Проектная деятельность «Мусор Земле не к лицу»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Васюченко Галина Валерьевна

Проблема: Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность «Мусор Земле не к лицу»

Автор проекта: воспитатель МДОУ детский сад «Малыш»

«Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой похожей нету!»

(Я. Аким).

Цель: Формирование представлений детей, что такое мусор. Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Развитие умения анализировать экологическую проблему. Развитие потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду. Воспитание гуманной, социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.

Вид, тип проекта: творчески – информационный, долгосрочный.

Участники проекта: дети  средней группы, старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сроки проведения: ноябрь – апрель.

Проблема:

Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты.

Актуальность:

Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.

Первыми нашествие мусора ощутили города, сёла, в том числе и наш родной посёлок Таловка, республики Бурятия. Люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов, в парке, на берегу реки Селенги. Маленькая кучка мусора кажется незначительной, но, соединяясь с другими - становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. Накапливается огромное количество твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета, люди чаще болеют.

В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т. е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. Но, приходя с детьми на лесную поляну, мы видим бутылки и пакеты, следыы от кострища. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Мусор Земле не к лицу».

В связи с большой загрязнённостью нашего посёлка и довольно низкой экологической культурой населения, мы решили создать проект, направленный на работу с родителями и детьми, посещающими дошкольное учреждение. Мы понимали, что если родители проникнутся данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес к родному посёлку, стремление к поддержанию чистоты на улицах и во дворах, соблюдение правил поведения в природе. Мы уверены, что родители своим примером смогут донести до своих детей важность проблемы содержания окружающей природы в чистоте, а мы постараемся им в этом помочь. Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Задачи:

• способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;

• способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды;

• формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;

• поддерживать у детей инициативу в создании благоприятной окружающей обстановки;

• формировать бережное отношение к природе, экологическую ответственность;

• вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь.

Содержание работы над проектом по этапам:

1-й этап: целеполагающий

Беседы: «Помогите природе», «Мусору – нет!». Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, рассказывает о путях реализации проекта.

Экскурсии по улицам поселка.

Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции.

Составление плана работы по реализации проекта «Мусор Земле не к лицу».

Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, дети,

сотрудники детского сада.

Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

Создание слайд – программы «Здесь были люди», «Жалобная книга природы».

Разработка консультаций и газет для родителей «Прикоснись к природе сердцем», «Зачем нужно детям знать, что такое экология».

Изучение особенностей территории ДОУ

Анкетирование детей и родителей «Окружающая среда. Умеем ли её беречь?».

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта.

2-й этап: практический

Показ фильма «Здесь были люди…»

Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке».

Оформление фотогазет: «Загрязнения нашего края. Что мы знаем о природе и ее охране».

«Здесь были люди», «Жалобная книга природы».

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».

Занятие «Мусор – это хорошо или плохо?»

Экологическая акция «Мой чистый двор».

Рисуем плакаты «Детям — чистую планету».

Изготовление коллажей: «Здоровая планета», «Планета заболела».

«Правила поведения в природе»

Составление и изготовление лозунгов:

«Мусор - в урны!»

«Не губите Природу!»

«Мусор земле не к лицу!»

Творческая мастерская «Затейники»:

- «Кораблик» (изделие из пластиковой бутылки).

- «Волшебный декупаж» (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки, конфетницы).

- Браслет для девочки из пластиковой бутылки.

- «Цветы для мамы» (изделие из пластиковой бутылки).

- Изготовление панно из одноразовых ложек, стаканов, тарелок.

- Конструирование из спичечных коробочек «Светофор».

- Аппликация из атласных ленточек на одноразовой тарелочке «Подарочек для любимой мамочки».

- Изготовление коллажа из конфетных фантиков «Вместо мусора цветы».

- «Рисуем песком».

- «Кукла-оберег» (поделки из бросового материала).

Придумай и нарисуй или сделай своими руками «Экознак».

Экологическая сказка «Мастерская лесовика».

Открытие галереи «Мусорный вернисаж»

Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Рассортируем мусор»,

«Как переработать мусор»,

«Изготовление новой бумаги»,

«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»

Конкурс стихов на тему: «Мусору – нет!»

Выпуск экологических газет для родителей: «Прикоснись к природе сердцем», «Меньше мусора - больше здоровья».

Итоговое занятие «Спасём планету от мусора».

3-й этап: итоговый

Презентация проекта: Дефиле «Мусорная мода» - экологический праздник.

Ожидаемые результаты:

- Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

- Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:

Экологическое просвещение. Информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Правила поведения в экстремальных условиях»;

Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх;

Работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);

Агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет «Здесь были люди», «Жалобная книга природы».

Дальнейшее развитие проекта:

• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

по теме проекта;

• участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой

экологической зоны на территории ДОУ.

• привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.

Используемая литература:

1. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.

3. Интернет-ресурсы.

4. «Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение», 1983

5.. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.

6. Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» - М., «Просвещение», 1976.

7. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М. : Новая школа, 1995.

8. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.

9. Шишкина В. А. «Прогулки в природу» - М., «Просвещение», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к пректу "Мусор Земле ни к лицу"

Презентация представляет основные этапы проведения проекта "Мусор Земле ни к лицу " в ДОУ...

Экологический проект "Мусор Земле не к лицу!" для детей 6-7 лет

"В природе всё одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нём руку человека. "                  ...

Мусор Земле не к лицу

НОД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами...

" Мусор Земле не к лицу"

Проект в старшей группе по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность «Мусор Земле не к лицу»

Проблема: Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты....

Презентация к образовательной деятельности по познавательному развитию в группе детей 5-6 лет "Мусор Земле не к лицу"

Презентация к образовательной деятельности по познавательному развитию в группе детей 5-6 лет "Мусор Земле не к лицу", которая показывает красоту природы и ву тоже время проблему ее загрязне...