"Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»
консультация по окружающему миру

Давыдова Елена Анатольевна

Консультация для воспитателей по организации  познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке по всем возрастам. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке» Подготовила: воспитатель Давыдова Е.А.

Слайд 2

Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность , любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию .

Слайд 3

Задачи 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность, 2. Развитие понимания взаимосвязей в природе. 3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности. 4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Слайд 4

Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке: 1 этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ 2 этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3 э тап - ПРАКТИЧЕСКИЙ 4 этап -ИТОГОВЫЙ

Слайд 5

Методы познания закономерностей и явлений окружающего мира Наблюдение Целью наблюдения является - формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных , сезонных явлений .

Слайд 6

Экспериментирование развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др .).

Слайд 7

Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Экскурсии

Слайд 8

Классификация экспериментирования и наблюдений по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы), по месту проведения опытов (в группе, на участке и т.д.), по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные – вся группа), по причине проведения (случайные, запланированные, поставленные на ответ ребенка), по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические), по продолжительности (от 5 до 15 минут, длительные – свыше 15 мин), по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или цикличные, по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые, по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные, обобщающие, по характеру познавательной деятельности детей –иллюстративные (когда детям все известно, и эксперимент подтверждает знакомые факты, поисковые ( дети не знают конечный результат) и решение экспериментальных задач, по способу применения: демонстрационные и фронтальные.

Слайд 9

Особенности детского экспериментирования на прогулке Детское экспериментирование свободно от обязательности, Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта, В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана, Дети не могут работать, не разговаривая, Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов, Нужно учитывать право ребенка на ошибку, Применять адекватные способы вовлечения детей в работы, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс, Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов, Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.

Слайд 10

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов В зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются следующие требования: Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке; Плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д. Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)

Слайд 11

Исследовательская деятельность - весна-лето Вода Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра). " Тонет - не тонет", " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? "Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце . «Какая лужа высохнет быстрее?» Солнце «Солнце стало греть больше»: " Как появляются солнечные зайчики? ", " Как появляется тень? ", «Солнце высушивает предметы и песок» Песок Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты. Строительные свойства песка и почвы . «На мокром песке остаются следы, отпечатки» Дождь Дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой. «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности. Камни Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.) Вес «Легкий - тяжелый» Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее. Воздух Веер – познакомить с ветром. При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра. «Игры с воздушными шариками», С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет». Опыты с вертушкой. Облака, небо Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые. Облака двигаются, почему? Растения Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев; Рассмотреть через лупу ветку, ♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки. листочки). Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_) Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка. Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений. «Почему повял цветочек?» Сравнить сухие и влажные комочки земли. Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли ). «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить» Насекомые Обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку ( а давай попробуем, посмотрим….), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать. Ответить, кто же самый сильный на земле? Найти божью коровку и определить ее название. Червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…) Наблюдать за полетом мух (длина перелета). Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться). Птицы «Почему птицы летают?» Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Слайд 12

Исследовательская деятельность – осень-зима Почва, песок. Песок - это множество песчинок. Почему осенью бывает грязно. Состояние почвы в зависимости от температуры. Тяжелая – легкая: выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий. Свойства мокрых и сухих веществ: знакомить детей со свойствами мокрых и сухих песка, почвы. Строительные свойства песка и почвы. Тяжелый – легкий: выявить зависимость тяжести песка от погодных условий. Вода, лед. выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха. Вода не имеет формы, запаха. Жидкое – твердое : формировать представления об отвердевании веществ. Лед – твердая вода. Лед легче воды. Изготовление цветных льдинок. Снег Свойства снега. Таяние снега. Можно ли пить талую воду? Снег сохраняет тепло. Что тяжелее?: выяснить, что тяжелее снег или лед? Защитные свойства снега: выяснить, защищает ли снег предметы от ветра? Дождь Дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой. «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности. Солнце Свойства солнечных лучей: выяснить, как солнечные лучи влияют на почву, снег, лед. Передача солнечного зайчика: выяснить, как отражается свет. Свет повсюду: показать детям, что источник света может быть природным и искусственным. Свет и тень: познакомить детей с образованием тени. «Где ночует солнышко? » Воздух Движение воздуха: показать детям, что воздух движется. Что в пакете? выявить свойства воздуха. «Ветер - это движение воздуха» Растения Сбор семян, увядание растений. Наблюдение за деревьями

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»

laquo;Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»...

Консультация для воспитателей: «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке».

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Формирование познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке

Формирование познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке   Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от ус...