Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
консультация на тему

Шумский детский сад

Ребенок - это, прежде всего эстет:

Он реагирует на внешность,

На видимость, на очертания и формы.

И. Бродский

 

Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, я как педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_natalya_petrovna.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад – структурное подразделение

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

«Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

        Воспитатель

        высшей  квалификационной категории

        Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:

Он реагирует на внешность,

На видимость, на очертания и формы.

И. Бродский

Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, я как педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

     Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности  дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

   В работе по экспериментальной деятельности  детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного  их использования определяются возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно - образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний об окружающем мире, умений и навыков.

  Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей)

Занимательные игры-задания, разработанные с учетом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Дидактический  материал, используемый в ходе игры, развивает у дошкольников два типа активности: собственную активность и активность, стимулируемую  взрослым. Игры применяются как  в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности  дошкольников.

  Для детей младшего дошкольного возраста характерно увлечение  процессом игры, поэтому игровые действия более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста  в играх предусматриваются более сложные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. Серия игр для детей  дошкольного возраста имеет следующие цели:

- побудить детей выполнять ряд последовательных  действий (проводить опыты) в соответствии с моделями или алгоритмами

-развивать умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи и  взаимозависимости  между материалами и другими  признаками предметов

-научить детей устанавливать причинно-следственные связи

Освоение систематизированных  поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления,    обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников  и их полноценную готовность к обучению в школе.

  Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.

    Как доказал  Н.Н. Поддъяков, лишение возможности  экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности  в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

  Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

  Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности  ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый  эксперимент:

-Физический: учится управлять своим телом и отдельными органами.

-Познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции.

-Личностный: узнает свои личные возможности.

-Волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей.

-Социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом.

-Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

-Лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры.

-Поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования нетруден: он просто непривычен и не разработан окончательно применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Накопленный мною педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок , независимо от возраста, в момент игры-занятия не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый. Игры с природным содержанием доставляют ребенку большую радость, потому что дают возможность активно действовать. Мы, взрослые, должны помнить о том, что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезней.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «На помощь петушку». Воспитатель 1 квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Задачи:Образовательные:Формировать навыки счета в пределах трех, различать и называть цифры 1,2,3.Закреплять представления о геометрических фигурах.  Продолжать знакомить детей с литературными пр...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации  и обогащения  словарного  запаса  существительными ,глаголами,...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Организация проектно – исследовательской деятельности  дошкольников в процессе экологического воспитания...