Сказка про осень
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья  Владимировна Фокина

Конспект НОД для детей с нарушением зрения 5-6 лет, Образовательная область: познавателдьное развитие, ознакомление с окружающим миром.

Цель:Расширение и систематизация  представлений детей  об осенних изменениях в живой и неживой природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazka_pro_osen.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением зрения.

Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Сказка про осень»

Задачи:

Расширять и систематизировать  представления детей  об осенних изменениях в живой и неживой природе; учить называть признаки осени;

формировать у детей представление о жизни  леса в осенний период;

закреплять представления о деревьях (цвет осенних листьев, названия деревьев по форме листа);

развивать познавательный интерес детей;  зрительное, слуховое внимание; логическое мышление (установление причинно-следственных связей, простые выводы); память;

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным; желание помогать;

Коррекционные задачи:

Развивать зрительное, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве; глазодвигательные функции; фиксацию взора; координацию движений;

Оборудование: компьютер,  видеоряд, картинки признаков всех времён года; листья деревьев из бумаги разных цветов; наложенное изображение листьев: дуб, клён, берёза, рябина; картинки погоды из календаря природы;  капельки дождя голубого и серого цвета;

Ход НОД:

Организационный момент: «Передай улыбку по кругу»

(слайд 2 –  картинка улыбающиеся дети)

-Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

Вхождение в тему:

(слайд 3- картинка бабушки сказочницы)

-Расскажу вам сказку я.

Будет сказка занимательна.

Слушайте её внимательно.

Кто уши широко раскроет-

Много всякой всячины усвоит.

-А про кого сказка вам придётся угадать.

(звучит шорох листьев)

-Что за звук вы слышите? (ответы детей)

-В какое время года можно услышать шуршание листьев? (осенью)

-Как вы думаете, кто героиня сказки?  (осень)

Упражнение «Шорох листьев»

-Давайте пошуршим, как осенние листочки.

(дети трут ладошки друг о друга и произносят звук «Ш-Ш-Ш»)

Основная часть:

(слайд 4 – картинка девочки Осени)

-Ну а теперь слушайте сказку:

-Жила-была маленькая осень. Она была на самом деле маленькой, но всё же достаточно большой, чтобы отправить её  на работу. Осени сказали, что она достаточно выросла, чтобы получить своё первое задание. И маленькую осень отправили в лес. Осень очень перепугалась. Её, конечно, же учили всему, что должна знать осень, но вдруг оказаться одной в чужом лесу…  И маленькая осень села под кустиком и заплакала, потому что забыла,  что она, осень, должна сделать в лесу.

-Ребята,  как можно помочь осени? (предположения детей)

-Давайте поможем осени превратить летний лес в  осенний.

Игра «Какой, какое, какая»

Небо осенью какое? … осеннее.

Ветер осенью какой? …осенний

Погода какая?...осенняя

(упражнение продолжается со словами: солнце, туча, дождь, день, утро, пальто, сапоги)

-Какими словами можно сказать про осень? Осень  какая? (ответы детей)

Упражнение «Осенняя погода»

-Изменится ли в лесу погода? (ответы детей)

(на столе раскладываются картинки погоды из календаря природы)

-Выберите картинки осенней погоды. (дети выбирают картинки осенней погоды)

-Какая погода бывает осенью? (пасмурная, дождливая, ветреная)

-Почему меняется погода? (ответы детей)

-Правильно, потому что солнце перестаёт греть.

 (слайд  5 –  картинка листопада)

Физминутка «Листопад»

-А теперь давайте превратимся в листочки.

-Мы, листики осенние,

На  веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате,  вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

-Что происходит с листьями осенью? (меняют цвет и падают на землю)

-Как называется это явление? (листопад)

-А зачем деревья сбрасывают осеннюю листву? (ответы детей)

-Правильно, деревья готовятся к зиме.

(на  столе разложены бумажные листья разных цветов)

-Помогите осени раскрасить листья в осенние цвета. (дети выбирают жёлтые, красные, оранжевые листья)

-Какого цвета вы выбрали листья? (красные, жёлтые, зелёные)

Упражнение  «С какого дерева детки?»

 (наложенное изображение листьев: дуб, клён, берёза, рябина)

(слайд 6 – картинка диких животных: заяц, медведь, ёж, белка, лиса, волк)

-Кто живёт в лесу? (ответы детей)

-Осень изменит  жизнь диких животных? (да)

-Помогите осени это сделать. Что будет делать  заяц, белка, медведь, ёж, лиса осенью?

(дети отвечают, какие изменения происходят в жизни диких зверей осенью. При затруднении, воспитатель задаёт наводящие вопросы)

(слайд 7 – картинка насекомых)

-Кто ещё живёт в лесу? (насекомые)

-Изменит осень жизнь насекомых? (ответы детей)

-Что должны делать  насекомые осенью? (прятаться)

-Почему они прячутся? (становится холодно)

Игра «Поможем спрятаться насекомым»

(детям раздаются муляжи насекомых.  На столе раскладываются  сухие листья, трава, земля в баночке,  веточка дерева или коры)

-Помогите спрятаться насекомым.

(дети прячут муляжи насекомых в траву, под листочки, в землю, под кору.  Называют куда спряталось насекомое)

(слайд 8 – картинка журавлиного клина)

-Кто ещё живёт в лесу? (птицы)

-Изменит осень жизнь птиц? (да)

-Что должны сделать птицы? (улететь в тёплые края)

-Почему птицы улетают в  тёплые края? (потому что исчезает корм  - насекомые)

Игра «Что бывает осенью»

( на столе разложены картинки признаков всех времён года)

-Помогите  найти  картинки осенних признаков. (дети выбирают картинки с осенними признаками, объясняют свой выбор и выкладывают картинки в ряд)

-Почему осенью происходят такие изменения в природе? (предположения детей)

-Правильно, потому что солнце перестаёт греть.

(слайд  9 – картинка осеннего леса)

-Осень бродила по лесу, выдыхала облачка пара в холодеющий воздух и раскладывала горсти желтых листьев в укромных уголках. Небо все чаще затягивалось акварельными облаками, а солнце по утрам просыпалось все с большим трудом, а иногда даже не вставало до самого полудня. В лужах отражалось небо, а деревья украшались пестрыми листьями и гирляндами желудей и каштанов. Под ногами уже начинало шуршать, а в зябкие утра животные прятались в своих норках. Маленькая Осень очень старалась. Лес ей нравился и она хотела сделать все как можно лучше.

Зрительная гимнастика «Дождик»

(слайд  10 – картинка дождя и звук дождя)

-Что вы слышите? (ответы детей)

-Капля первая упала «кап - кап»                

(указательный палец правой руки  двигается сверху вниз, глаза следят за движением пальца)

И вторая побежала «кап - кап»              

(аналогично прослеживаем взглядом за  указательным пальцем левой руки)

Мы на небо посмотрели                            

( смотреть вверх)

Капельки «кап - кап» запели                     

( постучать по голове подушечками пальцев)

Намочились лица,                                      

(сильно зажмурить глаза, затем широко открыть. Повторить 3 раза)

Мы их вытираем.

 (вытирать лицо ладошками)

Туфли - посмотрите                                       

(посмотреть на туфли)

Мокрыми стали                                         

(показать руками на туфли)

Плечами дружно поведем                            

(трясти плечами)

И все капельки стряхнем

(быстро похлопать ресницами)

От дождя убежим                                         

( бежать  на месте)

Под кусточком посидим                         

(присесть)

Рефлексия: «Дождевые капельки»

-Мы с вами помогли маленькой осени справится с её трудной работой.

(на столе разложены капельки из бумаги голубого, серого цветов)

-Если вам понравилось помогать осени, то возьмите голубую капельку.

-Если вам просто не понравилось  помогать осени, то возьмите серую капельку.

-Как  мы помогали осени?

Используемые материалы:

https://dettext.com/fizminutki/my-listiki-osennie/ 

https://skazkibasni.com/skazka-pro-osen 

https://multiurok.ru/files/kaplia-piervaia-upala-i-vtoraia-pobiezhala.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осень смешивает краски, водит кистью золотой, И рассказывает сказки нам осенние с тобой»

Интегрированное занятие ( музыка, ИЗО) Цель: Развитие коммуникативно – познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности через тему осени....

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу" (для детей старшей группы детского сада)

сценарий осеннего праздника с видеоматериалом (ВХОД НА ПРАЗДНИК-в разделе ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ)...

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"...

Сценарий осеннего утренника «Сказка в осеннем лесу»

Цель:  организация досуга дошкольников;  расширение знаний и представлений  об осеннем лесе,    формирование  потребности здорового образа жизни.Форма проведения: ко...

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу"

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу"...

Сценарий осенней сказки " В осеннем лесу"

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу" Воспитатели Риттер В.А. и Метельская О.В.Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы детского сада.Зал празднично украшен в осеннем стиле. Под музыку ...

Праздник осени в средней группе «Сказка тётушки Осени»

Вед. : Дорогие ребята! Мы собрались сегодня на праздник, который приходит к нам каждый год – праздник Осени. Листья солнцем наливались, Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели И по ветру...