Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе Тема: «Какие бывают насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марценюк Ольга Владимировна

НОД направлена на систематизацию знаний о многообразии мара насекомых: их средой обитания, питании, образе жизни, врагах; учить установлению связей между внешним видом и способом передвижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_podg._gr._ozn._s_prir.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

              ГБДОУ Детский сад № 73 Невского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы

в подготовительной группе

Тема: «Какие бывают насекомые»

                                                                        Автор: воспитатель Марценюк О.В.

г. Санкт-Петербург

2020 г.

 

Цель:

 систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Развивающая среда:

картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", модель "кузнечик в траве", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

Ход занятия:

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

Воспитатель: - Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)

        

Воспитатель: - Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (у всех насекомых по шесть ног, а тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых? (на голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)

Воспитатель: - Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья? (с помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)

 Воспитатель: -  Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых? (ходят жуки,  у которых нет крыльев, а прыгает кузнечик)

Воспитатель: -  Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые? (цветочным нектаром, листьями)

Воспитатель: - Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)  (потому что они выделяют "молочко".

Воспитатель: -  Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Теперь давайте немного отдохнём.

АУТОТРЕНИНГ

Воспитатель: - Вы закроете глаза, сядете удобно, будите слушать музыку "Танец бабочек" и повторять про себя мои слова. "Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение. "(можно проводить лёжа на ковре)

Воспитатель: - Мы отдохнули. Давайте поиграем в игру "Кто где живёт?".

Воспитатель: - Перед вами разложены карточки, изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. (демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен).

Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

Воспитатель: - Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

     Воспитатель: - Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые? (в траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах)

Воспитатель: -  Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Хорошо - плохо".

Воспитатель: - Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Воспитатель: - Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Воспитатель: - Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

Воспитатель: - Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

В заключении детям предлагается вылепить или нарисовать понравившееся насекомое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ОО "Познание" по опытно-экспериментальной деятельности и ознакомлению с миром природы в подготовительной группе тема: «Виды почвы и посев семян огурцов» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по опытно-экспериментальной деятельности и ознакомлению с миром природы в подготовительной группетема: «Виды почвы и посев семян огурцов»в рамках недели "Наука и экспер...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе. Тема: "Золотая осень"

Программное содержание: Расширить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе;Поддерживать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром природы;Развивать связную речь...

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе: Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»

Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры Задачи:Обучающие: обобщить и систематизировать представлен...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "Как узнать птиц?"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему "Как узнать птиц?"...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воздуха"

Конспект занятия ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему “Знакомство со свойствами воздуха&rdquo...