Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гулиева Зарифа Автандиловна

Цель:

Обобщить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
  2. Выявить знания о птицах,  животных, деревьях
  3. Закрепить правила поведения в природе
  4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
  5. Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny_oznakomlenie_s_okr_sots.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» п. Пионерский 2019 г.»

                                                        Конспект

«Мы – друзья природы»

Образовательные области: «Познавательное развитие»

 (ознакомление с окружающим миром)    

Подготовительная  к  школе   группа  (возраст детей 6-7 лет)

                                 

                      Подготовила: Гулиева З.А., воспитатель

 «Мы – друзья природы»

Образовательные области: «Познавательное развитие»

 (ознакомление с окружающим миром)    

Подготовительная  к  школе   группа  (возраст детей 6-7 лет)

Цель:

Обобщить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
  2. Выявить знания о птицах,  животных, деревьях
  3. Закрепить правила поведения в природе
  4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
  5. Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.

Словарная работа: березняк, ельник, мышкует

Оборудование:

Природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.

Ход НОД:

 

Ребята,  я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:

На столе передо мной

      Закрутился шар земной:

         Арктика, Экватор, Полюс,

               Уместил всю землю - (глобус)

- Что такое глобус? (ответы детей)

- Глобус     (уменьшенная модель планеты Земля)

- Посмотрите  на эту разноцветную планету.

- А мы, ее жители как называемся?

- Земляне.

- Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает

- Синий цвет на глобусе? (реки, моря, океаны).

- Желтым цветом? (горы, пустыни).

- Зеленым? (леса).

- Мы живем на планете Земля – очень щедрой и богатой животным и растительным миром. Природа нашей планеты создала все условия, чтобы мы жили и наслаждались красотой вокруг нас.

Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и окружающий нас мир.

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас!

 Как хорошо на свете жить,

    Как хорошо уметь дружить!

- Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? Для этого нам необходимо попасть в лес. Закройте глаза, покрепче возьмитесь за стульчики руками и скажите:

раз, два, три, стульчик меня в лес унеси.

Давайте повторим, правила поведения в лесу - "Что нельзя делать в лесу"

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Стих.    (АННА)       Природу надо охранять

                                    Зверей и птиц не обижать

                                    В лесу костры не разжигать

                                    С природой будем мы дружить

                                    Живое на земле любить

«Что нельзя и что можно делать в лесу». 

Я вас буду спрашивать, а вы будите поднимать за каждый правильный ответ карточку зелёного цвета, за каждый не правильный-красного цвета.

  1. Если хлебушка кусок

 На пеньке оставлю? (да)

  1. Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

  1. Если съем я пирожок

 И выброшу бумажку? (нет)

  1. Если ветку подвяжу,

 Колышек подставлю? (да)

     5. Если разведу костер,

 А тушить не буду? (нет)

  1. Если сильно насорю

 И убрать забуду. (нет)

  1. Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да

- А что такое лес, вы знаете?

Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Загадка (Аслан)         Его весной и летом мы видели одетым,

       А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

         Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

 Игра:    «Для чего нужно дерево?» 

(в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева)

-  это место для постройки гнезда;

-  для насекомых это жилище где можно найти добычу.

-  место для откладывания личинок;

-  это столовая для животных, насекомых, птиц.

-  листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;

-  выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха.

-  являются жильём и убежищем для зверей и птиц.

Значение леса для человека?

- Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

- для художника это объект для картин;

- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина - это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Леса бывают разные:

- Как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

Отгадайте и  назовите по срезу дерева, и по её коре, что это за дерево?

- А где растут ели?  (ельник, еловый лес)

- А где растут  сосны?    (сосновый бор, сосновый лес)

- Много дубов? (дубрава)

- А как называется лес, нашего края? (Тайга).                                                                                            

- Чем отличается сосна от ели? (полным ответом )
   (Разные шишки, у сосны длинные иголки, а у ёлки короткие иголки.) 

- Чем отличается береза от осины? (полным ответом )

    (У березы ствол белый, лист острый, резной, а у осины ствол серый, лист        у осины круглый похож на монетку. 

Пословицы и поговорки.

  1. Лес и вода — (родные брат и сестра.)
  2. Враг леса тот,  (кто лес не бережёт)
  3. Лес-богатство и краса (береги свои леса)
  4. Много леса не губи, мало леса береги, (нет леса, посади)
  5. В лесу тень(весь день.)
  6. Рощи да леса — (всему миру краса.)
  7. Кто любит земле кланяться —( без добычи не останется.)
  8. Не все стриги, (что растет.)
  9. Возле леса жить — (голодному не быть.)
  10. Сосна — дубу (сестра.)

Ребята, как вы думайте, о ком еще человек может позаботиться зимой?

- О птицах.

Не легко приходится зимующим птицам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть. А как человек может помочь им? (кормушки, насыпать корм в одно и то же время)

Ребята а какой корм можно приготовить птицам? (хлебные крошки, зерно, сало, семечки)

- Назовите перелетных птиц. 

(скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)

- Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. 

(голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)

- Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т.к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)

- Кого называют лесным доктором? (дятла)

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

- Белобокая птица. (Сорока)

- Красногрудая птица. (Снегирь)

Задаём  загадки:

                      1. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)-Софья Р.

                      2. Рыжая кума всех провела (Лиса) – Ратмир

               3. Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал, а проснулся – стал реветь. Этот зверь лесной (медведь) –Вероника Х.

                     4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе      орешки я грызу. (Белка) – Антон К.

Игра «Подбери признаки, подбери действия»

Посмотрите на картинки (волк, лиса, медведь, белка)  и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

-  «Подбери признаки»

-Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

- «Подбери действия»

- Медведь – (ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает по деревьям, погружается в спячку, сосёт лапу.)

- Подбери признаки»

-Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

- «Подбери действия»

- Лиса – (крадется, линяет, охотится, ныряет в сугроб, мышкует, укрывается хвостом, разгребает снег, добывает пищу, роет, бегает, пробирается.)

- «Подбери признаки»

-Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

- «Подбери действия»

- Белка – (прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет гнезда, прячет орехи, закладывает грибы, грызет, шелушит шишки, прячется в дупле, цокает, соскакивает)

- Подбери признаки»

-Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

 - «Подбери действия»

- Волк – (крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает логово, приносит еду волчатам, съедает, зарывает, прячет еду).

Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем

Загадка: (Лариса)                       Тяжелы рога по весу, 
                                                       Ходит важно он по лесу:
                                                       Он  хозяин, а не гость –
                                                       Хмурый и сердитый … (лось)

Рассказ:   Украшением лосей являются рога в форме лопаты с различным числом отходящих от краёв отростков. У лосей – мам(лосих) рогов нет.

Сохатые, так называют лосей, ежегодно в середине зимы сбрасывают старые рога. Весной отрастают новые рога. Лоси держаться небольшими стадами. Если очень холодно лоси зарываются в снег и видно только голову этим они спасаются от сильного мороза

Зимой лоси кормятся побегами молодых лиственных пород деревьев. В морозную зиму о лосях проявляют заботу егерь (человек, которые заботятся, охраняют  лес).

С осени они заготавливают для них сено, вяжут веники из лиственных пород деревьев, строят специальные кормушки, солонцы.

у всех у них есть одна необыкновенная особенность - лоси едят соль. Безусловно, зачем лосям соль -  Соль это  витамины для животных, которые на долгое время сохранит их  здоровье .

Вы знаете, многие животные на грани исчезновения, потому что

люди охотятся на них. Убивают их ради красивого меха и просто ради удовольствия. Как защитить вымирающих животных? И вот люди решили записать всех вымирающих животных в одну книгу, чтобы все знали о них, и издали закон об охране этих видов животных. И назвали ее Красная книга.

Игра «Что не так?» 

Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!

У волка - лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата, они живут в норе.

У белки – волчата, они живут в берлоге.

У ежика – бельчата, они живут в дупле.

У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.

У лисы – волчата, они живут в дупле.

Игра :«Что было бы, если бы …?»

- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?

(Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.)

- А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

(Ему трудно было бы спасаться от врагов.)

- Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

(Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.)

- Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?

(Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.) 

Игра «Кто лишний?» (работа в парах)

Перед вами картинки . Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

- Лось, заяц, лиса

(Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.)

- Медведь, белка, ёж

(Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет)

- Волк, заяц, белка

(Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.)

- Волк, лиса, медведь

(Медведь спит, а волк и лиса нет)

 Давайте, дети,

К тому стремится,

Чтоб нас любили

И зверь и птицы.

И доверяли повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

РЕЛАКСАЦИЯ:

Ребята, вам было интересно на занятии?

Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Как называется книга, куда занесены редкие виды животных?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

КОНСПЕКТ Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром для детей второй младшей группы на тему: «Снежные загадки»

Цель: продолжать накапливать опыт установления частных связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы у детей 3-4 лет Задачи:-       учить уста...