Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Творогова Елена Андреевна

Образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ob_oseni.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в осенний лес

Цель: Развивать представления детей о лесе и  изменениях в осенней природе.

Задачи: 

1. Совершенствовать умение различать виды растений по их индивидуальным особенностям и признакам.

2.Познакомить с понятием «многоярусный» лес; развивать умение увидеть в живой природе «этажи» леса; различать деревья и кустарники по их индивидуальным особенностям.

3.Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие красоты осеннего леса, поэтического слова.

4.Вызвать желание передать свои впечатления в коллективной работе «Осенний пейзаж».

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся на прогулку в нетронутый уголок леса, который находится на территории нашего детского сада.

Подходим к лесу, воспитатель спрашивает: «А какое сейчас у нас время года?». (Ответы детей). А как вы узнали, что пришла осень, какие изменения вы заметили в природе? (Выслушать ответы детей: стало холоднее, небо хмурое, солнышко уже не греет, как летом, дует холодный ветер, листья пожелтели и опадают и т. д.). А как называется явление, когда кружатся и летят листики? Правильно, - листопад.

Воспитатель читает стихотворение:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Ну, а теперь, давайте пройдёмся по нашему лесу. Какие деревья, чаще других, встречаются по пути к нему. Правильно, берёзки.  Воспитатель читает стихотворение:

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки…

Ребята, на Руси всегда любили красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовым веничком в банях парились – выгоняли хворь. Русская берёза красива в любое время года. Посмотрите,  а осенью листочки начинают на ней желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Ветер налетает, гнёт дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на тёмную сырую землю. (Дети делятся впечатлениями).

Отправляемся дальше:  посмотрите, а что это за дерево? (дети затрудняются с ответом). Давайте внимательно его рассмотрим. Есть ли у него листики? Нет. Рассматриваем, трогаем  - у него, вместо листиков хвоя, но такая мягкая. Про это дерево есть такая загадка: «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою – без иголок». Дети, - это лиственница, она единственная на территории нашего детского сада. Посмотрите, какие у нее очаровательные маленькие шишечки, похожие на цветочки, летом они были красноватого цвета, так как это дерево ещё молодое, сейчас потемнели. Давайте соберём немного этой красоты для наших поделок. (Собираем и отправляемся дальше).

А вот и сам наш небольшой лесок. Как здесь светло и красиво. А какие растения мы здесь видим? Дети отвечают: разные, высокие, низкие,  колючие, траву и т. д. Воспитатель: вы совершенно верно это увидели – здесь всем хватает места, света и тепла. Ведь у леса тоже есть свои «этажи», он многоэтажный или многоярусный. Скажите, что мы видим у себя под ногами в лесу? Конечно же, - это разная травка. Рассматриваем траву, она осенью пожелтела, но кое-где ещё и зеленая, похожая на ёлочку. Собираем понравившиеся травинки для гербария. На первом ярусе леса растёт и мох, посмотрите  внизу на стволы больших серебристых тополей – они все покрыты мхом (дети трогают, рассматривают его). Этот мох называется «кукушкин лён». Обратите внимание, ребята, что растет он не со всех сторон у дерева, а только с северной стороны. Это помогает людям, заблудившимся в большом лесу правильно определить направление пути.                                  Чуть выше в лесу мы что видим? Да, разные кустарники: здесь у нас растёт шиповник, он любит яркий солнечный свет, поэтому и растёт на краю нашего леса. Шиповник наши предки считали средством от сорока болезней. Про него сложили такую загадку: «стоит кустик, тронешь – укусит». Как вы её понимаете? (Дети отвечают, вспоминают всё, что знают об этом растении, осторожно рассматривают листики, веточки, плоды). Рядом я вижу и другой кустарник - это   орешник,  или «лещина». Этот куст пышный, высокий. Посмотрите, какие у него красивые листья. А почему он называется орешником? Правильно, потому, что на нём растут орехи. (Но их уже, видно, сорвали)

Ну, а теперь, поднимем головы и увидим, что в нашем лесу над кустарниками возвышаются молодые деревца, а над ними деревья постарше и повыше. Здесь много серебристых тополей. А почему они так называются? Дети затрудняются с ответом. (Предложить внимательно снизу посмотреть на листья этого тополя, они отливают серым серебряным светом  - отсюда и название). Рассмотреть другие деревья в лесу, показать, как их можно узнать.

Ребята, а ещё я знаю здесь место, где растёт единственная в нашем лесочке рябинка. Давайте отыщем и проведаем это деревце. Я стараюсь навестить его каждую осень. Находим деревце, любуемся гроздьями его ягод. Рассматриваем его необычные листики, собираем для своей коллекции. Благодарим рябинку и прощаемся с ней и уголком леса.

Воспитатель читает стихи:

Вьётся, петляет тропинка лесная.

По лесу осень идёт золотая.

Желтый орешник и куст бересклета

Возле тропинки стоят, как букеты

Пышных и ярких осенних цветов.

Осень грустит у речных берегов.

Осень подарит рябинам кораллы –

Гроздья зардеются пламенем алым,

Осень касается веток рукой –

Льются с небес тишина и покой.

II. Выполнение коллективной работы из осенних листьев. (В группе в любое удобное время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...