Конспект НОД по познавательному развитию /ознакомление с окружающим миром природы/. Старшая группа. Тема: «Подземный житель – могера».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Виноградова Елена Александровна

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;

- дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заострённый вытянутый нос с короткими усами);

- учить детей понимать природные взаимосвязи.

  развивающие:   

- развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать,    сравнивать, логически мыслить,

  - развивать связную речь и обогащать словарь.

- закреплять счёт в пределах десяти;

воспитательные:

-воспитывать гуманное отношение к  подземным животным, осознание их значимости и необходимости в природе;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_krot_nod.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

/ознакомление с окружающим миром природы/.

Старшая группа.

Тема: «Подземный житель – могера»

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.

Задачи: 

образовательные: 

- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;

- дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заострённый вытянутый нос с короткими усами);

- учить детей понимать природные взаимосвязи.

  развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать,    сравнивать, логически мыслить,

  - развивать связную речь и обогащать словарь.

- закреплять счёт в пределах десяти;

воспитательные: 

-воспитывать гуманное отношение к  подземным животным, осознание их значимости и необходимости в природе; 

- воспитывать умение слушать друг друга.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Структура НОД:

1 часть. Вводная часть.

Создание настроя  и интереса  к НОД.

Загадка о почве.

Эксперимент с почвой.

2 часть.  Основная часть.

Рассказы детей о подземных жителях.

Игровой приём – в гости приходит Дюймовочка.

Методические приёмы: рассказ и беседа про крота

Презентация про крота.

Подвижная игра «Проползи по коридору»

Дидактическая игра «Охота крота»

3 часть. Итог.

Подведение итога НОД.

Чтение стихотворение А. Тесленко «Роет крот туннель в земле»
Индивидуальная работа: активизировать речь Милены, Ксюши, Вани.

Предварительная работа: эксперимент с почвой – есть ли в почве вода;

чтение:  Г. X. Андерсена «Дюймовочка», сказка «Крот и лягушка», сказка о Кроте;  беседа о почвенных обитателях; просмотр мультфильма «Крот и его друзья»
Оборудование: проектор для просмотра презентации; линейка 30см; верёвки; обручи; вырезанные из картона силуэтные изображения мышей, ящериц, лягушек, насекомых, червей; ёмкость с водой, мешочек с почвой, сухие комочки земли.

Словарная работа: крот, кротовина, кладовка.

Ход НОД.

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель:

Мы за руки все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Да с хорошим настроением

Заниматься мы начнём.

Воспитатель:

- Посмотрите, у меня в руках мешочек, а что в нём вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Самый верхний слой земельный

В нем растут трава, деревья

Плодородьем обладает

Как её все называют? (Почва)

- Это целое подземное царство, которое вы не видите. Главное свойство почвы - это плодородие. В почве содержится перегной  для жизни растений. Вы знаете, что в почве есть и вода. А вот в почве есть ли воздух? Давайте сейчас узнаем. (Бросить сухие комочки в воду – пойдут пузырьки - воздух)

Вывод:  В почве есть воздух, значит, в почве  можно жить.

2 часть. Основная часть.

- Расскажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? 

Рассказы детей:

Слайд.

Дождевой червь - он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.

Слайд.

Муравьи - живут семьями в домах - муравейниках, большая часть, которых находится  под землёй. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

Слайд.

Медведка - насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Чаще селится на огородных  участках и роет там ходы.

Слайд.

Полевая мышь (полёвка) - мелкий зверёк, живёт на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным подземным жителем,  увидеть, которое почти невозможно.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Дети: Крот.

Слайд.

Раздаётся стук в дверь, входит Дюймовочка, со слезами на глазах.

Воспитатель:

- Что случилось, Дюймовочка? Почему ты плачешь?

Дюймовочка:

- Решила меня мышь выдать замуж, да знаете за кого? У него блестящая шкура, он плохо видит, потому что живёт под землёй.

Воспитатель:

- Ребята, вы догадались, о ком идёт речь?  (ответ детей)

Дюймовочка:

- Да ведь я о нём ничего не знаю, какой он, что он умеет делать?

Воспитатель:

- Оставайся с нами Дюймовочка, сегодня наше занятие посвящено как раз этому животному. Я думаю, что ты много интересного узнаешь про крота.

Слайд.

Воспитатель:

- Помните, что говорила старая мышь из сказки: У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубу, хозяин больших кладовых с зерном. Одна беда: он совсем слепой, толстый и терпеть не может солнце».

Однако реальный зверёк не совсем соответствует своему сказочному образу.

Рассказ  педагога про дальневосточного крота – могеру.

Слайд.

Воспитатель:

У нас  на Дальнем Востоке живёт дальневосточный крот или могера –это редкое животное фауны Хабаровского края.

Дальневосточный крот или могера, небольшое позвоночное животное, ведущее роющий образ жизни, относится к семейству кроты.

Могера - небольшое, величиной с ладонь животное. Длина тела 155—206 мм. Глаза закрыты кожистой перепонкой. Мех густой, бархатистый, окраска его тёмная, серая или буровато -  коричневая с металлическим отливом, нижняя часть тела имеет серебристо - желтоватый оттенок, на груди и брюхе неясное охристо-ржавое пятно. Лапы и когти бледно-жёлтого цвета. Шёрстка растёт торчком. Крота можно гладить в любую сторону, и шёрстка ляжет так, как её погладили.

- Как вы думаете, зачем ему такая шерсть, которая  ложится в любую сторону? (Ответы детей.)

Правильно, кроты двигаются по узким ходам, могут ползти вперёд, назад, такая шерсть облегчает продвижение.

Живёт предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва.

- Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? (ответы детей)

Твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах.

Могера обитает в лиственном лесу с богатым травяным покровом. Редко, но удаётся увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.

Слайд.

Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребёт, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землёй ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).

День за днём, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

Слайд.

Воспитатель:

Когда земля начинает мешать, ему рыть нору, он выбрасывает её на поверхность.

Холмик земли на поверхности – выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам стать кротами и проползти по коридору.

Подвижная игра «Проползи по коридору»

На полу выкладываются параллельно две верёвки на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочерёдно пролезают на низких четвереньках между верёвками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребёнок должен встать на ноги в обруче - «кротовине».

Слайд.

Воспитатель:

Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсти, чтобы не засорялись землёй. У подземного зверка весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.

Слайд.

Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его обустраивает. У него есть место, где он отдыхает и спит, множество ходов, места для охоты и кладовые.

- Как вы понимаете слово «кладовка»?  (ответы детей)

Кладовка – это помещение, в котором что-то хранится. Охота крота - это тяжкий труд, неустанное копание земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много.

Слайд.

Съедает он все, что встречает под землёй, - насекомых, их личинок, жуков, медведок, гусениц бабочек, многоножек,  но главная, любимая пища - дождевые черви. Кормится могера многократно и в любое время суток.

Слайд.

Изредка, выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь полёвку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень чуткие уши и нос заменяют кроту плохое зрение.

Охота идёт днём и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Без пищи крот может прожить только пол дня. Кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землёй они находят достаточно пищи.

Воспитатель:

- Давайте поиграем в игру «Охота крота».

Дидактическая игра «Охота крота»

Дети получают задание найти каждому заданное количество добычи для крота. Передвигаясь в ограниченном пространстве, они собирают именно такое количество вырезанных из картона силуэтных изображений, сколько нарисовано на карточке.

Воспитатель:

Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени животные усиленно делают запасы. Вокруг «спальни» у кротов повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот её ранит, оставляя, однако, живой.

Животное не только много ест, но и много пьёт. Один из его подземных ходов ведёт к реке, пруду, хотя бы к луже. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но кроту это не страшно - он хорошо плавает.

Крот - существо не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное.

- Как вы понимаете эти слова? Какой у крота характер?  (ответы детей)

Друзей у него не бывает. Живёт один - одинёшенек и никого не терпит в своих владениях, даже других кротов. Врагов встречает боем.

Слайд.

У кротихи рождаются четыре-пять совершенно беспомощных, голых, слепых кротят, которых она выкармливает их своим молоком.

Слайд.

В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.

Человек  сейчас не охотится на кротов, потому что кротовая шкурка непрочная и не годится на шапки и воротники.

Не любит человек крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и в огородах овощи. Копая подземные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.

Но кроты не только вредят садам и огородам, но и приносят определённую пользу: разрыхляют землю и уничтожают вредных насекомых.

3 часть. Итог.

- О каком животном вы узнали?

- Что запомнили об этом удивительном животном?

Чтение стихотворение А. Тесленко

Роет крот туннель в земле,
Только вот темно везде.
Крот не любит яркий свет,
Каждый знает, не секрет.
Не помогут и очки,
Не помогут фонари.
Только крот не унывает,
Дело своё точно знает.
Не заблудится нигде,
Рыл туннели он - себе!

А. Тесленко

- Выберите своё настроение

Дюймовочка:

- Спасибо, вам дети. Я так много узнала о жизни кротов. Но всё же я не хочу за него замуж, ведь я люблю цветы, солнышко. Я не могу без этого жить. Как же мне быть?

Дети предлагают свои варианты помощи Дюймовочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».

Предлагаю вам конспек непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...

Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» (Вторая младшая группа) на тему: « В гостях у Лесовичка»

Цель:Закрепить представления  детей о сезонных изменениях весной в природе, с животными, растениями. Закрепить знания о диких животных и их детёнышей. Формировать элементарные представления о про...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе. Тема: «На выставке кожаных изделий»

Конспект   НОДпо образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)в старшей группе.              Тема: «На выставке к...

Конспект по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема: «Поздняя осень»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Поздняя осень».На моей странице вы найдете презентацию к конспекту.Цель: закрепить знания детей о характерных призн...