РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пермякова Алевтина Викторовна

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, ставить и реализовывать общие цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ekologicheskoy_kultury.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад № 27»

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                     

Составитель:

Пермякова

Алевтина Викторовна

Воспитатель

Содержание

Введение…………………………………………………………………4

Значение трудовой деятельности в воспитании дошкольников……..7                                

          Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе воспитания экологической культуры………………………………………….12

Развитие экологической культуры старших дошкольников через дежурства в уголке природы…………………………………………………..15

Развитие экологической культуры старших дошкольников через ручной труд……………………………………………………………………..18

Развитие экологической культуры старших дошкольников через трудовую деятельность в семье……………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………….20

Литература………………………………………………………………..22

Введение

Как особое направление науки экология возникла в XlX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология»- это наука о доме, жилище («ойкос»- дом «логос»- наука).

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, ставить и реализовывать общие цели.

Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания. «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» В.Ясвина.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным; ломать деревья, срывать цветы с клумбы, разорять гнезда птиц, загрязнять окружающую среду и т.д.

Сейчас эта проблема актуальна. Как нам сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами природу, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием. Поэтому для работы с детьми я выбрала тему: «Развитие экологической культуры старших дошкольников через трудовую деятельность».

         Работая с детьми по проблеме экологического образования, мною было проведено анкетирование родителей в количестве 20 человек. Результаты анкетирования показали, что большая часть родителей интересуются экологическим воспитанием детей в ДОУ и  уделяет этому большое внимание: расширяется кругозор ребенка, общее развитие его психических процессов (память, внимание, логическое мышление, воображение), формируется бережное отношение к окружающему миру, осознанное правильное отношение к живым существам. Но некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию экологической культуры своих детей   в виду своей занятости. Большинство родителей оценивают высокий уровень подготовленности своих детей и квалифицированный уровень воспитателей. (Приложение №2).

        Диагностируя детей, выявила не достаточно высокий уровень развития по экологическому образованию в трудовой деятельности. На  начало года уровень развития составил:

 высокий- 7, средний- 9, низкий- 5.

Уже к середине года показатели имели следующий уровень:  

высокий- 13, средний- 10, низкий-0.           (Приложение №1)

         Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания; формирование экологической культуры, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

 Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

            Сущность экологического воспитания: выделить основные естественнонаучные и экологические понятия, освоение экологической культуры дошкольников.

            Прогнозируемый результат моей работы: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через трудовую деятельность.

Для достижения этой цели и повышения уровня образования и воспитания детей по данному направлению,  мне необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (воспринимать себя как часть природы, взаимосвязь человека и природы, самоценности и многообразие значений природы ценность общения с природой);

- развивать познавательный  интерес к миру природы;

-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-воспитывать гуманное эмоционально- положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувство эмпатии к объектам природы, умение видеть его красоту и неповторимость;

-формировать умения и желания сохранить природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- формировать понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.

Поставленные задачи осуществляю через трудовую деятельность детей, а также в общении ребенка с взрослыми и детьми в быту, в различных жизненных ситуациях, т.к. каждая трудовая деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для успешной реализации той или иной задачи.

Значение трудовой деятельности в воспитании старших дошкольников

Труд - важнейшее средство для воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Процесс воспитания детей в детском саду мы организовываем так. Чтобы научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относились к работе с любовью, видели в ней радость- необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что  труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников. Дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателя материальных благ, без которых не возможна жизнь человека.

Основой нашей деятельности с детьми является именно труд. Но что такое труд - это не то, чем заняты руки ребенка, труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, мы его воспитываем с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, поэтому, мы делаем наших детей богатыми духовно. Труд развивает в наших ребятах  физические качества.

Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает наших детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает нам воспитывать в детях отрицательное отношение к безделью и лени.

        Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

        В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет нам формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

        Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, мы учитываем особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

         В ходе обучения трудовым навыкам формируем у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Мы не допускаем, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

         Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В своей работе мы решаем задачу формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда формируем у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Виды труда. Труд детей многообразен. Это позволяет нам поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Рассмотрим их.

      Самообслуживание направленно на уход за собой. Мы следим за тем, чтобы дети правильно умывались, раздевались, одевались, убирали постели, подготавливали рабочие места и т.п. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

        В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, Дети нашей группы стараются сами соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Постоянно участвуя в хозяйственно-бытовом труде, у наших детей сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.  Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

       Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает нам решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Труд в природе расширяет кругозор детей, получением доступных знаний, например о почве, посадочном материале, трудовых процессов, развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, воспитывать любовь к ней. Через содержание труда в природе, например выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

         Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе ручного труда учим, детей знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

         Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

         Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д.  Дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств цветом, формой, твердостью.

Формы организации труда.  Мы организуем труд детей в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе воспитания экологической культуры

Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, мы организуем деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей  в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

-  контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

-  понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

-  наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

-  возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Основное место в системе экологического воспитания мы отводим деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.).

Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию группового уголка природы, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно с взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

-  слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

-  наблюдая за деятельностью взрослых;

-  практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет наше отношение к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных - с экологической точки зрения - действиях. Мы своим поведением создаем образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.

Развитие экологической культуры старших дошкольников через дежурства в уголке природы

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Я обязательно отмечаю все достижения детей, хвалю их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Остановимся поподробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.

1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит: «Саша и Ксюша, распределите между собой, кто и что будет делать для черепашки, и начинайте уборку. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».

3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда). Предварительный осмотр аквариума с рыбками, черепахи в клетке, растений - это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого УП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет нам определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства.

Второй момент методики традиционен - это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому нам для работы необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки и т.д. Мы  учим детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, не сломать стебли или листья растений.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет нам наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., - всем стало лучше оттого, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Развитие экологической культуры старших дошкольников через ручной труд

        Составная, органическая часть трудового воспитания в дошкольных учреждениях — ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию. Ручной труд в большей степени, чем другие виды труда, позволяет нам организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать,— чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Для нас очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда.

        Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения к труду. В желуде, в шишке, в причудливых ветвях таятся образы сказочных героев, вот почему дети любят работу с природным материалом.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда мы знакомим детей с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы, учатся бережно, относится к материалам, предметам труда. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергают различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т.д. дает нам возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

 Развитие экологической культуры старших дошкольников через трудовую деятельность в семье

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости, для формирования всех этих качеств в семье имеют самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Как приобщить ребенка к труду? В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, работают в огороде, саду. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама посадила морковь, а папа принес воды для ее полива. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые должны сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь детей в трудовой процесс, мы коренным образом меняем все представления ребенка о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняем его самооценку. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая  функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

 

Заключение

   

             Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

            Проводя большую работу по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, мы понимаем, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания детей.

           Природа — огромная мастерская для творчества. И мы стремимся с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей природе вечную красоту жизни.

Работая по данной проблеме, мы пришли к выводу, что дети стали больше интересоваться природой. У них возникает желание сохранять природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами),  также дети приобрели навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

        В своей работе мы учитывали основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

  • подчеркивали общественную значимость труда;
  • следили за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
  • строго соблюдали нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
  • постепенно расширяли самостоятельность детей;
  • создавали благоприятную психологическую атмосферу, формирую у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
  • направляли внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

      В работе с детьми используем разнообразный материал:

- природный, бросовый;

- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- материал для развития мелкой моторики рук;

- различные конструкторы;

        Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно  творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев).                                        

Список литературы

1. Алексеев, С. В. Экология: наука и область образования [Текст]: методические рекомендации / С. В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1996. - С.18-41.

2. Моисеев, Н. Н.  Экологическое образование [Текст]: методическое пособие / Н. Н. Моисеев. - М.: Просвещение, 1995. - 93 с.

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

     4. Николаева, С. Н.  Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева.-М.: Издательский центр«Академия», 1999. - 108с.

    5. Фёдорова, Т. А.  Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой [Текст] / Т. А. Фёдорова. - М.: Просвещение, 1999. - С.56-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность

Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....