Проект "Эколята -Дошколята"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Келий Ирина Юрьевна

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

         Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

          Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

         Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

       Процесс формирования экологической культуры будет более эффективным, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по экологическому воспитанию.

       Данный проект отражает систему работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №71"Кристаллик"  г. Смоленск в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический проект39.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71«Кристаллик» города Смоленска

 (МБДОУ «Детский сад № 71 «Кристаллик»)

Проект Эколята - Дошколята

                               

                             Воспитатель : Келий Ирина Юрьевна

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

         Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

          Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

         Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

       Процесс формирования экологической культуры будет более эффективным, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по экологическому воспитанию.

       Данный проект отражает систему работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №71"Кристаллик"  г. Смоленск в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».

Цель проекта:

Создание   условий   для   формирования    у   воспитан- ников богатого внутреннего мира в системы ценностных отношений к природе ,ее животному и растительному миру ,развитие внутренней потребности любви к природе и , как следствие , бережного отношения к ней , воспитание у детей культуры природолюбия

Задачи Проекта:

  1. Дать ребенку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием  животного и растительного мира родного края, показать неповторимость ,величие, силу и красоту природы.
  2. Создавать условия для накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
  3. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
  4. Разработать и внедрить в учебно - воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев , форм , методов, подходов и приемов , способных сформировать у ребенка чувство любви , разностороннее - ценностное , бережливое и уважительное отношение к природе.
  5. Повышать компетентность педагогов в вопросах экологического образования и организации с дошкольниками разнообразных видов детской деятельности с учетом регионального компонента.
  6. Способствовать экологическому просвещению родителей, посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий.

 Задачи Проекта решаются путём:

  • создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
  • предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
  • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
  • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
  • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

    Прогнозируемые результаты:

  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Паспорт природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»

Структура

Содержание

Тема

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята»

Участники проекта

Педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста от 5-7лет, родители воспитанников

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный;

по количеству участников: коллективный;

по продолжительности: долгосрочный;

по профилю знаний: межпредметный;

по уровню контактов и масштабам организации: на уровне учреждения и организации взаимодействия с социумом

Цель проекта

Создание   условий   для   формирования    у   воспитн ников богатого внутреннего мира в системы ценностных отношений к природе ,ее животному и растительному миру ,развитие внутренней потребности любви к природе и , как следствие , бережного отношения к ней , воспитание у детей культуры природолюбия

Задачи проекта

  1.  Дать ребенку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием  животного и растительного мира родного края, показать неповторимость ,величие, силу и красоту природы.

2 . Создавать условия для накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

3.Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.

4.Разработать и внедрить в учебно - воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев , форм  методов, подходов и приемов , способных сформировать у ребенка чувство любви , разностороннее - ценностное , бережливое и уважительное отношение к природе.

5.Повышать компетентность педагогов в вопросах экологического образования и организации с дошкольниками разнообразных видов детской деятельности с учетом регионального компонента.

6.Способствовать экологическому просвещению родителей, посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий.

Ресурсы проекта

— оборудование экологических уголков в группах:

— природная зона территории детского сада;

— дидактический и наглядный материал методического кабинета и в групповых ячейках;

— экологические модули;

Предполагаемые продукты проекта

        Разработанные образовательные педпроекты  в каждой возрастной группе;

·         Банк  дидактических и методических материалов:

-  конспекты, сценарии мероприятий;

-  презентации,

-  фото и видеоматериалы;

-  дидактические игры и игровые пособия;

-  картотеки игр, наблюдений, опытов;

-  серия консультаций для родителей;

-  костюмы героев Эколят – защитников природы;

-  выставки детских рисунков и семейных стенгазет;

-  оформление экологических уголков в группах;

Предполагаемые результаты и продукты проекта

  • Для воспитанников:

- повышение общей культуры ребёнка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

     Для педагогов ДОУ:

- повышение педагогической компетентности педагогов по формированию экологической культуры и культуры природолюбия у детей;

- обобщение практического опыта работы и создание соответствующих методических, материально-технических и дидактических условий для полноценного экологического образования и воспитания дошкольников;

- расширение форм сотрудничества и вовлечения родителей воспитанников в процессе реализации совместных экологических мероприятий.

Для родителей воспитанников:

- гармонизация детско-родительских отношений в совместной деятельности с ребенком;

- увеличение количества родителей, принимающих участие в совместных экологических мероприятиях;

- повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.

  • Продукт деятельности детей.

- рисунки детей на экологическую тематику.

- модели и схемы.

- творческие работы.

  • Продукт деятельности педагогов.  

- разработка и оформление проекта.

- разработка конспектов ООД по тематике проекта.

- консультации и информационный материал по работе с родителями .

( брошюры ,памятки, консультации и т.д.)

- тематические стенды и выставки.

Этапы развития  проекта

1 этап – подготовительный: август

- разработка перспективного плана мероприятий со всеми участниками образовательного процесса;

-  изучение и создание информационной базы , подбор материала по проекту;

внедрение в проект образы сказочных героев;

II этап — основной сентябрь-май

- совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей;

- включение в учебно- воспитательный процесс , разнообразных занятий , мероприятий по изучаемой теме;

- активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы.

III этап – заключительный: май — июль

- подведение итогов деятельности в рамках проекта;

- предоставление информации на официальном сайте учреждения;

-  организация фотовыставки «Мы – эколята-дошколята»;

- результаты мониторинга по экологическому воспитанию.

 План реализации природоохранного социально-образовательного проекта  «Эколята – дошколята»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I

Информационное обеспечение

1.1.

Создание на сайте ДОУ  интернет- страницы «Эколята-дошколята».

Еженедельное обновление страницы информацией о проведенных мероприятиях.

Сентябрь

В течение года

Бурая Т.В., старший воспитатель

Педагоги ДОУ

1.2.

Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников

В течение года

Воспитатели

1.3.

Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения

В течение года

Воспитатели

1.4.

Размещение в сетевых сообществах информации из опыта работы по экологическому воспитанию

В течение года

Педагоги ДОУ

II.

Методическая работа

2.1.

Изучение методических рекомендаций по реализации природоохранного, социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»

Август, 2019

Бурая Т.В., старший воспитатель

2.2.

Консультация для воспитателей:

«Создание условия для экологического воспитания в дошкольной образовательной организации»

Сентябрь, 2019

Бурая Т.В., старший воспитатель

2.3.

Организация методической поддержки педагогам по разработке групповых проектов, определение направленности

Октябрь-ноябрь, 2019

БураяТ.В., старший воспитатель

2.4.

Организация  экологических проектов

«Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»

(Разработка проектов экологической тематики в  группах)

Апрель, 2019

Бурая Т.В., старший воспитатель

2.5.

Приобретение методической литературы по экологии, наглядного и демонстрационного материала для обучения детей правилам безопасного поведения в природе

В течение года

Педагоги ДОУ

2.6

Пополнение дидактического материала (иллюстрации, картотеки стихов, рассказов, ауди- и видеозаписи) по охране окружающей среды; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды»

В течение года

Педагоги ДОУ

2.7.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды (изготовление атрибутов, пошив костюмов эколят, подготовка атрибутов для проведения мероприятий проекта и посвящения детей в «Эколята»). 

В течение года

Педагоги ДОУ

2.8.

Конкурсы:   

1. Смотр- конкурс среди групп на    лучший «Уголок   природолюбия»

2. Конкурс среди педагогов «Лучшая дидактическая игра по экологическому воспитанию дошкольников»;

3. Конкурс «Мы пишем письмо Природе».

Январь, 2020

Март,  2020

Апрель, 2020

Творческая группа

2.9.

Создание  презентаций:

 «Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ»;

«Я хочу дружить с природой»

«Флора и фауна Смоленской  области»

В течение года

Воспитатели

2.10.

Контроль организации работы с детьми по экологическому воспитанию

В течение года

Бурая Т.В., старший воспитатель

III.

Образовательные мероприятия

3.1.

Реализация организованной совместной образовательной деятельности в каждой возрастной группе по блокам:

«Человек и природа»,

«Животные и птицы родного края», «Растения родного края», 

«Елочка – зеленая иголочка»,

«Времена года»,

 «Юный натуралист»

(экскурсии, беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, целевые прогулки и др.)

В течение года

Воспитатели, специалисты ДОУ

3.2

Реализация проекта «Экологическая тропа в ДОУ»:

  • Экскурсии по маршруту тропы к оборудованным объектам (цветники, огород, лесная аптека, , уголок сказки и др.;
  • Циклы бесед, наблюдений;
  • Серии опытов;
  • Целевые прогулки

В течение года

Воспитатели

3.3.

Интеллектуальные игры:

  • «Знатоки природы», (дети 6-7 лет);
  • Природа и я – верные друзья»(дети 5-6 лет).

Апрель-май, 2020

Олейчик Л.В.

Е.С..

Вавилова И.В.

Келий И.Ю.

3.4

Выставки рисунков:

- «Елочка - красавица»;

- «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем»;

- «Как прекрасен этот мир»;

- «Мы сбережем тебя, природа»;

- «Солнышко – колоколнышко»;

- «Наши пернатые друзья»;

- «Мир весны»;

Педагоги ДОУ

3.5.

  • Оформление альбомов «Красота природы Смоленского края » (дети 5-7 лет);

В течение года

Воспитатели групп

3.6.

Участие в  конкурсах различных уровней

Педагоги ДОУ

3.7.

Выпуск памяток, плакатов, буклетов:

- «Экология и мы!»;

- «Берегите воду!»;

- «Берегите животных?»;

- «Здравствуй, лес, мой врачеватель!»;

- «Беречь природу дар бесценный!»;

- «Природа – наш дом»;

- «Правила поведения в лесу»

В течение года

Педагоги ДОУ

3.8.

Природоохранная деятельность. Акции:

«Столовая

для пернатых»

1. Изготовление кормушек с привлечением семей воспитанников;

2. «С каждого – по зернышку», сбор корма для птиц;

3. Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом).

4.Ежедневное  наблюдение за птицами;

5. Проведение викторины «Птичий мир»;

«Украсим мир вокруг себя».

1.Приобретение рассады цветов.

2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.

3. Высадка цветочной рассады на клумбы.

4. Уход за цветочными клумбами.

5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка».

«Умный взгляд на мусор».

1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.

2. Уборка мусора на территории детского, трудовой десант «Каждую соринку — в корзинку»

3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.

4. Оформление территории детского сада поделками.

5. Выставка поделок из бросового материала «Называем чудесами то, что делаем мы сами».

Январь, 2020

Сентябрь- ноябрь,

2019

Ноябрь, 2019

Декабрь-март 2019-2020

Январь 2020

Март 2020

Март-апрель 2020

Апрель-май2020

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

IV.

Культурно-досуговая деятельность

4.1.

Экологический праздник «Посвящение в эколята»

Январь

2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.2.

Неделя экологического творчества

Октябрь, 2019

Воспитатели,

муз руководитель

4.3.

Развлечение «Скорая экологическая помощь»

Март, 2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.4.

Театральная неделя, организация детского представления с экологической тематикой

Март-апрель

2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.5.

Праздник «День птиц»

Апрель, 2020

Муз. руководитель

4.6.

Утренники «Весна-красна»

Март, 2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.7.

«Именины у Земли» — праздник ко Дню Земли

Апрель, 2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.8.

Экологический праздник «Давайте вместе беречь планету» (парад-шествие)

Май, 2020

Воспитатели,

муз руководитель

4.9

Спортивный праздник «Мы – друзья природы»

Май,  2020

Воспитатели

V.

Озеленение и благоустройство территории

5.1.

Организация общих для всех групп  и сотрудников детского сада субботников, трудовых акций:

·         «Собери мусор – помоги природе» (уборка территории и ее благоустройство: сбор мусора, листвы осенью и весной после таяния снега);

- «Дом для птиц» (размещение кормушек на территории детского сада)

- «Поможем весне» (разбрасывание снежных куч, уборка снега с дорожек;

- Весенний день древонасаждений (не менее 5 деревьев от каждой группы);

- «Наш питомник» (пополнение территории маленькими саженцами);

- «Клумбы своими руками» (высадка цветочной рассады);

.

Сентябрь, октябрь, 2019

Апрель, 2020

Октябрь, 2019 Март, 2020

Апрель, 2020

Ноябрь – январь, 2019

Апрель – май, 2020

Май, 2020

Май, 2020

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

VI.

Экологическое просвещение родителей

6.1.

Подготовка консультативных печатных материалов на тему  «Воспитание добрых чувств к родной природе»

В течение года

Воспитатели

6.2.

Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников

 «В союзе с природой»

В течение года

Воспитатели

6.3.

Папки – раскладушки :

·         «Экология в жизни ребенка»;

·         «Экология и здоровый образ жизни»;

·         «Охраняем природу родного края»;

·         «Воспитание любви к природе)»;

В течение года

Воспитатели

6.4.

Круглый стол «Личный пример родителей – основа правильного поведения в природе»

Март, 2020

Воспитатели

6.5.

Семейная мастерская «Дом для птиц»

Февраль март2020

Воспитатели

6.6.

 Парад семейных коллекций: семян, камней

Апрель, 2020

Воспитатели

6.7.

Персональная фотовыставка семьи «Красота родной природы»

Февраль – апрель, 2020

Воспитатели

6.8.

Конкурс экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!»

Май, 2020

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в дошколята.

Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во  вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...