Конспект занятия по познавательному развитию Тема «Комочек пуха, длинное ухо»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заводнова Тамара Анатольевна

Материал занятия знакомит детей с одним из представителей животного мира средней полосы России - зайцем; с его повадками и образом жизни в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayats.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заводнова Тамара Анатольевна

воспитатель МДОУ д/с № 1г. Белгорода

Основная тема «Заяц»

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема «Комочек пуха, длинное ухо»

Программное содержание: закрепить представление о зайце, о среде его обитания; познакомить детей с повадками и особенностями жизни животного в зимний период; развивать наблюдательность, умение соотносить особенности внешнего вида с условиями существования зайцев в природе. Воспитывать добрые чувства при восприятии образа зайца, как осторожного, беззащитного и безобидного животного.

Материал и оборудование. Картины с изображением зимней природы, зимнего леса, «Зайцы в зимнем лесу».

Предварительная работа. Чтение рассказов Е. Чарушина «Что за зверь», «Заяц», Л. Толстого «Зайцы», И. Соколова-Микитова «Листопадничек», стихов А. Блока «Зайчик», просмотр фотоматериалов, отгадывание загадок.

Ход занятия

Литературная минутка

Воспитатель предлагает детям послушать одну историю, которая произошла однажды зимой с девочкой по имени Катя.

Чтение или пересказ отрывка из рассказа Е. Чарушина «Что за зверь».

Воспитатель кратко рассказывает о том, как девочка Катя нашла на крыльце своего дома на снегу чьи-то следы. Девочка захотела узнать, что это за зверёк, и стала его подкармливать: то котлету положит, то косточку от супа. Но всё это оставалось нетронутым. Тогда положила Катя красную морковку. Утром смотрит – нет морковки. Зверёк приходил и всю морковку съел!

Воспитатель: «Как вы думаете, кто приходил к Кате? Как вы догадались?»

Дети: «Это был заяц. Зайцы любят морковку».

Воспитатель демонстрирует картины с изображением зимней природы, зимнего леса.

Воспитатель: Стали белыми сады

И леса еловые

На снегу видны следы

Зайца длинноногого…

Воспитатель: «А почему самого зайца не видно?»

Дети: «Зайцев зимой трудно отыскать – они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик, бел потому и цел. Найти их можно только по следам».

Воспитатель: Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Ну-ка, где он? Угадай-ка?

В поле или на лугу? (Т.А. Шорыгина)

Воспитатель выкладывает следы зайца и предлагает детям пройти по ним, чтобы найти зверька. Дети идут по петляющему следу и возвращаются на то же место.

Воспитатель: «Почему мы не смогли найти зайчишку?»

Дети: «Если заяц почует опасность, то начинает запутывать следы, петлять, делать огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису или волка».

Чтение отрывка из рассказа Л.Толстого «Зайцы»

Минутка – игра

Воспитатель: «Шла лиса по снегу долго

След в снегах петлял, петлял,

А потом под старой ёлкой

Неожиданно пропал…» (Т.Н. Шорыгина)

Воспитатель: «Давайте попробуем побегать, как заяц, который, спасаясь от лисы, запутывает свои следы.

Дети играют в подвижную игру «Лиса и заяц». Они становятся хаотично в центре комнаты, изображая деревья и кусты. Два ребёнка выполняют роли «зайца» и «лисы». «Заяц» убегает, петляя между деревьями. «Лиса» пытается повторить траекторию его движения.

Минута любознательности

Воспитатель: Зашагали наши ножки

Дальше по лесной дорожке.

Поищем зайкину избушку

Мы вместе на лесной опушке.

Воспитатель: «Но оказывается, нет у зайки домика, он надеется укрыться от зимней стужи в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог». Иногда попадётся зайцу стог сена. Вот и тёплый дом, в котором и сытно и от волка с лисой далеко.

Корма в лесу зимой маловато. Поэтому зайчишки иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а в саду могут стволы молодых яблонь попробовать. В лесу зайцы обгрызают горькую кору молодых осинок. Это любимый заячий корм в зимнее время.

Минутка беседа

Воспитатель демонстрирует картину «Заяц в зимнем лесу»

Воспитатель: «Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, лиса, куница, сова. Что спасает зайка от врагов?»

Дети: «Быстрые ноги, хороший слух»

Воспитатель: «Как устроены заячьи лапы?»

Дети: «Задние лапы намного длиннее передних. Они сильные. Он отталкивается ими и высоко прыгает, может отбрыкнуться от совы или захватившей его лисы».

Воспитатель: Как называют зайца в сказках?»

Дети: «Трусливым, зайчишка – трусишка».

Воспитатель: «Но народ давно заметил, что «заяц не трус, он себя бережет». А чем вам нравится заяц?»

Дети рассказывают, какие характерные особенности внешнего вида и поведения зайца в природе, им нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комочек пуха-длинное ухо"

использование элементов  мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....

"Комочек пуха - длинное ухо" - музыкально-досуговая деятельность

Разработка сценария досуга  для детей первой младшей группы...

Занятие по развитию речи "Комочек пуха - длинное ухо" для детей средней группы

В занятии решаются задачи по формированию устной речи  и навыков речевого общения у детей среднего возраста с окружающими....

Конспект интегрированного занятия (ФЭМП и нетрадиционное рисование) во второй младшей группе «Комочек пуха, длинное ухо»

Задачи:1. Актуализация представлений о геометрических фигурах.2. Продолжать учить детей называть основные цвета – красный, синий, жёлтый,зелёный.3. Учить детей ориентироваться во времени по нагл...