Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе: Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Красникова Ольга Васильевна

    Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры

     

    Задачи:

    Обучающие: обобщить и систематизировать представления детей о  животных Прибайкалья.  Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

           Развивающие: развивать познавательный интерес у детей к природе родного края, мыслительную и речевую активность в процессе выполнения игровых заданий.

        Воспитательные: воспитывать у детей интерес и заботливое отношение к окружающей природе, желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    . 

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

    Конспект НОД по познавательному развитию                           (ознакомление с миром природы)                                                                             в подготовительной группе:

    Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»

                                                                                        Разработали: воспитатели

                                                                                           подготовительной к школе                                                                                                            группы  № 5 с  ТНР

                                                                                    Красникова О.В.

                                                                                              Осипова Е.Ю.

                                                     г. Иркутск,  2019 г.

    Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры

    Задачи:

    Обучающие: обобщить и систематизировать представления детей о  животных Прибайкалья.  Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

           Развивающие: развивать познавательный интерес у детей к природе родного края, мыслительную и речевую активность в процессе выполнения игровых заданий.

        Воспитательные: воспитывать у детей интерес и заботливое отношение к окружающей природе, желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.

    Материалы и оборудование:  презентация «Пищевые цепочки в сибирской тайге»,  кукла «Незнайка, стрелки для составления цепочек, д. игра «Составь пищевую цепочку»,  4 прямоугольника  разного цвета, разрезные картинки (медведи), разные картинки животных, насекомых, растений, деревья-модули  с объявлениями.

    Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». В. Бианки «Сова».  Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»), просмотр презентаций о животных, насекомых.

                                                Ход занятия.

    1.Организационный момент (настрой на занятие)                                                  Колокольчик озорной,                                                                                                                      Ты в кружок ребят построй.                                                                                           Собрались ребята в круг.                                                                                               Справа- друг и слева друг.                                                                                                Вместе за руки возьмёмся                                                                                                           И  друг другу улыбнёмся!                                                                                               (дети проходят  и садятся на стульчики, перед экраном)

    2.  Приём погружения в тему.  Введение в ситуацию.                                                                 В группе появляется игровой персонаж Незнайка и рассказывает детям, что он только что гулял в тайге.                                                                                                                                                   

    Воспитатель: Какие растения ты видел, и каких животных встретил?      Незнайка: В тайге растут только одни деревья.

    Воспитатель: (обращается к детям и выясняет)   Может ли такое быть?

    Дети: В сибирской тайге  растёт много разных растений, и живут разные животные, птицы, насекомые.

    Незнайка:  Ребята, научите меня, пожалуйста,  узнавать сибирский лес.

    Воспитатель: Сибирь -  край очень богатый. Чем же богат наш родной край?                                           Предлагаю отгадать загадку.                                                                                         Загадка                                                                                                                                      Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт,
    Заходи в зеленый дом,
    Чудеса увидишь в нем. (Лес)
      Давайте, ребята  заглянем в лес и послушаем…  Звуки леса, расскажем Незнайке о деревьях, растениях,  его обитателях, полюбуемся его красотой и дарами.  

    Давайте  начнём наш рассказ с шестиногих малышей.

    Дети перечисляют насекомых.

    Незнайка: Какой красивый лес! Я схожу туда погулять, только уберите насекомых, а то я комаров боюсь».

    Воспитатель: Можно ли выполнить эту просьбу. Что произойдёт с лесом, если в нём не будет насекомых?

    Дети: Исчезнут насекомоядные птицы.

    Незнайка: (соглашается) Тогда уберите из леса хищных зверей, например волка. Я боюсь,  что волк меня съест.

    Дети:  Хищные звери нужны лесу (они «санитары» леса), если их не станет, грызунов будет очень  много,  и они съедят всю траву и кустарники.

    3. Основная часть.  Актуализация знаний и умений                                                                                                                          

    Воспитатель: Как можно назвать  животных,  которые питаются только растениями?

    Дети: травоядные.

    Воспитатель: Правильно. Назовите мне таких животных.

    Слайд 3:  В лесу живёт заяц, он питается чем?

    Дети: Травой, веточками и корой деревьев. Так же любит плоды и листья брусники и малины.

    Слайд 4: А чем питается лось?

    Дети: Грибами, ягодами, корой деревьев, мхами и лишайниками.

    Воспитатель: Верно, ребята, основная его пища растительная, но иногда может и проглотить рыбешку или насекомое.

    Слайд 5: А что любит, есть белка?

    Дети: Орехи, ягоды, грибы, шишками, Очень забавно белочки делают запасы на зиму: орешки, плоды деревьев и злаки зарывают в землю или прячут в дуплах и трещинах деревьев. Многое из своих запасов позднее они найти не могут, и семена, зарытые в землю, прорастают. Это помогает сохранить лес. Грибы белки насаживают на тонкие ветки деревьев и засушивают, чем иногда пользуются и другие обитатели леса.

    Воспитатель: А как называются животные, которые питаются другими животными?

    Дети: хищники.

    Воспитатель: Назовите хищников, которых вы знаете? (ответы детей).

    Слайд 6:  Волк чем питается?

    Дети: Зайцами, оленями, кабанами, лосями, мышами. Это могут быть  также, ондатры, бобры, сурки и домашние животные. Если волку не найти такую пищу, то он может питаться даже ящерицами и лягушками.

    Слайд 7: Лиса, чем питается?

    Дети: Мышами, зайцами, косулями, грызунами. Кроме того, эта хищница с большим удовольствием лакомится птицей. Избежать зубов и когтей лисицы пернатым помогает их способность летать. В опасности остаются яйца и птенцы, которые еще не научились порхать, как их родители.

    Слайд 8: Чем же питается рысь?

    Дети: Зайцами, птицами, мышевидные грызуны (полевки, лемминги).                              Кроме мелких грызунов и птиц рысь охотится на более крупную добычу: косуль.

    Слайд 9:  А чем питается сова?

    Дети: Мелкими птицами, улитками, насекомыми. Охотится на обыкновенных полевок, однако не брезгует жабами, лягушками, летучими мышами.

    Воспитатель: А животные, которые питаются животными и растениями, как их называют?

    Дети: всеядные.

    Воспитатель: Назовите таких животных?

    Слайд 10: Что ест медведь?

    Дети: Ягоды, грибы, траву, мышей, рыбу, птиц, орехи, клубни растений.                         Ну и, конечно же, очень любят мёд.

    Слайд 11:     Куница что ест?

    Дети: Орехи, грибы, белок, ягоды.                                                                          

    4.  Динамическая пауза (физминутка)                                                                                                                                                              Мы  к лесной полянке вышли,  

    Поднимая ноги выше,       двигаются,  взявшись за руки          

    Через кустики и кочки,

    Через ветки и пенёчки.         прыжки на месте

    А в тайге  растёт черника,                                                                                        Земляника, голубика,                                                                                                    Чтобы  ягоду сорвать,                                                                                                            Надо глубже приседать.     приседают                                                                                           Очень долго мы шагали,                                                                                               Не споткнулись, не упали

    И ни сколько не устали.     хлопки в ладоши                                                                                        Перед нами родной край,                                                                                               Всё в тайге оберегай,       смотрят вдаль из под ладошек

    Не крутись и  не зевай!   покачивают пальцем вперёд и назад                                                                                         Дружно, вместе рассуждай!

    5. Затруднение в ситуации.  

    Слайд 12:   Письмо (пришло на электронную почту)

    Дорогие ребята, нам больше не к кому обратиться. Помогите нам, пожалуйста!  Недавно был открыт сезон охоты и пропали почти все лисы и волки. А ещё начали пропадать деревья и исчезать трава. Скоро совсем её не будет. Зайцев и мышей  вокруг видимо- невидимо, бегают с ног сбивают.  (М - - -  - - и)

    6. Работа в малых группах                                                                                                              - Кто написал нам это письмо, мы сможем узнать, если правильно соберём разрезные картинки.   (Медведи)                                                                                                                                                         7. Осмысление                                                                                                                                     

    Воспитатель: Ребята, что же могло произойти, чтобы исчезла трава и начали пропадать деревья, как вы думаете.

    Слайд13:  Появляется  картинка травы

    Дети: Зайцы съедают траву и кору деревьев (на слайде появляется рядом  картинка  зайца).

    Воспитатель: А почему зайцев стало видимо, не видимо?

    Дети: Потому что, пропали лисы и волки, а они ими питались (на слайде появляется  картинка лисы и выстраивается цепочка).

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас вами получилась цепочка:                                   трава –зайцы -лиса. А вы знаете, какие бывают ещё цепочки?

    Слайд 14: Показываю картинки украшения цепочки, собачья цепь, дверная цепочка.

    Воспитатель: Из чего состоит цепочка? Ответы детей.

    Слайд 15:   Воспитатель: Правильно из звеньев. А если одно из звеньев сломается, что тогда случиться с цепочкой?

    Дети: Она порвётся.

    Слайд16:   Воспитатель: Верно. А теперь посмотрите на нашу цепочку. Ребята она называется пищевой. Как вы думаете, почему её так называют? (ответы детей).

    Правильно. Трава, заяц, лиса это звенья нашей пищевой цепочки. Как вы думаете почему?

    Дети: Потому, что трава это пища зайца, а заяц- пища лисы.

    Воспитатель: Ребята, а что произойдёт, если какое-нибудь звено убрать?

    Например, исчезнут зайцы (убрать зайца из цепочки) что будет?

    Дети: Погибнут лисы и волки.

    Воспитатель: А если убрать траву (убрать  из цепочки траву)?

    Дети: погибнут с голоду зайцы.

    Воспитатель: а если убрать лису (убрать из цепочки лису)?

    Дети: Зайцев будет очень много,  и они съедят всю растительность.

    Воспитатель: Правильно. Так и случилось в нашем случае. В природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Ребята как мы можем помочь нашим медведям?

    Дети: Надо ограничить  охоту в на лис и волков.

    8. Практическая часть

    Д.игра  «Составь пищевую цепочку»

    Ребята посмотрите, у меня на столе лежат картинки с изображением растений, птиц, насекомых и животных,  живущих в тайге.                                                                                        

    Ход игры:  

    1. Нужно выбрать карточки с изображением растений и поместить их в  зелёный прямоугольник.

    2.  На жёлтый прямоугольник поместить животных и насекомых, которые питаются этими растениями, т. е. травоядных  (жуки, пчёлы, бабочки, мыши зайцы, олени, лоси, кабаны)

    3. Найдите животных, которые питаются теми, кто расположен на жёлтом круге и поместите их на синий круг, т.е всеядных (насекомые, крот, медведи, другие мелкие хищники).

    4. Поместить красный круг животных, которые охотятся на более мелких зверей и птиц, т.е.  хищников (рыси, волки, лисы, хищные птицы).

    Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных. Более крупные «кормят» хищников  (соединить прямоугольники стрелками)                                                                                                

    9. Релаксация «Дерево объявлений»                                               

     Давайте прочитаем их и узнаем, какие обитатели леса оставили свои  объявления:

    • Добрым и одиноким птицам помогу обрести семейное счастье! Воспитывайте моих птенцов, материнских чувств у меня не было и не будет. Ку-ку!
    • Прошу разбудить меня весной. Приходить с мёдом.
    • Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращаться ко мне.
    • Приходите ко мне в гости, адреса не имею, свой дом ношу с собой.
    • Друзья! Кому нужны иголки, обращайтесь ко мне!
    • Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время сделаю настоящих птиц. Занятия проходят в ночное время.
    • Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь,  вокруг пальца обведу, обману. Патрикеевной прошу не называть.                                                      

    10.  Итог занятия                                                                                                                                

    Детям и Незнайке вручаются буклеты  (с правилами в картинках) «Как  в природе сохранить живые цепочки»

    • не рвать полевые цветы
    • не собирать их в букеты (иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые)
    • беречь деревья  (они кормят лесных жителей).
    •  оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и др.) животным,
    • не обижать животных,
    • не сбивать ногами мухоморы, (так как ими лечатся дикие животные).                        Так, что в лесу все друг другу нужны, все полезны.  

                                                             

    Стих.   Б. Заходера  « Про Всех На Свете»                                                                       (читают наизусть К.Ксюша,  Ш.Ваня)

    Все—все,                                                            На свете нужны,                                                                                                               И мошки                                                                                                                                     Не меньше нужны,                                                                                                                         Чем слоны,                                                                                                                                                    Нужны все подряд—                                               Кто делает мед                                                                                                          И кто делает яд.                                               Нельзя обойтись                                                Без чудищ нелепых                                                   И даже без хищников—                                     Злых и свирепых.                                                                   

    Плохие дела                                         У кошки без мышки,                                        У мышки без кошки                                               Не лучше делишки.

    Да если мы с кем-то

    Не очень дружны,

    Мы все-таки ОЧЕНЬ

    Друг другу нужны.

    А если нам кто-нибудь

    Лишним покажется,

    То это, конечно,

    Ошибкой окажется…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»

    Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...

    НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе. Тема «Скорая помощь» для растений»

    Вовлечь детей в трудовую дея­тельность по уходу за комнатными расте­ниями (полив, обтирание влажной тряпоч­кой широких плотных листьев, рыхление почвы); добиваться качественного выпол­...

    КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

    Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

    КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы ТЕМА: «Волшебница осень» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДОО «Познавательное развит...

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...

    Конспект ОД по «Познавательному развитию» ознакомление с миром природы в младшей группе

    Тема: «Знакомство с комнатным растением – геранью»Цель: Познакомить детей с комнатным растением (герань)Задачи:1. Образовательные: учить детей вести наблюдение за объектом живой...