КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коновалова Елена Николаевна

Программные задачи:

 

·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;

·     Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, раннее полученные знания о  воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;

·          Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;

·          Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой  природе и её состоянием;

·          Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;

·          Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл 1._kvest_.docx (29.36 КБ)29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска  МО  Ейский район

КОНСПЕКТ НОД  

ОО «Познавательное развитие»

/ознакомление с миром природы/

в старшей группе общеразвивающей направленности

Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни»

Воспитатель: Коновалова Е.Н.

г. Ейск, 2017 г.

Программные задачи:

  • Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;
  • Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, раннее полученные знания о  воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;
  • Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера; 
  • Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой  природе и её состоянием;
  • Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
  • Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Методы и приемы: Словесные:  вопросы по теме, рассуждения, . Наглядные: рассматривание. Практические:  «квест- игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у « Капли в тучку собери  и свойства воды назови» Игровое упражнение « Кому нужна вода?»

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: конверт - ракушка с письмом и план — картой №1, 1 конверт с частью план — карты №2 и один конверт частью план- карты №3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя;  магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки,  слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» ( грязный и чистый), запрещающие знаки -  «Охраняйте воду» пластины- дощечки из набора «Строитель»

Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка  со схематичным изображение свойств воды( на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности : пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду»».  Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий. Разучивание пальчиковой игры» Ехал грека через реку»

Ход НОД

В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки- Буратино. К буратино прикреплен конверт . Звучит аудио- запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его воспитатель убирает шар из группы.

Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.

Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда- черепаха Тортила.

Совсем недавно у меня в пруду весело квакали лягушки — подружки, плавали рыбки -  веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры  строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне,  пожалуйста,  очистить пруд.  Я очень надеюсь на вашу помощь!

Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее  первая часть.  За каждый правильный ответ вы будете получать  следующую часть карты.

До скорой встречи!

Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута

- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле?

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

- Тогда в путь! (Дети выбирают проводника команды)

Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте

Объект №1 «Лес»

- Ребята, вот лес, да здесь, как и в городе есть знаки, но это не дорожные знаки, а знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначает этот знак?     (индивидуальный ответ  ребенка)

« Много леса- не губи!

Мало леса- береги,

Нет леса- посади!»

- Ой, ребята, что   это за звук?

- Все, как и Лера считают, что это льется  ручеек?

- А это, что за звук? ( активизация ответов детей)

- Я тоже, как и вы думаю, что это волны бьются о берег.

- Мне кажется,  что-то   льется?

- Какие вы догадливые, верно это бежит вода из крана!

- Тише, ребята, что-то шумит!

- Почему, вы думаете, что это дождь? ( ответы детей)

- Ребята, если мы все  верно выполнили, то где-то рядом должен лежать конверт со следующим заданием. ( Дети находят конверт, который прикреплен к стволу  дерева.  В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)

Объект №2 «Луг»

- Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он нас предупреждает? ( индивидуальный ответ  ребенка)

«По лугу ходи- под ноги смотри!»

Игровое упражнение « Капли в тучку собери  о воде нам расскажи»

Над лугом прошел дождь.

- Посмотрите, вот тучка. Каждый из вас возьмет капельку и назовет одно свойство  или состояние воды, а помогут вам схемы - подсказки

Каждый ребенок берет по одной  «капельке»  со схематичным изображением одного  свойства воды и рассказывают о нем.

Ответы детей: вода жидкая.

- Почему ты так думаешь?

- Кто думает по - другому? (Так каждый ребенок рассказывает об  одном свойстве воды)

( Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса, без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается )

- Как высчитаете, а с этим заданием мы справились?

- Давайте поищем следующую подсказку. ( Ребята находят за пеньком коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом)

- Ребята, нам надо поторапливаться, ведь черепаха ждет нашей помощи!

Объект №3 «Река»

- Посмотрите, на нашем пути река!

Упражнение «Живая вода»

- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.

Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса

- Что же делать, как нам перебраться через речку? ( Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются воспитатель предлагает построить мост)

- Мы сможем построить мост, если выполним задание и расскажем, кому нужна вода.

Игровое упражнение « Кому нужна вода?»

-За каждый правильный ответ мы сможем взять одну дощечку

( дети  по очереди называют, кому в природе нужна вода ,а один ребенок выкладывает дощечки через импровизированную речку )

- Ребята, а вот и пруд, посмотрите, какой он грязный! ( на интерактивной доске дублируется грязный пруд)

Объект №4 «Грязный пруд»

Слайд №1

- Как вы считаете, кто мог загрязнить его? ( ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)

- Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию !

Объект № 5 «Лаборатория»

Воспитатель обращает внимание на осанку детей

- Посмотрите перед вами стакан с водой

- Какая в нем вода?  (грязная, мутная, с мусором)

Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортила.

- Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортиле и очистить воду её пруда.

- Предлагаю подготовить наши руки.

Пальчиковая игра

Ехал грека через реку, 
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)
- Ну вот, наши пальчики готовы.

Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды.

Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?

- Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!

- Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают!

Слайд №2 «Чистый пруд»

- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? ( ответы детей)

- А вот и еще одно правило друзей природы!
«Чтобы не было беды,

Не мути в реке воды!»

Рефлексия

- Ребята, напомните, пожалуйста,  наш маршрут! («Лес», «Луг», «Река»)

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Как,  по-вашему, кто сегодня был самым активным?

- Как вы думаете,  пригодятся нам эти знания?

В благодарность черепаха дарит  детям «пруд - раскраску»

ЦАРИЦА _ ВОДИЦА

Цель: расширить, систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека и других обитателей планеты;

- воспитывать экологическую культуру: формировать начальные представления об ограниченности водных ресурсов, их экономии;

- опытным путём показать способы очистки воды;

- развивать связную речь, аналитические способности, умение отвечать на вопросы поискового характера;

- продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, личной гигиене: систематизировать знания об умывальных принадлежностях, упражнять в умении правильно пользоваться ими;

- развивать эмоциональность и выразительность движений;

- расширять представления о правилах поведения на воде.  

Предшествующая работа: экскурсия в умывальную комнату «Капля реку бережёт», наблюдения за использованием воды в ДУ, дома; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», загадывание загадок о воде, дожде, росе, льде, инее; чтение А. Дитрих «Почемучка» - «Разноцветная речка», «Нефтяная рыбка»; А.Барто «Девочка чумазая», К.И.Чуковский «Мойдодыр», беседа «Чтобы сильным, ловким быть, надо воду полюбить»; рассказывание истории о возникновении зеркала и зубной щётки; рассматривание иллюстраций В.Дувидова к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр»  

Оборудование:   широкая и длинная полоска голубой ткани, голубые ленты по количеству детей; магнитофон; театр перчаток: Капитошка и Злючка  Грязючка; умывальные принадлежности: мыло, расчёска, зубная щётка, зеркало, полотенце; лейка, вата, песок , маленькие «Капитошки» по количеству детей, магнитофон, запись звуков воды в природе, д/п «Вода в природе»

Ход занятия

Дети сидят за столами, стоящими полукругом. Педагог обращает их внимание на сундучок, стоящий перед ними на столе.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой

От вас, ребята,  я не скрою –

Секреты бабушек открою:

Сундучок я открываю

И загадки вынимаю.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться,

Руки мыть не лениться.               / Мыло/  

Гринёва В.А.

Хвостик из кости,

На спинке – щетинки.

По утрам и вечерам

Чистит зубы пастой нам.           / Зубная щётка /

Среди кудрей гуляла

И зубчик потеряла.                    / Расчёска /

Я эту загадку в карман положу.

Достану потом – на себя погляжу.         / Зеркало /

Говорит дорожка

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.                            / Полотенце /

Воспитатель:

- Ребята, кто помнит, как одним словом называются все эти предметы?

/ Умывальные или гигиенические принадлежности /

- Как, вы думаете, зачем необходимо мыть руки? …чистить зубы?

- Может ли кто-нибудь показать и рассказать, как правильно надо мыть руки? … чистить зубы?

- Как, по-вашему,  без чего мы не сможем умыться и почистить зубы, даже если у нас будут все умывальные принадлежности? / Без воды /

-  Верно, ребята.  Вода большая труженица и помощница человека.

-  Вы слыхали о воде?

Говорят она везде…

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Крышкой чайника  шумит –

Без неё нам не прожить!

- Для чего же нужна вода, как мы её используем? /Пьём, моемруки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения, поим животных./     Работа с опорой на наглядные пособия  «Как человек использует воду?»  и «Кому нужна вода?»

Появление Капитошки:

- Правильно, ребята!

Я крошка Капитошка

Воды во мне немножко.

Кто скажет, кто знает:

Какой вода бывает?

Гринёва В.А.

Дидактическая игра «Скажи, какая?»

/ чистая, грязная, холодная, горячая, тёплая, прозрачная, безвкусная, мутная,…/

Появление Злючки – Грязючки:

- Я Злючка – Грязючка –

Очень вредная штучка.

Да, да чистая. Да, да прозрачная! Вот вам - чистая! Вот вам - прозрачная!

/Лезет ногами в стакан с чистой водой, пачкает её. Вода мутнеет/.

Капитошка:

- Ой, напугала! Ха, ха, ха!

Ребята, помните, мы говорили, что воду очищают специальными фильтрами?

Давайте и мы с вами очистим испачканную этой врединой воду.    

Опыт с фильтрованием воды

Злючка - Грязючка:

- Подумаешь, воду в стакане очистили! Да я, если захочу – всю воду на Земле испачкаю! А как не скажу.

Капитошка:

- Да ребята и без тебя знают. Расскажите этой вредине, как еще загрязняется вода в природе?

/ Человек, водный транспорт, заводы, предприятия, мусор, нефть, бензин…/

- А как вы думаете, что произойдёт, если вдруг не станет воды? /Всё живое погибнет/.

- Правильно, воду надо беречь, иначе мы не сможем попускать даже мыльные пузыри.

Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри»

Злючка - Грязючка:

- Подумаешь, какие вы! Но я знаю, что есть на свете неряхи, которые меня любят: руки не моют, зубы не чистят. Вот я и уйду к ним! / Уходит /

Капитошка:

- Вот и уходи! Кому ты нужна такая.

А вы, молодцы ребята  всё правильно говорили о воде.

Да, вода -  наш друг,

Но не всегда:

Таиться может в ней беда!

Как, по-вашему, какая может быть опасность на воде?

Закрепление правил  поведения на воде:

Нельзя:

- без взрослых ходить на водоём;

- играть на воде без взрослых;

- далеко заплывать;

- подплывать к лодкам;

- нырять и прыгать с берега и с мостов в море;

- купаться и нырять  в незнакомом месте.

Гринёва В.А.

Капитошка:

- Ребята, кто из вас знает: откуда берётся вода в нашем кране?

Правильно, те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, затем человек направил их в трубы.

А как же «рождается речка»?  Хотите узнать?

Моделирование «Как рождается речка?»

Самая широкая и длинная полоска ткани превращается в главную речку, а голубые ленточки – ручейки  каждый ребёнок располагает так, чтобы ручейки попали в большую реку, затем «оживляем» речку с помощью ракушек, камешек, пластмассовых рыбок.

Капитошка:

- Вот так из маленьких ручейков образуется большая река с живой водой.

Упражнение «Живая вода»

- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.

Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса – Упражнение на расслабление кистей рук «Капельки»/

Капитошка:

- Много воды на планете Земля, но её надо беречь, потому, что без неё погибнет всё живое: и люди, и животные, и растения.

Я знаю, что теперь вы всегда будете закрывать краны и в детском саду, и дома. Этих маленьких Капитошек я дарю вам. До свидания, ребята.

/Уходит/

- Мне кажется Капитошка остался очень доволен встречей с вами. Вы молодцы! А всё потому, что мы друзья природы и наш девиз: (выполняется как психологический тренинг , действуя согласно текста).

- Здравствуй,  Планета, здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья!

Отныне мы вместе, большая семья:

Цветы и деревья, птицы и я!

Гринёва В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

Конспект НОД по познавательному развитию /ознакомление с окружающим миром природы/. Старшая группа. Тема: «Подземный житель – могера».

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.Задачи:образовательные:- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;- дать детям представление об особенностях внешнего ст...