Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бахур Алла Михайловна

В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bahuram_statya._povyshenie_ekologch._kultury.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бахур А.М.

Воспитатель I кв. категории

МАДОУ «Детский сад №370»

г. Пермь, Россия

Проект

«Повышение экологической культуры старших дошкольников    через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться. Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно.

Проблема в том, что многие дети привыкли к городскому образу жизни и не воспринимают предметы и явления природы как ценность, к которой необходимо бережно относиться и сохранять. Большинство современных детей редко общается с природой.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в природных условиях. По нашему мнению, принимая участие в трудовой деятельности на территории ДОУ, ребенок может получить конкретные познавательные навыки: научится наблюдать, рассуждать, планировать работу, научится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Территория ДОУ - важнейшая часть образовательной среды детского сада. Мы долго думали, как привлечь семью к сотрудничеству с ДОУ, и остановились на создании альпийской горки. У многих родителей есть дачи, поэтому они могут помочь с растениями, есть родители, которые могут привезти камни.

 Результатом нашей совместной деятельности будет обустройство на территории  ДОУ альпийской горки в соответствии с характером ландшафта, технологией сооружения, подбором рекомендуемых растений, соблюдением схем и правил посадки. На одном из участков  почва практически наполовину состоит из гравия, трудно обрабатывается, плохо приживаются растения. Соорудив альпийскую горку на труднообрабатываемом участке, мы в будущем значительно сэкономим силы и время на обработке почвы перед высадкой рассады, а обустроенная альпийская горка,  вписавшись в местный ландшафт, придаст новый  вид территории ДОУ и предоставит неограниченную возможность для творчества.

Это замечательный способ разнообразить ландшафт территории и обогатить его новыми видами растений. Горка служит и украшением, и местом для экспериментов и наблюдений за растениями. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпийская горка поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы.

Общий вид альпийской горки, красота растений, сочетание различных красок - все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно, горка будет выглядеть привлекательно в любой сезон года - с ранней весны до поздней осени.

Целью нашего проекта является повышение экологической культуры детей через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями, организация общения с природой и бережного отношения к ней.  

В рамках реализации проекта предполагается работа в следующих направлениях: 1. Оформление входной зоны территории. Обустройство альпийской горки, бордюров рабаток вокруг альпийской горки. 2. Организация наблюдений с детьми за растительным миром альпийской горки. 3. Вовлечение дошкольников в трудовую деятельность на альпийской горке, 4. Привлечение родителей к оказанию помощи в подборе камней и растений на альпийской горке.

На альпийской горке предполагается высаживание следующих растений: колокольчик Посхарский (май - сентябрь), примула Аллиони (март - апрель), камнеломка (апрель - май), горечавка китайская украшенная (сентябрь - октябрь), гвоздика альпийская и сизая (июнь - август), травянка (июнь - август), молодило (май - октябрь), барвинок (май - октябрь), мелкая травка (май - октябрь).

Первый этап реализации нашего проекта предполагает организацию подготовительной работы по сбору коллекции камней, фотографий, объяснение цели проекта детям старшего дошкольного возраста, создание моделей альпийской горки с помощью родителей, организация выставки.

Основной этап реализации проекта включает в себя:

1. Создание альпийской горки на участке детского сада: выбор места размещения; завоз камней, песка, щебня, битого кирпича; высадка растений.

2. Беседы с детьми: «Такие разные горы», «Какими бывают камни», «Для чего нужна почва», «Почва – «живая земля».

3. Организация наблюдений на альпийской горке.

4. Экспериментирование (проведение опытов), например: -показать, что в почве есть вода; показать, что в почве есть воздух.

 5. Сочинение рассказов и сказок.

 6. Организация дидактических игр: «Что лишнее?», «Найди свой камень», «Угадай растение» и др.

Заключительный этап реализации проекта предполагает оценку результативности его реализации, определение уровня экологического развития и качество знаний ребенка в динамике, а также анализ работы с родителями и сотрудниками ДОУ по достижению поставленной цели.

 По итогам реализации данного проекта мы предполагаем получить такие результаты, как: пополнение у детей экологических знаний, развить у них  осознанно – бережного отношения к природе, активизацию интереса родителей к участию в совместных с ДОУ творческих проектах, в том числе связанных с экологическим воспитанием детей.

Литература

1. Гугушина Е. Альпийские горки своими руками. – М., 2007

2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

Приложение

Развлечение на альпийской горке

В качестве примера приводим конспект развлечения с использованием альпийской горки. Дети встают у альпийской горки и рассматривают её.

 Воспитатель:         Растут на клумбах ромашки розы

                                 Весной цвели у нас мимозы

                                 Но не хватало уголка

                                 Для низкорослого цветка.

Ребёнок:         Построили мы горку                 Все вместе мы садили.

Из камней сложили                 Посмотрите у нас тут

Цветы на ней удачно                 Цветы садовые растут.

Ребёнок-садовник: Я посадить цветы спешил, но так ли я их рассадил?

Ребёнок:         Поспешил чудак садовник

Что - то с ним случилось вдруг

Он смешал и перепутал

Все растения вокруг,

Колокольчик, травку, розы,

Посадил он в водоём.

Ребёнок:         Мы садовнику поможем

                         Всё мы дружно разберём.

Воспитатель:         Давайте мы устроим бал!

Или весёлый карнавал!

Чтобы цветы смогли ожить,

И словно в сказке говорить.

 Ребёнок:                 Цветок нам сможет рассказать,

Где, как, когда, его сажать,

                                 И как ухаживать за ним,

 И как рыхлить, как поливать.

 Воспитатель:         Что за музыка звучит?

                                 Что так нежно здесь звенит?

Как меня вы не узнали?

 Голубой на мне наряд,

Я головкой покачаю

Зазвоню для всех ребят.

Воспитатель: Дети что же это за цветок?

Дети: Колокольчик!

Ребёнок: Я весёлая сестричка                         Но нежна и так красива.

                     Молодило  невеличка                 Быстро разрастаюсь

                       И совсем неприхотлива                 И цвету стараюсь.

 Ребёнок: Я примула весенняя                 Мои листочки нежные

                      Весною расцвела                         Добавьте вы в салат

                       Для эльфов по преданию                 В них витаминов много

    Ночлегом я была                         Для взрослых и ребят

Ребёнок: А я расту на горке                         Людям очень нравлюсь я

                     На клумбе и балконе                 И формой и расцветкой

    У офиса в контейнере                 Меня каждый год сажают

                      И у кафе в вазоне.                         Ведь я не многолетка.

Воспитатель:         Но время мчится, и пора

Нам праздник завершать.

Звучит «Вальс цветов».Дети танцуют.

Воспитатель: С последним аккордом

          Закончилась сказка,

(Снимает накидку и венок.)

И сразу умолкли цветы.

Но мы теперь знаем,

Какие на горке

Растения будут цвести.

Ребенок:         Промелькнуло быстро лето,

           Пробежало по цветам,

           За горами бродит где-то

                            И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью – зима.

Мы ее не ждем, не просим,

А она идет сама.

 Воспитатель: Славно мы повеселились! Очень крепко подружились! Поплясали, поиграли, все вокруг друзьями стали! Но прощаться нам пора. Что поделать? Ждут осенние дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"

Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...

Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"

Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"...

«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»

Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухуд­шениям функцио...