Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
консультация на тему
Ребенок - это, прежде всего эстет:
Он реагирует на внешность,
На видимость, на очертания и формы.
И. Бродский
Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, я как педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soloveva_natalya_petrovna.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумский детский сад – структурное подразделение
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
«Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Соловьева Наталья Петровна
Ребенок - это, прежде всего эстет:
Он реагирует на внешность,
На видимость, на очертания и формы.
И. Бродский
Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, я как педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно - образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний об окружающем мире, умений и навыков.
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей)
Занимательные игры-задания, разработанные с учетом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал, используемый в ходе игры, развивает у дошкольников два типа активности: собственную активность и активность, стимулируемую взрослым. Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно увлечение процессом игры, поэтому игровые действия более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста в играх предусматриваются более сложные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. Серия игр для детей дошкольного возраста имеет следующие цели:
- побудить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями или алгоритмами
-развивать умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалами и другими признаками предметов
-научить детей устанавливать причинно-следственные связи
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
-Физический: учится управлять своим телом и отдельными органами.
-Познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции.
-Личностный: узнает свои личные возможности.
-Волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей.
-Социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом.
-Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
-Лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры.
-Поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования нетруден: он просто непривычен и не разработан окончательно применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Накопленный мною педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок , независимо от возраста, в момент игры-занятия не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый. Игры с природным содержанием доставляют ребенку большую радость, потому что дают возможность активно действовать. Мы, взрослые, должны помнить о том, что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «На помощь петушку». Воспитатель 1 квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Задачи:Образовательные:Формировать навыки счета в пределах трех, различать и называть цифры 1,2,3.Закреплять представления о геометрических фигурах. Продолжать знакомить детей с литературными пр...
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации и обогащения словарного запаса существительными ,глаголами,...
Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания...