играми с правилами; * становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; * становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Перспективный план реализации проекта:
Этапы | Содержание работы | Сроки | |
1 этап. | Подготовительно- проектировочный | 1. Составление перспективного и календарного планирования 2. Подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала 3. Подбор оборудования для метеонаблюдений и материалов для изготовления метеоприборов детьми | На усмотрение педагога |
2 этап. | Собственно- исследовательский, практический | 1. В соответствии с определенным временем года реализация перспективного планирования посредством: ООД, бесед с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно- публицистической литературы. 2. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии | Календарный год (может быть 1 или 2 года в зависимости от интереса участников |
3 этап. | Обобщающе- результативный | 1. Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи» 2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций. 3. Энциклопедия «Природа и погода» 4. Создание картотеки опытов и экспериментов | В зависимости от начала реализации проекта (важно – попрошествии всех 4 времен года) |
Формы работы в проекте:
Беседы с детьми:
Беседы эвристические;
Беседа с использованием видео-презентации;
Беседа с использованием дидактического материала(иллюстраций, игр, макетов и др.);
Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».
Образовательная деятельность:
Лаборатории «Наши первые открытия»;
Игры наметеоплощадке;
Занятие в творческой художественной лаборатории.
«Эко-бук»
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Чтение художественной литературы;
Викторины, конкурсы загадок и др.;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Народные игры;
Лего-технология
Экскурсия-путешествие по экологической тропе на территории детского сада;
Мастерские детского творчества;
Самостоятельная исследовательская деятельность.
Формы взаимодействия с родителями:
Выставки работ детско-родительского творчества;
Творческие мастерские;
Беседы и консультации.
Содержание работы:
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Наш детский сад ориентируется на активное приобретение воспитанниками навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МБДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Метеоплощадка: термометр, барометр, гигрометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, снегомер, компас, солнечные часы, метеобудка, скворечник, кормушки. Цветник, стенд магнитно-меловой, осадкомер, линейка для измерения снежного покрова, ограждение разноцветным заборчиком.
Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски, мини-библиотека(вДОУ).
Лаборатории «Наши первые открытия»: термометры (водные, комнатные), колбы разные, фильтры, воронки, мерные емкости, красители пищевые, водорастворимые вещества, лейки, пульверизаторы, компасы, лупы, мини-огород, семена и др.
Творческая лаборатория:ножницы, клей, краски, бумага, карандаши, нитки, бросовый материал (коробки, стаканы, ленты, пакеты и др.)
Перспективный план образовательной работы над проектом
«Юные метеорологи»
в соответствии с календарной сменой времен года.
1 природный сезон изучения «ОСЕНЬ» | |||
№ | Тематика мероприятия | Содержание работы | Форма проведения |
1 | Что такое погода?Устройства для метеонаблюд- йМетеоЗонд и МетеоСпутник | Познакомить детей с современными способами метеонаблюдений –метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура, измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе 2. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на | Беседа с использованием презентации |
2 | Явления в природе осенью: 1. Облачность 2. Туман. 3. Иней. 4. Листопад. | 1. Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями-дождими, снегопадами и др. 2. Объясняем такое загадочное явление природы, как туман 3. Знакомим слушателей с причинами, по которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней. 4. Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев. | Беседа с использованием презентации Чтение худ.лит- ры, Занятия на метеоплощадке |
3 | Гигрометр- прибор для измерения влажности воздуха | Познакомить с прибором для измерения влажности воздуха Рассмотреть, что собой представляет гигрометр, познакомить со способом определения влажности воздуха Рассказать где человек использует этот прибор | Беседа с использованием презентации, Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Занятие на метеоплощадке |
4 | «Золотая осень» Народные приметы | Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать осеннюю погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря» |
5 | «Животные - барометры» Звери- метеорологи | Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду 1. Рассказать о диких зверях и их способностях предсказывать погоду. | Беседа Занятие в творческой лаборатории Чтение худ.лит- ры |
6 | «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» | Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1.Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду 2.Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду | Беседа Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Чтение худ.лит- ры |
7 | Погода и человек | Рассказать о том: Как человек использует информацию о погодных явлениях? Какие правила поведения диктует погода? | Беседа с использованием презентации |
2 природный сезон изучения «ЗИМА» | |||
8 | Календари | Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении | Беседа с использованием презентации |
9 | Явления в природе зимой: 1. Снег. 2. Морозные узоры. 3. Ледостав 4. Северное сияние | 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки. 3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз. 4. Зимой реки и озѐра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления. 5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать | Беседа с использованием презентации Чтение худ.лит-ры, Занятия в лаборатории «Первые открытия» |
10 | Снегомер | Познакомить с прибором для измерения уровня снега, Проанализировать какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке | Практическое использование прибора |
11 | Явления в природе зимой: 1. Снег. 2. Морозные узоры. 3. Ледостав 4. Северное сияние | 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки. 3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз. 4. Зимой реки и озѐра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления. 5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать | Беседа с использованием презентации Чтение худ.лит-ры, Занятия в лаборатории «Первые открытия» |
12 | Человек- барометр | Рассказать о том, как человеческий организм способен предсказывать погоду. | Беседа с использованием презентации |
13 | «Зимушка- зима» Народные приметы | Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать зимнюю непогоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря» |
14 | «Животные - барометры» Домашние- метеорологи | Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду 1.Рассказать о кошках и собаках и их способностях предсказывать погоду. 2. Подвести итоги и уточнить представления детей о поведении разных животных и их способностях предсказывать погоду. | Беседа Занятие в творческой лаборатории Чтение худ.лит-ры Викторины, конкурсы |
15 | «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» | Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду 2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду | Беседа Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Чтение худ.лит- ры |
16 | «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Комнатные растения» | Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1. Рассказать о комнатных растениях и их способностях предсказывать погоду 2. Подвести итоги и уточнить представления детей о растениях и их способностях предсказывать погоду. 3. Рассказать, как человек должен помочь растениям пережить зиму | Беседа Занятия в лаборатории «Первые открытия» Чтение худ.лит-ры Викторины, конкурсы |
17 | Погода и человек | Рассказать о том: Как человек воспринимал и изображал погодные явления в искусстве? Какие правила поведения диктует погода по отношению к живым объектам природы? | Беседа с использованием презентации |
3 природный сезон изучения «ВЕСНА» | |||
18. | Что такое погода? | Уточнить какие бывают виды погодных явлений. Рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года? | Беседа, загадки, Дидактическая игра «Назови погодное явление» |
19 | Явления в природе весной: 1. Оттепель. 2. Ветер. 3. Облака. 4. Дождь. | 1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает 2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны. 3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга. 4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков. | Беседа с использованием презентации Чтение худ.лит- ры, Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» |
20 | Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом. Обучать детей работе с компасом. | Путешествие по экологической тропе на территории детского сада |
21 | Откуда дует ветер? | Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления ветра (флюгеры) Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления ветра. | Беседа с использованием презентации, Занятие в творческой лаборатории Занятие на метеоплощадке |
22 | Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометрах, познакомить с уличным и комнатным термометрами и их различиями, а так же с водным и почвенным термометром | Беседа с использованием презентации Занятие на метеоплощадке |
23 | «Весна красна» Народные приметы | Знакомить с приметами весны, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря» |
24 | Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним. | Беседа с использованием презентации Занятие на метеоплощадке |
25 | «Животные - барометры» «Пернатые предсказатели | Знакомить с приметами, связанными с птицами, которые могут предсказать погоду Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду | Беседа Занятие в творческой лаборатории Чтение худ.лит- |
ры | |||
26 | «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Одуванчик» | Знакомить с приметами, связанными с деревьями, которые могут предсказать погоду Рассказать о растении – одуванчик и его способностях предсказывать погоду | Беседа Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Чтение худ.лит- ры |
4 природный сезон изучения «ЛЕТО» | |||
Тематика мероприятия | Содержание работы | Форма проведения | |
27 | Кто дает прогноз погоды жителям Якутии? | Познакомить детей с работой метеостанции. Рассказать какие существуют приборы для измерения и наблюдения погоды. Кто такие метеорологи или синоптики, и зачем знать прогноз погоды? | Беседа с использованием презентации |
28. | Явления в природе летом: 1. Гроза 2. Град 3. Роса 4. Радуга | 1. Рассматриваем, что собой представляет гроза и чем она сопровождается. Объясняем, что такое гром и молнии. 2. Рассказываем о причинах, по которым в тѐплую погоду на землю падают замѐрзшие капли воды. 3. Нужно объяснить, почему в результате разности температур растений и окружающего их воздуха, на листьях и траве начинает конденсироваться влага. 4. Радуга - это необычайно красивое погодное явление, которое очень легко объяснить с помощью физики. | Беседа с использованием презентации Чтение худ.лит- ры, Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» |
29 | «Дождемер»- водомер | Познакомить с прибором для измерения количества осадков Рассмотреть, что собой представляет дождемер, познакомить со способом определения количества выпавших осадков (дождя) | Беседа с использованием презентации, Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Занятие на метеоплощадке |
30 | Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с приборами и приспособлениями для силы ветра Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра. | Беседа с использованием презентации, Занятия в лаборатории «Наши первые открытия» Занятие на метеоплощадке |
31 | «Лето красное» Народные приметы | Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать летнюю погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и |
«Лунного календаря» | |||
32 | «Живые барометры» Насекомые предсказатели | Знакомить с приметами, связанными с насекомыми, которые могут предсказать погоду 1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду. 2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду. | Беседа Занятие в творческой лаборатории Чтение худ.лит- ры |
33. | Погода и человек. Для чего нужны солнечные часы? | Рассказать о том: Как погодные явления влияют на человека? Может ли человек повлиять на погодные явления? Познакомить с солнечными часами, учить работе с ним. | Беседа с использованием презентации Занятие на метеоплощадке |
Литература:
1. О., для дошкольников; Москва Издат. «Сфера» 2013 г.
2. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.
3. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.
6. Ромодин В., РомодинаМ. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет;Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.
7. Рыбаков Б.В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.
8. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD-диск;Москва, Издат», 2009 г.
9. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2011 г.
10. РыжоваН. А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD- диск;Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.
11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2008 г.
12. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.
13. http://www.maam.ru
14. http://сезоны-года.рф
15. http://refoteka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всемирный день метеоролога"
С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410820-1393264454.jpg)
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410820-1393264454.jpg)
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281749-1376805935.jpg)
Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-680977-1570285274.jpg)
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...