«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Зимина Ольга Юрьевна

Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухуд­шениям функционирования экосистем. Природные нарушения в свою очередь негативно сказываются на условиях существования самих людей. В сложившейся си­туации важнейшей задачей общества является поиск путей преодоления деструк­тивных процессов в биосфере. По мнению ученых, возникла необходимость выра­ботать стратегию согласованности существования человека и природы.

             Такая стратегия предполагает, прежде всего, глубокие социальные изменения, предусматривающие отказ от агрессивного, потребительского использования природного мира, переос­мысление устоявшихся взглядов на природу, место человека в мире, перестройку системы ценностей. В целом речь идет о воспитании поколения, способного пози­тивно, экологически грамотно взаимодействовать с природой, знать ее законы и особенности.

Как важнейшая мера преодоления экологической опасности в
мировой практике рассматривается экологическое образование.  В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» определяется система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, а также профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях. Начальным этапом непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, ис­ходным этапом формирования личности.

2 Слайд

Свою работу я начала с изучения психологов педагогов таких как Венгер Алекс Абрамович,Д.Б Эльконина, ,  С.Н. Николаевой, Т.А. Серебряковой, З.А. Аксеновой, Н.А.лек Рыжовой, Полин.Григор. Саморуковой,  Т.А. Куликовой, Лид.Мих. Маневцовой,  Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой, И.ринАлек. Хайдуровой и др.

Методические условия – работа в творческой группе детского сада по разработке образовательной программы ДОобразоват Организации, изучила работы по экологическому воспитанию  дошкольников  Т.А. Серебряковой, Р.Ю.Белоусовой,Саморуковой Полины Григорьевны, Лидии Михайловны Маневцовой,Кондратьевой Наталья Николаевной,Марковой Т.А участвовала в вебинарах по теме «Повышение экологической образованности детей старшего дошкольного возраста»,  семинаре «День специалиста ЭКОНАВИГАТОР», участие в РМО Сормовского района

Организационно-педагогические условия – работа в должности воспитателя в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет

3 слайд

Актуальность моей темы продиктована требованиями ФГОС До, а также ухудшением процесса взаимодействия человека и природы,проблемма которого приобрела в настоящее время глобальный характер.Старший дошкольный возраст  обязывает строить процесс обучение не на словах а наглядно подтверждая, т.е путем метод моделирования. Метод моделирования - один из интереснейших для развития детей старшего дошкольного возраста.

4 слайд

Проблему повышения экологической культуры дошкольников необходимо решать из-за ухудшения экологической обстановки, а также из-за сложности восприятия детьми метода моделирования.

5 слайд

Для решения данной проблемы мною была изучена теоретическая и методическая литература.Исходя из которой мы видим  педагоги   И.Алек. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина в своих работах отражали закономерности живой и неживой природы.

         Метод моделирования же рассматривался в работах  Петр яков. Гальперина, Алекс .ВЛад. Запорожца. В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова, А.А. Венгера , они отмечают  что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей.

 Р.Ю.Белоусова  в своих работах,  отмечают   метод моделирования как основу  изучения особенностей объектов природы  их структуру, связи и отношений между ними.

6 слайд.

Цель моей работы Цель: Использование метода моделирования как средства экологического образования детей дошкольного возраста

Задачи представлены вашему вниманию на слайде.

Формировать у детей элементов экологического сознания и практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

Разработать систему работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования.

Оценить эффективность метода моделирования в экологическом развитии дошкольников

7 слайд

 В своей работе я хочу подчеркнуть что формирование  интереса  к природе.

Освоения умения сравнивать явления и объекты природы по множеству признаков сходства и отличия у детей  дошкольного возраста возможно при использовании метода моделирования.

8 слайд.

Свою работу я построила в три этапа

На 1  этапе я провела первичный мониторинг,разработала систему работы с моделями, а также определила формы, методы и приемы .

На втором  основном этапе я работала с моделями для повышения экологической культуры  дошкольников с использованием метода моделирования.Формы организации образовательного процесса индивидуальные свободное от занятий время, а также подгрупповые и групповые.

9 слайд

Результат первичного мониторинга по диагностическим заданиям с целью выявления экологических представлений Пол.Григ Саморуковой,Лидия Мих Маневцовой,Натальи Николаев Кондратьевой,Т.А Маркова показал недостаточный уровень экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также по своим наблюдениям и беседам сделала вывод, что дети не достаточно владеют методом моделирования .

  Моделирование это совместная деятельность воспитателя и дошкольника.Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками и символами.В своей работе я использую различные модели это

-Предметные модели   модель «Экосистема»; модель «Экосистема луга»; модель «Круговорот воды в природе»

-Предметно-схематические модели (- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

Графические модели  календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

- модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);

- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);- модель «Птицы»;- модель «Рыбы»;- модель «Звери»;- модель «Насекомые»;

10 Слайд

Свою работу с детьми по данной теме я строила согласно перспективному плану который я разработала на учебный год, который представлен вашему вниманию на слайде.План разработ согласно календарно-тематическому планированию согласно образовательной программе нашего Доу

11 слайд

Работу с моделями строила в несколько этапов

1.Знакомство детей с объектом или явлением при помощи других метадов обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях отношениях(НаблюдениеИсследования,опыты,эксперементирование)затемпроводили  анализ изучаемых связей.

 2. Перевод данного материала на знаково-символический язык, который может осуществляться  вещественными и графическими средствами

3. Работа с моделью

4. Соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью

12,13,14 слайд

В своей работе по повышению экологической культуре дошкольников я использую различные модели но сегодня вашему вниманию хочу представить предметно-схематическую модель экологической тропы детского сада, которую я использую на прогулках для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления на свежем воздухе;

для наблюдения за живой и неживой природой, для  установления простейших взаимосвязей в природе;

для проведения исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности. 

1 из этапов эк.тропы является фитоклумба с помощью которой мы може показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учим распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное бследование их частей и семян и др

Огрод Цель которого: вызвать большой интерес к труду, исследованиям

на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

 Дендрарий задачами которого является  формирование  представления об уникальности и разнообразии  деревьев и кустарников: С помощью которого мы совместно с детьми обследуем ,изучаем, а затем делаем вывод об огромной жизненной силе деревьев и тд.

Также есть и другие точки с которыми вы можете ознакомиться в пособии которое я вам представила.Это и альпийская горка где мы с детьми изучаем виды почв, камней.и клумбы где мы изучаем виды цветов,их строение,кустарники где мы знакомимся с разнообразием кустарников, их строением.Учимся сравнивать ,анализировать делать выводы.

15 слайд

По результатам проведенной работы  я провела итоговый мониторинг, результаты которого показали положительную динамику в  экологическом образовании детей дошкольного возраста, чему способствовал метод моделирования.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zoyu2.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»

Слайд 2

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Научно-исследовательские условия – изучение работ педагогов и психологов Л.А. Венгера , С.Н . Николаевой, Т.А. Серебряковой, З.А. Аксеновой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой , В.Г. Грецовой , Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой , Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой, И.А. Хайдуровой и др. Методические условия – работа в творческой группе детского сада по разработке образовательной программы ДОО, изучение работ по экологическому воспитанию дошкольников Л.И.Николаевой , Т.А. Серебряковой, Р.Ю.Белоусовой , участие в вебинарах по теме «Повышение экологической образованности детей старшего дошкольного возраста», семинаре «День специалиста ЭКОНАВИГАТОР», участие в РМО Сормовского района Организационно-педагогические условия – работа в должности воспитателя в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет

Слайд 3

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» 1. Требования ФГОС ДО 2. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. 3.Старший дошкольный возраст обязывает строить процесс обучение таким образом, чтобы необходимые основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира (моделирование) 4 . Метод моделирования - один из интереснейших для развития детей старшего дошкольного возраста, способствующий их всестороннему развитию.

Слайд 4

Противоречия Ухудшение экологической обстановки в мире Метод моделирования сложно воспринимается детьми Повышение экологической культуры дошкольников

Слайд 5

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» В трудах педагогов И.А . Хайдуровой , С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы . Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов П.Я Гальперина, А.В . Запорожца. В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова , А.А. Венгера показывают , что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. В исследовательских работах Р.Ю.Белоусова и Л.И.Николаева , говорится что использование метода моделирования обеспечивает усвоение детьми старшего дошкольного возраста знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношений между ними.

Слайд 6

«Цель и задачи педагогической деятельности » Задачи: Формировать у детей элементов экологического сознания и практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; Разработать систему работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования. Оценить эффективность метода моделирования в экологическом развитии дошкольников Цель : Использование метода моделирования как средства экологического образования детей дошкольного возраста..

Слайд 7

«Ведущая педагогическая идея» Формирование интереса к природе. Освоение умения сравнивать явления и объекты природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. Формировать умения обобщать представления о живой природе на основе существенных признаков. Основой повышения экологической образованности детей старшего дошкольного возраста является использование метода моделирования

Слайд 8

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Формы организации образовательного процесса групповые подгрупповые индивидуальные

Слайд 9

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Мониторинг на начальный период

Слайд 10

Январь «Посадка лука» Графическая модель: ведение календаря наблюдений за ростом растения «Сезонные изменения в зимний период» Графические модели: календарь погоды, календарь длительности светового дня, календарь наблюдений за птицами; предметно-схематические модели; Макет экологической тропы «Сравнение домашних и диких животных» Графические модели: «Звери», «Размножение животных»; предметно-схематические модели Февраль «Путешест вие в зимний лес» Календарь природы; графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы; картина – путаница; модели признаков времен года «Сезонные изменения в зимний период» Графические модели: календарь погоды, календарь длительности светового дня, модель "Термометр", календарь наблюдений за птицами; предметно-схематические модели Макет экологической тропы «Растения, которые украшают нашу жизнь (комнатные растения)» Предметно-схематические модели: модель формы листа, величины, численности групп, характера поверхности; Графические модели: «Живой организм», «Строение растений», «Потребности растений», «Способы ухода за растениями», «Размножение растений» Классификация растений Предметные модели с изображением растений каждой группы Март Классификация животных Предметные модели с изображением животных каждой группы «Сезонные изменения в весенний период» Графические модели: календарь погоды, календарь длительности светового дня, модель "Термометр", календарь наблюдений за птицами; предметно-схематические модели «Посев семян помидоров для выращивания рассады» Составление алгоритма действия «Посадим рассаду помидоров», изготовление модели-схемы «Рост и развитие растения»; графические модели: ведение календаря наблюдений за ростом растения, «Живой организм», «Строение растений», «Потребности растений», «Способы ухода за растениями» «Сбережем удивительный мир растений и животных леса» Модель взаимосвязи растений и животных и условий жизни в экологической системе «Лес», предметная модель «Экосистема леса» Апрель «День Земли» Изготовление модели «Земля – наш общий дом» «Город – растительный и животный мир» Схема «Неблагоприятные экологические факторы влияющие на живую природу в городе» «Как птицы весну встречают » Графические модели: «Птицы», «Размножение животных»; предметно-схематические модели «Сезонные изменения в весенний период» Графические модели: календарь погоды, календарь длительности светового дня, модель "Термометр", календарь наблюдений за птицами; предметно-схематические модели Макет экологической тропы Май «Наши младшие друзья» Графические модели: «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Животные» и др.; предметно-схематические и предметные модели животных разных классов «Сезонные изменения в весенний период» Графические модели: календарь погоды, календарь длительности светового дня, модель "Термометр", календарь наблюдений за птицами; предметно-схематические модели Макет экологической тропы «Растения и животные луга созданы друг для друга» Предметная модель «Экосистема луг»; предметно-схематические модели

Слайд 11

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Этапы усвоения детьми модели

Слайд 12

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Предметно-схематическая модель «Экологическая тропа детского сада» Назначение экологической тропы: - прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления на свежем воздухе; - наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе; - проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности. Задачи: - формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях; - формирование первичных экологических представлений; - формирование чувства близости к природе , забота и бережное отношение к ней; - формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах ;

Слайд 13

ОГОРОД Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностей. ФИТОКЛУМБА Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений. ДЕНДРАРИЙ Цель: формировать представление об уникальности и разнообразии деревьев и кустарников: рассмотреть ствол, переплетение веток. Сделать вывод об огромной жизненной силе деревьев; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать уважение к растительному миру.

Слайд 14

«Клумба» «Фитоклумба» «Огород «Альпийская горка»

Слайд 15

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Вывод : По итогам проведенной работы наблюдается положительная динамика в экологическом образовании детей дошкольного возраста, чему способствовал метод моделирования.

Слайд 16

Литература: Венгер Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер . – М.: Просвещение, 2005. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 2008. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: Детство-Пресс, 2004. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2009. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. Запорожец А.В. Дошкольная педагогика. - М., 2003. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 2008. Кондратьева Н. Экологическое воспитание [дошкольников]: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание, 2003. - №7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 2005. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / под ред. Л. М. Маневцовой , П. Г. Саморуковой . – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М.: Издательский центр "Академия", 2013. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2009. Серебрякова Т.А., Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания. – Н.Н., 2005. Интернет-ресурсы : http://www.detskiysad.ru / - для воспитателей и руководителей детского сада http://detsad-journal.narod.ru/-сайт для воспитателей и руководителей детского сада http://maaam.ru/ "М a аам.ру “ - сайт для воспитателей детского сада. http://dohcolonok.ru/ - "Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой

В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников....

Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"

Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...

«Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию экологических сказок для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

Презентация «Проект как средство развития экологической культуры старших дошкольников»

ull;Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индиви...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....