Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Скиба Алла Владимировна

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-nod-v-sredney-gruppe-vozduh-nevedimka.docx576.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному

развитию в средней группе «Воздух – невидимка»

Провела воспитатель: Скиба А.В.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха, воздушные  и гелиевые шары

Форма проведения: подгрупповая.

                                                                     Ход  НОД:

Ребята, вы не заметили ничего сегодня странного и необычного в группе?  К нам никто не приходил? А я заметила контейнер

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03504.JPGЧто же это за невидимка к нам пожаловал и оставил этот контейнер.

Вам интересно  узнать,  что там внутри? Посмотрим?

Ох сколько тут всего! Да тут целая секретная лаборатория! А вот и шапочки для лаборантов!

Одеваем шапочки

Раз, два, обернись

В лаборанта превратись!

Д а здесь у нас настоящая лаборатория!

А что делают лаборанты в лаборатории! (проводят опыты, эксперименты)

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03506.JPGТеперь – то мы точно узнаем кто к нам приходил, узнаем все его секреты!

Игра с воздухом «Парашют» 

- Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Посмотрите, какой большой  кусок ткани Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут. 

- Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно,  и не ударяться о землю.

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03507.JPG1 стол  Опыт «Мешок воздуха» (пакеты, зубочистки) 

- А как вы думаете, где ещё находится воздух? (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

- А я предлагаю поймать с помощью пакетов

(раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (идет воздух)

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые, исследователи, лаборанты результаты своих исследований записывают. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

-Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть,   он прозрачный,  не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»), но его можно почувствовать). 

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03510.JPG(на доску выставляется карточка - символ) 

2 стол  Опыт «Что в стакане?» (миски с водой, стаканы, ведро с водой, бутылочка, салфетки)

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух). 

Такой же опыт мы можем провести с помощью вот такой пластиковой бутылочки. Попробуем её опустить в воду вниз отверстием, вода в неё не наливается. А если мы её опустим по другому, вода наливается, а пузыри воздуха выталкиваются наверх

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

3 стол Опыт «Воздух в человеке» (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой, трубочки, воздушные шары) 

 - Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03513.JPG - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Это же свойство воздуха мы можем подтвердить с помощью воздушных шаров. Попробуйте их надуть.

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03519.JPG- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше

 Опыт «Имеет ли воздух запах?» (туалетная вода)

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Предложить встать в круг и отвернуться, распылить.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03520.JPG- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево») 

Опыт «Не дышу» 

Уважаемые лаборанты, исследователи, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

-Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

- Ребята, подумаем, кому еще нужен воздух? (живой природе или всему живому)

C:\Users\Солнышко\Desktop\итоговые занятия\DSC03516.JPG-Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

- В нашем контейнере, ребята,  есть ещё одна карточка. 

- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, вам понравилось? Опыты для вас были лёгкими или что-то было для вас тяжело?

Так кто же побывал у нас сегодня в группе, что за невидимка?  (воздух)

А вот и сюрприз от него!!! (Гелиевые шары и мыльные пузыри) Да только шары  необычные, посмотрите как высоко они могут улетать, а почему? Скоро мы с вами всё узнаем! Спасибо!

- Сейчас можно и поиграть с мыльными  пузырями:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у  детей представле...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...