Конспект ОД по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: " Путешествие на воздушном шаре."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Светлана Георгиевна Захарова

В данном материале помещен конспект интересной познавательно-исследовательской деятельности,направленной на формирование у детей интереса к экспериментированию ,умения делать простейшие умозаключения. В ходе этой деятельности у дошкольников формируются первичные представления об объектах неживой природы: свойстве воздуха (расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ) и свойствах воды, о значении воды в нашей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №14

Конспект

образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе

на тему: «Путешествие на воздушном шаре»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(познавательно-исследовательская деятельность)

Подготовила воспитатель  МБДОУ № 14 С.Г.Захарова

Г.Елец,

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,  познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие .

Цель: формировать у детей познавательные действия, интерес к экспериментальной деятельности; умение делать простейшие умозаключения

Задачи:

Образовательные:

- формировать первичные представления об объектах неживой природы: свойстве воздуха (расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении) и свойствах воды (жидкая, прозрачная, не имеет формы, вкуса, запаха, является растворителем, может переходить в твердое и газообразное состояние), о значении воды в нашей жизни;

- закреплять представление о круговороте воды в природе;

- уточнять и расширять словарь детей словами: лаборатория, опыт, оборудование, круговорот, исследователь, растворитель.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, память, мышление  в процессе  экспериментирования (умение выдвигать гипотезы, делать выводы);

- развивать диалогическую речь;

- развивать темп и ритм речи;

- развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением.

Словарная работа:

- уточнять и расширять словарь детей словами: лаборатория, опыт, оборудование, круговорот, исследователь, растворитель, жидкость, течь, литься, переливаться, расширяется, сужается, испаряется.

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование и материалы:

изображение воздушного шара, воздушный шарик,  пластиковая бутылка, тазики с горячей (60*) и холодной водой, свеча, ложка, зажигалка, пустой стакан, карточки-символы; аудиозаписи (шум прибоя, горный ручеек, капель, шум дождя, голос «Капельки»).

Раздаточный материал:

2 стакана с водой, 1 стакан с соком, 1 стакан с соленой водой,1 пустой стакан,1 чашка, 3 соломинки, 2ложки, бумажный цветок, термосы с горячей водой, со льдом, стеклянная крышка, шапочки для игры «Тучка и капельки».

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение энциклопедии, стихотворений о воздухе, воде, инее, льде, росе, дожде, снеге: «Град» Е. Серов, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака»  Я. Акима, «Лед» Г. Ладонщикова, «Пар» Н. Михайловой; наблюдения за облаками, дождем, состоянием природы после дождя; прослушивание музыкальных произведений А. Филипенко «Дождик», А.Александрова «Дождик накрапывает», Н. Кувшинникова «Гроза»,  д/и «Ручеек»; рассматривание глобуса, воздушного шара; беседы: «Воздух и его роль в жизни всего живого», «Как вода приходит в дом»; разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», игры «Тучка и капельки».


Ход образовательной деятельности:

В.: Дети, приглашаю вас отправиться в путешествие. На чем можно путешествовать? (Ответы детей.)

Предлагаю сегодня отправиться в путешествие на воздушном шаре. Но чтобы отправиться в путь, нам  нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

В.: Что это? (Воздушный шар.) Чем он наполнен? (Воздухом.)

А вот какой воздух  необходим, чтобы шар взлетел, мы сейчас узнаем.

Подойдите ко мне.

Воспитатель надевает воздушный шарик на горлышко пластиковой  бутылки. Держит ее в течение 1 мин. в горячей воде.

В.: Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в холодную воду.)

В.: Что вы видите? (Шарик сдувается.)

В.: Как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей.)

В.: Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается.

Посмотрите, под воздушным шаром есть горелка, зачем  же она нужна? (Нагреть воздух.)

Теплый воздух легче, чем холодный и поднимает шар вверх. (Горелка нужна, чтобы шар взлетел.)

Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар, и он поднимается вверх. Когда горелка выключается,  воздух постепенно охлаждается и  сжимается – шар сдувается и опускается вниз.

В.: Занимайте место в корзине  (садятся на стулья) воздушного шара. Отправляемся в полет.

Проговаривание чистоговорки.

Чу-чу-чу – на шаре я лечу.

Чи-чи-чи – лучи солнца горячи.

Ча-ча-ча – налетела туча.

Чи-чи-чи – не боимся тучи.

Мы уже высоко поднялись. Посмотрите вниз. Что это там зеленого цвета?(ответы детей). Что желтого и коричневого цвета?(ответы детей) А что там голубого и синего цвета?(ответы детей)

В.: Внимание, мы прилетели в страну Воды, можем выходить из корзины (звучит тихая музыка, шум воды).

В.: Где же жители этой страны, почему мы никого не видим?

Ой, смотрите, Капелька!

Капелька: Здравствуйте, дети, это я – Капелька. Жителями этой страны являются такие как я, а все вместе  мы образуем воду, которая у вас на столе. Мои подружки – капельки уже объединились и превратились в воду, а я отстала, потому что не знаю  как мне себя вести и ничего не знаю о воде и ее свойствах.

В.: Дети, поможем Капельке  узнать  о свойствах воды и догнать ее подружек. Но для этого нужно провести серьезную научную работу, для чего нам нужно вооружиться вниманием и терпением,  и конечно нам нужна лаборатория.

Капелька: Пожалуйста,  лаборатория здесь есть, проходите.

(Дети входят в лабораторию.)

В.: Сейчас я предлагаю вам стать учеными – исследователями и заняться исследованием воды. Садитесь за свои рабочие места. Нам нужно быть внимательными и аккуратными. Давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Опыт №1.

В.: Нужно взять   стакан с водой, наклонить над другим стаканом. Что происходит с водой? (Она льется, переливается, течет.)

В.: Проделаете то же самое. Какую форму принимает вода? (Форму стакана.)

Теперь перелейте воду из стакана в чашку. Какую форму приняла  вода? (Форму чашки.)

Что можно сказать про воду: какое это вещество? (Жидкое.)

Вывод: Вода – это жидкость. Что она может делать? (Течь, литься, переливаться  и принимать любую форму.)

Выберите символ, которым можно обозначить это свойство.

Опыт №2.

В.: Перед вами стоят 2 стакана с соломинками. В одном вода, а в другом сок. Попробуйте воду, потом сок. Какой вкус у сока? (Сладкий.) А у воды? (У воды нет вкуса.) Какой можно сделать вывод? (Вода не имеет вкуса.)

Прикрепляем символ.

Опыт №3.

В.: Предлагаю вам понюхать сок и воду. Чем пахнет сок? (апельсином). Почему?( потому что это апельсиновый сок). А вода пахнет? (Нет.) Какой вывод делаем? (У воды нет запаха.)

Прикрепляем символ.

Опыт №4

В.: А сейчас опустите в  стакан с соком и в стакан с водой по 1 ложке. В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (В стакане с водой ложку видно, а с соком нет.) Почему? (Потому что вода прозрачная, а сок нет.)

Какой вывод можно сделать? (Вода прозрачная.)

Прикрепляем символ.

Опыт №5

В.: У вас  на столе стоит еще 1 стакан. Как вы думаете, что в нем? (Вода.) Как вы догадались? (Прозрачная жидкость.) Попробуйте ее. (Там соленая вода.) В.: Как  получилась соленая вода в стакане? (В воду насыпали соль). А я  что –то ее не вижу. Почему? (Соль растворилась.)

В.: У вас на блюдце лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой и размешайте.  Что произошло с сахаром? (Сахар растворился.)

В.: Мы с вами сделали еще одно открытие: вода умеет растворять. Что еще может растворить вода? (Соду, стиральный порошок). А песок? (нет).

В.: Давайте проверим. Насыпьте в другой стакан с водой песок  и размешайте. Что вы видите? (Вода стала мутной, а песок осел на дно).

Какой вывод делаем? (Вода умеет растворять некоторые вещества.)

Прикрепляем символ.

Опыт №6:

В.: Мы выяснили, что вода – это жидкость. А теперь посмотрите, что это у меня? (раздать всем  кусочки льда). Да, это лед. Подержите его  в ладошке. Что с ним происходит? (Он начал таять). Почему? ( Потому что ладошки теплые) Что получится изо льда, когда он растает? (Вода.) Значит, лед это что? (Лед это вода.)

Вот мы с вами установили, что вода – волшебница,   она может превращаться в лед. А может быть вода  умеет  совершать еще какое-нибудь превращение.

Подойдите ко мне, станьте вокруг стола. Я вам покажу еще один опыт. (Воспитатель набирает в ложку немного воды, зажигает свечу и нагревает над пламенем ложку с водой. Вода испаряется.)

В.: Куда исчезла вода? (Испарилась.) Вода превратилась в пар (газообразное состояние).

В.: Когда еще вода превращается в пар? (Когда кипит чайник.)

В.: В термосе горячая вода. Что вы видите над ним? (Пар.)

В.: Положим на горлышко термоса холодное стекло.  Что вы видите? (Пар оседает на стекло.) Снимаю стекло. Что вы видите? (Со стекла стекает вода.)

Вот мы открыли еще один секрет: пар может снова превратиться в воду, если остывает.

Прикрепляем символ.

В.: Вот видишь, Капелька, как много теперь ребята знают о воде.

Капелька: Спасибо вам, ребята. Какие вы умные и сообразительные, настоящие исследователи. А сейчас я для вас приготовила сюрприз: цветок, сделанный из бумаги, в воде как будто распускается. Опустите в стакан с водой бумажный цветок, и вы в этом убедитесь.

В.: Ой, куда делась  Капелька? (Она испарилась, поднялась вверх на тучку).

Капелька: Дети, предлагаю вам поиграть в мою любимую игру «Тучка и капельки».

В.: Вы сейчас станете капельками, а я  – мамой-тучкой?

Физкультминутка: игра: «Тучка и капельки».

Отпросились капельки у мамы погулять.

(Звучит спокойная музыка.)

На Землю все отправились на травке поиграть.

(Шум дождя – гуляют.)

Напоили капельки природу на Земле.

(Присели.)

Дружно взялись за руки и бегом к реке.

(Шум реки – взявшись за руки, бегут.)

И собрались капельки в море отдохнуть.

(Шум моря – присели.)

Но заскучала мамочка, солнце позвала.

(Спокойная музыка.)

Выглянуло солнышко, лучи все греть взялись,

Тепленькие капельки к тучке поднялись.

(Подбегают к воспитателю.)

В.: Вот так в природе происходит круговорот воды.

Дети, что произойдет, если на Земле не будет воды? (Ответы детей.)

В.: Что же надо делать, чтобы чистая вода не иссякла на земле? (Надо экономить воду, беречь ее, не загрязнять водоемы.)

В.: Дети, нам пора возвращаться в детский сад.  Занимайте места в корзине воздушного шара. (дети садятся) А пока летим, давайте вспомним, как помогли Капельке. (Ответы детей.)

В.: Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Дети:

1 В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

2 Как сосулька замерзает, в лес  туманом заползает.

3 Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

4 На плите у нас кипит, паром чайника шумит.

5 Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.

6 Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

7 Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

8 Смею я вам доложить: без нее нам не прожить!

В.: Вот мы и приземлились. Понравилось вам наше путешествие?

  Где мы сегодня были, что  делали ?(ответы детей).

В.: Мы с вами сегодня совершили необычное путешествие на воздушном шаре, благодаря тому, что узнали о свойстве воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.

В стране воды вы много узнали о свойствах воды с помощью опытов ,о круговороте воды в природе, и помогли Капельке присоединиться к своим подружкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД Формирование целостной картины мира. (в старшей логопедической группе) Тема: «Государственные символы России. Герб и флаг».

Конспект ОДФормирование целостной картины мира.(в старшей логопедической группе)Образовательная область: Познание.Тема:   «Государственные символы России. Герб и флаг»....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира детей в подготовительной группе на тему: Зима, зимние забавы.

Данный конспект по формированию целостной картины мира содержит в себе игровые задания для детей по закреплению знаний о признаках зимы. А так же конспект может быть использован как форма взаимодейств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Путешествие Капельки»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие Капельки"...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему "О пользе витаминов для здоровья детей"

В занятии дается представление о том, какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, объясняется, в чём разница между "вкусными" и полезными продуктами. Дети знакомят...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему: «Что мы делаем в детском саду?».

Формирование дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей младшего дошкольного возраста....