Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Этот материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_prirodoy.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

(ознакомление с миром природы)

в старшей группе

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Цель: Расширить и уточнить представления детей о том, как дикие животные леса готовятся к зиме.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о диких животных леса: внешний вид, питание, жилище, особенности поведения в осенний период.

Активизировать словарь по теме занятия; упражнять в образовании  существительных, обозначающих название детёнышей диких животных во множественном числе; в употреблении прилагательных с противоположным значением (антонимов).

Учить делать самостоятельные выводы при решении проблемных ситуаций.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение работать на занятии  индивидуально, всей группой, в парах.

Развивать умение выразительно выполнять имитационные движения.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать интерес  к живой природе.

Способы организации: фронтальный, парами, индивидуальный.

Материалы и оборудование: осенний листик, картинки с изображением диких животных, иллюстрация «Ёжик в норке», дидактическая игра «Сложи картинку»,  мячики-ёжики маленького размера, фасоль белая и коричневая в баночке по количеству пар детей, белые и коричневые баночки  по количеству пар детей, мяч среднего размера, мольберт, пенёк.

Методы и приёмы:

Игровые:  форма занятия в виде прогулки в лес, дидактические игры «Сложи картинку», «Кто лишний», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», физкультминутка в форме прыжковой игры «Резвые ножки».

Наглядные: рассматривание картинок  с изображением диких животных, иллюстрации «Ёжик в норке», показ способа действия.

Словесные: вопросы хоровые и индивидуальные, рассказ, художественное слово, пояснения, указания, педагогическая оценка.

Практические: выполнение имитационных движений «Ёжик готовится к спячке», эксперимент, практическое задание  «Разложи орешки и корешки».

Предварительная работа: дидактические игры «Кто где живёт», «Чей малыш», чтение книг  Скребицкого «Листопадничек», «Всяк по своему»

Ход:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный листочек залетел сегодня к нам в зал. Это не просто листочек, это листочек-приглашение. Хотите узнать, то кого оно и куда нас приглашают?  Этим листочком лесные звери  приглашают нас  в лес на последнюю осеннюю встречу. Скоро наступит зима, сугробы заметут все дороги, и мы не увидимся  с ними до будущей весны. Ребята, от кого приглашение? Куда они нас приглашают? Пойдём к ним на осеннюю встречу?

В лес тропинка узкая бежит,

друг за другом встать велит.

Ходьба друг за другом, выполняя движения по тексту:

Мы идём в осенний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Слева – берёзка стройная стоит,

Справа – ёлочка зелёная шумит.

Стайка птичек летит (показать кистями рук),

За ними следом нам бежать велит. Побежали!

  Вот и добрались до осеннего леса. Что вы видите в лесу? (Ответы детей). А где же лесные звери, которые нас в гости позвали? (Выставляю мольберт с картинками лесных животных: лиса, заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж). А вот и они. Скажем и покажем, кого видим.  Я вижу лису. Ярик, а ты кого увидел? Покажи. А Катя? А Юля? А Гена? Молодцы, всех узнали.

  Вы видите, что все звери разные. Зайчик пушистый, а ёжик - … (колючий), у лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий), у белки ушки с кисточками, а у волка - … (без кисточек), зайчик бегает быстро, а ёжик - … (медленно), лось большой, а белка - … (маленькая).

  У всех зверей летом появились детёныши. У лисы – лисята, а у зайца - … (зайчата), у волка - … (волчата), у ёжа - … (ежата), у белки - … (бельчата), у медведя - … (медвежата), у лося - … (лосята). (В игре использовать мячик).

  Сядем на брёвнышко, дальше про зверей побеседуем. Скоро закончится осень, наступит долгая, холодная зима. Все звери в лесу готовятся к зиме. Уже все приготовили на зиму дома:

Дом медведя называется - … берлога, дом белки - … дупло, дом лисы - … нора, дом волка - … логово, дом ёжика - … норка под пеньком.  Давайте расселим всех зверей по домам.

Дидактическая игра «Чей домик»

(у каждого ребёнка картинка с изображением животного, на скамеечке – картинки с изображением жилищ зверей;  дети находят соответствующие их зверям жилища).

  Ребята, посмотрите, а у зайчишки дом под кустом, ни окон, ни дверей, ни крыши. Как зайчик будет зимой от мороза спасаться? (На зиму он меняет летнюю шкурку на зимнюю: тёплую, толстую, пушистую). А ещё что зайчик делает, чтобы зиму перезимовать? (Меняет цвет: был серый, а стал – белый). Зачем? Давайте проверим.

Эксперимент

(прикладываем к белому листу бумаги силуэты серого и белого зайцев, делаем вывод, что белого зайчика на белом снегу не видно).

А ещё зайчонок - листопадничек  до зимы успевает научиться быстро бегать, ловко прыгать и запутывать свои следы.

  Мы с вами тоже умеем ловко прыгать, потому что у нас резвые ножки. Давайте превратимся в зайчат и попрыгаем.

Прыжковая игра «Резвые ножки».

Ой, ребята, а куда это спешит шустрая белочка? Да ещё и в лапках чего-то несёт? (Ответы детей). Да, белочка на зиму съестные запасы готовит. Что она запасает? (Грибы, орешки, шишки). Смотрите, белочка насобирала коричневых орешков и белых корешков. Давайте поможем ей их разобрать. Вставайте парами, кто с кем хочет, подходите сюда, разложите белые корешки в белую баночку, коричневые орешки - в коричневую баночку.

Практическое задание «Разложи орешки и корешки»

(Когда дети разберут орешки, они высыпают их в общие вёдра). Молодцы, ребята, быстро и дружно помогли белочке.

  Кстати, ребята, белочка, как и зайчик, тоже меняет лёгкую летнюю шкурку на зимнюю: тёплую, толстую, пушистую.  

  Более тёплой, толстой, пушистой  на зиму становится и шкурка  лисы,  волка,  лося (показать картинки). Именно так они готовятся к зиме.

  Ребята, мы узнали, что медведь на зиму приготовил себе берлогу. Что он в ней будет делать зимой? (Спать). Правильно, на зиму медведь впадает в спячку. А как же он будет обходиться без пищи? ( Ответы детей). Осенью  медведь отъедается, (давайте покажем) ест малину и другие ягоды, корешки растений, муравьиные яйца, лакомится мёдом, если найдёт – в общем говорят, нагуливает жир, становится толстым, упитанным, жирным. Этими жировыми запасами он и будет питаться во время зимней спячки.

  Ребята, а вы знаете, какие  ещё звери  впадают в спячку? Хотите узнать? Посмотрите (показать картинку ёжик в ямке под пеньком).  Сначала ёжик приглядывает себе подходящую ямку и, когда подходит время, ёжик начинает кататься по опавшим листьям, сухой траве, мху и накалывать всё это на колючки. Получается, как будто ёжик завернулся в тёплое одеяло. Завернувшись в это одеяло, он скатывается в ямку под пенёк и спит там всю зиму.

У меня есть замечательные ёжики-мячики. Хотите с их помощью превратиться в ёжиков, готовящихся к зиме.

Имитационные движения «Ёжик готовится к спячке»

(с  помощью массажных  мячиков маленького размера выполнить имитацию накалывания на себя сухих листьев, травы, мха, сворачивание в клубочек и «засыпание»).

Молодцы, здорово у вас получилось.

Наша осенняя встреча с лесными зверями подходит к концу. Напоследок  я предлагаю вам составить портреты зверей, с которыми мы сегодня встречались. Встаньте в кружок. На подносах лежат кусочки портретов, сложите их.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Кто получился у Лиды? А у Юли? У Гены?.

Ребята, вы ничего не замечаете необычного?  

Проблемная ситуация «Кто лишний?»

(Дети должны найти лишнее животное). Кто здесь лишний? (корова) Почему? (она домашнее животное, в лесу не живёт) Правильно, молодцы, что заметили.

Пришло время нам попрощаться с лесными жителями.

Тёплый ветер гладит лица,

Осенний лес шумит листвой.

Лиса нам хочет поклониться,

Медведь кивает головой

Ёж колючий и зайчишка провожают всех ребят.

До свиданья лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.

(Дети разворачиваются кругом)

Ребята, понравились вам осенние встречи в лесу? Чем понравилось заниматься в лесу Гене? А Кате? А Ярику? А Оле? Мне тоже понравилась наша прогулка, вы были очень внимательными, активными и дружными. Молодцы!