Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
статья по окружающему миру

Булычева Ольга Сергеевна

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. В процессе экспериментирования у детей формируется реалистическое представление о предметах природы и её явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булычева О.С., старший воспитатель

Филиал МАДОУ «Детский сад № 12» - «Детский сад № 59»

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

Современная образовательная система всё чаще обращается к инновационным методам обучения и воспитания, среди которых особое место отводится исследовательскому обучению детей.

Мы придерживаемся идеи о необходимости содействия ребёнку в развитии собственной любознательности, стараясь преобразовать его в целенаправленную познавательную активность, а в будущем сформировать на этой основе устойчивую исследовательскую позицию личности, через экологическое воспитание.

Наша задача заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Процесс этот сложный и длительный, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. В процессе экспериментирования у детей формируется реалистическое представление о предметах природы и её явлениях.

Для повышения экологической грамотности, нами было организовано комплекс мероприятий

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- природоохранные акции.

Отмечено, что дети старшего дошкольного возраста обладают определённым уровнем активности: умеют выделять существенные признаки в предмете, сравнивать этот предмет с другими, находить в них отличительные и сходные признаки: правильно определять причины и делать выводы.

Передо мной, как воспитателем детского сада, стоит цель -  познакомить ребёнка с понятиями исследование, исследователь и умения исследователя. Помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В результате чего формируется понимание, и ребёнок приходит к ответу на вопрос, для чего нужно проводить исследования.

Так же я применила в исследовательской деятельности игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно –дидактические. Игры и игровые элементы придают занятиям эмоциональную окраску, а, следовательно, интересными.

Познакомив детей с основными понятиями исследовательской деятельности можно перейти к следующему этапу – экспериментальная деятельность. Для этого необходимо, чтобы дошкольник имел запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способам.

В процессе эксперимента ребёнок занят не только глубоким умственным поиском, происходят развитие логического мышления, расширение интересов, воспитание активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы и формируются определённые качества личности и духовный мир ребёнка.

Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания развивающей предметно – пространственной среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей.

Формирование развивающей предметно – пространственной среды с учётом экологического воспитания дошкольника позволит ребёнку увидеть неразрывную связь живого организма с внешней средой; рост, развитие и условия, обеспечивающие жизнь и развитие живого организма. Таким образом, основными видами деятельности на занятиях по экологическому воспитанию должны стать непосредственные наблюдения явлений природы, манипулирование с предметами, простейшие опыты и эксперименты, рассказы педагога, введение новой познавательной информации.

 Моя задача грамотно спланировать опытническую деятельность с детьми в режиме дня, самостоятельно подобрать тематику, содержание теоретического материала, помогающего объяснить суть происходящих природных явлений, взаимосвязи и закономерности в них. Для этого в уголке экспериментальной деятельности выделила:

-место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции (камни, природные материалы);

- место для приборов, для хранения природного и «бросового» материалов;

-место для проведения опытов;

-место для таких материалов, как песок, вода опилки;

-микроскопы;

-комнатный термометр;

-психрометр (влажность) и т.д.

Важным аспектом в создании развивающей предметно – пространственной является создание экологических пространств для экспериментов: уголок опытов, мини- лаборатория.

Опытническая деятельность является для ребёнка учением и серьёзным трудом. Наиболее сложным для дошкольника является установление причинно- следственных связей, что требует глубокого умственного поиска. Положительную роль в этом имеет детское экспериментирование с растениями (комнатными, семенами, ветками деревьев), которые окружают ребёнка в повседневной жизни и доступны как по содержанию, так и по технологии их использования в опытах.

Разработанная система опытнической деятельности с растениями решает задачи: развитие воображения, логики, речи, памяти, внимания, чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.

Для понимания детьми специфики экспериментирования мы провели в условиях детского сада эксперименты, наглядно и ярко демонстрирующие определённые физические явления:

1. «Просто добавим воды» - учимся одной рукой наклонять кувшин, развиваем глазомер.

2. «То здесь пар – а то вода» - выясняем при каких условиях вода испаряется.

3. Опыт «Санаторий для семян» - наблюдение за ростом редиса.

4. «Выращивание зелёного лука в стеклянной ёмкости» - наблюдения за ростом корней и листьев репчатого лука.

5. «Свет и тень» - наблюдаем, что луковицы развиваются по-разному.

6. Опыт «Для роста растений нужен воздух». И для того, чтобы выявить потребность растения в воздухе, дыхании, понять, как происходит процесс дыхания у растения, мы решили проверить с помощью эксперимента, что будет с растением, если к нему не будет поступать воздух. Мы взяли две стеклянные ёмкости, наполнили их землёй и посадили в них два одинаковых отростка. Одну ёмкость оставили открытой, другую закрыли органическим стеклом, перекрыв тем самым доступ воздуха к растению. В результате наблюдения увидели, что в открытой ёмкости отросток развивался хорошо. В закрытой ёмкости растение развивалось плохо, начался процесс гниения. Мы с детьми  пришли, к выводу, что растение дышит всеми частями: цветами, стеблем, листьями, корнями.

При экспериментировании с растениями и их семенами у ребёнка формируется умение различать контрольные и опытнические делянки, сопоставлять результаты и делать выводы, фиксировать результаты наблюдения в рисунках, схемах и диаграммах.

Известно, что наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей, вызывая у детей искренний интерес к природе.

По каждому опыту следует провести итоговое обсуждение. Необходимо оценить с детьми следующие вопросы:

-Что мы делали во время опыта?

-Чему научились во время опыта? Как мы этому научились?

-Что вам большего всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

Технология детского экспериментирования сложнее других видов деятельности. Но именно в опытнической работе дошкольники прослеживают различные взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания. Дети прослеживают рост и развитие растений, их меняющуюся связь с внешней средой. Правильное обучение детей экспериментированию способствует развитию у них анализирующего восприятия предметов, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, ведёт к усвоению правильных словесных обозначений признаков, что в целом вызывает у детей повышенный познавательный интерес к изучению природных явлений. Каждый проведённый опыт с предметами или явлениями природы – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

Мною были поставлены задачи:

- сформировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.

- привлечь детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, дома совместно с родителями.

Таким образом можно уверенно заявить, что такое построение обучения в старших группах детского сада можно считать целесообразным, и оно является эффективной формой работы в воспитании экологической культуры у подрастающего поколения.