КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы ТЕМА: «Волшебница осень» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Коновалова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ  НОД

ОО «Познавательное развитие»

Ознакомление с миром природы

ТЕМА: «Волшебница осень»

для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

г. Ейск, 2017 г.

Программные задачи:

Ø  Актуализировать знания детей об осени (периоды, месяцы); формировать  умение видеть поэтическую красоту осени.

Ø  Развивать логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе (сезонные изменениями в жизни растений и животных).

Ø  Систематизировать знания детей о белом медведе и его образе жизни через использование ЦОР (слайд презентация) и в ходе  экспериментальной деятельности.

Ø  Формировать представления детей о «Красной книге».

Ø   Продолжать формировать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Ø   Воспитывать бережное гуманное отношение детей к природе.

Методы и приемы: Словесные: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения.  Наглядные: слайд презентации, демонстрация экспериментов. Практические: эксперимент. Игровые: д/и «Осенний листочек,  по кругу лети; про осень красавицу нам расскажи», д/и «Пятый  лишний?», Слайд презентация «Белый медведь».

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: модель кленового листа  желтого цвета, конверт;  слайд - презентация «Дикие животные», д/и «Пятый  лишний?»?», слайд - презентация «Белый медведь».  Для эксперимента: 2 пластмассовых емкости, 2 воронки, 2 стакана с водой, 2 бумажных круга по размеру воронки, емкость с подсолнечным маслом, 2 фартука, пинцет, влажные салфетки (для вытирания рук после эксперимента).

Раздаточный материал:  ватный диск в форме медвежьей лапы, модель медвежьей лапы из жесткого, шершавого материала (обратная часть губки для мытья посуды), силуэты дики животных.

Предшествующая работа:  Чтение стихотворений, рассказов, сказок, энциклопедий на тему: «Осень в лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме?»,  беседа на тему: «Что мы знаем о Красной книге природы?»,

 «Животные севера». Экспериментальная деятельность: тонет - не тонет, почему гусь не промокает?

 

Ход ООД

1.Оргмомент:

Воспитатель привлекает  внимание играющих детей:

Ребята, сегодня утром мне Настенька рассказала очень красивое стихотворение. Вы хотите его послушать?

- Как вы думаете,   о каком времени года говорится в этом стихотворении?

-Вы тоже, как и Настя считаете, что это время года называется – осень?

-Лера, объясни, почему ты думаешь, что в стихотворении говорится об осени? (ответы детей)

-Кто, нам подскажет,как называются осенние месяцы? (ответы детей)

-Ребята,вы согласны с ответом Артема? (Индивидуальные вопросы к детям, ответы)

- Ребята, я предлагаю вам поиграть и про осень рассказать.

- Хотите?

Д/и «Осенний листочек,  по кругу лети; про осень красавицу нам расскажи»

(Дети передают желтый кленовый лист и называют признаки осени: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Воспитатель:

-Вы очень меня порадовали!

-Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли,  я забыла вам сказать, что к нам в группу пришло письмо.

-Вам интересно узнать от кого оно? (на конверте нарисована шапочка Доктора-Айболита; предположения детей об адресате)

- Дети, вы тоже, как и Вера думаете, что это письмо от Доктора Айболита?

-Вам интересно узнать, о  чем нам пишет Айболит?

-Чтобы вам было удобнее слушать присаживайтесь, пожалуйста,  за столы, проверьте, правильно ли вы сидите.

Воспитатель читает письмо:  «Здравствуйте ребята! Я очень рад, что мое письмо попало именно  в вашу подготовительную к школе группу! Лесные звери позвали меня на помощь, а я ни как не могу их найти в осеннем лесу. Вот их фотографии. Помогите мне,  пожалуйста, иначе они заболеют».

(Слайд презентация «Дикие животные» Слайд 1: серый заяц)

- Дети, как вы думаете, почему Доктор не может найти серого зайца в лесу?

(Дети рассказывают о том, как заяц готовиться к зиме: меняет цвет для маскировки от врагов, шерсть становится гуще)

Воспитатель:

- Ребята, а кто думает иначе?

- Ну, конечно,вы правы! На фото заяц серый, а сейчас он уже белый!

Слайд 2, 3, 4: Ёж, белка, медведь. (Проводится аналогичная работа)

-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы помочь  Доктору-Айболиту найти своих пациентов?

- Молодцы ребята, вы не перестаете меня удивлять своими знаниями и успехами! Мы с вами проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.

 

Физминутка:  «На лесной опушке в ряд»

На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно,  мячики
Дружно прыгают как зайчики
.

 

- Ребята, какая я не внимательная, в конверте еще есть для вас сюрприз от  Доктора-Айболита. Он ездил по разным странам, лечил разных животных и предлагает вам узнать,  каких зверей он не может лечить одновременно?

-Вы готовы проверить себя?

Д/и «Пятый  лишний?» (Слайд 5)

( На доске появляются изображения: волка, лисы, дикого кабана, бурого медведя, белого медведя.)

- Почему вы так решили? (Ответы детей, оценка ответов педагогом)

- Что бы вы побольше узнали о жизни белых медведей Айболит прислал нам видео-письмо. Вы, хотите его посмотреть? (Слайд презентация «Белый медведь»)

-Ребята, что интересного вы узнали из видеописьма? (ответы детей)

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

- Кто мне подскажет, почему шерсть медведя не промокает?

- Есть другие мнения?

-А вы хотите это сами проверить?

Воспитатель обращает внимание детей на оборудование к эксперименту и спрашивает, как оно называется ( воронка, пластмассовая бутылка, 2листа бумаги , емкость с подсолнечным маслом, емкость с водой)

- Ребята кто хочет мне помочь?

- Как, вы считаете, какими качествами должен обладать участник эксперимента  (ответы детей)

- Я тоже, как и вы считаю,  что Артем аккуратный, внимательный, смелый и приглашаю его мне помочь.

Ход демонстрационного эксперимента:

Воспитатель, с помощью ассистента вставляет в одну воронку сухой лист бумаги, в другую воронку  промасленный лист бумаги. Затем, по очереди наливает в них воду. Вывод: масло не дает проникнуть воде в емкость. Поэтому шерсть медведя тоже не промокает, т.к. она жирная и отталкивает

воду.

-Ребята, а почему, на ваш взгляд,   медведь не скользит по льду? (ответы детей)

-А, вы хотите, сами провести эксперимент и убедиться в этом?

2. Самостоятельная  деятельность детей. Ход индивидуального эксперимента:

У детей на пластиковой доске лежат 2 модели в форме медвежьей лапы: одна из ватного диска, другая и толстого войлока. В ходе эксперимента, дети устанавливают, что «медвежья лапа» их  ватного диска  легко перемещается по поверхности стола, а из толстого войлока  остаются  неподвижными. Поэтому медведь не скользит по льду - лапы у него «подбиты»  грубой шерстью.

Подведение итогов:

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Как вы считаете, кто сегодня был самым активным?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Какое задание больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, сегодня вы меня очень порадовали своими знаниями! Я вам благодарна за ваше настроение!

Доктор – Айболит тоже вам благодарен и дарит вам картинки для раскрашивания (силуэты дики животных), которые вы раскрасите в свободное время.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл konspekt_volshebnitsa_osen.docx (538.08 КБ)538.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ  НОД

для детей старшей  группы общеразвивающей  направленности

ТЕМА:«ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»

НОМИНАЦИЯ:  «Познавательное развитие»

 /Ознакомление с миром природы/

http://www.zwalls.ru/pic/201310/2880x1800/zwalls.ru-24937.jpg

Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

г. Ейск, 2016 г.

Программные задачи:

  • Актуализировать знания детей характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; формировать  умение видеть поэтическую красоту осени;
  • Дать возможность применить на практике раннее полученные знания о  лиственных деревьях: березе, дубе, клене; умение различать и называть их;
  • Развивать логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе (сезонные изменениями в жизни растений и животных);
  • Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
  • Развивать умения выражать свои чувства и настроение посредствам выразительности движений, пластики, мимики и пантомимики (психологический этюд);
  • Воспитывать бережное заботливое отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Методы и приемы: Словесные: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения. Наглядные: слайд презентации. Практические: экспериментальная деятельность. Игровые:д/и «Осенний листочек,  по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи», «На листочек посмотри и его половинку найди»

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года»модель осеннего листа  желтого цвета, конверт с письмом;  слайд - презентация «Деревья осенью», «С какого дерева листик?», «Как лесные звери готовятся к зиме»

Раздаточный материал: по одной  детской варежке, силуэты белого и серого зайца, альбомный лист,  силуэт серой и рыжей белки, модель ствола дерева , 1\2 кленового, березового листана каждого ребенка.

Предшествующая работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок, энциклопедий на тему: «Осень в лесу», Рассматривание иллюстраций «Дикие животные» Д/и «Раз, два, три - к дереву иди», «Найди и назови по описанию»

Экспериментальная деятельность:«Как растения пьют воду»

ХодНОД

1.Оргмомент:

Воспитатель привлекает  внимание играющих детей:

Ребята, сегодня утром мне Ксюша  рассказала очень красивое стихотворение.Вы хотите его послушать?

- Как вы думаете,   о каком времени года говорится в этом стихотворении?

-Лера, объясни, почему ты думаешь, что в стихотворении говорится об осени? (ответы детей)

- Ребята, я предлагаю вам поиграть и про осень рассказать.

- Хотите?

Д/и«Осенний листочек,  по кругу лети,про осень красавицу

нам расскажи»

(Дети передают желтый кленовый лист и называют признаки осени: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, капризная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Воспитатель:

-Вы очень меня порадовали!

-Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли,  я забыла вам сказать, что к нам в группу пришло письмо.

-Вам интересно узнать от кого оно? (на конверте изображение сказочного персонажа «Лесовичка»; предположения детей об адресате)

- Дети, вы тоже, как и Кирилл думаете, что это письмо от Лесовичка?

-Хотите узнать, о  чемон нам пишет?

-Чтобы вам было удобнее слушать, присаживайтесь,пожалуйста,  за столы.

- Но прежде, чем сесть за столы я предлагаю вам собрать осенние листочки.

- Саша у тебя целый листик, Настя, а у тебя?

- А теперь, найдите каждый свою половинку листа и сядьте вместе, парой за стол.

(Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столом)

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Старичок - Лесовичок. В моем лесу произошла большая беда. Злой колдун украл  у осени ее волшебные краски. Теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы поможете выполнить задания колдуна, то  он  вернет осени все краски и Волшебница осень сможет нарядить все деревья в замечательные наряды.

Заранее вас благодарю. Ваш друг Лесовичок.»

Слайд №1 «Бесцветный лес»

-Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь  Осени.

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

- И так, первое задание.

Д/у «Узнай дерево»

Слайд №2:береза без окраски листьев

-О каком дереве идет речь в загадке?

Белый ствол. Чернеют пятна –

где такое ты встречал?

Будто кто-то аккуратно

на стволе их рисовал.(Береза)

Слайд №3Береза с желтыми  листочками

 -Все согласны с Дашей?

- Вкакой - же цвет перекрасила осень листья березы? (ответы детей)

А нас ожидает еще одна загадка.

Слайд№4 Дуб без окраски листьев

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей. (Дуб)

-Как вы думаете, на каком же дереве растут желуди?(предположения детей с доказательством ответа)

Слайд№5Дуб с осенней окраской листьев

- С какого же дерева еще,  стер всю краску злой колдун?

Слайд№6Клен без окраски листьев

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ... (Клен)

- Ребята, что произошло с нашими деревьями?

- Почему, они стали такими разноцветными?

- Я с вами соглашусь, это волшебница- осень  нарядила деревья в красивые платья.

Слайд№7изображение осенних деревьев часть, из которых не раскрашена.

-Ребята, посмотрите, часть леса еще стоит бесцветная.

- Нам предстоит еще потрудиться и выполнить задания колдуна.

Задание №2Д/у «С какого дерева листик?»

Слайд№8 Береза, клен, дуб. Рядом листберезы, клена, дуба(ответы детей)

- Как называется лист у березы? (ответы детей)

- У кого другое мнение… березовый!

-С клена упал лист (кто думает иначе?) … кленовый.

- На дубе листья… дубовые.

.Слайд№9 Картинка осеннего леса - все деревья окрашены в осенние цвета.

-Ребята, листики пожелтели и начинают опадать. Как вы думаете, почему?

(предположения детей: дни стали короче, солнце светит мало, деревья готовится к зимнему сну…)

- Молодцы ребята, вы не перестаете меня удивлять своими знаниями и успехами! Мы с вами проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.

Воспитатель предлагает взять осенние листочки и под музыку потанцевать (выполнить упражнения.)

Физкультминутка –психологический этюд« Листопад»

(Педагог говорит о том, что наступила золотая осень, набежавший лёгкий ветерок качнул ветви деревьев. Листья, оставив своё пристанище на ветках, падают на землю. Педагог предлагает детям повторить движения падающих листьев.

     Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны; выдыхают лёгкую струю воздуха, колыхая руками из стороны в сторону, кружатся с поднятыми руками, медленно приседают, опуская руки на пол перед собой.

- Педагог просит детей пройтись по воображаемым листьям и пошуршать ими.

Дети встают и медленно расходятся по группе, поочерёдно приподнимая то правую, то левую ступню, будто подкидывают осенние листья)

- Ребята,  Лесовичокблагодаренвам  за  оказанную  помощь!

-А осень прислала вам в подарок видеописьмо. «Как лесные звери готовятся к зиме»

- Напомните мне какие звери живут в лесу.(ответы детей)

Слайд№10

-Кто как думает, как лесные звери готовятся  осенью к зиме (ответы детей)

- Вы не перестаете меня радовать.

-А хотите это проверить?

Если дети не скажут о линьке животных, воспитатель рассказывает  и предлагает провести эксперимент.

Самостоятельная экспериментальная деятельность детей:

-А хотите это проверить?

У вас на столах лежат варежки. Наденьте, пожалуйста на одну руку варежку.

- Что вы чувствуете? (ответы детей)

- Вам интересно узнать, как готовиться заяц к зиме?

- Все согласны с  Тимофеем (заяц меняет цвет шубки) или есть другие мнения?

- Как по вашему, зачем зайцу менять цвет шубки?

(обобщение воспитателя)

На белый лист бумаги дети кладут силуэт белого и серого зайца.Делают вывод, что белый цвет помогает скрыться от волка и лисы.

Аналогичная работа проводится и с белкой.

Подведение итогов:

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Как вы считаете, кто сегодня был самым активным?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Какое задание больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она волшебниками. Она дарит вам краски, мелки, карандаши, что бы вы смогли раскрасить  каждый,свою бесцветную половику листика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме «Библиотека» Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада

ЦеЦЦель: Сформировать у детей представление о библиотеке.Задачи:1. Дать знание, что такое библиотека.2. Познакомить с историей создания книги.3. Познакомить с работой библиотекаря.4. Обогащение речи н...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь ...

Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»

Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...

Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах,  животных, деревьяхЗакрепить п...

Конспект ООД познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).Тема: «Пришла осень, привела погод восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет».

Цель: создание условий для расширения представлений у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи: 1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; расширя...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)" на тему: "Народы Южного Урала" для детей подготовительной к школе группы

Знакомство детей с народами проживающими на Южном Урале. Знакомство с фольклором чувашского народа, через чувашскую народную сказку "Лиса плясунья". Воспитание этнотолератного самосознания....