Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

 Игнатьева Светлана Викторовна

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_voda_vokrug_nas.docx578.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное                                               образовательное  учерждение  города Иркутска детский сад №184      (МБДОУ г.Иркутска детский сад №184)                                                                                                          

-------------------------------------------------------------------------------------------------664082,город Иркутск , проезд Юрия Тена ,8, тел.48-58-76,                     эл.почта mbdouds184@yandex.ru, адрес сайта 184.detirkusts.ru                     ОГРН 1183850004590 ИНН 3812054936 КПП 381201001

                                               ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ :            "ВОДА ВОКРУГ НАС"                                        Воспитатель: Игнатьева Светлана Викторовна        Иркутск 2020г                                                              

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
                                                 
В.А. Сухомлинский                                                                                     Тип проекта: информационно -исследовательский                                                                                                           Участники проекта: дети – воспитатель - родители                                                                                                                     По  продолжительности    реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)                                        

Актуальность проблемы: Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране,  почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как   вода помогает  всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины           Цель: расширить кругозор дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.           Задачи:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
  • Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания  растений и животных;
  • Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
  • Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников..    
                                                                                              Взаимодействие  с родителями:

1. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»

2.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

3. Консультация для родителей «Закаливание водой».              4. Создание  лэпбука «Водный мир»                                                План реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Цель:  

1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;

2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;

3. Подбор информации для оформления родительского уголка;

4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

5. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

                                                                                               2 этап. Основной.

1 день:

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода вокруг нас», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет?

Физическое развитие

П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»

Познавательное развитие

НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» , опыт-эксперимент «Свойства воды» , д\и «Как мы используем воду»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»

2 день:

Социально-коммуникативное развитие

 Беседа "Вода вокруг нас".Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»

Речевое развитие

Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка)

Физическое развитие

П/и  «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки»,  физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Познавательное развитие

Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» , д\и «Круговорот воды в природе»

Художественно-эстетическое развитие

НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК» стр 130)

3 день:

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Поскорей кран закрой- осторожней будь с водой»

Речевое развитие

Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)

Физическое развитие

П/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»

Познавательное развитие

Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» , познавательная викторина «Вода»

Художественно-эстетическое развитие

НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134)

4 день:

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Без воды нет жизни»

Речевое развитие

Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде

Физическое развитие

П/и «Мы водные животные», дыхательная гимнастика «Снежинки»,  физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Познавательное развитие

Опыт-эксперимент «Цветной лед», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас»,  д/и «Аквариум»

Художественно-эстетическое развитие

Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»

5 день:

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Путешествие капельки»

Речевое развитие

Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»

Физическое развитие

П/и  «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде

Познавательное развитие

Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»

Художественно-эстетическое развитие

Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»

III этап. Заключительный.

1.Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»

4. Создание лэпбука « Водный мир»;

5. Составление рекомендаций для родителей экологическому воспитанию детей 6-7 лет.

6. Презентация  «Детям о воде»

Список использованной литературы

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.

2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  «Детство-пресс», 2007 г.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.                ПРИЛОЖЕНИЕ:                                          «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой!»

Ход беседы:

Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей.

В. Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой.

(Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).

В. Когда еще нужна вода? ( Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения.

В .Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

Утренняя песенка.

По утрам и вечерам открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею – уши вымою и шею.

Пусть течет водица – я хочу умыться!

Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица – я хочу умыться!

В. Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит.

Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или , она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды.

Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой?

В. Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, которую по трубам подают в нашу квартиры, называют технической. Почему? Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

Теперь вы уже кое – что знаете о той воде, которая течет из кранов в нашей квартире. Давайте вместе повторим то, что мы узнали из нашей беседы.

Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда её закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. У вас в доме есть холодная (холодная) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Её используют для стирки, мытья, уборки квартиры.

Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать?

В .Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить наших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что –то отвлекло (например, зазвонил телефон). Вы оставили на минуточку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде. Как вы думаете, к чему это может привести?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Как кораблики плывут бабушкины тапки.

Кот рассержен: «Где уют? Промочил я лапки!»

В коридоре ручейки дружно побежали.

Может майские деньки наконец настали?

Коврик у дверей промок, хлюпает водицей –

Здесь устроила потоп младшая сестрица:

Она куклу в ванной мыла, кран с водой закрыть забыла!

В. Теперь вы знаете, что хотя вода наша помощница, но с ней нужно быть внимательными, нельзя допускать небрежность и неосторожность.

Если вода заливает квартиру всерьез (потолки или стена стали мокрыми), нужно отключить электричество. Ведь в стенах проходят провода, может случиться короткое замыкание. При крупных авариях с водой нельзя пользоваться лифтом. Он работает от электричества и от любого сбоя можно застрять между этажами.

Беседа  «Вода вокруг нас»                             Цель    : заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши. Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.                Беседа  «Вода вокруг нас» (продолжение) Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как  раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.                                                                     Беседа  «Путешествие капельки» (рисуем круговорот) Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.                   Беседа «Без воды нет жизни»                    Целью беседы  является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ.
 
У воды есть много интересных свойств, с которыми дошкольники с удовольствием познакомятся.                                                               Свойства воды.                                                                       ВКУС. Необходимо предложить ребятам определить, какой у воды вкус, для чего проводится следующий опыт: дать каждому ребенку попробовать воду с ложечки и понять, что в чистом виде она не имеет вкуса; в разные стаканчики добавить соль, сахар и, например, сок, опять предложить попробовать.                                                         ЦВЕТ.  Для знакомства с цветом налить воду в шесть прозрачных стаканчиков или небольших баночек. Провести следующие опыты: показать первую баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды (бесцветная); попросить дошколят добавить в три баночки разные красители и проанализировать вместе с ними, что происходит; в один из стаканчиков с чистой водой добавить чернила и посмотреть с детьми, как они окрашивают воду, добавить сюда же каплями уксус, вернув тем самым жидкости прозрачность; в другой стакан добавить марганцовку, чтобы вода стала вишневой, а затем снова обесцветить ее, капнув туда несколько капель перекиси водорода; в последнюю баночку добавить крахмал и перемешать, капнуть пару капель йода, чтобы вода окрасилась в синий цвет.                                                                                          ЗАПАХ. Детям дошкольного возраста будет очень интересно узнать, что вода не имеет и запаха. Для этого можно разлить воду в несколько стаканов и дать понюхать всем желающим, а затем добавить в каждый стакан разные пахнущие вещества – экстракт валерианы или эвкалипта, духи и так далее, опять предложить оценить запах.                                                                                       ФОРМА. Вода и формы своей не имеет – она текуча. Чтобы донести это до детского сознания нужно подготовить разные предметы (желательно прозрачные) – банку, полиэтиленовый мешок, медицинскую перчатку, стакан, колбу и другие. Затем налить в каждый воду и дать детям поэкспериментировать, переливая ее туда-сюда.                                                                                                                        СОСТОЯНИЕ .Очень важно рассказать деткам о возможных агрегатных состояниях воды, а для этого: подготовить емкости с обычной водой, горячей, из которой идет пар, и кусочек льда; дать потрогать воду и лед, подержать руку над паром, параллельно рассказывая о состояниях. Познакомить дошколят с испарением можно еще с помощью такого опыта: намочить платочек, губку или вату в воде; провести влажным материалом по одной руке ребенка; предложить подуть сначала на сухую руку, а потом на мокрую и рассказать о своих ощущениях. Отлично с переходом воды из одного состояния в другое детей познакомят игры с кусочками льда, которые можно размораживать разными способами – теплым воздухом, каплей воды, нахождением на солнечном месте и так далее.                                                                                         ПЛОТНОСТЬ. Очень интересное понятие — это плотность воды и ее взаимодействие с плотностями других предметов. Детям легче будет понять, что это такое, проведя ряд соответствующих опытов. Опыт №1( тонет-не тонет): набрать воду в тазик и опустить в него разные предметы – деревянный брусок, кусочек металла, надутый шарик, камушек и так далее; рассказать о плотности и узнать у детей, какие предметы, по их мнению, имеют большую плотность, а какие — меньшую (если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет).                                                                                                   Опыт №2: подготовить три прозрачные емкости – две по 0,5 литра и одну литровую (можно 2 по литру и одну двухлитровую); в первую налить обычную воду и поместить сырое куриное яичко – оно опустится на дно; во второй емкости приготовить соленый раствор – 2 столовые ложки соли на 0,5 литра (если банка литровая, то 4 ложки соли на банку), опустить в раствор яйцо – оно всплывет на поверхность (у соленой воды плотность больше); положить яйцо на дно самой большой банки и аккуратно перелить в нее жидкость из предыдущих банок – яйцо должно подняться и зависнуть посередине.                                                                              КРУГОВОРОТ. Рассказать дошкольникам о круговороте воды в природе можно посредством следующего опыта: в банку вместимостью 3 литра налить слой горячей воды высотой 2,5 сантиметра; положить на тонкий металлический лист несколько кусочков льда (чем больше, тем лучше) и поместить его поверх банки; вода будет испаряться, пар подниматься и остывать у листа, в результате чего в верхней части образуется маленькое облако; пар, достаточно остыв и набравшись, опять сконденсируется в капли воды, которые, стекая по краям банки, вернутся на прежнее место.                                                                                  КАПИЛЛЯРНОСТЬ. Интересное свойство воды – это капиллярность, то есть способность подниматься по тонким трубкам. Показать это свойство воспитанникам детского сада можно следующими опытами: разукрасить яркими красками воду в нескольких стаканах и поместить в них срезанные белые цветы или, например, листья белокочанной капусты, оставить на некоторое время и проследить за тем, как они окрасятся в те же цвета, что и вода в стакане; взять длинный белый шнурок, нарисовать на нем в разных местах полоски разноцветными маркерами (на некотором удалении друг от друга), поместить в высокую бутылку с водой и проследить, как по мере впитывания воды шнурок будет окрашиваться в радужные цвета.                                        ПРЕЛОМЛЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ. Вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер. Демонстрируется это так: нужно положить в банку с водой любой предмет (шарик, яйцо и так далее), точно такой же предмет поместить рядом с банкой и предложить детям сравнить их размеры (в банке больше); поместить в стакан с водой обычный карандаш – визуально он искривится; нарисовать на листе бумаги две яркие стрелки, направленные в одну сторону и расположенные одна над другой, расположить лист со стрелками позади пустого стакана, налить в стакан воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполнить стакан доверху (вторая стрелка также развернется). им способом: приготовить таз с водой и поставить на окно в солнечный день.                                                                      ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ФОКУСЫ. Закрепить полученные знания и просто развлечь деток можно с помощью интересных экспериментов и удивительных фокусов с водой. Налить одинаковое количество воды в узкий высокий и низкий широкий стаканы и предложить детям угадать, где больше. Перелить воду в одинаковые емкости. В целях дополнительного экспериментирования с плотностью воды поместить в нее спички. В центр емкости положить сахар – спички будут двигаться в его сторону. Затем убрать сахар и положить кусочек мыла – спички разбегутся в стороны. Налить в стакан воду доверху, положить поверх лист бумаги. Придерживая бумагу рукой, перевернуть стакан. Убрать руку – бумага не упадет и будет держать воду. Полить сквозь сито воду, показав, что она свободно проходит. Затем намазать поверхность сита растительным маслом, аккуратно и медленно налить по боковым стенкам воду в сито – оно наполнится. Покрасить внутреннюю сторону крышки ярким цветом. Незаметно закрыть подготовленной крышкой банку с водой, произнести волшебные слова и встряхнуть банку – вода окрасится. Налить в банку воду, оставив 4 или 5 сантиметров до крышки, и добавить некоторое количество жидкости для мытья посуды. Плотно закрыть банку крышкой и встряхнуть – получиться впечатляющий и завораживающий морской водоворот. Вырезать из цветной бумаги небольшие цветочки, завернуть их лепестки к серединке и поместить цветы в воду – бумага намокнет и развернется так, как будто бутоны распускаются. Налить в бутылку горячую воду и натянуть на ее горлышко сдутый воздушный шарик – он надуется. Затем поместить бутылку в емкость с холодной водой – по мере остывания внутренней жидкости шарик будет сдуваться и начнет втягиваться внутрь бутылки. Приклеить на дно тарелки кусочек пластилина и воткнуть в него пару спичек. Налить в тарелку подкрашенную воду, зажечь спички и быстро накрыть их пустым прозрачным стаканом – спички потухнут, а вода частично втянется в стакан.                                                                                                      КОНСПЕКТЫ .                                                 Воспитатель: Игнатьева С.В.                                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ                                                                                                            Тема: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»                                                                                 Вид деятельности : Свободное рисование              Цель: Формировать представления детей о воде, как бесценному дару природы.                                                                                               Задачи:Обобщить знания детей о значении воды в жизни живых существ.Закрепить представления детей о мерах охраны водоёмов от загрязнений.Приобщать к экспериментальной деятельности.Прививать навыки экономичного расходования воды в домашних условиях.Развивать речь, мышление, наблюдательность.Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Мотивация:

Водоемы на нашей планете загрязнены. Вода нужна всему живому, без воды нет жизни на земле, необходима очистка водоемов.

Детская цель:

На волшебной станции очистки воды дети, превратившись в капельки, должны очистить воду в маленьких и больших водоемах, а также в водопроводной трубе

Словарная работа: водоемы, станция очистки воды

Оборудование:  глобус;  разрезные картинки  с изображением  рек, озер, болота, морей;  схема «Кому нужна вода» .                                      Ход занятия: Дети, сейчас мы с вами поиграем. (Все встают в круг и играют в игру с мячом "Скажи наоборот ").

Воспитатель бросает мяч ребенку.Из одного крана течет горячая вода, а из другого......Ребенок (бросает мяч обратно): Холодная.

Воспитатель:Река глубокая, а ручеек....

Ребенок:Мелкий.

Воспитатель:Река может бежать быстро, а может и ....

Ребенок:Медленно.

Воспитатель:В океане волны большие, а в реке....

Ребенок:Маленькие.

Воспитатель:В ручейке вода бежит, а в пруду...

Ребенок:Стоит.

Воспитатель:Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже вода...

Ребенок.Грязная.                                                                            Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы узнаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

Мы поговорим не только о воде, но и о значении воды для всего живого на Земле, о бережном отношении к воде. Давайте посмотрим на модель Земли, которая называется …(глобус)Голубым цветом на глобусе обозначается…(вода) Правильно голубой цвет - это цвет воды. Нашу планету правильнее было бы назвать не планета Земля, а голубая планета. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Правильно, потому что на нашей планете очень много воды. Сейчас мы это докажем. Посмотрите - у меня в руках яблоко. Оно такое же круглое, как и глобус. Если разрезать яблоко на четыре равные части, то одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Теперь сделайте вывод, чего больше на нашей планете, воды или суши?Как вы думаете, хорошо или плохо, когда на нашей планете так много воды?

Только благодаря такому количеству воды на нашей планете стала возможна жизнь. Вода нужна всем живым существам.

Физминутка

 Мы слыхали о воде, говорят, она везде ( маршируют)

Вы в пруде её найдёте (показывают круг руками)

И в сыром лесном болоте (приседают )

В луже, в море, в океане.(показывают круги руками)

И в водопроводном кране (крутят кран)

Вниз сосульками свисает (руками сверху вниз)

В лес туманом заползает (руки в стороны)

На плите у нас кипит (издают звук: ш - ш - ш )

Паром чайника шипит (звук:ш – ш - ш)

Без неё нам не умыться (умываются)

Не наесться (рука к губам), не напиться (другая рука к губам)

Смеем мы вам доложить, без воды нам не прожить! (маршируют)

И вот хочу вам предложить сегодня порисовать. Тема будет "Берегите воду".

   Человек, запомни навсегда-

Символ жизни на Земле – вода!

Охраняй её и береги,

Мы ведь на планете не одни!                                                                                                                  Тема: Оригами «Рыбка»

Задачи:

- продолжать знакомить с искусством складывания бумаги – оригами, научить складывать «рыбку», применять навыки сгибания складывания по инструкционной карте;

- коррекция мелкой моторики рук путем складывания бумаги, развитие творческого воображения через оформление поделки «рыбки», коррекция памяти путем заучивания стихотворения, коррекция речи через формирование умения описывать этапы своей работы по «инструкционной карте»;    - развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления и практического выполнения задания;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, животным, бережное отношение к ним, аккуратность, усидчивость, волевые качества, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Ход занятия

І. Организационный момент:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать занятие?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Сегодня мы с вами способом сгибания и складывания бумаги выполним фигурки. Но, какие я пока не скажу. Ребята, кто из вас знает, что такое оригами?

2. Беседа по теме занятия.

Слово оригами складывается из двух слов: «ори» – бумага и «ками» - складывание.

— Оригами – искусство складывания из бумаги.

Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых 2000 лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам, родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.

Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. И сейчас, в наше время, люди не только восхищаются искусством оригами, но и с огромным удовольствием сами складывают различные бумажные фигурки.

— А сейчас я загадаю загадку:

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,                        Без окошек, но не мрачный,                                                           С четырех сторон прозрачный.                                                    В этом домике жильцы – все умелые плавцы.(Аквариум)

— Правильно. Это аквариум. Кто из вас видел аквариум, тот знает, кто в нем живет и без труда сможет отгадать мои загадки:

Выпучив глаза, сидит,                                                             По - французски говорит,                                                     По – блошьи прыгает,                                                           По – человечьи плавает?(Лягушка)

Вильнет хвостиком туда – сюда                                               И нет ее, и нет следа.(Рыбка)                                                Сегодня мы способом сгибания и складывания выполним рыбок                                                                                              V. Физкультминутка.

VІ. Практическая работа.

— Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте (инструктаж).

Рыбка:

1) из листа цветной бумаги красного или желтого цвета заготовить квадрат (один из углов отогнуть к противоположной сторон, совместить края листа, лишнее отрезать):

2) получить квадрат с линией сгиба по диагонали, сложить его в треугольник по данной линии:

3) полученный треугольник сложить пополам и развернуть, получается на квадрате две линии сгиба по диагонали:

4)сложить квадрат пополам, так, чтобы получился прямоугольник с линиями сгиба от середины к краям – противоположным углам:

5) боковые стороны вогнуть вовнутрь по линиям сгиба, так, чтобы получился треугольник:

6) дорисовать контуры рыбки и вырезать, оформить поделку: дорисовать глазки, рот, жабры, чешую, плавники:

 Итог занятия.                                                                                                           - С каким словом вы сегодня познакомились?

- Каким способом выполняли поделки?                                  СХЕМА .ОРИГАМИ  ЛЯГУШКА                                       КОНСПЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ   Воспитатель : Игнатьева С.В.

Тема: «Вода вокруг нас»

Цель:  доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека

Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить

бережно относиться к воде и экономить воду.

-формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.

Ход занятия:

Девиз занятия: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?                                                                                                          Отгадывание загадок. 

1.С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

2. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

3.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

4.Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

5.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.(Роса)

- О каких состояниях воды говорится в этих  загадках?


Тему занятия вы сможете определить сами, послушав мою сказку.

В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.

Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды.

От грязи пропала вся чистота и красота моя. Теперь, сами думайте, что делать будете.

-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?

(Воду нужно беречь, не загрязнять)

-Итак, тема занятия: «Берегите воду!»

- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:

Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?

Вопросы:

1.Где на планете встречается вода?

2.Для чего человеку нужна вода?

3.Почему чистой воды становится меньше?

4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

6.Что значит «экономно расходовать воду»?

Вода – голубая кровь планеты. Если быстро раскрутить глобус планеты, то он покажется одноцветным – голубым. Казалось бы  воды на земле сколько угодно. Она покрывает большую часть нашей планеты. Но пресной воды остается все меньше и меньше.

Где на планете встречается вода? 

- Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3л пресной.

Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов, вода - удобная дорога.                                                                                              Для чего человеку нужна вода?

- А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо

израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.

-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)

Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?

(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)

Знаете, что …

- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;

-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.

Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в

водоемах?

 Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.

Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.

 


Государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.
За защиту окружающей среды выступают общественные организации:
«Партия Зелёных», «GREEN PEACE», которые выступают против загрязнения рек, озёр, морей и требуют строительства очистных сооружений.

Игра «Четвертый лишний»

                                                   У воды есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.                                                 В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!                                            
  Подвижные игры:

«Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность» - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

«Рыбки плавают в водице». Ставятся модели (речные, морские, проходные и аквариумные) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.

Игра малой подвижности “Ручеёк”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их,

образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает

любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика.

Ребёнок, оставшийся без пары, становится ведущим.

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”.

Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.                                                                                                                       Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она — мама Тучка, а ребята — ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Воспитатель. Полетели капельки на землю.… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составят ручей, взявшись за руки.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Ручейки соединяются в одну цепочку.

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан.

Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.

Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.

Игра «Капельки и тучи»

На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей. (Дети поднимают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети машут руками)

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать (Приседание)

Сядем дружно на песок

Снова начался урок. (Дети садятся на стулья)


Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих

на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Поговорки, пословицы, приметы, потешки о воде.

  • «Друзья не разлей вода!»
  • «Молчит, как воды в рот набрал!»
  • «Не плюй в колодец, придется воды напиться».
  • «Весна водой богата»
  • «Рыбы над водою ловят мошек — к дождю».
  • «Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти».
  • «С неба пришел, в землю ушел»
  • «Апрель с водой, май с травой»
  • «Первый снежок — не лежок — выпал: да и тает»
  • «Много снега - много хлеба,

Много воды - много травы».

  • «Кран откройся,

Нос умойся,

Глаз купайся

Грязь сдавайся!»

  • «Дождик, дождик лей!

Будет травка зеленей

Дождик, дождик пуще

Будет травка гуще».

  • Вода разве это не счастья

В зной прохладу ее ощутить?

Оказавшись у жажды во власти

Силу это воды ощутить.

  • Когда пылью окутает город

И в полях засыхают хлеба

Каждой каплею дождик нам дорог

Разве это несчастье вода?


  • Так давайте ценить это чудо.

Чтоб с водою в гармонии жить

А она с благодарностью будет

Нам любовью за это платить!

  • Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя, умывайся веселей!

  • Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

  • Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

  • Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

  • Вода течет текучая,

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 12 котят,

Все помыться хотят!

  • Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

  • Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

  • Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

  • Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Лена мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Алёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

  • Мы проснулись, потянулись,

Маме нежно улыбнулись,

Сели на горшок с утра.

Умываться нам пора!

Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля!

(Девочка-чистюля!)

Целуй меня, мамуля!

Загадки

Летит орлица
по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(Облако)
Рассыпался горох
на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет.
(Град)
Шёл долговяз,
в землю увяз.
(Дождь)
Заря-зоренька
ключи потеряла.
Месяц пошёл -
не нашёл,
Солнце пошло -
ключи нашло.
(Роса)
Белые мухи
на поле сели.
(Снег)
Белая скатерть
все поле укрыла.
(Снег)
Летит - молчит,
лежит - молчит,
когда умрет,
тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал,
да в речку побежал.
(Снег)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)                                                                        
Стихи:

1. В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождем обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда,

Эта Волшебница – наша вода!


2. Гонит капля дождевая,

Ручеек за ручейком

Те бегут не унывая,

В реки быстрые потом,

А потом и синь морская!

А за нею океан

Воду зря не выпуская

Закрывай покрепче кран!


3. Что такое вода?

Минерал не имеющий цвета

Не имеющий запаха, формы,

Но ты оглянись –

Это главное таинство

Главное чудо Планеты,

Это главный исток

Из которого вылилась жизнь.


4. Что такое вода?

Есть чудесная водица,

Без нее нам не прожить,

Не умыться, не напиться

И здоровыми не быть.

Утром только лишь проснешься -

Сразу личико умой.

Будешь чистым и красивым,

Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?

Кто ответит на вопрос?

О водичке все мы знаем

И утрем любому нос:

Это дождик и сосулька,

Белый снег и гладкий лед,

Ручеек и речка: Каждый

Пусть запомнит и поймет.


      Пальчиковая гимнастика.

    Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. 
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. 
Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. 
Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями - 
отрицательный жест).
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на 
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. 
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения 
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!
                                              "Капельки»

Эй, друзья, вы не видали?

С неба капельки упали!

(Набираем в ладошки воду и выливаем)

По цветочкам поскакали

(Поливаем себя на голову)

И по крыше постучали

(Хлопки по воде)

Кап-кап-кап — звенят с утра,

Рада лужам детвора!

(Плещем руками в воде)

«Дождик, капелька»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

(Хлопки согнутыми пальцами по воде)

Лужи резал, лужи резал.

Резал, резал, не разрезал.

(Ребром ладони «режем» воду)

И устал и перестал

(Круговые движения ладонями по воде)

Дождик, дождик, нужно нам

Возвращаться по домам

(Указательными и безымянными пальцами шагаем по воде)

«Дождик капает по крышам»

Дождик капает по крышам

Кап-кап-кап-кап

(Хлопки над головой)

По веселым звонким крышам

Кап-кап-кап-кап

(Хлопки по воде)

По дорожкам и по ножкам

Кап-кап-кап-кап

(Хлопки по ножкам)

По рукам и по цветочкам

Кап-кап-кап-кап

(Хлопки по рукам)

 «Маленькие лодочки»

Маленькие лодочки по волнам плывут

Весело, весело, веслами гребут.

(Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку)

«Дождик»

Дождик, дождик, веселей!

(Набираем в ладошки воду и выливаем)

Капай, капай, не жалей!

(Брызги пальцами)

Только нас не замочи!

(«Домик» над головой)

Зря в окошко не стучи.

(Стучим кулачком об кулачок)

Брызни в поле пуще:

(Брызги пальцами)

Станет травка гуще!

(Растопырить пальцы и водить ладонями по поверхности воды)                                             Гимнастика для глаз

1. «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки "кап-кап" запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

2. «Снежинки»

Закружились, завертелись

Белые снежинки. Руками делают «Фонарики»

Вверх взлетели белой стаей

Белые пушинки. Руки вверх, следить за ними глазами

Чуть затихла злая вьюга –

Улеглись по всюду. Опустить руки, следя глазами

Заблистали, словно жемчуг

Все дивятся чуду. Развести руки в стороны поочерёдно, следя глазами

Заискрились, засверкали

Белые подружки. Выполнить руками «ножницы»

Заспешили на прогулку

Дети и старушки. Шаги на месте.

3. «Снегопад»

Белых хлопьев белый пух Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит

И над колокольней.

Каждый дом и каждый куст

Греет, одевает. Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами.

Снеговая шубка и

Шапка снеговая. Вытянуть руку вперёд и коснуться лба

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом.

Укрывая белый свет

Белым одеялом. Поднимать и опускать руку до пояса

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа Указательным пальцем коснуться правого плеча

Сладко спали до весны

Дерева и травы Закрыть глаза руками

4. «Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.                                          Д/игра «Что можно, что нельзя»

1. Мы оставим на поляне

У потухшего костра,

Две разбитых нами склянки,

Две разломанных баранки,

Словом гору мусора.

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

2. Если с папой мы и с мамой

В гости весело придём,

Непременно мы оставим

Кран с включенной водою,

Пусть бежит как можно больше,

Чтоб откуда не возьмись,

Тётя Маша закричала:

«Затопили! Берегись! »

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

3. Мы на пляже с мамой, папой.

Подождём, пока уснут,

Чтоб тихонько на носочках

В воду весело нырнуть,

И поплыть без остановки,

Непременно за буйки

Очень быстро, чтоб родные никогда нас не нашли.

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

4. За окошком минус пять,

Точно нам пора гулять,

Мы придем на водоём

Он затянут плотно льдом.

Мы, конечно же, туда,

Топать, прыгать, и бежать,

Надо больше постучать,

Чтобы лёдик стал трещать

Вот веселье, просто класс!

Лёд провалится сейчас!

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

5. Зимой прозрачные сосульки

Под крышей растут как игрушки-висюльки,

Пойдем погулять во дворе,

Побродим под крышей скорее,

Не боимся, что упадут на макушки,

Серебристые сосульки-игрушки.

*Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

6. Если мама рано утром

Вдруг сходила на базар,

И оттуда принесла нам

Красных яблок килограмм,

Непременно нам сейчас же,

Их из сумки надо взять,

Мыть не станем – есть возможность

Больше грязи облизать.

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

7. Если чайник закипает,

И оттуда пар валит,

Значит надо нам скорее

Крышку ловко приоткрыть.

Чайник ловко взять за ручку

И скорее чай налить.

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?

8. Во двор заснеженный зимою

Выходите погулять,

Если вы проголодались,

Будем вместе снег жевать,

И, конечно – же, сосулькой,

Мы закусим наш снежок,

Ах! Ну как же это чудно,

Ты во двор - обед готов!

* Отвечайте поскорей: так поступим или нет?


Д/игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

***

Я по тоненькому льду

На реку гулять пойду

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

***

А когда наступит лето

Я один пойду купаться

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот так славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (поочередно круги руками)

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.


                                                          Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию

                   Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства»

                                                                          И.Соколов-Микитов

        Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семьях.
       Данный материал будет интересен каждому – и воспитателям, и родителям дошкольников. В нем даны рекомендации для родителей, которые учат любить, понимать живую природу, жить в гармонии с ней.
        Все начинается с детства и  поэтому я считаю, что любовь к природе нужно прививать с детства. Все, что ребенок увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если малыш подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. 
Что же делать родителям? Как научить любить и понимать природу - это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять, Вам как научить любить, беречь окружающий мир.

                                ***
- Выучитесь сами понимать все живое.
- Научите малыша любить и уважать все в природе.
- Научите ребенка жалеть живое существо, ему больно, как и тебе.
- Воспитывайте в ребенке доброту и человечность..
- Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.
- Дайте первоначальные знания о живых существах. В этом вам в поможет художественная литература, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование из природного материала), а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.
- Учите видеть и понимать состояние другого существа.
- Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
- Возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку, в поход, путешествие. Пусть он увидит все: и двор, и парк, и берег речки, и лес, и поле. Везде своя жизнь, свое очарование, свои обитатели.
- Расскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме.
- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека.
- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.
- Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями.
- Не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безответственность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.
- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.
                    ***
      Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.

 Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в подготовительной группе «Мир цветов»

Вид проекта: исследовательский, познавательно – творческий....

Проект по экологии в подготовительной группе «Мир цветов»

Актуальность проекта: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к...

Проект по экологии в подготовительной группе "Берегите природу!"

Проект по экологии в подготовительной группе "Берегите природу!"...

Проект по экологии в подготовительной группе на тему: «Наш аквариум».

Знакомство с разнообразием подводного мира, их связью со средой обитания....

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...