Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «В осеннем лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Солодовникова Ирина Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию

 на тему: «В осеннем лесу».

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

 на тему: «В осеннем лесу».

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!  Что изображено на картинке?

Дети: Осенний лес.

Воспитатель: А кто гуляет в осеннем лесу?

Дети:  Ежик.

Воспитатель: А что  принес нам Ежик?

Дети: Осенний лист.

Воспитатель: А с какого дерева листок?

Дети: С клена.

Воспитатель: Ребята, а в какой цвет покрасила его осень? 

Дети: золотой, жёлтый.

Воспитатель: Этот  листок приглашает нас  в сказочное путешествие.  А чтобы узнать куда, вам надо отправиться необходимо,  отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:                                                                                                                          Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой,                                                                                                                           Никиту – орешком                                                                                                                                         Диму – сыроежкой,                                                                                                                                  Алису – малиной,                                                                                                                                        Ваню хворостиной.

Дети:  Это лес.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? 

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Воспитатель: Дети, а давайте отдохнем. Я предлагаю, Вам интересную игру называется «Погода осенью».

Воспитатель:  Когда идет дождь, как называется такая погода?

Дети: Дождливая.

Воспитатель:  Когда дует ветер, как называется такая погода?

Дети:  Ветреная.  

Воспитатель: Когда пасмурно, как называется погода?

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Когда на улице сыро, как можно назвать такую погоду?

Дети: Сырая.

Воспитатель: Когда на улице хмуро, как погода такая называется?

Дети: Хмурая.

Воспитатель: Когда на улице ясно, как называется такая погода?

Дети: Ясная.

Воспитатель:  Ребята, в лесу растут разные деревья. Послушайте, вот первая загадка о дереве, будьте внимательны.

 Загадки про деревья:    

  1. Клейкие почки,
    Зелёные листочки.
    С белой корой
    Стоит под горой.

(Береза)

  1. Что же это за девица:                                                                                                 Не швея, не мастерица,                                                                                       Ничего сама не шьёт,                                                                                                   А в иголках круглый год.

                                             (Ель)

  1. Каждый год на нем с охотой

Вырастают самолёты.                                                                                           Жаль, что каждый вертолёт                                                                                       На один всего полёт.

                                     (Клён)

  1. Тёмной он покрыт корой,                                                                                       Лист красивый вырезной.                                                                                            А на кончиках ветвей,                                                                                        Много-много желудей.

                                   (Дуб)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть –тихонечко сядь.    

Воспитатель: А какие периоды осени изображены на фотографиях?

Дети: Ранняя, поздняя осень.

Воспитатель: Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, кизил, шиповник, барбарис, боярышник, появляются в лесу грибы.                                                                                                       Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи.                                                                                  Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме.                                                                                                                         Воспитатель: Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Ой, посмотрите, Кто к нам в гости пришел?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: А что в руках  у Лесовичка?

Дети: Письмо.

Воспитатель: «Детям Старшей группы от лесных жителей», они пишут, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями. Ребята поможем лесным жителям?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно.                                                                 Осенние задачи:

  1. Дружно муравьи живут и без дела не снуют:                                                                 Два несут травинку, два несут былинку,                                                                           Три несут иголки. Сколько их под ёлкой?        (7).
  2. Ёжик по грибы пошёл,                                                                                                  Пять рыжиков нашёл.                                                                                                    Три грибка в корзинку,                                                                                     Остальных на спинку.                                                                                                Сколько рыжиков везёшь        

На своих иголках, ёж?   (2)                                                                                             3.  Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,                                          

Но один из них устал.                                                            

А теперь ответ найди –                                          

Сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель: Умницы, Вы  отлично  справились с задачами. Молодцы! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет  окрас с рыжего на  серовато-белый.  Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Воспитатель: Хорошо. А теперь третье задание от лесовика. Ребята вы немного устали. Давайте немного отвлечемся. Для вас есть интересная игра «Четвертый лишний».

  1. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь. (Плод дерева)
  2. Мальчик в осенней одежде, мальчик в летней одежде, дождь, кленовые осенние листья.( Не по погоде мальчик  одет)
  3. Мышь запасы складывает, кораблик,  овощи, птицы улетают в теплые края. (Кораблики  запускают бумажные в лужах весной).

Воспитатель: Вы молодцы, сегодня хорошо справились со всеми заданиями, которые вам принес Лесовичок  от лесных жителей. Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."

Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

План-конспект занятия по познавательному развитию «Приключения в весеннем лесу» для детей с нарушением зрения (средняя группа)

Целью занятия является формирование элементарных математических представлений и мыслительных операций, развитие у детей компенсаторных возможностей. Игровые методы и приёмы, присутствие сказочного гер...

Конспект НОД по познавательному развитию "Ежик в осеннем лесу"

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию "Ежик в осеннем лесу"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект НОД по познавательному развитию "Прогулка в осеннем лесу" во второй младшей группе ДОУ...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»...

Конспект НОД по познавательному развитию «Ёжики в осеннем лесу» младшая группа.

Конспект  НОД по ознакомлению детей с миром природы....