Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимофеева Ирина Ривхатовна

Практико-ориентировачный подход в образовании: от цели к результату (сборник статей/ выпуск №2)

Как ознакомить старших дошкольников с объектами неживой и живой природв и окружающим миром. Что важно не упустить в этом возрасте и на что следует обратить внимание...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Работа воспитателей по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, н6а формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе на уяснение некоторых новых неизвестных детям связей и закономерностей. Педагог при работе с детьми старшего дошкольного возраста должен активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы, сообщая что-то новое, он должен обязательно использовать и систематизировать уже имеющийся у детей опыт и знания, обучая детей более точно и образно выражать в своей речи то что они узнали, педагог помогает им выбрать соответствующие языковые средства.

Во время наблюдений, экскурсий, прогулок проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, педагог не только расширяет круг представлений детей, но, главное, помогает им осознать определенные закономерности в сезонной жизни природы. Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии в природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире от изменений в неживой природе. Еще большее значение имеет закрепление и систематизация знаний при использовании предметно-схематических моделей. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличии от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать и мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д. Старшие дошкольники уже знают части растений: лист, стебель, корень, знают, какое значение имеет корень для любого растения. чтобы уточнить эти знания, интересно использовать такой прием - рисование предметной схемы - модели на тему "Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю". Дети с удовольствием рисуют лес, сад, огород и при этом стараются правильно изобразить наземные и подземные части растений. Так же интересно проходят занятия рисование "Подо льдом", "Под снегом". Вообще, изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно - схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д. расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме модели, изображающей сад, огород, луг и т.д.

Постоянные наблюдения за явлениями неживой природы, за изменениями в растительном и животном мире дают возможность выделить наиболее существенные признаки каждого сезона и признаки, общие для нескольких сезонов, но по - разному проявляющиеся. Так, дети усваивают, что мелкий моросящий дождь - примета осени, а крупный, теплый проливной дождь идет только летом. что снег бывает осенью и весной, но для зимы это наиболее характерный признак. Понимание детьми вариативности признаков одного и того же явления, зависимости их от конкретных условий и сезона становится новой ступенью в познании ими природы. Как в предыдущие периоды, дети получают задания на сравнение сезонов. При сравнении зимы и лета, весны и осени, т.е. сезонов резко отличающихся друг от друга, ребятам легче выделить основные, характеризующие их признаки: долготу дня, состояние неба, характер осадков и т.д. сравнение "смежных", переходных сезонов (осень-зима, весна-лето) обеспечивает усвоение менее контрастных, похожих признаков, тем самым способствует пониманию постепенности развития природы.

Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет ведения сравнительных степеней прилагательных: " Летом день длинный, осенью - короче"; "Весной ночь поменьше, зимой подлиннее"; "Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, зимой наоборот ". Если раньше педагог в основном обращает внимание детей на начало и конец сезона, то в старшем дошкольном возрасте знакомит их с признаками, характеризующими наступление, разгар и конец сезона. В процессе наблюдений, бесед дети учатся находить и формулировать эти признаки, сравнивать различные периоды одного сезона. Целесообразно ознакомить детей с некоторыми названиями, определяющими период сезона, например: "Золотая осень", "Поздняя осень", "Предзимье". Все эти названия очень образны, потому понятны и легко запоминаются. В каждом периоде сезона воспитатель выделяет характерные особенности, составляющих цепочку взаимосвязанных событий, и организует изготовление детьми соответствующих предметно - схематических моделей. Ранняя весна - появляются проталины, начинают набухать почки деревьев. Прилетают и оживляются оседлые птицы. Пробуждаются первые насекомые. Покидают зимние жилища медведи, барсуки. У зайчих, бельчих появляется потомство.

Средний период весны - полн6остью тает снег, на реках ледоход, набухают почки большинства деревьев, появляется трава, распускаются рано цветущие растения. Заканчивается прилет перелетных птиц, они устраивают гнездовья и откладывают яйца. Начинается икрометание у лягушек и рыб. Поздняя весна - все деревья покрываются листвой, зацветает черемуха, вишня, смородина и др.; птицы насиживают яйца, начинают выводиться птенцы. Рождаются детеныши у оленей и лисиц.

Труднее всего ребята усваивают переход одного сезона в другой, постепенность наступления нового. Этому должно быть уделено особое внимание: воспитатель предлагает ребятам охарактеризовать наблюдаемые ими типичные явления, свидетельствующие о наступлении нового времени года; подводит к тому, чтобы они сами определили данную степень сезона; предлогает сравнить признаки начала и конца сезона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка ...

Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с...

«Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников».

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка....